Особенности изучения сказочных мотивов в русской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить в процессе школьного преподавания методическую модель, которая поможет сформировать у учащихся 5-8 классов понятие «литературная сказка» с учётом её жанровых модификаций.
Предмет исследования - методические условия и пути формирования жанрового типологического понятия «литературная сказка», которые смогли бы обеспечить учащимся успешное овладение данным понятием.

Содержание работы

Введение
Глава I. Своеобразие поэтики литературной сказки XIX и XX веков.
§1. Жанровая специфика литературной сказки
§2.Отличие литературной сказки от фольклорной.
§3. Методика преподавания сказок в школе.
Глава II. Изучение литературной сказки в школе.
§1.Система уроков по сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители » в 5 классе.
§2.Система уроков по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» в 7 классе.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 114.28 Кб (Скачать файл)

УМЕНИЯ

ЗНАНИЯ

воспринимать изобразительные  средства языка

о реальном и чудесном мирах

воссоздать в воображении  картины жизни, созданные писателем

о границе между мирами /основное событие/

устанавливать причинно-следственные связи, понимать композиционное своеобразие  сказки

о волшебных существах, предметах, помощниках и смысле чудес, совершаемых  ими

воспринимать образ - персонаж

о функции добра и зла  по отношению к персонажам

видеть авторскую позицию

/ отношение /

о магических словах, заклинаниях

осознавать идею произведения

о метаморфозе героя в  финале

ПРИЕМЫ

словесное рисование

выборочное выразительное  чтение

рассматривание разных иллюстраций  одной сказки, выявление различных  деталей

сравнительный анализ параллельных эпизодов, персонажей, мест действий

продолжение сказки до логического  конца, создание “сказки наоборот”

сочинение сказки, похожей  на данную

тщательный анализ эпизодов, характеризующих момент и причину  появления чуда, его внешний облик

рассматривание “подвижной иллюстрации”, изображающей “превращение”  сказочного персонажа

составление карты – схемы  событий

рассказывание по схемам - цепочкам

составление и рассматривание диафильма


                                                               Рисунок 1 – Система работы  над сказкой

Вывод:

Учителю необходимы глубокие знания методики работы над сказкой ведь именно от того, как учитель будет  работать над сказкой, на что будет  обращать внимание учащихся, и будет  зависеть осмысление этого жанра  ими.

Известно, что сказка, и ее сюжеты и герои вдохновили выдающихся художников и музыкантов на создание запоминающихся на всю жизнь картин, иллюстраций, опер, других музыкальных произведений. Сказка предоставляет возможность проявить неограниченный полет фантазии и самим учащимся разных возрастов – в устных и письменных рассказах, рисунках, инсценировании, устройства декораций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Изучение литературной сказки в школе.

 

§1.Система уроков по сказке А.Погорельского «Черная  курица, или Подземные жители »  в 5 классе.

 

Конспект урока  литературы в 5 классе по сказке Антония  Погорельского  «Черная курица, или  Подземные жители» (УМК под редакцией  В.Я. Коровиной)

Тип урока: комбинированный.

 

Цели урока:

 

  1. Повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке.
  2. Обучение приемам анализа характера главного героя произведения.
  3. Формирование умений ориентироваться в пространстве текста художественного произведения.

4.   Обогащение речи  детей оценочной лексикой нравственного  аспекта.

5.   Развитие умений  обобщать проанализированный материал.

6.  Духовно-нравственное  воспитание (развитие умений делать  выводы для себя, наблюдая за  героем, с целью возможного личностного  роста).

 

                                                        Задачи урока:

 

  1.   При работе с текстом учить видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, составлять их тематические группы, совершенствовать технику чтения.
  2.   Развивать способности к образному и логическому обобщению, отражая результат анализа текста в цветовой гамме, рисунке, схеме, таблице, сборнике (мудрых мыслей).
  3.   Анализируя поступки героя, вызвать эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков в человеке; развивать ценностные ориентации.

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент.

 Проверка готовности  класса к уроку.(1 мин.)

II. Содержание:

1. Игра «Цепочка». (2мин.)

2. Повторительно-обобщающая  беседа. Составление таблицы «Основные  признаки фольклорной и литературной  сказки».(9мин.)

3. Проверка знания текста  учащимися.(2 мин.)

4. Аналитическая беседа. Характер главного героя.

Составление таблицы «Добродетели и пороки».(20 мин.)

5. Жизнь души героя.  Беседа о совести.(7 мин.)

6. Нравственные уроки  сказки. Выводы.(3 мин.)

7.Домашнее задание. Составление  сборника мудрых мыслей «Нравственные  уроки жизни».(1 мин.)

 

  1. Слово учителя:

–Сегодня мы с вами продолжим  работу с произведениями, которые  любят и дети, и взрослые. Это, конечно, сказки.

Давайте вспомним их. Правила  игры вам знакомы.

 

Игра «Цепочка».

Первый вариант называет фольклорные сказки, второй – литературные. (Игра активизирует мыслительную деятельность, развивает память, побуждает к  чтению).

Первый ученик называет сказку, второй повторяет название первого  и добавляет свое и т.д.

 Например:

I. 1. «Царевна-лягушка»

2. «Царевна-лягушка», «Марья  Моревна»

3. «Царевна-лягушка, «Марья  Моревна», «Финист ясный сокол» 

(и так далее).

II. 1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина

2. «Сказка о мертвой  царевне…» Пушкина, «Русалочка»  Андерсена

3. «Сказка о мертвой  царевне…» Пушкина, «Русалочка»  Андерсена, «Конек-горбунок» Ершова  и т.д.

(Организовать игру нужно  так, чтобы сложное перечисление  досталось ученику, читающему  много).

