Прагмалингвистические характеристики речевых жанров положительной оценки лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:36, автореферат

Описание работы

Цель работы – представить комплексное описание основных речевых жанров, с помощью которых реализуется положительная оценка лица.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. выявить жанры, с помощью которых говорящий дает положительную оценку человека,
2. дать прагматическую характеристику основных жанров положительной оценки, рассмотрев мотивы, основания, речевые тактики, реакции, некоторые особенности говорящего и адресата,
3. определить типичные для жанров положительной оценки лексические средства выражения,
4. установить общие и специфические черты жанров положительной оценки, отметив их жанроразличительные признаки.

Файлы: 1 файл

для Ирины.docx

— 225.92 Кб (Скачать файл)

 

 

Дискурс глобальной глэм-культуры


 

Русакова Ольга Фредовна 
доктор политических наук, профессор, зав. отделом философии Института философии и права УрО РАН, 
Президент МАДИ

 
 
Современную стадию постиндустриального общества некоторые исследователи именуют глэм-капитализмом. Сущностнообразующим ядром данной стадии является гламур как социокультурный феномен и определенный тип экономики. «Гламур, – отмечает автор книги «Глэм-капитализм» санкт-петербургский социолог Д.В. Иванов, – это не просто эстетическая форма или культурная логика, это сама рациональность сегодняшнего капитализма».2 
 
Глэм-капитализм – социально-экономическая формация, системно воспроизводящая потребительские ценности, составляющие ядро глэм-культуры. Глэм-культура родилась в недрах общества глобальной маркетизации и массового потребления. Ее маркетинговая стратегия ориентирована на рынки особого рода, а именно – на рынки развлечений, удовольствий, шоу-представлений, роскоши и моды. Масс-медийная сфера (ТВ, кино, глянцевые журналы, реклама, Интернет) стала главным коммуникативным каналом, транслирующим ценности глэм-культуры. 
 
Дискурс глэм-культуры строится на таких базовых концептуальных формулах, как «enjoy yourself», «бери от жизни все», «живи играючи», «не бери ничего в голову», «не грузи ближнего своего», «я этого достойна», «стань звездой», «равнение на звезд», «жить хорошо, а хорошо жить еще лучше», «бренд всему голова», «имидж – все», «шагай в ногу с модой». 
 
Основными символическими фигурами, посредством которых артикулируется и транслируется дискурс глэм-культуры, являются презентируемые масс-медийными каналами статусно-престижные имиджи и бренды, а также модные образы, представленные знаменитыми топ-моделями и шоу-звездами. 
 
Носителем и главным субъектом-распространителем дискурса глэм-культуры выступает группа так называемых селебритис (celebrities), то есть медийных знаменитостей. К ним относятся люди, постоянно присутствующие на экранах, пользующиеся большой популярностью у публики и имеющие возможность посредством СМИ влиять на взгляды, поведение и образ жизни обычных людей. 
 
Селебритис олицетворяют собой телеологический идеал и воплощение жизненной мечты приверженцев глэм-культуры. Они для него одновременно и гуру и объект для подражания. Культ селебритис, идолопоклонство перед звездами экрана – важнейшая черта глэм-культуры, мотор ее развития и источник экономического процветания. Благодаря глэм-культуре, культивирующей образ жизни селебритис, активно развиваются и получают сверхприбыль целые отрасли так называемой креативной индустрии (модельный бизнес, шоу-бизнес, арт-маркетинг, спа-индустрия, пластическая хирургия, гурман-сервис, VIP-туризм и др.). 
 
Институционально глэм-культура представляет собой мощную индустрию по производству имиджей и брендов в качестве товаров массового потребления. Основная функция имиджей и брендов – производить впечатление на публику. В мире глэм-культуры все хотят производить впечатления, и каждый человек мечтает стать брендом. 
 
Дискурс бренда доминирует в культуре гламура. Согласно теоретику брендинга Джону Гранту, структурно любой бренд можно представить в виде молекулы, составленной из цепочки культурных стратегических идей. В числе таковых – идеи здорового образа жизни, зрелищные идеи, лидерские и организационные идеи. В особую группу брендовых стратегий Грант выделяет стратегические идеи гламурных изданий, к которым он относит идеи эротизма и роскоши.1 Дискурс бренда обладает такой характеристикой как мощь, в которой воплощается его суггестивная и аттрактивная сила. Благодаря данной силе, бренд способен внушать публике чувство привязанности к себе и даже фанатичной любви. Суть бренда как агента влияния схватывается посредством двух ключевых понятий: «известное медийное имя» и «общественная культовая привязанность». Важную роль в культивировании бренда играет мифология – легенды и истории, рассказывающие о жизни селебритис. Внимание к подробностям и особенно к скандальным историям из жизни звезд – атрибутивное свойство дискурса глэм-культуры. Житие знаменитостей - один из самых популярных жанров гламурных изданий («Караван историй», «Биография», «Тайны звезд» и др.) и гламурно-ориентированных телепередач («Истории в деталях», «Программа максимум» и др.). 
 
