Изучение творчества Виктора Пелевина на уроках-обзорах и факультативных занятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Автор следующей статьи «Сорок лет пустоты. Виктор Пелевин и Дмитрий Липскеров как «яркие представители» новой литературной реальности» Игорь Зотов пишет о творчестве и стиле Пелевина: «Зато последний шедевр Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» - во многом искупает былые недочеты. Это почти идеальное Большое Буриме. Идеально построенное по законам этого доселе неизвестного в литературе жанра. Стопроцентно точно выбран миф-анекдот про Чапая. Точно угадан стиль. Точно угаданы персонажи. Дивно читаются бредовые видения пациентов психиатрической больницы, которые буриместически перебивают собственно Чапаевский сюжет». [11, с. 18].

Содержание работы

Введение
Глава 1. Творчество В. Пелевина в контексте современной литературы:
1.1. Страницы жизни В. Пелевина писателя;
1.2. раннее творчество;
1.3. жанрово-тематическая парадигма;
1.4. особенности стиля Пелевина.
Глава 2. Изучение творчества Пелевина в школе:
2.1. анализ программ и учебников;
2.2. изучение романа В.Пелевина «Чапаев и Пустота»;
2.3. методы и приемы изучения творчества Пелевина в контексте обзорной темы.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

Пелевин.doc

— 430.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку в  старших классах в обзор включается и анализ эпических произведений, то следует учитывать при этом:

  1. Исторические условия. Основные общественные проблемы, выдвигаемые жизнью, привлекающие к себе внимание писателей в данный исторический момент.
  2. Писатель, его взгляды и позиция. Литературное направление, к которому он принадлежит. Как проявилось своеобразие творчества писателя и его эстетики (мировоззрение, выбор тем, образов, жанров и приемов творчества) на отдельных этапах его литературной деятельности,
  3. Тема и основная идейная направленность произведения.
  4. Герои, характеры. В какой степени и в каком направлении разрешаются в них основные проблемы произведения? Типические черты героев.
  5. Сюжет произведения. Развитие сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. В какой степени сюжет 
    и его развитие помогают раскрытию характеров и идей 
    ной направленности произведения?

6. Другие компоненты: диалог, портрет, пейзаж, вводные эпизоды, авторские отступления, речь героев — значение их для выяснения характеров и основного смысла произведения.

7. Язык писателя как средство раскрытия образов и идейной направленности произведения: своеобразие его лексики, эпитетов, метафор, поэтического синтаксиса, ритмики. 8. Жанр произведения, В чем своеобразие этого жанра?

9.Традиции  и новаторство писателя. В чем  он продолжил предшественников, и что новое появилось в его литературном мастерстве? Имеются ли у него новые темы и идеи, новые характеры, новые способы раскрытия характеров, новое в композиции, в языке и т.д.? Создал ли он новое направление в литературе или развил и углубил те или иные стороны в существующем направлении?

10. Значение  творчества писателя для его  времени и для последующих поколений.

Что касается формы изложения обзорной лекции, требований к чтению и речи учителя, а также приемов усвоения учащимися лекции, ее целостной композиции, то и здесь должен преобладать гуманистический подход. Обзорную лекцию не следует представлять себе как сплошное монологическое изложение учителя. В целях активизации внимания класса в лекцию следует «вкраплять» беседу в форме вопросов о том, помнят ли учащиеся материал, на который ссылается лектор-учитель, как они понимают прочитанный материал, оценивают того или иного героя. Кроме того, желательно поручать учащимся чтение, иногда даже по ролям, нового текста, сообщаемого лектором (конечно, с предварительной подготовкой).

Возможны  и другие приемы. В любом случае, учитель должен сделать все возможное, чтобы обзорная лекция была интересна и вызывала энергичную работу мысли учащихся, расширяла их информационное поле, давала «пищу» для постижения процессов развития литературы.

Перед учителем на уроке-обзоре стоит задача объединить весь материал, в том числе и наглядный, концептуальной идеей, придав ему тематическую стройность и завершенность.

