Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 23:48, магистерская работа
Творчество Анны Ахматовой, одного из признанных классиков литературы XX столетия, уже несколько десятилетий находится в эпицентре научного изучения. В сферу исследования вовлекаются новые и новые аспекты поэтики ее произведений, предпринимаются попытки систематического описания ее уникального художественного мира как некой целостности. Накоплен существенный опыт изучения художественной системы Ахматовой с помощью выявления системы семантических инвариантов, наблюдений над жанрово-стилевой и мотивной структурой поэтического текста, анализа отдельных произведений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Теоретические аспекты исследования образа Петербурга в лирике А.А. Ахматовой..........................................................................................7
§1.1. Художественное своеобразие лирики А.А. Ахматовой………….7
§1.2.Генезис и структура Образ Петербурга в литературе……………12
§1.3. Образ Петербурга и его значение в творчестве А.А. Ахматовой……………………………………………………………….18
Выводы…………………………………………………………………..30
ГЛАВА ВТОРАЯ.
Особенности Образа Петербурга в лирике А.А. Ахматовой………33
§2.1.Анти-Петербург А.А. Ахматовой………………………………….33
§2.2. «Реквием» А.А. Ахматовой как «петербургский текст» русской литературы……………………………………………………………….38
Выводы…………………………………………………………………...53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................56
БИБЛИОГРАФИЯ..................................................................................58
В Нагорной проповеди Иисуса вода является воплощением той разрушительной силы, которая противостоит камню - дому, культуре. И если камень несет идею памяти, культуры, то вода - идею стихии, разрушения. Образ Ленинграда, соединяя оба начала: смерти, разрушения и культуры, памяти, - предстает в «Реквиеме» одновременно и как Город-призрак, и как Город-памятник. Об антиномичной сути образа Петербурга-Ленинграда, о «внутреннем смысле» этого города прекрасно сказал В.Н. Топоров: «Петербург - центр зла и преступления, где страдание превысило меру и необратимо отложилось в народном сознании; Петербург - бездна, «иное» царство, смерть, но Петербург - и то место, где национальное самосознание и самопознание достигло того предела, за которым открываются новые горизонты жизни...
Внутренний смысл Петербурга именно в этой несводимой к единству антитетичности и антиномичности, которая самое смерть кладет в основу новой жизни, понимаемой как опыт смерти и как ее искупление, как достижение более высокого уровня духовности».
Эта «двуполюсность» Петербурга - Петрограда - Ленинграда, антиномичная суть города отчетливо читаются и в «Реквиеме», предлагающем свой поэтический вариант духовной истории Петербурга.
Ленинград
современности, трагическая
Ленинград «Реквиема», соединяющий в своей природе мифологемы камня и воды, осмыслен Ахматовой в аспекте петербургской «картины мира» одновременно как Город-призрак и Город-памятник. Если вспомнить, что оба этих начала - памяти и смерти, камня и воды - сопрягаются и в Распятии, то станет очевидным, что образ Ленинграда в поэме - это зеркальное отражение образа Распятия. Высказанную мысль подтверждает и тот факт, что главным локусом Ленинграда 30-х гг. стала тюрьма «Кресты», представленная и осознанная Ахматовой в поэме как символ Распятия. «Столицей распятой иду я домой...» - скажет Ахматова в поэме «Путем всея земли». Обобщение, к которому постепенно подводит весь «Реквием», в «поэме-панихиде» предстает в виде емкого образа, соединяющего в себе идею «обреченного города», города-страдальца и - Распятия.
Если образ
ленинградской тюрьмы «Кресты»
явился в «Реквиеме»
Итак, образ
Ленинграда представлен
Мир, созданный Ахматовой в поэме, мир, в котором не существует границ между пространством мертвых и пространством живых, между жизнью и смертью. Это мир, в котором живые «мертвых бездыханней», а мертвый «улыбался... спокойствию рад». В этом мире не только реалии бытия утрачивают свои естественные и логичные связи («И ненужным привеском болтался // Возле тюрем своих Ленинград»), но и сама природа противоречит себе: горы - «гнутся», а река - «не течет». Ощущение межрубежья жизни и смерти, иррациональность и абсурдность бытия проявляются в «Реквиеме» и в том, что весь он, нарушая устойчивую традицию жанра, посвящен и живым и мертвым.
