В структуре петербургского
текста выделяются следующие
элементы.
1. Инициальные данные
– имя города, смена названий
– это смена масок города.
2. Пространственные характеристики:
Петербург – эксцентрический
город, находящийся на краю
культурного пространства, в котором
реализуется оппозиция «естественное
- искусственное»; с осознанием искусственности
города связаны две особенности петербургской
пространственности: призрачность и театральность;
ситуация искусственности города исключительно
мифогенна.
3. Петербургская мифология:
под мифом понимается категория
нашего мышления, произвольно используемая нами,
чтобы объединить под одним и тем же термином
попытки объяснить природные феномены,
творения устной литературы, философские
построения и т.д. Миф складывается из
мифологического имени, мифологического
образа и мифологического повествования.
В системе петербургской мифологии выделяются:
«миф о чудесном создании города», «миф
о демиурге», «эсхатологический миф (город,
поглощённый водной стихией)», «Ленинград
– колыбель революции», «миф блокадного
Ленинграда», «миф блистательного Петербурга».
Петербургу в русской
культуре поставлен особый петербургский
текст, составляющими которого
являются разные типы текста:
петербургский текст русской
архитектуры, живописи, музыки, художественной
фотографии, литературы. Все эти
типы петербургского текста взаимодействуют
между собой, являясь интертекстуальными
данными друг друга. Взаимодействие вербальных
и невербальных типов текста в системе
петербургского текста русской культуры
мы рассматриваем как дополнительные,
позволяющие глубже проникнуть и понять
петербургский текст любого художника
слова.
В качестве примера
мы рассматриваем петербургский
текст А.А.Ахматовой. Петербург
занимает в её поэтическом
тексте определённое семантическое
пространство или топическое
содержание, являющееся частью общего топического содержания
её поэзии. Топос Петербурга возникает
в результате наличия в тексте определённых
семантических однородностей (изотопий),
которые в совокупности дают целостное
представление о городе А.А.Ахматовой.
Под семантической изотопией поэтического
текста понимается система непрерывного
отображения семантических блоков (топосов)
в тексте, разные части которого характеризуются
наличием элемента инвариантного значения.
Топос Петербурга Ахматовой раскрывается
через следующие изотопии: город, архитектура
(здания, памятники монументальной скульптуры,
мосты, набережные, топонимика, ограды,
фонари), экстерьер, природа (через активизацию
следующих культурных схем: времена года,
время суток, стихии, светила, флора), люди,
а так же звуки и краски города.
Большинство критериев,
по которым характеризуются изотопии
и их элементы, сводятся к бинарным
оппозициям. Бинарная оппозиция
представляет собой универсальное
средство познания мира, в которой
левая часть маркирована положительно,
а правая – отрицательно. Но оппозиция чаще всего
не является абсолютной. Мы не можем понять
мир до конца, и эта невозможность понимания
компенсируется бинарной дополнительностью
точек зрения на мир.
Само отношение
к Петербургу носит характер
бинарной оппозиции: «естественное - искусственное», «культурный
- гибельный» и т.д. Формирование образа
города и в вербальном, и в не вербальном
тексте шло по пути бинарной оппозиции:
целое - часть.
В петербургском
тексте Ахматовой характеристика
города так же подчинена бинарной оппозиции, носящей антиномичный характер:
«славы и беды».
Отображение изотопии
«город» у А.А.Ахматовой носит
универсальный характер. В топическое
содержание включаются все времена
года, все времена суток, все
стихии и светила. Из реалий
города активизируются те, которые традиционно используются
в петербургском тексте русской литературы:
Нева, Петропавловская крепость, Исакий,
Летний Сад, Приморский Парк Победы, памятник
Петру Первому, ограды и фонари города;
при рассмотрении которых так же выделяются
оппозиции с соответствующими бинарными
дополнениями.
Эволюция изотопий
города в петербургском тексте
А.А.Ахматовой идёт от Петербурга
реального к Петербургу воспоминаний,
а следовательно, создание топоса
Петербурга у А.А.Ахматовой подчинено
либо рефлексии героя, либо артефактам. Под артефактами
понимаются «устойчивые сконцентрированные
модели, связанные с культурной практикой,
часто находящиеся на пересечении различных
парадигм искусств. К артефактам примыкают
и символы, мифы, а также устойчивые образы,
отсылающие нас тем или иным искусствам,
наукам, то есть к определённым «продуктам»
художественного и научного творчества».
