Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:31, курсовая работа
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить в процессе школьного преподавания методическую модель, которая поможет сформировать у учащихся 5-8 классов понятие «литературная сказка» с учётом её жанровых модификаций.
Предмет исследования - методические условия и пути формирования жанрового типологического понятия «литературная сказка», которые смогли бы обеспечить учащимся успешное овладение данным понятием.
Введение
Глава I. Своеобразие поэтики литературной сказки XIX и XX веков.
§1. Жанровая специфика литературной сказки
§2.Отличие литературной сказки от фольклорной.
§3. Методика преподавания сказок в школе.
Глава II. Изучение литературной сказки в школе.
§1.Система уроков по сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители » в 5 классе.
§2.Система уроков по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» в 7 классе.
Заключение
Список литературы
УМЕНИЯ |
ЗНАНИЯ |
воспринимать изобразительные средства языка |
о реальном и чудесном мирах |
воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем |
о границе между мирами /основное событие/ |
устанавливать причинно-следственные связи, понимать композиционное своеобразие сказки |
о волшебных существах, предметах, помощниках и смысле чудес, совершаемых ими |
воспринимать образ - персонаж |
о функции добра и зла по отношению к персонажам |
видеть авторскую позицию / отношение / |
о магических словах, заклинаниях |
осознавать идею произведения |
о метаморфозе героя в финале |
ПРИЕМЫ | |
словесное рисование | |
выборочное выразительное чтение | |
рассматривание разных иллюстраций одной сказки, выявление различных деталей | |
сравнительный анализ параллельных эпизодов, персонажей, мест действий | |
продолжение сказки до логического конца, создание “сказки наоборот” | |
сочинение сказки, похожей на данную | |
тщательный анализ эпизодов, характеризующих момент и причину появления чуда, его внешний облик | |
рассматривание “подвижной иллюстрации”, изображающей “превращение” сказочного персонажа | |
составление карты – схемы событий | |
рассказывание по схемам - цепочкам | |
составление и рассматривание диафильма |
Вывод:
Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой ведь именно от того, как учитель будет работать над сказкой, на что будет обращать внимание учащихся, и будет зависеть осмысление этого жанра ими.
Известно, что сказка, и ее сюжеты и герои вдохновили выдающихся художников и музыкантов на создание запоминающихся на всю жизнь картин, иллюстраций, опер, других музыкальных произведений. Сказка предоставляет возможность проявить неограниченный полет фантазии и самим учащимся разных возрастов – в устных и письменных рассказах, рисунках, инсценировании, устройства декораций.
§1.Система уроков по сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители » в 5 классе.
Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (УМК под редакцией В.Я. Коровиной)
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
4. Обогащение речи
детей оценочной лексикой
5. Развитие умений
обобщать проанализированный
6. Духовно-нравственное
воспитание (развитие умений делать
выводы для себя, наблюдая за
героем, с целью возможного
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.(1 мин.)
II. Содержание:
1. Игра «Цепочка». (2мин.)
2. Повторительно-обобщающая
беседа. Составление таблицы «Основные
признаки фольклорной и
3. Проверка знания текста учащимися.(2 мин.)
4. Аналитическая беседа. Характер главного героя.
Составление таблицы «Добродетели и пороки».(20 мин.)
5. Жизнь души героя. Беседа о совести.(7 мин.)
6. Нравственные уроки сказки. Выводы.(3 мин.)
7.Домашнее задание.
–Сегодня мы с вами продолжим работу с произведениями, которые любят и дети, и взрослые. Это, конечно, сказки.
Давайте вспомним их. Правила игры вам знакомы.
Игра «Цепочка».
Первый вариант называет фольклорные сказки, второй – литературные. (Игра активизирует мыслительную деятельность, развивает память, побуждает к чтению).
Первый ученик называет сказку, второй повторяет название первого и добавляет свое и т.д.
Например:
I. 1. «Царевна-лягушка»
2. «Царевна-лягушка», «Марья Моревна»
3. «Царевна-лягушка, «Марья Моревна», «Финист ясный сокол»
(и так далее).