Картина абсурдного, проницаемого в своих границах мира, воплощенная Ахматовой в «Реквиеме», удивительно близка той, которую создала 3. Гиппиус в стихотворении 1918 г. «Мосты», вошедшем в цикл «Последние стихи»:
Говорить не буду о смерти,
Без слов все кругом - о смерти;
Кто хочет и не хочет - верьте,
Что живы мертвые...
Не от мертвых - отступаю,
Так надо - я отступаю,
Так надо - я мосты взрываю
За мостами - не мертвые...
Перекрутились, дымясь, нити,
Оборвались, кровавясь, нити,
За мостами остались - взгляните! -
Живые - мертвее мертвых...
Парадоксальные,
алогичные отношения
В художественном
образе мира, созданном Ахматовой,
оказались искажены все
Идея обреченного города присутствовала в петербургском мифе изначально. Петербург, «гранитный город славы и беды», - город каменный, у воды стоящий и на воде построенный. В противостоянии культуры и стихии, камня и воды побеждала вода - стихия, смерть, разрушение. «Петербургский камень - камень на воде, на болоте, камень без опоры, не «мирозданью современный», а положенный человеком. В «петербургской картине» вода и камень меняются местами: вода вечна, она была до камня и победит его, камень же наделен временностью и призрачностью. Вода его разрушает», - так пишет Ю.М.Лотман в работе о символике Петербурга.
Таким образом,
«Реквием» полностью
Другими словами, «Реквием» Ахматовой художественно воссоздает тот самый переход от смерти - к воскресению, в котором, по В.Н. Топорову, и состоит «внутренний смысл Петербурга». Показательно, что само «новаторство» Ахматовой здесь, ее «прорыв» - предпринятая в «Реквиеме» попытка разрешить борьбу двух начал - смерти и жизни, стихии и культуры, осмыслить эту борьбу как «опыт смерти и как ее искупление, как достижение более высокого уровня духовности» - вписывается в рамки традиции петербургского текста русской литературы: «Бесчеловечность Петербурга оказывается органически связанной с тем высшим для России почти религиозным типом человечности, который только и может осознать бесчеловечность, навсегда запомнить ее и на этом здании и памяти строить новый духовный идеал». Заметим, что сам переход от смерти к воскресению может быть рассмотрен как библейский архетип. Впрочем, не только, конечно, библейский. Представление о возрождении через смертное искупление старой жизни относится к одному из древнейших в мифологических системах разных народов и восходит к календарным мифам, обожествляющим творческие силы природы.
Выводы по второй главе
Таким образом, в конце второй главы подведем итоги:
Мир стихов Ахматовой
— это мир, откровенно, открыто
данный с позиции женщины, чья
натура изменчива и противоречива. Это мир, который измеряется глубиной
личных чувств героини. В подобном подходе
для поэта — особая сила и полнота восприятия,
а не его узость. Следует отметить, что
сама Ахматова была способна объективно
и даже с иронией отнестись как к своей
роли женщины-поэта, так и к особенностям
женской природы в общем:
Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви прославить?
Я научила женщин говорить,
Но, Боже, как их замолчать заставить!
Санкт-Петербург,
духовная родина Ахматовой, стал неотъемлемой
частью ее творчества. Ее поэзия — поэзия
петербуржанки, строгая, классически соразмерная,
родственная самой архитектуре города
с его торжественностью, симметричностью
и строгостью линий. Стихи Ахматовой неотделимы
от Летнего сада, от белых ночей и невских
набережных:
Как площади эти обширны,
Как гулки и круты мосты!
Для любимого города у нее множество
эпитетов — порою противоречивых: дикий,
мрачный, священный, холодный, страдальческий,
туманный, спокойный, строгий Петербург,
а затем Ленинград — неизменно присутствующий
в ее поэзии фон, пространство, где живут
любовь и ненависть, измена, разлука, радость,
кровь.
Одно из самых трагических произведений Ахматовой – это поэма «Реквием». В нем поэтесса выразила беспредельное народное горе. Страдания народа и лирической героини сливаются.
Самые ужасные, самые мучительные годы для Петербурга – это годы блокады, когда люди, уморенные голодом и холодом, упавшие духом, из последних сил боролись с врагом. Анна Андреевна пережила это все на себе и стихами оказывала огромную душевную поддержку всему народу великого города.
Таким образом, «Реквием» полностью вписывается в рамки «петербургского текста» русской литературы. Вписывается в общую картину петербургского мифа и ахматовский образ обреченного города.
Петербург представляет собой хорошо организованный текст. Текст понимается как результат последовательного развёртывания некоторой основной темы. Все элементы текста тесно взаимосвязаны.