 

II. Повторительно-обобщающая беседа.

 

 

Учитель:

- Откройте хрестоматию  на странице 315. Найдите в содержании  сказку «Царевна-Лягушка». (В хрестоматии мы найдем ее на странице 13).

- Назовите автора сказки. (Он не указан).

- Найдите в содержании  сказку «Черная курица, или Подземные  жители». Да, она на странице 119. Назовите автора. (Антоний Погорельский).

- Чем отличаются произведения? (Одна сказка фольклорная, народная, а другая – литературная – у нее есть автор).

- Вспомним основные признаки  литературной и фольклорной сказки, занесем их в таблицу. Главный  признак фольклорной сказки мы  еще раз обнаружили, вспомнили. (Это ее анонимность, коллективность, устность). Заносим в таблицу.

- А литературной сказки? (Она принадлежит конкретному автору).

- Назовите любимого героя  русских народных сказок. (Это Иванушка). Он всегда борется со злом, коварством, защищает родную землю. (Это положительный герой).

- А если я назову Кощея Бессмертного, Бабу Ягу? (Это отрицательные герои).

- Вспомним «Спящую царевну»  В.А. Жуковского. Мы останавливались  на описании дворца, бора, спящей  царевны. Значит, для литературных  сказок характерна изобразительность.  Описание места, облика, характеров  персонажей. Это помогает нам  понять авторское отношение к  героям: кого он любит, ценит.

В результате беседы в тетрадях заполняется таблица.

 

Основные признаки фольклорной и литературной сказки

Фольклорная сказка

Литературная  сказка

Устность, коллективность, анонимность

Принадлежит конкретному  автору

Используются традиционные образы-персонажи (маски-типажи)

Свойственна изобразительность (описание места, облика героев, их характеров)

Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя  стерта

Четко выражена авторская  позиция, симпатии и антипатии автора


 

III. Проверка знания текста учащимися.

 

- Дома вы прочитали сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Она написана почти двести лет назад, но до сих пор ее с удовольствием читают дети, а родители находят, что в ней заключено очень много полезных мыслей. Постараемся и мы усвоить урок, который преподаст нам сказка.

Перед вами хаотичное изложение  основных событий сказки. Приведите  их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий  проговаривайте.

  1. Алеша проявляет необыкновенные способности.
  2. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.
  3. Алеша в подземном королевстве.
  4. Спасение Чернушки.
  5. Прощание с министром.
  6. Предательство.
  7. Жизнь Алеши в пансионате.
  8. Болезнь и выздоровление.

Упорядоченный ход событий.

1. Жизнь Алеши в пансионате.

2. Спасение Чернушки.

3. Алеша в подземном  королевстве.

4. Король награждает героя  конопляным зернышком, обещая  исполнить желание.

5. Алеша проявляет необыкновенные  способности.

6. Предательство.

7. Прощание с министром.

8. Болезнь и выздоровление.

 

IV. Аналитическая беседа. Работа с текстом.

 

Учитель:

- Главный герой сказки  – десятилетний мальчик Алеша.

Каким мы видим его в  начале произведения?

«Алеша был  мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали». (Стр. 120).

-Какой поступок Алеши  поразил вас? ( Дети называют шалости Алеши, его рассказ учителю о черной курице и гномах, удивляются его желанию смотреть в дырочки забора, конечно, восхищаются спасением Чернушки, особенно поражает их готовность Алеши отдать золотую монету).

Эпизод «Спасение Чернушки». Чтение. (Стр. 123-124).

- Как называется готовность  человека пожертвовать собой,  чем-то дорогим ему ради другого?  (Самопожертвование). Отметим, что Алеша не знал, что спасает не курицу, а министра подземного королевства. Как и положено в волшебной сказке, герой вознагражден за доброе дело. (Чтение эпизода стр. 135-136).

- Как изменился Алеша  после получения конопляного  зернышка?

«Он много стал о себе думать, важничал перед другими  мальчиками и вообразил себе, что  он его гораздо лучше и умнее  всех их».( Стр. 141).

«… он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили». (Стр. 142).

- Почему изменился Алеша?

Вопрос обсуждается, делается вывод. Мальчик изменился  потому, что получил возможность  жить бездумно и желать все получить без труда.

- Возникает ли у вас  иногда такое желание: хорошо  бы знать все, но не утруждать  себя, не прилагать усилий? Что  из этого получится? Поразмышляйте над этим. Поделитесь своими размышлениями с друзьями на перемене или дома с родителями.

( Дети признаются, что желание не утруждаться, но знать им знакомо. Но обязательно звучит и ответ-рассуждение о том, что в учебе труд обязателен, «иначе новых извилин не появится», «так  неинтересно»).

- А теперь давайте попробуем  определить, как называется поступок  человека, который, спасая себя, подвергает  смертельной опасности других? Предательство.

- Какое отношение это  имеет к Алеше?

Он, спасая себя, «… совершенно потерял голову…  он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал  рассказывать о черной курице, о  рыцарях, о маленьких людях.» (Стр. 149).

- Пусть невольно, но он  совершил предательство. Итак, Алеша  способен и на самопожертвование,  и на предательство.

 


 

 

 

- Закрасьте пространство, выразив цветом свое отношение  к смыслу слова. Объясните свой  выбор. У нас получилась черно-белая  гамма. А ведь и то, и другое  слово характеризует поступки  Алеши. Так какой же он герой,  положительный или отрицательный?  (Противоречивый). Оказывается, один и тот же человек может совершить и хороший, и плохой поступок. Бывают ли такие герои в народных сказках? (Нет, герои народных сказок всегда понятны. Они или хорошие, или плохие).

Информация о работе Особенности изучения сказочных мотивов в русской литературе