II. 1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина
2. «Сказка о мертвой
царевне…» Пушкина, «Русалочка»
3. «Сказка о мертвой
царевне…» Пушкина, «Русалочка»
(Организовать игру нужно
так, чтобы сложное
II. Повторительно-обобщающая беседа.
Учитель:
- Откройте хрестоматию на странице 315. Найдите в содержании сказку «Царевна-Лягушка». (В хрестоматии мы найдем ее на странице 13).
- Назовите автора сказки. (Он не указан).
- Найдите в содержании сказку «Черная курица, или Подземные жители». Да, она на странице 119. Назовите автора. (Антоний Погорельский).
- Чем отличаются произведения? (Одна сказка фольклорная, народная, а другая – литературная – у нее есть автор).
- Вспомним основные признаки
литературной и фольклорной
- А литературной сказки? (Она принадлежит конкретному автору).
- Назовите любимого героя русских народных сказок. (Это Иванушка). Он всегда борется со злом, коварством, защищает родную землю. (Это положительный герой).
- А если я назову Кощея Бессмертного, Бабу Ягу? (Это отрицательные герои).
- Вспомним «Спящую царевну»
В.А. Жуковского. Мы останавливались
на описании дворца, бора, спящей
царевны. Значит, для литературных
сказок характерна
В результате беседы в тетрадях заполняется таблица.
Основные признаки фольклорной и литературной сказки
Фольклорная сказка |
Литературная сказка |
Устность, коллективность, анонимность |
Принадлежит конкретному автору |
Используются традиционные образы-персонажи (маски-типажи) |
Свойственна изобразительность (описание места, облика героев, их характеров) |
Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя стерта |
Четко выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора |
III. Проверка знания текста учащимися.
- Дома вы прочитали сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Она написана почти двести лет назад, но до сих пор ее с удовольствием читают дети, а родители находят, что в ней заключено очень много полезных мыслей. Постараемся и мы усвоить урок, который преподаст нам сказка.
Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий проговаривайте.
Упорядоченный ход событий.
1. Жизнь Алеши в пансионате.
2. Спасение Чернушки.
3. Алеша в подземном королевстве.
4. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.
5. Алеша проявляет
6. Предательство.
7. Прощание с министром.
8. Болезнь и выздоровление.
IV. Аналитическая беседа. Работа с текстом.
Учитель:
- Главный герой сказки – десятилетний мальчик Алеша.
Каким мы видим его в начале произведения?
«Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали». (Стр. 120).
-Какой поступок Алеши поразил вас? ( Дети называют шалости Алеши, его рассказ учителю о черной курице и гномах, удивляются его желанию смотреть в дырочки забора, конечно, восхищаются спасением Чернушки, особенно поражает их готовность Алеши отдать золотую монету).
Эпизод «Спасение Чернушки». Чтение. (Стр. 123-124).
- Как называется готовность
человека пожертвовать собой,
чем-то дорогим ему ради
- Как изменился Алеша после получения конопляного зернышка?
«Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он его гораздо лучше и умнее всех их».( Стр. 141).
«… он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили». (Стр. 142).
- Почему изменился Алеша?
Вопрос обсуждается, делается вывод. Мальчик изменился потому, что получил возможность жить бездумно и желать все получить без труда.
- Возникает ли у вас
иногда такое желание: хорошо
бы знать все, но не утруждать
себя, не прилагать усилий? Что
из этого получится?
( Дети признаются, что желание не утруждаться, но знать им знакомо. Но обязательно звучит и ответ-рассуждение о том, что в учебе труд обязателен, «иначе новых извилин не появится», «так неинтересно»).
- А теперь давайте попробуем определить, как называется поступок человека, который, спасая себя, подвергает смертельной опасности других? Предательство.
- Какое отношение это имеет к Алеше?
Он, спасая себя, «… совершенно потерял голову… он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях.» (Стр. 149).
- Пусть невольно, но он
совершил предательство. Итак, Алеша
способен и на
- Закрасьте пространство,
выразив цветом свое отношение
к смыслу слова. Объясните
Информация о работе Особенности изучения сказочных мотивов в русской литературе