Особенности изучения сказочных мотивов в русской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить в процессе школьного преподавания методическую модель, которая поможет сформировать у учащихся 5-8 классов понятие «литературная сказка» с учётом её жанровых модификаций.
Предмет исследования - методические условия и пути формирования жанрового типологического понятия «литературная сказка», которые смогли бы обеспечить учащимся успешное овладение данным понятием.

Содержание работы

Введение
Глава I. Своеобразие поэтики литературной сказки XIX и XX веков.
§1. Жанровая специфика литературной сказки
§2.Отличие литературной сказки от фольклорной.
§3. Методика преподавания сказок в школе.
Глава II. Изучение литературной сказки в школе.
§1.Система уроков по сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители » в 5 классе.
§2.Система уроков по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» в 7 классе.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 114.28 Кб (Скачать файл)

- Давайте вспомним, как  называет Чернушка отрицательные  качества, появившиеся в Алеше? (Пороки).

- Для обозначения положительных  качеств есть слово добродетели. 

- Как бы вы объяснили  первокласснику, что такое добродетель? 

( Варианты определений  даются детьми: это добро, это  когда ты делаешь что-то хорошее  другому).

- В словаре В.И. Даля дается такое определение:

добродетель – всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла.

Мы сейчас выполним очень  важную работу. Попробуем найти в  тексте слова, которые помогут нам  назвать, оценить, понять человека и  его поступки. Сделать выводы и  для себя.

( В результате коллективной  работы появляется таблица).

Добродетель

Порок

скромность

послушание

сострадание

раскаяние

стыд

совесть

доброта

прилежание

учтивость

непослушание

нескромность

гордость

самолюбие

самонадеянность

праздность

самопревозношение

неблагодарность


( Вся лексика  взята из текста сказки. Конечно,  учитель включен в работу, подсказывает  детям нужные эпизоды и даже  страницы. Это начало кропотливой  работы с текстом. Обязательно  учим работать с карандашом  в руках).

- А теперь представим  две графы таблицы в виде  двух дорожек. Вам надо выбрать,  по какой идти. Помните, как  в сказках: налево пойдешь…  направо пойдешь…Что будет в  конце пути? У вас есть право  выбора.

(Есть желающие  нарисовать 

змею, закрасить  черным цветом).

 

V. Жизнь души героя. Беседа о совести.

 

- Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя  жизнь. Жизнь души. Мы радуемся, грустим, испытываем боль, став свидетелем или участником какого-то события. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или дурно. Этот звоночек называется совесть. Когда человек поступает вопреки совести, ему становится как-то не по себе, его мучает совесть. Если человек не обращает внимания на голос совести, то звоночек замолкает в конце концов. Это значит, что человек убил в себе совесть. Про таких говорят: бессовестный.

Назовите события, происходящие во внутренней жизни героя сказки. Поразмышляйте и над вопросами:

1. В своем духовном  развитии герой движется вверх  или вниз? Отразите это движение  в виде схемы. ( Дети могут использовать стрелочки, направленные вверх, ступени лестницы, пирамиду).

2. Как относится автор  к своему герою?

 

Алеша совершает  много опрометчивых поступков, в  нем много противоречий. Но автор  тепло относится к нему за способность  чувствовать свою вину и раскаиваться.

 

VI.  Выводы.

- Л.Н. Толстой, составляя  список книг, повлиявших на его  духовное становление, включил  в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие  уроки сказки усвоили вы?

Учащиеся предлагают варианты формулировок, которые записываются в тетрадь.

1. Надо жить честно, быть  скромным, уважать других людей.

2. Слушать внутренний  голос совести.

3. Быть требовательным  к себе.

4. Преодолевать в себе  эгоизм, лень, себялюбие.

 

VII. Составление сборника мудрых мыслей.

 

- А можем ли мы в  тексте сказки найти советы: как  жить? Как работать над собой?

Найдите такие высказывания, запишите и постарайтесь запомнить.

