Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:49, курсовая работа
Слово в художественном тексте – это особый мир. Художественное слово - зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенного восприятия окружающего мира. Важную роль в художественном произведении играет слово. Человек живет в мире высказываний, в мире слов. Правильной, красивой, выразительной речи мы учимся у классиков художественной литературы. Таким учителем для многих стал талантливейший русский писатель Антон Павлович Чехов.
Введение.................................................................................................................. ..3
Глава 1 .Понятие экспрессивности и экспрессивных средств художественной речи….................................................................................................................6
Глава 2. Экспрессивные существительные и прилагательные как компонент художественной речи рассказа А. П. Чехова "Злоумышленник"……………10
2.1.Экспрессивные существительные и прилагательные, экспрессивность которых выражена на уровне лексического значения………………………….11
2.2. Экспрессивные существительные и прилагательные, экспрессивность которых выражена посредством суффиксов субъективной оценки…………...13
Заключение........................................................................................................... ...15
Список использованных источников.............................................................. ...16
Белорусский государственный университет
Филологический факультет
Кафедра русского языка
Экспрессивные субстантивы как компонент художественной
речи рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник»
« Русская филология» дневной
Научный руководитель - профессор Н. М. Пипченко
Минск, 2011
Оглавление
Введение......................
Глава 1 .Понятие экспрессивности и
экспрессивных средств художественной
речи….........................
Глава 2. Экспрессивные существительные и прилагательные как компонент художественной речи рассказа А. П. Чехова "Злоумышленник"……………10
2.1.Экспрессивные существительные и прилагательные, экспрессивность которых выражена на уровне лексического значения………………………….11
2.2. Экспрессивные существительные и прилагательные, экспрессивность которых выражена посредством суффиксов субъективной оценки…………...13
Заключение....................
Список использованных
источников....................
Введение
Слово в художественном тексте – это особый мир. Художественное слово - зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенного восприятия окружающего мира. Важную роль в художественном произведении играет слово. Человек живет в мире высказываний, в мире слов. Правильной, красивой, выразительной речи мы учимся у классиков художественной литературы. Таким учителем для многих стал талантливейший русский писатель Антон Павлович Чехов.
А.П. Чехов является одним из тех, без кого немыслима русская литература. Его творчество основано на всем лучшем, что есть в русском языке, но обогащено тем своеобразным, что характеризует авторскую манеру писателя. Его творческое наследие составляют десятки остроумнынейших и оригинальнейших рассказов и повестей, а пьесы ставят на лучших подмостках мира. В своих произведениях А.П. Чехов создал множество неповторимых образов своих современников. Мы можем увидеть людей различных сословий: дворян, мещан, интеллигенцию, крестьян. Все образы поражают своей исключительностью и живостью. Легкий, понятный каждому язык Чехова, его тонкий психологизм и ироничная манера письма – все это приводит в ряды поклонников писателя все большее число читателей по всему миру.
Рассказ «Злоумышленник» внешне выглядит смешным. Его главный герой — неграмотный мужичонка. Его судят за то, что он отвинтил гайку, “коей рельсы прикрепляются к шпалам”, чтобы из нее сделать грузило. Сам «злоумышленник» так и не понял своей вины, потому что не видел ничего противозаконного в своих действиях. Весь рассказ — это диалог между “судебным следователем” и “злоумышленником”. Чехов обобщает образ этого несчастного мужика, показывая его в контексте эпохи.
Множество исследователей
в области литературы и языка
создали труды, посвященные
Поэтому основной целью этой курсовой работы является детальное описание лексических экспрессивов и их функций в создании выразительности художественной речи в рассказе «Злоумышленник».
Для реализации этой цели ставится ряд конкретных задач:
Глава1.
Понятие экспрессивности и экспрессивных средств художественной речи.
Основная цель данной курсовой
работы обусловила необходимость рассмотрения
ряда теоретических вопросов, связанных
с особенностями семантики
Семантика экспрессивного слова отличается от семантической структуры нейтрального, неэкспрессивного слова и включает в себя два компонента: денотативный и коннотативный.
Денотативный компонент (ДК) – отражает вещественное содержание семантики слова, его предметное отнесенность к конкретному денотату. Семантика слова хлестать включает всебя денотативный компонент - пить жидкость; экспрессивный компонент – в большом количестве, без меры; эмоциональность - чувство неодобрения, порицания, презрения; отрицательную оценку.
Все компоненты семантики слова (денотативный и коннотативный) существуют в слове как единая система, ен отделяясь друг от друга.
