Петербург Ахматовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 23:48, магистерская работа

Описание работы

Творчество Анны Ахматовой, одного из признанных классиков литературы XX столетия, уже несколько десятилетий находится в эпицентре научного изучения. В сферу исследования вовлекаются новые и новые аспекты поэтики ее произведений, предпринимаются попытки систематического описания ее уникального художественного мира как некой целостности. Накоплен существенный опыт изучения художественной системы Ахматовой с помощью выявления системы семантических инвариантов, наблюдений над жанрово-стилевой и мотивной структурой поэтического текста, анализа отдельных произведений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Теоретические аспекты исследования образа Петербурга в лирике А.А. Ахматовой..........................................................................................7
§1.1. Художественное своеобразие лирики А.А. Ахматовой………….7
§1.2.Генезис и структура Образ Петербурга в литературе……………12
§1.3. Образ Петербурга и его значение в творчестве А.А. Ахматовой……………………………………………………………….18
Выводы…………………………………………………………………..30
ГЛАВА ВТОРАЯ.
Особенности Образа Петербурга в лирике А.А. Ахматовой………33
§2.1.Анти-Петербург А.А. Ахматовой………………………………….33
§2.2. «Реквием» А.А. Ахматовой как «петербургский текст» русской литературы……………………………………………………………….38
Выводы…………………………………………………………………...53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................56
БИБЛИОГРАФИЯ..................................................................................58

Файлы: 1 файл

ахматова диплом.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

 В структуре петербургского  текста выделяются следующие  элементы.

1. Инициальные данные  – имя города, смена названий  – это смена масок города.

2. Пространственные характеристики: Петербург – эксцентрический  город, находящийся на краю  культурного пространства, в котором  реализуется оппозиция «естественное  - искусственное»; с осознанием искусственности города связаны две особенности петербургской пространственности: призрачность и театральность; ситуация искусственности города исключительно мифогенна.

3. Петербургская мифология:  под мифом понимается категория  нашего мышления, произвольно используемая нами, чтобы объединить под одним и тем же термином попытки объяснить природные феномены, творения устной литературы, философские построения и т.д. Миф складывается из мифологического имени, мифологического образа и мифологического повествования. В системе петербургской мифологии выделяются: «миф о чудесном создании города», «миф о демиурге», «эсхатологический миф (город, поглощённый водной стихией)», «Ленинград – колыбель революции», «миф блокадного Ленинграда», «миф блистательного Петербурга».

 Петербургу в русской  культуре поставлен особый петербургский  текст, составляющими которого  являются разные типы текста: петербургский текст русской  архитектуры, живописи, музыки, художественной  фотографии, литературы. Все эти  типы петербургского текста взаимодействуют между собой, являясь интертекстуальными данными друг друга. Взаимодействие вербальных и невербальных типов текста в системе петербургского текста русской культуры мы рассматриваем как дополнительные, позволяющие глубже проникнуть и понять петербургский текст любого художника слова.

 В качестве примера  мы рассматриваем петербургский  текст А.А.Ахматовой. Петербург  занимает в её поэтическом  тексте определённое семантическое  пространство или топическое  содержание, являющееся частью общего топического содержания её поэзии. Топос Петербурга возникает в результате наличия в тексте определённых семантических однородностей (изотопий), которые в совокупности дают целостное представление о городе А.А.Ахматовой. Под семантической изотопией поэтического текста понимается система непрерывного отображения семантических блоков (топосов) в тексте, разные части которого характеризуются наличием элемента инвариантного значения.

 Топос Петербурга Ахматовой раскрывается через следующие изотопии: город,  архитектура (здания, памятники монументальной скульптуры, мосты, набережные, топонимика, ограды, фонари), экстерьер, природа (через активизацию следующих культурных схем: времена года, время суток, стихии, светила, флора), люди, а так же звуки и краски города.

 Большинство критериев,  по которым характеризуются изотопии  и их элементы, сводятся к бинарным  оппозициям. Бинарная оппозиция  представляет собой универсальное  средство познания мира, в которой  левая часть маркирована положительно, а правая – отрицательно. Но оппозиция чаще всего не является абсолютной. Мы не можем понять мир до конца, и эта невозможность понимания компенсируется бинарной дополнительностью точек зрения на мир.

 Само отношение  к Петербургу носит характер  бинарной оппозиции: «естественное - искусственное», «культурный - гибельный» и т.д. Формирование образа города и в вербальном, и в не вербальном тексте шло по пути бинарной оппозиции: целое - часть.

 В петербургском  тексте Ахматовой характеристика  города так же подчинена бинарной оппозиции, носящей антиномичный характер: «славы и беды».

 Отображение изотопии  «город» у А.А.Ахматовой носит  универсальный характер. В топическое  содержание включаются все времена  года, все времена суток, все  стихии и светила. Из реалий  города активизируются те, которые традиционно используются в петербургском тексте русской литературы: Нева, Петропавловская крепость, Исакий, Летний Сад, Приморский Парк Победы, памятник Петру Первому, ограды и фонари города; при рассмотрении которых так же выделяются оппозиции с соответствующими бинарными дополнениями.

