Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:36, автореферат
Цель работы – представить комплексное описание основных речевых жанров, с помощью которых реализуется положительная оценка лица.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. выявить жанры, с помощью которых говорящий дает положительную оценку человека,
2. дать прагматическую характеристику основных жанров положительной оценки, рассмотрев мотивы, основания, речевые тактики, реакции, некоторые особенности говорящего и адресата,
3. определить типичные для жанров положительной оценки лексические средства выражения,
4. установить общие и специфические черты жанров положительной оценки, отметив их жанроразличительные признаки.
3, Условно выделенные
в диссертации эвалюагивные именные
и вербальные
словосочетания в антропоцентрическом
аспекте наличествуют в обоих
сопоставляемых языках» При выражении
категории оценки на уровне
синтаксиса в антропоцентрическом аспекте
в сопоставляемых языках
наблюдается больше изоморфизма в плане
структуры. Это объясняется
общностью процессов восприятия и мышления.
В обоих исследуемых языках
оценочные именные словосочетания в антропоцентрическом
аспекте могут
распространяться именами существительными,
местоимениями,
числительными, глагольные - существительными,
наречиями. В
антропоцентрическом аспекте предложные
оценочные именные
словосочетания и эвалюативные именные
словосочетания с определением-
существительным в родительном падеже,
имеющиеся в НЯ (немецком
языке), отсутствуют в АЯ (алтайском языке).
В антропоцентрическом аспекте
оценочные именные словосочетания с послелогами
и изафетными
определениями, наличествующие в АЯ, отсутствуют
в НЯ.
4. Интенсификация
и деинтенсификация выражаемого оценочным
словосочетанием признака в антропоцентрическом
аспекте достигается в
сопоставляемых языках в основном наречиями,
частицами, местоимениями,
5. В обоих исследуемых
языках в выражении категории
оценки в
антропоцентрическом аспекте используются
сравнение» метафора,
метонимии, которые способствуют более
точной и яркой передаче
настроения говорящего, его эмоционально-оценочного
отношения к объекту
оценки, усилению экспрессивности. Метафоры,
метонимия, при помощи
которых выражается категория оценки
в исследуемых языках, имеют
универсальный характер, что состоит в
типичности переносов и ассоциаций,
которые возникают при взаимодействии
исходного и вторичного значений.
Материал и его источники. Эмпирической базой исследования являются две картотеки (при открытом списке): одна из них представляет сплошную выборку оценочной лексики в антропоцентрическом аспекте из различных словарей немецкого и алтайского языков (около 3500 в НЯ; около 2640 в АЯ); вторая - картотека, содержащая текстовые фрагменты (около 750 вАЯ;около950вНЯ).
Постановка задач антропоцентрического плана потребовала привлечения материалов, в которых содержатся в эксплицитном виде сведения об объекте оценки с семой "Человек11, его характере, поведении, психических и физических признаках, роде деятельности.
Фрагменты оценочного дискурса взяты в основном из произведений классиков, современных писателей на немецком и алтайском языках, разговорной речи, публицистических изданий на обоих исследуемых языках.
Следует отметить, что КО в НЯ изучалась. Нам известна диссертация НЛ* Мироновой "Структура оценочного дискурса", в которой автор применяет комплексный метод дискурс-анализа, охватывающий интерпретацию большого числа признаков определенного массива текстов оценочного характера на НЯ. В АЯ специальных работ, посвященных исследованию КО нами не обнаружено, как и работ, выполненных в
сопоставительно-типологическом плане. Это и определяет новизну нашей работы.
Методы исследования,
В диссертации использован комплекс лингвистических
методов и приемов анализа фактического
материала в соответствии с поставленной
целью и задачами работы» основными из
которых являются описательный, сопоставительно-
Теоретическая и практическая ценность. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что работа углубляет проблематику оценочных характеристик единиц языка и речи и вносит определенный вклад в существующее направление изучения оценочности как компонента когнитивно-коммуникативной сети. Результаты работы могут способствовать развитию теории и практики дальнейшего изучения КО в конструктивно-семантическом, коммуникативно-когнитивном русле.
Результаты исследования могут применяться на занятиях по практике речи НЯ, лексикологии НЯ и АЯ, при написании лекций, учебных пособий по контрастивной лингвистике, лексикологии, при составлении словарей, в
методике преподавания немецкого и алтайского языков. Практическая ценность проведенного исследования заключается также в возможности использования теоретического описания КО в курсе лекций по общему и частному языкознанию, для написания курсовых и дипломных работ, а также для применения результатов исследования в практической деятельности переводчиков-германистов.
Апробация, Результаты диссертационного исследования излагались на ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых и аспирантов КГПУ в 2002 - 2005 гг., на региональной конференции "Проблемы сохранения родных языков в условиях урбанизации региона" в г. Набережные Челны в мае 2002 г., на республиканской конференции "Иностранные языки в школе и вузе" в г, Казани в 2003 г., материалы обсуждались на заседаниях кафедры иностранных языков КГПУ. По теме диссертации имеется семь публикаций.
Диссертация выполнена в русле исследований, вошедших в план научно-исследовательской работы кафедры иностранных языков Казанского государственного педагогического университета в период обучения автора в очной аспирантуре КГПУ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений и условных обозначений и приложения. После каждой главы приводятся краткие выводы.
Во введении обосновывается тема исследования, ее новизна и актуальность. Определяется предмет настоящего исследования. Формулируются цели и задачи, перечисляются методы исследования. Излагается практическая и теоретическая значимость исследования.
В первой главе "Категория оценки в лингвистике" рассматриваются теоретические вопросы, связанные с природой КО, Были проанализированы общие и частные точки зрения на феномен оценки. Были рассмотрены сущность, структура оценки, ее классификация и средства выражения на
лексическом и синтаксическом уровнях. Разграничиваются понятия эмотивности, экспрессивности, модальности, интенсивности, эффективности, образности.
Во второй главе "Структурно-семантическая характеристика оценочной лексики в немецком и алтайском языках" анализируется оценочная лексика в исследуемых языках в антропоцентрическом аспекте. На первом этапе анализа вычленена понятийная сфера "Человек", определены приемы и методы исследования в соответствии с конструктивно-семантической точки зрения, проведен анализ, далее из собранного материала методом несплошной выборки отобран материал для изложения результатов исследования, поскольку в рамках настоящей работы из-за ограниченного объема невозможно описать весь проанализированный материал.
Третья Глава "Структурно-семантическая характеристика
эвалюативных именных и глагольных словосочетаний в немецком и алтайском языках" посвящена исследованию в антропоцентрическом аспекте семантики и структуры эвалюативных именных и вербальных словосочетаний в исследуемых языках. Выявлены также их функциональные свойства, специализация оценочных именных и вербальных словосочетаний в исследуемых языках относительно типов оценки,
В конце каждой главы приводятся выводы. В заключении изложены результаты исследования. Список использованной литературы включает перечень словарей и использованной в ходе работы литературы по разным областям знаний (лингвистике, философии, логике, психолингвистике), перечень источников,
В приложении приводится список эвалюативной лексики с положительным и отрицательным оценочным значением в антропоцентрическом аспекте в исследуемых языках, которые были рассмотрены во второй главе данной работы и перечень моделей эвалюативных именных и глагольных словосочетаний в исследуемых языках.
Информация о работе Прагмалингвистические характеристики речевых жанров положительной оценки лица