Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 23:48, магистерская работа
Творчество Анны Ахматовой, одного из признанных классиков литературы XX столетия, уже несколько десятилетий находится в эпицентре научного изучения. В сферу исследования вовлекаются новые и новые аспекты поэтики ее произведений, предпринимаются попытки систематического описания ее уникального художественного мира как некой целостности. Накоплен существенный опыт изучения художественной системы Ахматовой с помощью выявления системы семантических инвариантов, наблюдений над жанрово-стилевой и мотивной структурой поэтического текста, анализа отдельных произведений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Теоретические аспекты исследования образа Петербурга в лирике А.А. Ахматовой..........................................................................................7
§1.1. Художественное своеобразие лирики А.А. Ахматовой………….7
§1.2.Генезис и структура Образ Петербурга в литературе……………12
§1.3. Образ Петербурга и его значение в творчестве А.А. Ахматовой……………………………………………………………….18
Выводы…………………………………………………………………..30
ГЛАВА ВТОРАЯ.
Особенности Образа Петербурга в лирике А.А. Ахматовой………33
§2.1.Анти-Петербург А.А. Ахматовой………………………………….33
§2.2. «Реквием» А.А. Ахматовой как «петербургский текст» русской литературы……………………………………………………………….38
Выводы…………………………………………………………………...53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................56
БИБЛИОГРАФИЯ..................................................................................58
Однако прежде чем
непосредственно приступить к
ахматовскому Петербургу, бросим
взгляд на еще один
Золотая голубятня у воды,
Ласковой и млеюще-зеленой;
Заметает ветерок соленый
Черных лодок узкие следы.
Столько нежных, странных лиц в толпе,
В каждой лавке яркие игрушки:
С книгой лев на вышитой подушке,
С книгой лев на мраморном столбе.
Как на древнем, выцветшем холсте,
Стынет небо тускло-голубое...
Но не тесно в этой тесноте
И не душно в сырости и зное.
Если, по собственному
признанию Ахматовой, ее
§2.2. «Реквием» А. Ахматовой как «петербургский текст» русской литературы
Каждое
из поэтических произведений
Ахматовой предлагает свой
Пространство
культурной памяти «Реквиема»
отличается удивительной
Все «вечные образы» культуры, реконструируя в «Реквиеме» апокалиптическую картину мира, закрепляют в качестве основной реальности произведения пространство смерти. В художественном воплощении и осмыслении идеи смерти особенно велика роль библейского контекста - «вечных образов» Книги Бытия. В семантическое поле смерти вписывают «Реквием» «вечные образы» фольклора, народнопоэтические мотивы. Ассоциативный ряд, напрямую связанный с темой гибели и трагедии, актуализируется здесь и контекстом поэзии Мандельштама 20-30-х гг., отчетливо проявленным в поэме. Есть в произведении и еще один пласт культурной памяти, моделирующий картину мира, оказавшегося во власти смерти. Это «вечные образы» Мифа, в ряду которых и осознанный в контексте «петербургского мифа» русской поэзии образ Петербурга - Города-призрака и Города-памятника, города, где совершается Распятие, города гибнущего и несущего погибель, но любимого и единственного. (Роскина Н., 1991: с. 28)
Сущность
образа Петербурга-Ленинграда
Мотив окаменения,
превращения тела в камень - сквозной,
«вечный» мотив поэзии
Образ камня, мотив окаменения впервые возникает в «Реквиеме» в главе «Приговор». Слова «каменный», «окаменеть» здесь являются ключевыми, образы «каменного слова» и окаменевшей души - центральными:
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить…
В контексте
главки прилагательное «
Не случайно,
конечно, Б.А. Кац сравнил «
Тему окаменения продолжает в «Реквиеме» центральная, кульминационная главка - «Распятие»:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел.