 Эволюция изотопий  города в петербургском тексте  А.А.Ахматовой идёт от Петербурга  реального к Петербургу воспоминаний, а следовательно, создание топоса  Петербурга у А.А.Ахматовой подчинено  либо рефлексии героя, либо артефактам. Под артефактами понимаются «устойчивые сконцентрированные модели, связанные с культурной практикой, часто находящиеся на пересечении различных парадигм искусств. К артефактам примыкают и символы, мифы, а также устойчивые образы, отсылающие нас  тем или иным искусствам, наукам, то есть к определённым «продуктам» художественного и научного творчества».

 В системе артефактов  А.А.Ахматовой наиболее часто  используется петербургский текст  А.С.Пушкина («Медный всадник»), Ф.М.Достоевского, А.А.Блока, а также Апокалипсис, как основной дешифрирующий текст петербургского. Сама эта система артефактов подразумевает бинарную оппозицию концептуальной характеристики города – «славы - беды».

Антиномичный характер образа Петербурга Ахматовой выявляется и при анализе отдельных стихотворений («Стихи о Петербурге», «Северные элегии»).  Некоторые из стихотворений не имеют однозначной трактовки (то есть относятся к Петербургу или к его пригородам), что предоставляет перспективу для дальнейшей разработки темы.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Ахматова А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1998-2001. Т. 3. 1998.
  2. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение.- М.: Просвещение, 1975.
  3. Абелюк Е.С. Читательский комментарий: замысел и воплощение. Путь школьников к «Реквиему» А. Ахматовой // Литература в школе. 1989. № 3. С. 26.
  4. Аверинцев С.С. Вода // Мифы народов мира: В 2 т. Т. 1. М., 1980. С. 240.
  5. Анализ художественного текста. Сб. статей. Вып. I.- М.: Педагогика, 1975.
  6. Анализ художественного текста. Вып. II. М.: Педагогика, 1976.
  7. Ахматова А. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. /Сост., подготовка текста и примечания В.Жирмунского. Советский писатель, ЛО, 1977.
  8. Ардов и др., Ленинградская ордынка: Санкт-Петербург в воспоминаниях. - М., 2000.
  9. Басалаев Н.М. Записки для себя. (1926-1939) // Об Анне Ахматовой. Стихи.  Эссе. Воспоминания. Письма. -Л., 1990.
  10. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М..: Худож. лит., 1975.
  11. Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1976.
  12. Бердников Г. П. Чехов-драматург. М.: «Искусство», 1972.
  13. Богданов А. Н., Юдкевич Л. Г. Методика литературоведческого анализа. М.: «Просвещение», 1969.
  14. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. М.: Просвещение, 1964.
  15. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе/Сб. статей  Вып. I.-  М: «Просвещение», 1972.
  16. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. М., «Просвещение», 1974.
  17. Гинзбург Л. О лирике. М.—Л.,Сов. писатель, 1964.
  18. Гиппиус З.Н. Соч.: Стихотворения. Проза. Л., 1991. С. 196
  19. Город, горькой любовью любимый: Петербург в творчестве Блока и Ахматовой. - СПб., 1996.
  20. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.—Л., «Просвещение», 1966.
  21. Добин, Поэзия Анны Ахматовой. - М., 1999.
  22. Дунаев, Православие и русская литература: В 4-х частях, часть 4-я. - М., 2000.
  23. Жирмунский В. Поэзия Анны Ахматовой // А.Ахматова. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. / Сост., подготовка текста и примечания В.Жирмунского. Советский писатель, ЛО, 1977. С. 5-22.
  24. Записные книжки Анны Ахматовой (1958-1966). М.; Torino, 1996. С. 675.
  25. Искусство анализа художественного произведения. М.: Просвещение, 1971.
  26. Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М., 1997. С. 61.
  27. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М., 1998. С. 79.
  28. Коржавин Н. Анна Ахматова и «серебряный век» // Новый мир. 1989. № 7. С. 240, 250.
  29. Ковалевская Е.Г. «Реквием» А. Ахматовой. Его сходство и отличие от других произведений поэта // Текст. Узоры ковра: Сб. статей научно-методического семинара «TEXTUS». Вып. 4. Ч. 2. СПб.; Ставрополь, 1999.
  30. Кац Б.А., Тименчик Р.Д. Анна Ахматова и музыка. Исследовательские очерки. Л., 1989. С.151-152.
  31. Красавченко Т.Н. Ахматова в зеркалах зарубежной критики // Ахматовские чтения. Вып. 2. Тайны ремесла. М., 1992. С. 119. вверх
  32. Кралин М. Времена Ахматовой // А.Ахматова. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 1, М.: Цитадель, 1997. С. 16.
  33. Кралин М., Причания к “Поэме без героя”// Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. - СПб., 1995.
  34. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л.:.Худож. лит. 1974.
  35. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Труды по знаковым системам. XVIII. Тарту, 1984. С. 32.
  36. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М.:.Просвещение, 1972.
  37. Макогоненко Г.П. Из третьей эпохи воспоминаний. // Об Анне   Ахматовой. Стихи. Эссе. Воспоминания. Письма. -Л., 1990.
  38. <li cl

Информация о работе Петербург Ахматовой