История зарубежной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:50, шпаргалка

Описание работы

Курс западноевропейского и американского реализма охватывает период с начала 1830-х гг. до начала 1980-х гг. Это временное членение этапов развития литературы весьма условно. В разных европейских странах в связи с национальным своеобразием процесс смены романтизма реализмом проходил в различных хронологических рамках.

Культурно-историческими предпосылками и основами реалистического искусства были сочинения экономистов Англии и историков Франции, работы естествоиспытателей 18 и 19 вв. Реализм 19 в. исходил из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать, как это делал романтизм.

Существенный перелом в духовной жизни Европы был связан с развитием нового этапа буржуазно-капиталистического уклада. Нужды бурно развивающейся промышленности требовали точных знаний материального мира и развития естественных наук. Напряженные философско-эстетические искания романтиков, их теоретические абстракции не могли выполнять этих задач. Идеологической основой реализма стала философия позитивизма, как тогда говорили философия «положительных знаний».

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 846.50 Кб (Скачать файл)

За свою поздно начатую, но блистательную литературную карьеру Стендаль написал 5 романов: «Арманс» (1827), «Красное и черное» (1830), «Пармская обитель» (1838) и 2 неоконченных романа: «Люсьен Левен» (1835-1836) и «Ламьель» (1839), цикл итальянских хроник, повести и новеллы, путевые заметки, трактаты и книги по эстетике, литературе, музыке, искусству.

«Красное и черное» один из лучших романов Стендаля.

Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаль узнал о них из хроники газеты Гренобля. Сын крестьянина решает сделать карьеру, становится гувернером в семье местного богача Мишу. Теряет место после того, как его уличили в любовной связи с матерью своих воспитанников. Далее он изгоняется из духовной семинарии, со службы в парижском аристократическом особняке де Кардоне, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина и письмом госпожи Мишу.  В отчаянии Берте возвращается в Гренобль и стреляет в госпожу Мишу, затем пытается покончить жизнь самоубийством.

Эта судебная хроника привлекла Стендаля, он задумал роман о трагической участи талантливого плебея во Франции эпохи Реставрации. Вместо мелкого честолюбца, каким был Берте, появляется героическая и трагическая личность Жюльена Сореля. Для романов Стендаля характерна хроникально-линейная композиция, организуемая биографией героя. В этом писатель тяготеет к традиции романистов XVIII в., и в частности Филдинга. Но в отличие от него, Стендаль строит свой роман не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовной жизни героя, становлении его характера, представленного в сложном и драматическом взаимодействии с социальной средой. Сюжет движет не интрига, а действие, происходящее в душе и разуме Жульена Сореля. Отсюда особая значимость внутренних монологов.

У романа есть подзаголовок «хроника XIX века». Театром действия становится вся Франция, представленная всеми социальными слоями: придворная аристократия (особняк ле Ла Моля), провинциальное дворянство (дом де Реналей), высшие и средние слои духовенства (епископ Агдский, преподобные отцы Безансонской духовной семинарии, аббат Шелан), буржуазия (Вально), мелкие предприниматели (друг героя Фуке), крестьяне (семейство Сорелей). Изучая столкновение этих сил, Стендаль создает поразительную по исторической точности картину общественной жизни Франции времен Реставрации. В истории соперничества Вально и потомственного дворянина Реналя Стендаль проецирует генеральную линию социального развития Франции, где на смену старой аристократии приходила все более набиравшая силу буржуазия. Однако мастерство стендалевского анализа не только в том, что он предугадал финал этого процесса. В романе показано, что «обуржуазивание» общества началось задолго до Июльской революции.

Миру корысти и наживы противостоит абсолютно равнодушный к деньгам герой Стендаля. Талантливый плебей вобрал в себя важнейшие черты своего народа: безудержную отвагу и энергию, честность и твердость духа, неколебимость в продвижении к цели. Он всегда и везде остается человеком своего класса, представителем низшего, ущемленного а в законных правах сословия. Не случайно сын маркиза де Ла Моля говорит о нем: «Остерегайтесь этого энергичного молодого человека! Если будет опять революция, он всех нас отправит на гильотину».

Пример Наполеона породил во Франции безумное честолюбие, он является для Жульена неким высшим образцом, на который он ориентируется, выбирая свою стезю. Жульеном овладевает безумное честолюбие, он желает славы для себя и свободы для других. Но первое одерживает в нем верх. Жульен строит дерзкие планы достижения славы, полагаясь на собственную волю, энергию, таланты. Но он живет в другую эпоху, в годы Реставрации такие люди как Жульен представляются опасными, их энергия – разрушительной. Поэтому у Жульена не возможности прямым и честным путем сделать достойную карьеру.

Противоречивое соединение в натуре Жульена плебейского, революционного, независимого, благородного начала с честолюбивыми устремлениями, влекущими на путь лицемерия, мести и преступления и составляют основу сложного характера героя. Противоборство этих антагонистических начал определяет внутренний драматизм Жульена. Путь героя наверх – это путь утраты им лучших человеческих качеств. Но это и путь познавания подлинной сущности власть имущих. В Верьере он открывает моральную нечистоплотность, ничтожество, корыстолюбие, жестокость провинциального дворянства.  В Париже он видит те же пороки, только прикрытые и облагороженные роскошью, титулами и великосветским лоском. Достигнув цели, став зятем могущественного маркиза Жульен понимает, что игра не стоила свеч. Перспектива такого счастья не может удовлетворить стендалевского героя.