Возникновение и распространение глэм-культуры можно рассматривать как пределенный вызов культуре постмодерна, основу которой составляет антилогоцентризм, ориетирующий на стирание социальных и эстетических барьеров, различий между высоким и низким, профессиональным и профанным, главным и второстепенным. Культура постмодерна принципиально всеядна, стахостична и клипообразна. В ней господствует принцип ризомы: все во всем. Возьмем, к примеру, такое понятие как роскошь (Luxe). Известный французский философ Жиль Липовецкий, специально исследовавший концепт роскоши, обнаружил в его культурно-историческом контекстуальном развитии определенную постмодернистскую тенденцию. 
 
Согласно Ж. Липовецкому, в конце прошлого века, когда общество потребления достигло своего расцвета, коренным образом изменилось отношение людей к традиционным иерархиям ценностей, к семье, телу, роскоши. Во времена молодежной революции 60-х гг. о роскоши говорили с насмешкой, считали, что вот-вот она исчезнет, уступит место чему-то более разумному, конструктивному. Роскошь рассматривалась как признак буржуазности, она противопоставлялась понятиям «молодость», «освобождение». Сегодня, в эру потребительского бума, молодежь больше не отвергает роскошь. Сейчас роскошь переживается как новый эстетический опыт и больше не относится только к буржуа. Luxe – понятие, которое вошло в самоощущение современного индивида как нечто неотъемлемое. Сегодня люди могут купить что-то дорогое и высококлассное, а завтра – что-то дешевое и простое. Люди смешивают вещи. Сейчас вы кушаете сэндвич, а вечером отправитесь в шикарный ресторан.3 
 
Постмодерн объявляет равноценными и равнозначными все элементы пространства культуры. Его культурная практика основана на творческом монтаже и цитировании, на отрицании ценностного иерархизма. 
 
Глэм-культура, напротив, претендует на то, чтобы упрочить иерархию в мире ценностей, восстановить барьеры, разрушенные культурой постмодерна. Для нее ключевыми категориями, формирующими иерархическую картину мира, являются «рейтинг» («горячая десятка», «большая пятерка» и т.д.), «топ-модель», «звезда», «VIP-класс», «люкс», «бренд». Находясь в тесной связке с медийной и рекламной индустрией, глэм-культура выступает одновременно и продуктом и проводником медиа-рекламного тоталитаризма как режима ментального насилия. 
 
Тоталитарность глэм-культуры проявляется в ее стремлении вовлечь в свою сферу все социальные слои общества. Основным средством воздействия на публику выступает такой психолого-маркетинговый инструмент как потребительский соблазн. Соблазн – это торговое предложение, от которого трудно отказаться. Глэм-культура выработала множество способов соблазнения самых несговорчивых «покупателей». Среди ее постоянных потребителей не только читатели глянцевых журналов, молоденькие фанаты звезд шоу-бизнеса, «рублевские» жены и завсегдатаи поп-тусовок, но также амбициозные интеллектуалы, писатели, политики и политологи, стремящиеся к славе и массовому признанию. Возникновение, к примеру, такого феномена как поп-наука непосредственно связано с влиянием глэм-культуры, более того, поп-наука сегодня является ее составной частью. Определенными чертами гламура обладает также литература, стремящаяся попасть в номинацию интеллектуального бестселлера. Известный писатель и семиотик Умберто Эко блестяще просчитал основные ходы литературно-интеллектуального глэм-соблазна, на базе чего сконструировал универсальную модель бестселлера, запустив на книжный рынок свои романы, вмиг ставшие популярными – «Имя Розы», «Маятник Фуко», «Баудолино», «Таинственное пламя царицы Лоаны» и др. 
 
