Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:50, шпаргалка
Курс западноевропейского и американского реализма охватывает период с начала 1830-х гг. до начала 1980-х гг. Это временное членение этапов развития литературы весьма условно. В разных европейских странах в связи с национальным своеобразием процесс смены романтизма реализмом проходил в различных хронологических рамках.
Культурно-историческими предпосылками и основами реалистического искусства были сочинения экономистов Англии и историков Франции, работы естествоиспытателей 18 и 19 вв. Реализм 19 в. исходил из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать, как это делал романтизм.
Существенный перелом в духовной жизни Европы был связан с развитием нового этапа буржуазно-капиталистического уклада. Нужды бурно развивающейся промышленности требовали точных знаний материального мира и развития естественных наук. Напряженные философско-эстетические искания романтиков, их теоретические абстракции не могли выполнять этих задач. Идеологической основой реализма стала философия позитивизма, как тогда говорили философия «положительных знаний».
Нора решается на очень трудный для себя шаг — проявить свою человеческую сущность, стать личностью наперекор обществу. Она не желает больше быть игрушкой, куклой, не способной мыслить, она не хочет, чтобы с нею играли. Она больше не будет послушно выполнять желания и прихоти других, она решительно и последовательно переступает через общепринятые нормы, которые стоят на пути обретения ею собственного «я», она оставляет дом и семью, потому что разуверилась во всем, что ее окружало. На свете нет больше чудес, и потому Нора устремляется на поиски истины.
И тем не менее, в этой пьесе основной конфликт не разрешен. Разрешение его, то есть финал борьбы Норы с догмами общества, возможен, но только за рамками произведения. Нора ушла из семьи, но что ждет ее впереди? По-видимому, мы сами должны найти ответ на этот вопрос. Такая незавершенность развития конфликта оставляет открытый финал.
Сам Ибсен так говорил о цели любой драмы: «Пьеса не заканчивается с падением занавеса после пятого действия — настоящий финал находится за его пределами; писатель обозначил направление, в котором приходится искать этот финал, потом — наше дело, дело каждого читателя или зрителя самостоятельно дойти до этого финала путем собственного творчества».
25. Философский характер драматической поэмы «Пер Гюнт», ее социальная и эстетическая проблематика.
Пер Гюнт (норв. Peer Gynt) — пьеса Генрика Ибсена в пяти действиях.Содержание [убрать]
В 1864 году Ибсен получил писательскую стипендию и уехал в Италию с семьей, где в течение двух лет пишет две пьесы — «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867). В театроведении принято рассматривать эти пьесы комплексно, как две альтернативные трактовки идеи самоопределения и реализации человеческой личности.
В пьесе персонажи фольклора представлены уродливыми и злобными существами, крестьяне — жестокими и грубыми людьми. В Норвегии и Дании пьеса была воспринята весьма негативно. Х. Х. Андерсен, к примеру, назвал произведение совершенно бессмысленным.[1]. Со временем, в основном, благодаря образу Сольвейг, началось переосмысление пьесы. Этому в немалой степени способствовала музыка Эдварда Грига, написанная по просьбе Ибсена к постановке «Пера Гюнта», а позже приобретшая мировую известность как самостоятельное музыкальное произведение.
Действие поэмы охватывает первую половину XIX века и происходит в Норвегии (в Гудбраннской долине и окрестных горах), на марокканском побережье Средиземного моря, в пустыне Сахара, в сумасшедшем доме в Каире, на море и снова в Норвегии, на родине героя. Главный герой — Пер Гюнт, сын когда-то богатого и всеми уважаемого Йона Гюнта, впоследствии спившегося и потерявшего все свои деньги.
Пер хочет восстановить все уничтоженное его отцом, но теряется в своих похвальбах, мечтах и снах наяву. Его втягивают в драку, и он похищает невесту, Ингрид из Хэгстеда, в день её свадьбы. Его объявляют вне закона, и он вынужден бежать из своей деревни. Находясь в изгнании, он встречает трех жаждущих любви пастушек, женщину в зелёном, дочь Доврского деда, которую он хочет взять в жены, а также чудовище Бейген.
На свадьбе на хуторе Хэгстед он встретил и полюбил Сольвейг. Она приходит жить к нему в лесную хижину, но он покидает её и продолжает свои странствия. Пер провёл вдали от родины много лет, пробовал множество профессий и исполнял множество ролей: он был работорговцем в США, дельцом, проворачивавшим тёмные сделки в марокканских портах, странствовал по пустыне, видел колосс Мемнона и Сфинкса, стал вождем бедуинов и предсказателем, пытался соблазнить Анитру, дочь вождя бедуинов, а закончил свои путешествия в сумасшедшем доме в Каире, где его нарекли императором. Когда, наконец, состарившись, он отправляется домой, его корабль терпит крушение. Среди прочих пассажиров на борту судна он встретил Неизвестного пассажира, который хочет использовать тело Пера в своих экспериментах, чтобы узнать, где же находятся мечты.