Другим важным поворотным моментом в судьбе Жульена был роковой выстрел в Луизу де Реналь. После ее компрометирующего письма маркизу де Ла Моль, Жульен в полном смятении стреляет в любимую женщину. Этот момент, подобно катарсису древнегреческой трагедии, нравственно очищает и просветляет героя. Поэтому, ожидая казни, он решительно отказывается от помощи в освобождении и спасении. Стендаль связывает это очищение с возрождением первой  любви Жульена. Луиза де Реналь воплощает нравственный идеал Стендаля. Она натура цельная, тонкая, ее чувство к Жульену естественно и чисто. За маской озлобленного честолюбца и дерзкого обольстителя она увидела чувствительного, благородного, доброго юношу. Только с Луизой де Реналь Жульен позволял себе быть самим собой, снимать маску, в которой он обычно появлялся в обществе.

Нравственное возрождение Жульена отражается и в изменении его отношения к Матильде де ла Моль. Брак с этой блестящей аристократкой должен был утвердить его положение в высшем обществе. В отличие от госпожи де Реналь, образ Матильды воплощает честолюбивый идеал Жульена, во имя которого он был готов пойти на сделку с совестью.   

 

 

  

 

 

6. Место романа «Отец Горио» в системе романов О. де Бальзака.

О. де Бальзак (1799-1850).

Получая юридическое образование Бальзак служил писцом в конторе нотариуса. Здесь он знакомится с мрачной стороной жизни столицы. В очерке «Нотариус» он пишет: «Отбыв испытательный срок в одной или нескольких нотариальных конторах, вам  трудно будет остаться чистым молодым человеком; вы уже видели, каков смазанный маслом механизм любого богатства, как гнусно спорят наследники над еще не остывшим трупом… Здесь сын приносит жалобу на отца, дочь – на родителей. Контора – это исповедальня, где страсти высыпают из мешка свои природные замыслы и где советуются насчет сомнительных дел, ища способов привести их в исполнение». Это опыт станет источником многих сюжетных коллозий в произведениях «Человеческой комедии».

Первое произведение Бальзака – трагедия «Кромвель» (1819), написана в традиции «бесподобного Корнеля». Это было слабое произведение, ориентированное не на жизнь, а на каноны искусства 17 века. Эта трагедия не получила признания даже в семейном кругу.

В 1820-1821 гг. Бальзак в соавторстве и самостоятельно пишет романы: «Жан Луи», «Арденский викарий», «Пират Арго», «Клотильда Лозиньян», «Наследница Бирага». Последний роман сам Бальзак называет «литературным свинством». Впоследствии он откажется включить их в собрание своих сочинений. Бальзак много работает, но не получает ни денег, ни славы. Он решает заняться издательским делом, но это привело его к банкротству, до конца своих дней он так и не смог выплатить долг.

В 1829 г. выходит исторический роман «Шуаны». Он посвящен контреволюционному мятежу в Бретани в 1799 г. Бальзак исторически достоверен в выборе конфликта, образов, деталей быта бретонцев. Роман пронизан романтическими тенденциями (мелодраматическая коллизия, романтические злодеи).

Следующее значительное произведение – повесть «Гобсек» 1830 (Первоначальное заглавие «Опасные беспутства»). Главный герой миллионер-ростовщик Гобсек – сильная, исключительная личность. Адвокат Дервиль говорит, что в нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное. Гобсек – один из властителей новой Франции. Он воплощение хищнической силы, которая пробилась к власти. Философ Гобсек открывает законы современного мира. Он поэт и философ богатства, это возвышает его в ряду подобных: «А у кого жизнь может быть такой блистательной, как у меня?.. Вы всему верите, а я ничему не верю… Из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это … золото…. Золото! Потоки золота. Чтобы осуществить наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности или усилия. Ну что ж! В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности». Главный двигатель общественной жизни – это деньги, золото. Золото, по его мнению, это духовная сущность всего общества.

При всей своей реалистичности, Гобсек несет в себе черты романтического героя. Его прошлое туманно, неясно происхождение несметного богатства. По мнению Бальзака, в истории всякого богатства много авантюрно-преступного. Характер Гобсека раскрывается через авторское описание и в описании драматических судеб его клиентов. Значительное место в авторских описаниях занимают портретные характеристики. Они раскрывают характер не как индивидуум, а как социальный тип. Так, начиная с «Гобсека», ведущим принципом создания характера становится типизация.