Глэм-культура, четко устанавливая шкалу ценностей посредством культивирования рейтинговой иерархии, звездности и брендовости, выполняет определенные дисциплинарные социальные функции. Ее дискурс столь же властен, нормативно и организационно заряжен как дискурс маркетинга и рекламы. Дискурс глэм-культуры призывает к дисциплинарному порядку в области внешнего вида (регламентация в виде статусно-значимого дресс-кода) и поведенческих моделей, что сближает его с дискурсом средневекового сословного этикета. Глэм-культура предъявляет довольно жесткие дисциплинарные требования к телесной организации. В ней явно присутствует дискриминационный уклон в отношении тех, чьи фигуры не укладываются в модельные стандарты («90-60-90»), чей внешний вид не отличается ухоженностью и так называемой безупречностью (термин «безупречность» один из самых широко употребляемых в рекламе), кто не занимается активным потреблением модных брендов. 
 
Смыслообразующим ядром дисциплинарных усилий потребителя глэм-культуры (назовем его глэм-культуристом) выступает набор имиджевых благ, который сулит ему реклама гламурной продукции. К таковым в первую очередь относится обретение блестящего, привлекательного и запоминающегося внешнего вида, воплощающего мечту гламура. Данная мечта артикулируется как вечная молодость, сексуальность, безупречность, спортивность, яркость, роскошность. Серьезные усилия, которые затрачивает глэм-культурист на приобретение имиджевых благ, выступают для него основным способом самоинвестиций. Вкладываясь в себя таким образом, он обретает востребованный на рынке глэм-капитализма нормативный товарный вид. Стратегия обретения гламурного вида является способом социальной идентификации и жизненного самоутверждения индивида в мире глэм-капитала. Возможность социального самоутверждения через глэм-культурную практику – вот чем в первую очередь завоевывает публику индустрия гламура. 
 
Будучи неким вызовом культуре постмодерна, глэм-культура в то же время не является ее полным отрицанием. В ней, на наш взгляд, наряду с откровенным логоцентризмом присутствуют определенные элементы постмодернистской культуры. К таковым можно отнести иронию и самоиронию (например, серия анекдотов про блондинок), а также особо пристальное внимание к феноменам чувственности – эротике, сексуальности, соблазну. Творчество М. Фуко, Ж. Бодрийяра, С. Жижека и других философов постмодерна, размышляющих относительно категорий соблазна и сексуальности, близко и внятно идеологам глэм-культуры. В этой связи можно говорить, что дискурс глэм-культуры представляет собой определенное логическое «снятие» (в гегелевском понимании данного  
слова) дискурса постмодерна. 
 
Внутренняя логика глэм-культуры требует от своих поклонников подкрепления нормативно-ценностных ориентиров гламура соответствующим образом жизни. К основным чертам данного образа жизни, на наш взгляд, можно отнести следующие: нарциссизм, гедонизм, шоу-шик, холодная ирония в стиле cool, эротизм, имиджевый интеллектуализм, дефицит подлинности. 
 
Под нарциссизмом подразумевается эгоцентрическое любование собственным отражением в зеркале, а также отражением себя в глазах окружающих, что в огромных дозах культивируется рекламой («Все в восторге от тебя…», «Я этого достойна…»). 
 
Гедонизм как гламурный образ жизни означает восприятие жизни как праздника, который всегда с тобой. Веди себя так, чтобы все поняли, что ты – не чужой на этом празднике жизни, – диктует глэм-культура. Еще лучше, если окружающие будут видеть в тебе бон-вивана, легко и весело шагающего по жизни под девизом «no problem». 
 
Игровая манера гламурной жизни реализуется в шоу-шике – еще одной важной характеристике глэм-культуры. 
 
Шоу-шик – это синтез яркого зрелища, игры на публику и атрибутики шикарной жизни касты избранных – звезд шоу-бизнеса. Шоу-шик – это еще и гламурное представление об аристократическом, светском образе жизни. В роли светских львиц и львов выступают кумиры экрана, продюсеры, модные дизайнеры, топ-модели, «богатые и дерзкие», успешные и рейтинговые персонажи. Представления в духе шоу-шика часто присутствуют на экранах ТВ. Яркий тому пример – рекламно-документальный сериал о приватной жизни «звездного» дизайнера Сергея Зверева. 
 
Перформансы шоу-шика крайне важны для социального продвижения глэм-культуры в целом: эксплуатируя людскую страсть к подглядыванию за знаменитостями, они вербуют новых членов в ряды глэм-культуристов, расширяя тем самым клиентский рынок глэм-капитала. 
 