1. «Пороки обыкновенно  входят в дверь, а выходят  в щелочку». (Стр. 146)

2. «… если хочешь исправиться,  то должен беспрестанно строго  смотреть за собою». (Стр. 146)

3. «… для исправления  самого себя необходимо начать  тем, чтоб откинуть самолюбие  и излишнюю самонадеянность». (Стр. 147)

4. «Не для того дан  вам ум, чтоб вы во зло его  употребляли». (Стр. 148)

5. «Чем более вы от  природы имеете способностей  и дарований, тем скромнее и  послушнее вы должны быть». (Стр. 148)

6. «Не приписывай самому  себе того, что тебе не принадлежит,  благодари судьбу за то, что  она тебе доставила выгоды  против других детей, но не  думай, что ты лучше их». (Стр. 142)

 

VIII. Оценивание.

 

Домашнее задание:

- Подумайте над следующими утверждениями:

- у всех людей есть  совесть

- голос совести можно  услышать только после плохого  поступка

- плохих людей, преступников  совесть не мучает

- бессовестному человеку  жить легче.

 

Список литературы к уроку

1. Литература 5 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2007.

Интернет-ресурсы

  1. Детский сказочный журнал «Почитай-ка», статья «Автор «Черной курицы» Антоний Погорельский».

http://www.cofe.ru

  1. Библиотека Михаила Телегина

www.mtelegin.ru

  1. Википедия

www.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.Система уроков по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» в 7 классе.

Конспект урока по литературе «Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть  о том, как один мужик двух генералов  прокормил"»

Цель урока: Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

Задачи:

  1. Формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.
  2. Развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения.
  3. Развивать умения делать выводы из прочитанного.
  4. Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;
  5. Воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Выдающимся достижением  последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина  является книга “Сказки”, включающая 32 произведения. За небольшим исключением  сказки создавались в течение 4-х  лет (1883 – 1886 гг.).

Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик.

- Что такое сатира?

(Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.).

II. Проверка домашнего задания.

- Какие вопросы у вас  возникли, когда вы читали произведение?

(вопросы записываются  на доске)

  1. Название произведения. Повесть, один мужик, два генерала?
  2. Почему город Петербург, улица Подьяческая?
  3. Необитаемый остров?
  4. Газета “Московские ведомости”?
  5. Генералы работали в регистратуре?
  6. Зачем нужно упоминание о кухарке?
  7. Зачем упоминается одеяло?

III. Анализ сказки.

- Где начинается действие  произведения? (В Петербурге).

 

Улица Подьяческая

подьячий – на Руси XVI-начала XVIII века помощник

   

Дьяка, канцелярист.


Дьяк – должностное  лицо в государственных учреждениях.

- Почему так названа  улица? (расположено много канцелярских учреждений).

- Кто герои произведения? (два генерала).

- Кто такой генерал? (Генерал – высокий военный чин).

- Что мы узнаем о  них в начале произведения? (работа с текстом).

- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились  до генералов?

(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин.).

- Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).

- Какой остров считается  необитаемым? (где нет людей) .

- Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? (найти в тексте).

- Найдите в тексте моменты,  где речь идет о сне? (сновидение, сон, ночные рубашки)

- Что такое сон? (Сон – пограничное состояние между жизнью и смертью).

Генералы пытаются уйти ото  реальной жизни – уснуть. Не получается.

- Почему? - О чем они  думают?

Мысли о еде   (поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)

- Для чего упоминается  газета “Московские ведомости”?

- О чем пишут в газете? (Докажите текстом).

- Какой выход находят  генералы из создавшегося положения?

(Найти мужика, текст).

- Кто такой мужик?

(зависимый крестьянин).

- Что начинает делать  мужик, когда его находят генералы?

(работает на генералов, с ним тепло и уютно, он их одеяло).

- Где кульминация произведения? (нашли мужика).

- Где развязка? (возвращение в Петербург).

- Определите тип композиции? (кольцевая).

- Почему мы относим  эту сказку к сатирическим  произведениям?

(генералы – паразиты, привыкшие жить чужим трудом)

- Выжили бы они без  мужика? (нет)

- В Петербурге они жили  своим трудом?

- В чем географическая  особенность Петербурга?

(город на островах)   Генералы всегда жили на острове. И в Петербурге они ведут паразитический образ жизни, а, очутившись на необитаемом острове, без прислуги, обнаружили повадки голодных, диких зверей, готовых сожрать друг друга. Только появление мужика спасло их от окончательного озверения.

Наряду с сатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной иронией изобразил  Салтыков-Щедрин рабское поведение  мужика.

- Какими приемами сатиры  пользуется автор?

Приемы сатиры

- Аллегория – иносказательное  выражение чего-нибудь отвлеченного  в конкретном образе.

(Генерал не может сорвать яблока с дерева)

- Гипербола – преувеличение.

(Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.)

- Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.

- Гротеск – сочетание  в фантастической форме ужасного  и смешного, безобразного и возвышенного.

(сцена остервенения генералов).