Гобсек одержим одной страстью – страстью к накопительству. Эта страсть и возвышает и разрушает Гобсека. Он властелин Парижа и воплощение неумолимости рока. Гобсек говорит о себе: «Я люблю пачкать грязными башмаками ковры у богатых людей, - не из мелкого самолюбия, а чтобы дать почувствовать когтистую лапу Неотвратимости». Страсть в понимании Бальзака это вид помешательства, в судьбе человека она играет разрушительную роль. Такова и страсть Гобсека, отдав жизнь накопительству, он умирает в одиночестве, в окружении тлена и разрушения. Бальзак показывает драматическую картину усилий накопительства: «… Увидел, до чего может дойти скупость, превратившаяся в безотчетную, лишенную всякой логики страсть… В комнате, смежной со спальней покойного, действительно оказались и гниющие паштеты, и груды всевозможных припасов, даже устрицы и рыба, покрывшаяся пухлой плесенью. Я чуть не задохся от смрада, в котором слились всякие зловонные запахи. Все кишело червями и насекомыми… он уже впал в детство и проявлял то дикое упрямство, что развивается у всех стариков, одержимых какой-либо страстью, пережившей у них разум».

В повести встречаются имена и истории будущих произведений (Гобсек и Дервиль, графиня де Ресто в романах – «Отец Горио», «Семейство Бовизаж» и др.). Сквозные герои цикла «Человеческой комедии» имеют многозначные эстетические функции, одной из которых является отражение целостности общества.

 

«Отец Горио» (1834).

В 1832 г. до возникновения замысла «Человеческой комедии» Бальзак делает запись в альбоме: «Сюжет «Отца Горио» - славный человек – семейный пансион – 600 франков ренты, - лишивший себя всего ради дочерей, из которых каждая имеет по 50 000 франков ренты, умирающий как собака». В первоначальном наброске предполагалось повествование об одном герое. В работе над романом Бальзак обрамляет историю Горио множеством дополнительных линий. Среди них первой появляется сюжетная линия Эжена Растиньяка, парижского студента, связанного с с Горио пребыванием в пансионе мадам Воке. Именно в восприятии Эжена представлена трагедия Горио. Сам Горио не в состоянии до конца осмыслить все происходящее с ним. «Без пытливых наблюдений Растиньяка, и без его способности проникать в парижские салоны повесть утратила бы те верные тона, которыми она обязана, конечно, Растиньяку, - его прозорливому уму и его стремлению разгадать тайны одной ужасающей судьбы, как ни старались их скрыть и сами виновники ее, и ее жертва» - писал автор.

С отцом Горио связаны истории жизни его дочерей – Анастази, ставшей женою дворянина де Ресто, и Дельфины – вышедшей замуж за банкира Нюсинжена. С Растиньяком в роман входят новые сюжетные линии:

- виконтессы де Босеан (она открывает перед юным провинциалом двери аристократического предместья Парижа, жестокость законов, по которым оно живет);

- каторжника Вотрена (который по-своему продолжает обучение Растиньяка, искушая его перспективой быстрого обогащения путем преступления, совершенного чужой рукой);

- студента-медика Бьяншона (который отвергает философию имморализма. Бьяншон один из немногих положительных героев «Человеческой комедии»);

- Викторины Тайфер (которая принесла бы Растиньяку миллионное состояние, если бы после насильственной смерти брата стала единственной наследницей банкира Тайфера).

Таким образом, образуется целая система персонажей, прямо или косвенно связанных с Горио. Во всех предшествовавших произведениях второстепенные персонажи были охарактеризованы Бальзаком поверхностно. В «Отце Горио» каждый из героев имеет свою историю, полнота или краткость которой зависят от роли, отведенной ему в сюжете романа. Если жизненный путь Горио находит здесь трагическое завершение, то истории всех остальных персонажей остаются принципиально незавершенными. Автор предполагал возвращение этих персонажей в другие произведения «Человеческой комедии».

Из последующих произведений «Человеческой комедии» («Утраченный иллюзии», «Банковский дом Нюсинжена», «Блеск и нищета куртизанок», «Комедианты неведомо для себя», «Депутат от Дарси») читатель узнает, что Растиньяк в конце концов добьется много: станет миллионером, женится на дочери своей любовницы, приобщится на правах родственника к бесчестно нажитым доходам Нюсинжена, получит титул пэра Франции, войдет как министр в буржуазное правительство Июльской монархии. Это будет добыто героем ценой утраченных иллюзий юности и потерей лучших качеств его личности.

Чувство отцовства у Горио переходит в страсть, она и делает его жерствой этого чувства. Страсть – разрушительна. Студент Бьяншон считает, что в черепе Горио только один бугор – отцовства; Вотрен замечает: «Вне своей страсти… он тупое животное. А наведите-ка его на эту тему, и его лицо заиграет как алмаз». Горио для Бальзака – «Христос отцовства»: «Отец Горио походит на собаку убийцы, которая лижет обагренную руку своего хозяина; он не рассуждает, не судит – он любит. Отец Горио, по его собственному признанию, охотно бы чистил бы сапоги Растиньяку, лишь бы приблизиться к своей дочери. Готовый ограбить банк, когда у его дочерей не достает денег, как может он не приходить в ярость против своих зятьев, которые не дали им счастья?.. Оглянитель вокруг: сколько отцов Горио в юбке увидите вы, если захотите быть искренными!». 

Информация о работе История зарубежной литературы