Изобразительно-выразительные средства языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

В языке есть слова и выражения, образность которых не потенциальна, а реальна. Они открыто, явно, зримо образны. Образность – их постоянное свойство. Это изобразительно-выразительные средства языка – метафоры, сравнения, эпитеты, многие фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы

Файлы: 1 файл

Изобразительно-выразительные средства языка.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

Стилистические фигуры

 

Главное назначение фигур речи –  создание образной речи, усиление выразительности  текста. Часто вместо термина фигуры речи употребляются его синонимы – стилистические фигуры, риторические фигуры. Как и тропы, стилистические фигуры – это сильное и эффективное средство воздействия, средство усиления выразительности речи. Но если тропы основаны на переносном употреблении слова, то стилистические фигуры – особые синтаксические построения. Главное поле их построения – синтаксис, порядок слов. И главные их эффекты связаны с разнообразными способами синтаксического построения предложений и текстов.

Очень выразительны такие фигуры речи, как анафора и эпифора. Анафора, или единоначатие, - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание, например:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним  днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Клянусь паденья горькой мукой,

Победы краткою мечтой;

Клянусь свиданием с  тобой

И вновь грозящею разлукой…

                                        (М. Лермонтов).

Повторяемое в начале каждой строки слово получает значительную эмоциональную  нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его выразительность.

 

Эпифора, или концовка, - это повторение слов или выражений в конце соседних предложений, например: «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Н. Гоголь).

 

Широко распространена в художественной речи, в поэзии, в фольклоре такая стилистическая фигура, как параллелизм. Это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения, например: «Шелковая ниточка к стене льнет. Дунечка матушке челом бьет».

Это очень яркая фигура речи. Благодаря  параллелизму внешнему, параллелизму строения усиливается сравнение, резко  выделяется содержание сопоставляемых частей: ниточка – Дунечка, льнет – челом бьет. Некоторые произведения, как, например, стихотворение М. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…», целиком построены на параллелизме.

Антитеза – это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, например: «Где стол был яств, там гроб стоит» (Г. Державин).

Градация – это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержание усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов. Например: «Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты» (А.Чехов).

Инверсия – одна из самых распространенных стилистических фигур. Суть ее в особом расположении слов, нарушающем обычный порядок. И благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание. Например: «Изумительный наш народ» (И. Эренбург). Определение изумительный вынесено вперед, в начало предложения и потому резко подчеркивается, выделяется.

Своеобразная стилистическая фигура эллипсис, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения, например:

Мы сёла – в пепел; грады – в прах;

В мечи – серпы и плуги.

                                        (В. Жуковский).

Мужики – за топоры.

                                       (А.К. Толстой).

Эллипсис придает высказыванию динамизм, живость, интонацию естественного разговора.

Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предрасполагающий, что читатель (или слушатель) догадается, что именно осталось невысказанным, например:

Нет; я хотел… быть может, вы… я думал,

Что уж барону время умереть.

                                       (А.С. Пушкин).

Риторическое обращение – это подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь. Смысл этой стилистической фигуры не в том, чтобы привлечь внимание того, к кому обращаются, чье имя называется. Ведь поэт может обращаться и к цветам, и к луне, и к полям, и к отвлеченным понятиям. Риторическое обращение призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

Цветы, любовь, деревья, праздность,

Поля! я предан вам  душой.

                                      (А.С. Пушкин).

Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению, например: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!» (Н. Гоголь). «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?» (А.С. Пушкин).

На использовании и, напротив, неиспользовании союзов основаны такие стилистические фигуры, как многосоюзие (или полисиндетон) и бессоюзие.

В многосоюзии повторяющиеся союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, например:

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и  лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

                             (А.С. Пушкин)

Бессоюзие – состоит в намеренном пропуске союзов, что придает тексту динамизм, стремительность, например:

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон…

                                      (А.С. Пушкин)

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

 

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах…

                                    (А.С. Пушкин)

 

Итак, арсенал изобразительно-выразительных  средств языка очень богат  и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

Г.А. Солганик «Стилистика русского языка. 10-11 классы». Учебное пособие  для общеобразовательных учебных  заведений. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Дрофа. 2001.

 

Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, С.А. Шаповал «Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник – практикум. 8-11 классы». М.: Астрель-АСТ. 2001.

 

М.Е. Кривоплясова «Русский язык и  литература. Средства и приемы выразительной  речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках». Волгоград: Учитель. 2007.

 

А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык. Базовый уровень. 10-11 классы». Серия «Академический школьный учебник». М.: Просвещение. 2011.

 

Т.В. Розе «Большой толковый словарь  пословиц и поговорок русского языка для детей». М.: ОЛМА Медиа Групп. 2010.

 

Т.В. Розе «Большой фразеологический словарь для детей». М.: ОЛМА Медиа  Групп. 2010.

 


Информация о работе Изобразительно-выразительные средства языка