IV. Домашнее задание

Напишите, что в поведение  мужика вызывает восхищение, а что  осуждение.

Прочитать сказку “Дикий помещик”.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

    1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М. : Искусство, 1986. - 444 с.)
    2. Абрамюк С.Ф. Фольклорные истоки композиции современной литературной сказки//Проблемы детской литературы. – Петрозаводск, 1971. – с. 3-220. 
    3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – М.: Художественная литература, 1955. – 599 с.
    4. Бахтина В.А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия//Фольклор народов РСФСР. – Уфа, 1979. – ч. 3-515. 
    5. Бибко Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки // Начальная школа, 1991, №12.- С. 20-26.
    6. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа, 1996, №9. – С. 31-48.
    7. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. – М., 1979. – с. 3-418 
    8. Будур Н.В. Зарубежная детская литература. – М.: Академия, 2000.– 285 с.
    9. Будур Н.В. Английская литературная сказка. – М.: АСТ, 2003. – 362 с.
    10. Вундт В. Психология народов. – М.: Эксмо, 1998. – с. 546 с.
    11. Домашнев А.И. Интерпретация художественного текста. – 2-е изд., доработанное. - М.: Просвещение, 1989. – с. 288 с.
    12. Каверин В. Сказки. – М., 1976. – с. 3-618. 
    13. Казакова Т. А. Imagery in Iranslation. – Спб.: Союз, 2003. – 254 с.
    14. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. – Свердловск, 1992. – с. 3-569. 
    15. Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей 1-ой половины 19 в. – Петрозаводск, 1959, - с. 3-569. 
    16. Лупанова И.П. Современная литературная сказка и ее критики (заметки фольклориста)//Проблемы детской литературы. – Петрозаводск, 1981. – с. 3-359. 
    17. Матвеева Е.И. Методика обучения литературному чтению в начальной школе. 2 класс. (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова): Пособие для учителя.- М.: Вита – Пресс, 2001.
    18. Медрим Д.Н. О поэтике волшебной сказки //Проблемы детской и зарубежной литературы. – Волгоград, 1971. – с. 3 – 445. 
    19. Мележинский Е.М., Нехлюдов С. Ю. и др. Проблемы структурного описания волшебной сказки//Труды по знаковым системам, // Вып. 236. – Тарту, 1969. – с. 3-518. 
    20. Мележинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. – М., 1958.
    21. Мелетинский Е. М. Избранные статьи. Воспоминания. – М.: Академия, 2001. – 530 с.
    22. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. - Санкт-Петербург: Специальная литература, 1997.- С. 66-72.
    23. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Просвещение, 1968. – 612 с.
    24. Нагибин Ю.О сказках и сказочниках//Литературные сказки зарубежных писателей. – М., 1982. – с. 3 – 313 
    25. Неелов Е.Н. Сказка, фантастика, современность. – Петрозаводск, 1987, с. 3 – 275. 
    26. Неелов Е.Н. Фольклорно-сказочный «мир без выбора» в литературной сказке и научной фантастике//Проблемы детской литературы. – Петрозаводск, 1987. – с. 3 – 359. 
    27. Платонов А. Иван-чудо//Платонов А. Собрание сочинений в 3 томах. – М., 1985. – т. 3. – с. 3-579. 
    28. Пропп В.Я. Фольклор и действительность – М.: Наука, 1978. – 568 с.
    29. Пропп В.Я Собрание трудов. Поэтика фольклора – М.: Лабиринт, 1998. – 620 с.
    30. Смирнова В.О. О детях и для детей. – м., 1967. – с. 373 
    31. Фесенко Ю.П. Судьбы Казака Луганского. Проблемы творчества и биографии//Лугань: сборник научных трудов, посвященный 200-летию Луганска. – Луганск, 1995. – с. 3-178. 
    32. Фесенко Ю.П. «Пяток первый» В.И. Даля как единый цикл//Пятые международные Далевские чтения: тезисы, статьи, материалы. – Луганск, 1996. – с. 3-253. 
    33. Хованская З.И. Стилистика французского языка. - М.: Высшая школа, 1984. – 314 с.
    34. Чернявская И.С. Некоторые особенности современной литературной сказки//Проблемы детской литературы. – Петрозаводск, 1979, с. 3-201.  
    35. Ярмыш Ю.Ф. О жанре мечты и фантазии//Радуга. – 1972. - №11. – с. 3-241. 

Информация о работе Особенности изучения сказочных мотивов в русской литературе