Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:31, курсовая работа
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить в процессе школьного преподавания методическую модель, которая поможет сформировать у учащихся 5-8 классов понятие «литературная сказка» с учётом её жанровых модификаций.
Предмет исследования - методические условия и пути формирования жанрового типологического понятия «литературная сказка», которые смогли бы обеспечить учащимся успешное овладение данным понятием.
Введение
Глава I. Своеобразие поэтики литературной сказки XIX и XX веков.
§1. Жанровая специфика литературной сказки
§2.Отличие литературной сказки от фольклорной.
§3. Методика преподавания сказок в школе.
Глава II. Изучение литературной сказки в школе.
§1.Система уроков по сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители » в 5 классе.
§2.Система уроков по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» в 7 классе.
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава I. Своеобразие поэтики литературной сказки XIX и XX веков.
§1. Жанровая специфика литературной сказки
§2.Отличие литературной сказки от фольклорной.
§3. Методика преподавания сказок в школе.
§2.Система уроков по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» в 7 классе.
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития у учащихся 5-8 классов представления о литературной сказке и её жанровых модификациях, а также заинтересованностью современной школы в создании методической модели, стимулирующей процесс осмысления учениками данного научного понятия.
О жанре как одном из
ключевых теоретико-литературоведческих
понятий писал М.М. Бахтин, считая,
что изучение произведения «будет правильным
и продуктивным лишь на основе постоянного
учёта жанровой природы»[1]
Только с помощью анализа жанровых особенностей
художественного текста можно в полной
мере постичь суть авторской позиции,
«стать конгениальным автору шедевра,
стать его сотворцом» (Ю.Б. Борев).
Упоминание о необходимости анализа произведения с учетом его жанровой специфики встречается в трудах ведущих методистов XIX и XX веков: Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова, В.П. Острогорского, В.Я Стоюнина, В.В. Голубкова, М.А. Рыбниковой, В.А. Никольского и др. Особый вклад в разработку теоретических и практических основ процесса изучения художественных текстов с точки зрения жанра внесли современные учёные, развивающие традиции отечественной методики преподавания литературы: Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, А.В. Дановский, Н.А. Демидова, Н.И. Кудряшев, Т.Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, В.Г. Маранцман, Н.И. Прокофьев, М.А. Снежневская и др.
Следует отметить, что в
практике школьного литературного
образования сложилась
Публикация работ Т.А.
Таким образом, актуальность
проблемы обуславливается, во-первых,
введением теоретического понятия
«литературная сказка» в
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить в процессе школьного преподавания методическую модель, которая поможет сформировать у учащихся 5-8 классов понятие «литературная сказка» с учётом её жанровых модификаций.
Объектом исследования является процесс формирования понятия о литературной сказке и ее жанровых модификациях у учащихся 5-8 классов.
Предмет исследования - методические условия и пути формирования жанрового типологического понятия «литературная сказка», которые смогли бы обеспечить учащимся успешное овладение данным понятием.
В основу исследования положена гипотеза: формирование у учащихся средних классов представления о литературной сказке и её жанровых модификациях в процессе изучения произведений отечественных авторов будет эффективным, если:
- учитываются возрастные
и психологические особенности
восприятия младшими и
- реализуется системный
подход, обеспечивающий
- осуществляется поэтапное
структурирование работы, в процессе
чего четко определяются
- при изучении литературных
сказок и их жанровых
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
• на основе анализа психолого-
• разработать методику
поэтапного системного формирования понятия
«литературная сказка» в
• осуществить опытно-
Разработанная методическая модель проведения уроков предполагает:
• опору на знания и умения, полученные учащимися в начальной школе, и дальнейшее их совершенствование путем поэтапного освоения нового материала о литературной сказке;
• углубление знаний на каждой новой ступени изучения материала за счет введения сведений о синкретических жанровых элементах;
• закрепление полученных сведений в системе поэтапного формирования теоретико-литературных понятий о жанре.
Для того, чтобы продемонстрировать на практике действие данной модели, необходимо было выбрать одну из реализуемых в настоящее время школьных программ. Мы остановились на программе под редакцией А.Г. Кутузова, поскольку в ее основе лежит жанровый подход к изучаемым произведениям, что соответствует проблематике дипломной работы.