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Переживание
тех, кто присутствует при
Образ окаменелого страданья в «Реквиеме» - тот же образ соляного столпа в «Лотовой жене». Стихотворение 1921 г. получает пронзительный отклик в поэме Ахматовой: библейский образ соляного столпа является, наряду с образом-жестом оглядки, ключевой метафорой поэмы, кодом к дешифровке произведения. Превращение в соляной столп (вариант мотива окаменения у Ахматовой) явилось в «Лотовой жене» наказанием за верность былому, расплатой за желание помнить, запомнить навеки. Мотив окаменения в «Реквиеме» также связан с идеей памяти. Понимая, насколько мучительным может быть груз памяти, героиня призывает на помощь забвение: «Надо, чтоб душа окаменела». Несмотря на то что в поэме метафора «окаменелое страданье» обозначает страдания сына, героиня и сама является воплощением «окаменелого страданья».
Метафора
«окаменелое страданье» материа
Дальнейшее развитие
в творчестве Ахматовой мотива
окаменения, в частности образа окаменевшег
Я и сама его подчас пугаюсь,
Когда оно всей тяжестью своей
Теснит меня, дыша и надвигаясь:
Защиты нет, нет ничего - скорей!
Кто знает, как оно окаменело,
Как выжгло сердце и каким огнем...
Наиболее
значимым из тех контекстов, которые
впитал в себя образ камня
и мотив окаменения в «
Делая мотив
окаменения в «Реквиеме» одним
из главных, Ахматова тем
А всякий,
кто слушает сии слова Мои
и не исполняет их, уподобится
человеку безрассудному,
И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое»( Ахматова А., 1977: с. 59). В статье «О центральных мифологемах раннего Мандельштама» Ф.П. Федоров замечает: «Культура - это основание человеческого дома, это евангельский камень, определяющий его прочность. И как таковая культура противостоит истории». Спроецированная на семантическое пространство «Реквиема», мысль эта, столь значимая для Мандельштама, приобретает дополнительные акценты. По словам Е.Г. Эткинда, «память - духовное спасение гибнущего человечества... Память - спасение даже от чудовищного по бессмысленности и свирепости террора; ибо террор - форма варварства, память же - культура».
Камень как «основание человеческого дома» противопоставляется в тексте Евангелия воде - началу, этот дом разрушающему. Именно эта отчетливо проявившаяся в Нагорной проповеди Иисуса оппозиция и моделируется Ахматовой в семантическом пространстве «Реквиема».
Вода в «Реквиеме» - это и Дон, и Енисей, и, конечно же, Нева, которая названа Ахматовой «великой рекой». Значение воды как начала, несущего семантику гибельности, как образа, связанного прежде всего с идеей разрушения, соотнесенного с представлениями о смерти, отчетливо читается в «Реквиеме». Образ каждой из рек, которые упоминаются в поэме, так или иначе проецирует произведение в пространство смерти. Будучи знаком мандельштамовского текста, в поле смерти опрокидывает «Реквием» образ Енисея, возникающий в последней строфе главки «К смерти». Через контексты поэзии Блока и Мандельштама эксплицирует в поэме идею смерти образ Дона. Зловещая колыбельная (И главка «Реквиема»), начинающаяся словами «Тихо льется Тихий Дон...», заканчивается горестным вздохом: «Муж в могиле, сын в тюрьме...» С традиционными идеями петербургской апокалиптики соотносится в пространстве ахматовского текста и образ Невы. Если первое упоминание об этой реке в поэме реконструирует картину апокалиптического мира («Не течет великая река»), то последнее - в контексте общей семантики «Реквиема» - является знаком вечного покоя («И тихо идут по Неве корабли»).
Семантика воды (Невы) в «Реквиеме» восходит в своих истоках к мифологической семантике воды - не как первоначала, творящего хаос, а как разрушительной стихии. Согласно мифологическим представлениям, «водная бездна ... - олицетворение опасности или метафора смерти». «Как бездна хаоса вода - зона сопротивления власти бога-демиурга». В первой книге Моисеевой (Бытие) говорится: «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом.
На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы.
И лишилась
жизни всякая плоть,
Если центральной
мифологемой первой поэмы