Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:19, курсовая работа
Автор следующей статьи «Сорок лет пустоты. Виктор Пелевин и Дмитрий Липскеров как «яркие представители» новой литературной реальности» Игорь Зотов пишет о творчестве и стиле Пелевина: «Зато последний шедевр Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» - во многом искупает былые недочеты. Это почти идеальное Большое Буриме. Идеально построенное по законам этого доселе неизвестного в литературе жанра. Стопроцентно точно выбран миф-анекдот про Чапая. Точно угадан стиль. Точно угаданы персонажи. Дивно читаются бредовые видения пациентов психиатрической больницы, которые буриместически перебивают собственно Чапаевский сюжет». [11, с. 18].
Введение
Глава 1. Творчество В. Пелевина в контексте современной литературы:
1.1. Страницы жизни В. Пелевина писателя;
1.2. раннее творчество;
1.3. жанрово-тематическая парадигма;
1.4. особенности стиля Пелевина.
Глава 2. Изучение творчества Пелевина в школе:
2.1. анализ программ и учебников;
2.2. изучение романа В.Пелевина «Чапаев и Пустота»;
2.3. методы и приемы изучения творчества Пелевина в контексте обзорной темы.
Заключение
Библиография
Поскольку в
старших классах в обзор
6. Другие компоненты: диалог, портрет, пейзаж, вводные эпизоды, авторские отступления, речь героев — значение их для выяснения характеров и основного смысла произведения.
7. Язык писателя как средство раскрытия образов и идейной направленности произведения: своеобразие его лексики, эпитетов, метафор, поэтического синтаксиса, ритмики. 8. Жанр произведения, В чем своеобразие этого жанра?
9.Традиции и новаторство писателя. В чем он продолжил предшественников, и что новое появилось в его литературном мастерстве? Имеются ли у него новые темы и идеи, новые характеры, новые способы раскрытия характеров, новое в композиции, в языке и т.д.? Создал ли он новое направление в литературе или развил и углубил те или иные стороны в существующем направлении?
10. Значение творчества писателя для его времени и для последующих поколений.
Что касается формы изложения обзорной лекции, требований к чтению и речи учителя, а также приемов усвоения учащимися лекции, ее целостной композиции, то и здесь должен преобладать гуманистический подход. Обзорную лекцию не следует представлять себе как сплошное монологическое изложение учителя. В целях активизации внимания класса в лекцию следует «вкраплять» беседу в форме вопросов о том, помнят ли учащиеся материал, на который ссылается лектор-учитель, как они понимают прочитанный материал, оценивают того или иного героя. Кроме того, желательно поручать учащимся чтение, иногда даже по ролям, нового текста, сообщаемого лектором (конечно, с предварительной подготовкой).
Возможны и другие приемы. В любом случае, учитель должен сделать все возможное, чтобы обзорная лекция была интересна и вызывала энергичную работу мысли учащихся, расширяла их информационное поле, давала «пищу» для постижения процессов развития литературы.
Перед учителем на уроке-обзоре стоит задача объединить весь материал, в том числе и наглядный, концептуальной идеей, придав ему тематическую стройность и завершенность.
Существенным элементом урока-обзора является запись плана и тезисов лекции учителя, использование материалов индивидуальных сообщений учащихся. Важно, чтобы, изучая обзорную тему, старшеклассники смогли соединить непосредственность и эмоциональность первоначального восприятия с глубиной обобщения, с умением владеть знаниями по истории и теории литературы. Не менее важным является обращение к образной конкретности художественного текста, способности ученика дать нравственно-эстетическую оценку произведению в целом. Это позволит судить о воздействии процесса обучения на формирование личности школьника, на его духовный мир. Развитие читательских интересов идет на таком уроке-обзоре по линии соединения эмоционально-эстетического наслаждения с глубиной обобщения.