Методологическую и
В настоящей работе применяются
следующие методы исследования: метод
теоретического исследования (изучение
трудов по литературоведению и
Научная новизна работы заключается в следующем:
• дано психолого-педагогическое обоснование поэтапному процессу формирования у учащихся 5-8 классов представления о «литературной сказке» и её жанровых модификациях;
• теоретически обоснована и разработана методическая модель изучения жанрового типологического понятия «литературная сказка», которая обеспечивает высокий результат восприятия и осмысления школьниками средних классов анализируемых произведений;
• методически обоснован
процесс школьного анализа
Теоретическая значимость исследования
заключается в том, что в работе
предложена экспериментально подтверждённая
методическая модель проведения занятий
в системе литературного
Практическая значимость
работы заключается в том, что
теоретические положения и
Глава I. Своеобразие поэтики литературной сказки XIX и XX веков.
§1. Жанровая специфика литературной сказки
Литературная сказка как отдельное литературное явление выделилась еще в прошлом столетии и «давно стала полноправным литературным жанром» [35, с. 20]. Она находится на стадии активного развития, однако до сих пор не существует четкого понимания ее жанрового своеобразия.
Ситуация с трактовкой
понятия «литературная сказка»
может быть кратко представлена так:
сказки бывают разные, «но в науке…до
сих пор не создано единой классификации»
[34, с. 3]. Уже в течение долгого
времени многие исследователи обращают
внимание на данную проблему и пытаются
разрешить ее различными способами.
Существует большое количество определений
литературной сказки как жанра, условно
их можно поделить на два типа. Первый
тип определений представляет собой
перечисление отдельных характеристик,
которые обычно присущи литературной
сказке (см. пример 1), но в конкретных
произведениях данные характеристики
могут частично отсутствовать. Такого
рода определения довольно громоздки
и неприменимы ко всем литературным
сказкам. Второй тип (пример 2) – это
попытка обобщенного
Вот примеры:
1) Литературная сказка
– авторское, художественное
или поэтическое произведение, основанное
либо на фольклорных
2) Литературная сказка
– такой жанр литературного
произведения, в котором в волшебно-
Данные определения лишь частично отражают отличительные черты жанра литературной сказки.
В настоящий момент невозможно дать определение литературной сказки в отрыве от других фантастических жанров, имеющих общие корни: фантастическое, сказочное в литературе берет начало в фольклорной сказке. Игнорирование этого факта приводит к искажению сущности жанра литературной сказки как такового: «современная сказка оторвалась от своих фольклорных корней, и все-таки они могут быть прослежены, без них нет сказочного жанра» [2, с. 169]. Приведем в качестве примера одно из предложенных определений литературной сказки: «Литературной сказкой мы будем называть такое произведение, в котором изображены события, персонажи или ситуации, с помощью определенных приемов выходящие за пределы наблюдаемого мира в волшебный, «вторичный» мир» [50, с. 32]. И именно этот «вторичный», или сказочный, мир «формирует основу волшебной сказки, которая, в свою очередь, передала ее более молодым фантастическим жанрам, таким, как литературная сказка, научная фантастика или фэнтези. «В волшебной сказке необычайное не выводится за рамки системы – оно эти рамки образует». [30, с. 12]. Сравним: «одна из самых специфических черт современной литературной сказки – атмосфера «сказочной реальности», то есть растворенности «чуда», его нормативности при полной ирреальности, поддерживаемой художественными приемами, создающими «иллюзию достоверности» [27, с. 81].
Зачастую авторы сказок изначально применяют традиционные, иногда несколько видоизмененные «штампы» зачина сказки, например: «В старину было дело: и тогда жили люди» [42, с. 387]; «жила в одной деревне крестьянка, вдова» [42, с. 438], т.е с первых строчек произведений в права вступает волшебный ирреальный мир. Хотя это совсем не обязательно, и действие сказки может начинаться совершенно обыденно, как, например, в «Песочных часах» В. Каверина: «В пионерском лагере появился новый воспитатель» [18, с. 3]. Однако уже в следующем предложении автор начинает интриговать читателя, говоря: «Ничего особенного, обыкновенный воспитатель». Подчеркнутая «обыкновенность» героя незамедлительно делает его необыкновенным, и читатель уже настроен на то, что речь пойдет не об обычном летнем лагере, а о чем-то особенном. К этому конкретному случаю можно было бы применить формулу «определенного приема».
Информация о работе Особенности изучения сказочных мотивов в русской литературе