Существенным  элементом урока-обзора является запись плана и тезисов лекции учителя, использование материалов индивидуальных сообщений учащихся. Важно, чтобы, изучая обзорную тему, старшеклассники смогли соединить непосредственность и эмоциональность первоначального восприятия с глубиной обобщения, с умением владеть знаниями по истории и теории литературы. Не менее важным является обращение к образной конкретности художественного текста, способности ученика дать нравственно-эстетическую оценку произведению в целом. Это позволит судить о воздействии процесса обучения на формирование личности школьника, на его духовный мир. Развитие читательских интересов идет на таком уроке-обзоре по линии соединения эмоционально-эстетического наслаждения с глубиной обобщения.

 

Заключение

Самое примечательное в постсоветской литературе – то, что она все еще не позаботилась найти себе новое имя. Память о предшествующем этапе помогает ей сохранять преемственность с прошлым, с которым она, вопреки всем ожиданиям, вовсе не торопиться расстаться. Поэтому и обычный спор поколений в литературном процессе сегодня часто принимает форму борьбы за советское наследство. Впрочем, раздел его уже произведен: «отцам» - шестидесятникам отошла рациональная, а «детям» - иррациональная часть советского прошлого. Пользуясь обычным жаргоном, можно сказать, что первым досталось сознание «совка», вторым его – подсознание.

Осваивая эту новую  тему, сегодняшняя литература, решает двоякую задачу. С одной стороны, определяя советскую власть как  отечественную форму коллективного бессознательного, она выполняет оздоровляющую для общества роль-, установление диагноза уже терапия. С другой стороны, выявление и описание национального подсознания и есть главная задача всякого искусства. Не удивительно, что именно с ее выполнением связаны первые успехи авторов постсоветской литературы. В области советского бессознательного они находят источник мифотворческой энергии. Поэтому для многих из них важна традиция социалистического реализма. Выполняя роль снов, ока позволяет «проболтаться» коллективному подсознанию советского общества — в соцреализме важно не то, что он говорит намеренно, а то — что случайно. Впрочем, здесь же проходит и граница между соцартом как последним этапом советской культуры и началом нового витка. Соцарт эксплуатирует материал соцреализма, постсоветская культура — его методы.

История последнего десятилетия  показала, что если незыблемость советского режима оказалась иллюзорной, то вполне реальными стали его призраки. Получается, что по-настоящему свою власть над действительностью он проявляет после смерти. Зачарованная силой этих некроэффектов, сегодняшняя культура стремится освоить механизмы, при помощи которых режим творил, причем куда успешнее, чем казалось раньше, собственную реальность.

Как лучше всего использовать этот ценный опыт в мире, все острее осознающем свою искусственность?

Этот вопрос предстоит  решить нынешнему поколению российских писателей, которые, балансируя на краю пропасти в будущее, обживают узкое  культурное пространство самого обрыва.

Не случайно на сегодняшний день Виктор Пелевин – один из самых популярных современных российских прозаиков за рубежом, где переведены все его книги, а самого его сравнивают с Хемингуэем и Кафкой. В России же, огромная (и по определению некоторых критиков «бульварная») популярность Пелевина прекрасно уживается с тем, что практически каждое его произведение, будь то роман, повесть или рассказ, стала лауреатом самых престижных литературных премий. А некоторые его произведения наградились дважды. Так, например, «Омон Ра» был удостоен был удостоен «Бронзовой улитки» и «Интерпресскона».

В свое время Хорхе  Луис Борхес писал: «Принцип разумности гласит, что следствия без причины  не бывает. Одни причины подразумевают  другие причины, число их постоянно  возрастает. Точные сведения имеются обо всех причинах, но в действительности существовали те из них, которые последовали творения». Поиском таких причин и занимается Виктор Пелевин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Антоненко, С. Постмодернизм?: о романе В. Пелевина «Чапаев и пустота»//Москва.- 1998.- № 8.- с.175-180.
    1. Березин, В.