Заключение
Самое примечательное в постсоветской литературе – то, что она все еще не позаботилась найти себе новое имя. Память о предшествующем этапе помогает ей сохранять преемственность с прошлым, с которым она, вопреки всем ожиданиям, вовсе не торопиться расстаться. Поэтому и обычный спор поколений в литературном процессе сегодня часто принимает форму борьбы за советское наследство. Впрочем, раздел его уже произведен: «отцам» - шестидесятникам отошла рациональная, а «детям» - иррациональная часть советского прошлого. Пользуясь обычным жаргоном, можно сказать, что первым досталось сознание «совка», вторым его – подсознание.
Осваивая эту новую
тему, сегодняшняя литература, решает
двоякую задачу. С одной стороны,
определяя советскую власть как
отечественную форму
История последнего десятилетия показала, что если незыблемость советского режима оказалась иллюзорной, то вполне реальными стали его призраки. Получается, что по-настоящему свою власть над действительностью он проявляет после смерти. Зачарованная силой этих некроэффектов, сегодняшняя культура стремится освоить механизмы, при помощи которых режим творил, причем куда успешнее, чем казалось раньше, собственную реальность.
Как лучше всего использовать этот ценный опыт в мире, все острее осознающем свою искусственность?
Этот вопрос предстоит решить нынешнему поколению российских писателей, которые, балансируя на краю пропасти в будущее, обживают узкое культурное пространство самого обрыва.
Не случайно на сегодняшний день Виктор Пелевин – один из самых популярных современных российских прозаиков за рубежом, где переведены все его книги, а самого его сравнивают с Хемингуэем и Кафкой. В России же, огромная (и по определению некоторых критиков «бульварная») популярность Пелевина прекрасно уживается с тем, что практически каждое его произведение, будь то роман, повесть или рассказ, стала лауреатом самых престижных литературных премий. А некоторые его произведения наградились дважды. Так, например, «Омон Ра» был удостоен был удостоен «Бронзовой улитки» и «Интерпресскона».
В свое время Хорхе Луис Борхес писал: «Принцип разумности гласит, что следствия без причины не бывает. Одни причины подразумевают другие причины, число их постоянно возрастает. Точные сведения имеются обо всех причинах, но в действительности существовали те из них, которые последовали творения». Поиском таких причин и занимается Виктор Пелевин.
Список литературы:
Глянцевый писатель и поучительный эксперимент//Книжное обозрение.- 2007.- № 1.- с. 17.
Острослов-летописец. Публикация пяти примеров прозы Пелевина//КО.- 2008.- № 42.- с.8.
Виктор Пелевин: интервью//КП.- 2003.- 3 сент.- с. 8,17.
Страшный суд как страшный сон. Виктор Пелевин написал свои «Мертвые души»// Независимая газета.- 1999.- № 9.- с.10.
Поле чудес. Виктор Пелевин// Звезда.- 1997.- № 12.- с. 230-233.
Ультрафикшн в эпоху искусства избытка//Знамя.- 2006.- № 11.- с. 212-214
Библионимы как отражение
Сорок лет пустоты// Независимая газета. -1998. - № 7.- с. 18.
«Чапаев и пустота»: постмодернистские игры Виктора Пелевина//Вопросы литературы.- 2001.- № 6.- с.314-323.
«Мечты, мечты, где ваша сладость?». Проблема автора в отсутствие автора: творчество В. Пелевина//Библиография.- 1999.- № 3.- С.67-73.
Настоящий Пелевин: отрывки из
биографии культового писателя/
Настоящий Пелевин: отрывки из
биографии культового писателя/
Алхимический брак с Востоком: православный взгляд на роман В. Пелевина «Чапаев и пустота»//Москва.- 2003.- № 4.- с. 176-186.
Мне мерещилось, будто я стучу по клавишам лисьими лапками: беседа с писателем// Белорусская военная газета.- 2005.- 25 янв.- с.4.
Синдром Пелевина-2: о творчестве писателя// Литературная газета.- 1999.- № 48.- с. 10.
Судьба насекомого барабанщика ( о романе Виктора Пелевина «Жизнь насекомых»)/ Ю. Потолков. Восхождение.- Брест, 2004.- с.110-113.
Сомнительный запах
Информация о работе Изучение творчества Виктора Пелевина на уроках-обзорах и факультативных занятиях