Коннотативные компоненты (КК) – это “такие семантические признаки денотативного содержания слова, которые служат для выражения его экспрессивных , эмоциональных, оценочных, образных и стилистических оттенков значения”.
В семантику экспрессивного слова обычно включаются такие ее компоненты, как экспресссивность, эмоциональность, оценочность, образность и стилистическая окраска.
Экспрессивность как семантический признак слова часто соотносят с понятиями интенсивности/экстенсивности, которые указывают на степень проявления действия или признака. Интенсивность указывает на высокую степень проявления признака или действия. Например, слово рвануть значит “ порывисто, резко тронуться с места, дернуть, стремительно начаться”; грязнуля – “неопрятный, нечистоплотный человек”. Экстенсивность говорит о низкой степени проявления признака или действия. Например: тащиться – идти, ехать медленно; меркнуть – тускнеть, постепенно утрачивать яркость, свет.
Экспрессивность может быть выражена с помощью лексических повторов:синий-синий(очень синий); читал-читал(много читал); чуть-чуть; белым-бело; дурак-дураком; круть-верть; чудо-юдо; молода-молодешенька.
Экспрессивность проявляется также благодаря фонетическим средствам: сильным произношением согласных и гласных звуков: По-о-олк, слуша-а-ай! (А. Куприн); звуподражаниям: бах, бум.
Экспрессивность слова достигается также с помощью морфем, используемых в поэтической речи для усиления смыла слов. Например:
Есть счастливцы и счастливицы,
Петь не могущие. Им –
Слезы лить! Как сладко вылиться
Горю – ливнем проливным.
Эмоциональность в семантике слова выражает эмоциональное отношение субъекта к денотативному компоненту слова. Это слова, отражающие положительные или отрицательные эмоции человека: неодобрение, осуждение, порицание, иронию, ласку и др.: жрать, ведьма, рявкать и т. д.
Для выражения чувств
человека могут использоваться
слова с суффиксами
Эмоциональные междометия
передают различные чувства
Эмоционально-экспрессивные
частицы передают
Эмоциональность может
также отсутствовать в
Оценочность в семантике слова выражает оценку предмета речи. Оценочнось тесно связана с эмоциональностью. Но некоторые ученые (И.А. Стернин, Э.А. Вайгла) отделяют оценочные(хороший, плохой, рассеянный) слова от эмоционально-оценочных(пъянка, трудяга).
Образность – способность языковой единицы выразить “обобщенный наглядно-чувственный образ предмета, названием которого является данное слово”. Но образность не всегда означает выразительность. Например, образные слова мухомор, подснежник с экспрессивной точки зрения нейтральные. Но образность в значенни слова усиливает его выразительность. В слове тунеядец, которое имеет значение “человек, живущий за чужой счет, чужим трудом”, денотативное содержание тускнеет, а коннотативное становится основным.
М. И. Черемисина
и О.В. Загоровская выделяют
несколько разрядов слов, у которых
денотативный компонент не
К этим разрядам
относится такие группы слов,
которые не имеют первичной
номинативной базы. М.И. Черемисина
такие слова называет “
Стилевое значение слова
обусловлено прикрепленностью слова
к определенной ситуации общения
и выражает отношение субъекта к
предмету речи. Стилистически окрашенные
слова противостоят нейтральным
и употребляются или в
Экспрессивное слово
обладает такой особенностью
как многомпонентность,
Значит, “экспрессивность
в широком смысле слова –
это выразительность речи, возникающая
на основе таких коннотативных
свойств слова как
Глава 2
Экспрессивные существительные и прилагательные как компонент художественной речи рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник»
Экспрессивная лексика широко представлена в рассказах А. П. Чехова. Для рассмотрения подобных языковых единиц используется рассказ «Злоумышленник». В произведении писателя экспрессивная лексика служит для усиления выразительности и изобразительности речи, для увеличения значимости и воздействия сказанного.
Например: маленький, тощий, нависшие, угрюмой, паучья, злоумышленник, мужичонка, идиот, дурак, мальчишка, темные.
У А. П, Чехова экспрессивные языковые единицы чаще всего выполняют функцию выразителя отрицательной оценки героя или явления действительности (тощий, глупая, темные, мужичонка, идиот, дурак).
В исследуемом произведении
экспрессивность языковых
2.1 Экспрессивные существительные и прилагательные, экспрессивность которых выражена на уровне лексического значения
Экспрессивная функция данных лексем (злоумышленник, дурак, идиот, тощий, угрюмый, нависшие, паучья, темные) представлена особенностями семантической структуры, в которой основным является коннотативный компонент, выраженный лексическим значением слова.