Вернувшись в родную деревню, он посещает похороны крестьянина и аукцион, на котором он распродает всё своё имущество из прошлой жизни. Там он также встречает мастера пуговиц, который придерживается мнения, что душу Пера нужно плавить вместе со всем остальным грязным имуществом, пока он не сможет объяснить, где и когда в своей жизни он был самим собой. А Некто худощавый верит, что Пера нельзя назвать настоящим грешником, которого нужно отправить в ад.
Отчаявшись, Пер приходит к Сольвейг, которая ждала его в хижине с тех самых пор, как он уехал. Она говорит ему, что он всегда оставался для нее самим собой.
Пер Гюнт" (1867) насыщен резкой критикой в адрес романтизма, в 1 очередь национального романтизма. Из 5 действий "Пер Гюнта" 4 происходят в Норвегии. В них развертывается широкая картина, объединяющая 2 мира: реальный мир современного норвежского крестьянства и фольклорный миф норвежской национальной романтики. Тот и другой мир норвежские романтики окружали ореолом возвышенности и идилличности. Ибсен же относился к ним беспощадно. Крестьянские парни завистливы и злы. Их главарь - кузнец Аслак - грубиян и задира. Девушки лишены жалости и сострадания. Как молодежь, так и старики не прочь посмеяться над одиноким и несчастным человеком. Везде господствует стремление к деньгам, к богатству, к грубейшим материальным утехам. Столь же непривлекателен облик толпы в 5 акте, в сцене аукциона. Столь же беспожаден Ибсен к богато представленным в пьесе фольклорным мотивам и образам. Эти мотивы приобретают аллегорическое значение. Царство троллей в Рондских горах - сатира на самодовольное мещанство с его кичливостью. Это и язвительная пародия на крайний национализм и на стремление норвежского романтизма к национальной духовной замкнутости.
1) "плюнуть на все, что вне Рондских границ",
2) "стать самим собой довольным",
3) "находить вкус в обычном домашнем образе жизни",
4) Пер Гюнт должен одевать платье изготовленное в горах и нацепить хвост.
"Пер Гюнт" - ибсеновское прощание с романтизмом, вернее той формой романтизма, с которой Ибсен столкнулся в Норвегии. Носителями высокой поэтичности "Пер Гюнта" являются не традиционные фольклорные романтические, фантастические персонажи, а обыкновенные люди - Осе и Сольвейг. Эта возвышенная, поэтическая сторона жизни возникает в пьесе изолированно от конкретной современной действительности. Если Осе стоит где-то посредине между реальным бытовым миром и миром высокого чувства, то Сольвейг стоит уже целиком вне этого грязного и корыстного мира, живет в своем особом мире незапятнанных переживаний. Поэтический мир абсолютизируется, становится священной, заповедной областью. Эта подлинная человечность окрашена в отчетливые национальные норвежские тона. Характер Сольвейг, при всей ее общей идеальной человечности - характер глубоко норвежкий, неразрывно связанный с северной чистотой и суровостью норвежского ландшафта.
Развенчание норвежской национальной романтики переплетаются в "Пер Гюнте" с уничтожающей критикой современного капиталистического общества. Сам Пер Гюнт, герой норвежской национальной сказки, в 4 акте становится спекулянтом мирового масштаба. Современное буржуазное общество фигурирует в драме уже непосредственно, без обиняков и не метафорически. Успех Пер Гюнта, его обогащение - результат применения самых беззастенчивых средств, хищнического стяжательства. В начале 4 акта Пер Гюнт владелец роскошной яхты, совершающий увеселительную прогулку по Средиземному морю. Его сопровождают 4 спутника, типичные представители европейских государств. Мистер Коттон - воплощает английский утилитаризм и практицизм. Весь мир для него лишь объект для спекуляций. Фон Эберкопф - носитель прусской агрессии. Пер - является лишь игрушкой в руках у высших сил. Не сам он строит свою жизнь, его жизнь складывается из постоянных компромиссов и уступок (у Доврского деда готов одеть хвост, на острове называет обезьян добрыми друзьями, разыгрывает роль пророка, в доме для умалишенных готов быть кем угодно - турком, грешником, горным троллем - лишь бы спастись от безумных).
Безволие Гюнта заставляет его капитулировать перед каждой внешней преградой. В символически обобщенном виде это выражено в эпизоде с "великой кривой".