В системе артефактов
А.А.Ахматовой наиболее часто
используется петербургский текст
А.С.Пушкина («Медный всадник»), Ф.М.Достоевского,
А.А.Блока, а также Апокалипсис, как основной
дешифрирующий текст петербургского.
Сама эта система артефактов подразумевает
бинарную оппозицию концептуальной характеристики
города – «славы - беды».
Антиномичный характер
образа Петербурга Ахматовой выявляется и при анализе отдельных стихотворений
(«Стихи о Петербурге», «Северные элегии»).
Некоторые из стихотворений не имеют однозначной
трактовки (то есть относятся к Петербургу
или к его пригородам), что предоставляет
перспективу для дальнейшей разработки
темы.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Ахматова А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1998-2001. Т. 3. 1998.
- Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение.- М.: Просвещение, 1975.
- Абелюк Е.С. Читательский комментарий: замысел и воплощение. Путь школьников к «Реквиему» А. Ахматовой // Литература в школе. 1989. № 3. С. 26.
- Аверинцев С.С. Вода // Мифы народов мира: В 2 т. Т. 1. М., 1980. С. 240.
- Анализ художественного текста. Сб. статей. Вып. I.- М.: Педагогика, 1975.
- Анализ художественного текста. Вып. II. М.: Педагогика, 1976.
- Ахматова А. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. /Сост., подготовка текста и примечания В.Жирмунского. Советский писатель, ЛО, 1977.
- Ардов и др., Ленинградская ордынка: Санкт-Петербург в воспоминаниях. - М., 2000.
- Басалаев Н.М. Записки для себя. (1926-1939) // Об Анне Ахматовой. Стихи. Эссе. Воспоминания. Письма. -Л., 1990.
- Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М..: Худож. лит., 1975.
- Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1976.
- Бердников Г. П. Чехов-драматург. М.: «Искусство», 1972.
- Богданов А. Н., Юдкевич Л. Г. Методика литературоведческого анализа. М.: «Просвещение», 1969.
- Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. М.: Просвещение, 1964.
- Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе/Сб. статей Вып. I.- М: «Просвещение», 1972.
- Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. М., «Просвещение», 1974.
- Гинзбург Л. О лирике. М.—Л.,Сов. писатель, 1964.
- Гиппиус З.Н. Соч.: Стихотворения. Проза. Л., 1991. С. 196
- Город, горькой любовью любимый: Петербург в творчестве Блока и Ахматовой. - СПб., 1996.
- Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.—Л., «Просвещение», 1966.
- Добин, Поэзия Анны Ахматовой. - М., 1999.
- Дунаев, Православие и русская литература: В 4-х частях, часть 4-я. - М., 2000.
- Жирмунский В. Поэзия Анны Ахматовой // А.Ахматова. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. / Сост., подготовка текста и примечания В.Жирмунского. Советский писатель, ЛО, 1977. С. 5-22.
- Записные книжки Анны Ахматовой (1958-1966). М.; Torino, 1996. С. 675.
- Искусство анализа художественного произведения. М.: Просвещение, 1971.
- Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М., 1997. С. 61.
- Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М., 1998. С. 79.
- Коржавин Н. Анна Ахматова и «серебряный век» // Новый мир. 1989. № 7. С. 240, 250.
- Ковалевская Е.Г. «Реквием» А. Ахматовой. Его сходство и отличие от других произведений поэта // Текст. Узоры ковра: Сб. статей научно-методического семинара «TEXTUS». Вып. 4. Ч. 2. СПб.; Ставрополь, 1999.
- Кац Б.А., Тименчик Р.Д. Анна Ахматова и музыка. Исследовательские очерки. Л., 1989. С.151-152.
- Красавченко Т.Н. Ахматова в зеркалах зарубежной критики // Ахматовские чтения. Вып. 2. Тайны ремесла. М., 1992. С. 119. вверх
- Кралин М. Времена Ахматовой // А.Ахматова. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 1, М.: Цитадель, 1997. С. 16.
- Кралин М., Причания к “Поэме без героя”// Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. - СПб., 1995.
- Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л.:.Худож. лит. 1974.
- Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Труды по знаковым системам. XVIII. Тарту, 1984. С. 32.
- Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М.:.Просвещение, 1972.
- Макогоненко Г.П. Из третьей эпохи воспоминаний. // Об Анне Ахматовой. Стихи. Эссе. Воспоминания. Письма. -Л., 1990.
<li cl