Глянцевый писатель и  поучительный эксперимент//Книжное  обозрение.- 2007.- № 1.- с. 17.

    1. Березин, В.

Острослов-летописец. Публикация пяти примеров прозы Пелевина//КО.- 2008.- № 42.- с.8.

    1. Виктор Пелевин/ Чупринин, С. Русская литература сегодня: Путеводитель.- М., 2003.- с. 214-216.
    2. Войцеховский, Б.

         Виктор Пелевин: интервью//КП.- 2003.- 3 сент.- с. 8,17.

    1. В.О. Пелевин/ Русская проза конца 20 века.- М., 2005.- с. 254-274.
    2. Гаврилов, А.

        Страшный суд как страшный  сон. Виктор Пелевин написал  свои   «Мертвые души»// Независимая газета.- 1999.- № 9.- с.10.

    1. Генис, А.

         Поле чудес. Виктор Пелевин// Звезда.- 1997.- № 12.- с. 230-233.

    1. Ефросинин, С.

          Ультрафикшн в эпоху искусства  избытка//Знамя.- 2006.- № 11.- с. 212-214

    1. Жовнерик, С.Л.

          Библионимы как отражение авторской  интерпретации текста (на материале  произведений В. Пелевина «Чапаев и пустота», «Омон Ра»)//Русский язык и литература.- 2008.- № 3.- с. 56-60.

    1. Зотов, И.

         Сорок лет пустоты// Независимая  газета. -1998. - № 7.- с. 18.

    1. Ишимбаева, Г.

          «Чапаев и пустота»: постмодернистские  игры Виктора Пелевина//Вопросы литературы.- 2001.- № 6.- с.314-323.

    1. Книги, о которых спорят: о романах Виктора Пелевина//Влпросы литературы.- 2003.- № 4.- с.3-47.
    2. Некрасов, С.В.

          «Мечты, мечты, где ваша сладость?».  Проблема автора в отсутствие  автора: творчество В. Пелевина//Библиография.- 1999.- № 3.- С.67-73.

    1. Нехорошев, Г.

          Настоящий Пелевин: отрывки из  биографии культового писателя// Независимая газета.- 2001. – 8 авг.- с.8.

    1. Нехорошев, Г.

          Настоящий Пелевин: отрывки из  биографии культового писателя// Независимая газета.- 2001. – 30 авг.- с.9.

    1. Павлов, С.

                     Алхимический брак с Востоком: православный взгляд на роман  В. Пелевина «Чапаев и пустота»//Москва.- 2003.- № 4.- с. 176-186.

  1. Пелевин Виктор: лауреат премии «Национальный бестселлер»//КО.- 2004.- 31 мая.- с. 1.
    1. Пелевин, В.

         Мне мерещилось, будто я стучу  по клавишам лисьими лапками:  беседа с писателем// Белорусская  военная газета.- 2005.- 25 янв.- с.4.

    1. Пелевин Виктор Олегович/ Современна русская литература: анализ произведений школьной программы.- Мн., 2003.- с.380-387.
    2. Пирогов, Л.

                     Синдром Пелевина-2: о творчестве  писателя// Литературная газета.- 1999.- №   48.- с. 10.

    1. Потолков, Ю.

          Судьба насекомого барабанщика  ( о романе Виктора Пелевина «Жизнь насекомых»)/ Ю. Потолков. Восхождение.- Брест, 2004.- с.110-113.

    1. Потолков, Ю.

           Сомнительный запах современности  (о рассказе В. Пелевина «Девятый  сон Веры Павловны»)/ Ю. Потолков. Зов горизонта.- Брест, 2005.- с.118-119.

    1. Проблема самоидентификации (о романе Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота»// Знамя. - № 4-5.- с.122-130.

 




Информация о работе Изучение творчества Виктора Пелевина на уроках-обзорах и факультативных занятиях