26. Основные циклы пьес Б. Шоу
Горестный опыт I мировой войны был обобщен драматургом в двух пьесах: «Дом, где разбиваются сердца» (1913-1917) и «Святая Иоанна» (1923). «Дом, где разбиваются сердца» – это одна из самых сложных и противоречивых пьес Шоу, она открывает новый период в его творчестве. В подзаголовке Шоу назвал ее «фантазией в русском стиле на английские темы». Шоу любил и хорошо знал русскую литературу. В 1909 г. Шоу послал Л.Н. Толстому драму «Разоблачение Бланко Поснета» с дарственной надписью. Завязалась переписка, хотя и великие писатели не всегда были согласны друг с другом (Толстому казалось, что Шоу недостаточно серьезно относится к жизни). Шоу считал Толстого основоположником нового жанра в драматической литературе - трагикомедии, которой следовал сам. Личные дружеские отношения связывали Б. Шоу с Горьким и Луначарским. В пьесе нет ни заимствований, ни подражаний русским писателям. Речь идет о своеобразном развитии некоторых традиций и тем. Шоу обращается к теме западной интеллигенции, ее ответственности за развязывание I мировой войны. Шоу обнажает сильные и слабые стороны духовного существования современных образованных людей, интеллектуалов. В интерпретации этой темы он идет вслед за Чеховым и Горьким. В первую очередь за пьесой «Дачники». Но представители западной интеллигенции времен I мировой войны действуют в иных исторических, социальных обстоятельствах, нежели русские интеллигенты в период перед революцией 1905 г.
«Дому, где разбиваются сердца» Шоу предпослал огромное предисловие, состоящее из 30 главок (Шоу, как правило, снабжал предисловиями или послесловиями все свои пьесы). В этом предисловии Шоу-публицист безжалостно нарисовал картину английской и европейской жизни в годы I мировой войны. Похожий на корабль дом, построенный капитаном Шатовером для своих дочерей – символичный образ обиталища думающих, интеллигентных людей, способных только к «революции на полке», где размещена новейшая литература. Но они не способны на какие-либо общественно полезные поступки. «Дому» противостоит «Манеж», также символичный образ деловых кругов Европы, «лошадников», чрезвычайно далеких от духовности и культуры. И «Дом», и «Манеж», по мнению Шоу, обречены на гибель, уничтожение. В результате в финале возникает еще один образ-символ – вражеский налет, бомбежка, кара, постигающая обитателей дома, где разбиваются сердца. Они с радостью ожидают гибели – избавления. И все же драматург оставляет их жить, считая, что это – большее наказание.
В пьесе показано 3 поколения героев. Старшее поколение представляет 80-летний капитан Шотовер. В молодости он знал подлинную романтику, не5 старшился ни бурь, ни штормов, стоя на мостике своего корабля. С годами пришли мудрость и отрезвление. Именно Шотовер называет Англию «темницей душ», а современная Европа представляется ему в образе летящего в бездну корабля с пьяным шкипером на борту. Шотовер изобретает взрывчатые вещества для истребления противника, чтобы противник не успел истребить его самого и его дом.
Наиболее сатирически изображены Шоу представители среднего поколения - дочери Шотовера и их мужья. На первый взгляд они красивы и романтичны. Но их красота и романтические порывы бессмысленны и бесплодны. Никакой пользы они обществу не приносят. Шоу требовал от человека именно пользы, он полагал, что ни образование, ни культуру не имеют цены.
Юная Элли Дэн, единственная молодая особа в драме. У нее первой разбивается сердце, навсегда уходит мечта о прекрасной, возвышенной любви. Шоу с иронией и одновременно с заметной симпатией анализирует духовный мир этой представительницы 3-го поколения. Именно ей принадлежат слова: «Содержать душу, стоит гораздо дороже, чем, скажем, автомобиль». В то же время автор верит в искренность поисков Элли правды, надежной духовной опоры в окружающем ее жестоком мире.
27. Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу – образец интеллектуальной драмы-«дискуссии».
В 1919 году была опубликована пьеса Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» горькое, трагическое признание кризиса английской буржуазной цивилизации, острейшая насмешка над ложью и бесчеловечностью капиталистических отношений. Одно из самых значительных произведений драматурга, эта пьеса знаменует начало нового этапа в его творческом развитии. Действие драмы происходит во время первой мировой войны. События ее развиваются в доме, построенном наподобие старинного корабля, «наилучшего образца английской культуры», как его рекомендует автор, принадлежащем Шотоверу - бывшему шкиперу. В обширном, как всегда у Шоу, предисловии, поясняющем замысел пьесы, драматург развернул свое понимание борьбы, происходящей в современном мире. В ней, утверждал Шоу, противостоят две силы: дом, где разбиваются сердца и манеж, где объезжают лошадей.
Обитатели «дома» интеллигенты, обитатели «манежа»- дельцы, капиталисты. Борьба этих двух сил и определяет, считает автор, общественную борьбу. Трагедия современности заключается в том, что культура и власть находятся в разных руках или, по его выражению, «в разных отделениях». Так, по-прежнему классовая борьба заменяется Шоу столкновением людей различных психологических складов - романтиков и практиков, людей и сверхлюдей, интеллигентов и дельцов, но смысл в это понятие вкладывается новый и отношение автора к практикам - дельцам не то, что в пьесах раннего периода.
Шоу с грустным сочувствием относится к изображаемым, им интеллигентам, кто бы они ни были, с гневом - к корыстным, эгоистичным и лживым обитателям «манежа», воплощаемым прежде всего в фигуре Менгена. Так, полный душевного благородства Гектор иронически говорит об «идиотах с разбитыми сердцами», а в образе «благодетеля» Менгена раскрывается беззастенчивый эксплуататор, бездушный и ловкий эгоист.