Cool – это амбициозная манера сохранять холодное спокойствие, выдержку, что бы ни случилось. Стиль cool в глэм-культуре означает некий пофигизм, уход от серьезных тем, установку на ироническое отношение к тому, что считается высокой политикой и культурой. Дискурс в стиле cool – это риторика стеба, нацеленная на снижение пафоса посредством использования фигуры каламбура, переворачивающей традиционные смыслы. Типичными примерами ироничных шоу в стиле глэм-дискурса являются популярные телепрограммы «Прожекторперисхилтон» и «Comedy Club». 
 
Эротизм в контексте глэм-культуры представляет собой требование постоянной демонстрации сексуальной чувственности и привлекательности. В качестве нормативного ориентира предлагается определенная рейтинговая шкала, составленная из звезд экрана и модельного бизнеса, получивших звание секс-символов. Специальному рейтинговому анализу подвергаются также отдельные части тела (губы, грудь, торс, плечи, руки, живот, зад, ноги и т.д.), эпизоды экранной жизни, манеры публичного общения. Словом, эротизация должна носить тотальный характер, чтобы отвечать лучшим образцам глэм-культуры. 
 
Имиджевый интеллектуализм – это стремление произвести впечатление широко образованного, философски мыслящего человека, следящего за модными тенденциями в науке, литературе и высокой культуре. Для поддержки интеллектуального имиджа модные журналы предлагают глэм-культуристам набор имен популярных властителей дум, а также серии глубокомысленных цитат и выражений, взятых из книг знаменитых авторов.  
 
Главное для глэм-культуриста – не быть, а казаться. За имиджевой привлекательностью нередко скрывается внутренняя пустота. Чувства, слова мысли, внешность заимствованы из глянцевых журналов, рекламных слоганов, медийных шоу, а потому – ненастоящие, искусственные. Жизнь зациклена на производстве и потреблении симулякров. Все самобытное, подлинное вытесняется, отчуждается и аннигилируется имиджевой кажимостью. 
 
Дефицит подлинности – не только характерная черта, но и бич гламурной жизни. Достаточно небольшой рефлексивной иронии, чтобы почувствовать холодное дыхание пустоты и испытать тоску по реальной, настоящей жизни. Отсюда – восхищение так называемыми реальными (конкретными) ребятами. Отсюда – и тяга к путешествиям по странам и местам, не до конца пропитанным потребительской культурой. 
 
Отмеченные черты гламурного образа жизни составляют концептосферу большинства рекламно-глянцевых журналов. В качестве иллюстрации возьмем хорошо известный в Екатеринбурге бесплатно распространяемый журнал «Empire». 
 
Журнал представляет собой 160-страничное рекламное издание, посвященное тому, что в дискурсе глэм-культуры обозначается понятиями «fashion», «style», «popular-rich-free people». Моде и светским новостям отведено около 70 страниц. Каждый выпуск журнала содержит отчеты о модных мероприятиях города (презентации, сеты модных dj в модных клубах и др.). Примерно 15 страниц посвящено ювелирным изделиям, машинам, обзорам новинок кино и музыки. В каждом выпуске есть познавательная информация о сексе, гормонах, спорте, есть также подборка цитат по определенной теме, присутствуют авторские рассказы о путешествиях в различные города и страны. 
 
Заголовки печатаются крупно, 30% из них написаны английскими буквами, поскольку светскому человеку привычнее читать Yves Saint Laurent, а не Ив Сен Лоран, Disquared, а не Дисуаред. И уж конечно Accessories Funny – это совсем не «Забавные аксессуары». 
 
Светский человек, согласно Empire, это не просто ухоженный индивид в дорогой одежде и с дорогими аксессуарами, но еще и субъект, обладающий ценными и преcтижными знаниями. Он может блеснуть цитатами из великих («Не быть жадным – уже богатство, не быть расточительным – доход». Цицерон), поддержать разговор о Лас Вегасе («Город из фильмов и книг ограничивается кварталами старых казино и безумно длинной улицей новых игровых домов. Шаг влево, шаг вправо – обычный горд с обычными домами и людьми»), знает, как выглядит картина «A Coign of Vantage» Лоуренса Альма-Тадема, знает, что мини-юбка «вопреки всякой логике изобретена была не мужчиной, а женщиной», а колготки изобрел Yves Saint Laurent. Вслед за Empire светский человек может утверждать, что гламур – «это стиль жизни и способ самоподачи, при котором форма становится выше содержания». 
 
Основной мессидж журнала таков: жизнь стала красивой, и чтобы ей соответствовать, надо следить за модой, за новинками автомобилестроения и за другими атрибутами блестящего образа жизни, время от времени окидывая себя критическим взглядом. 
 
Из всех текстов по эмоциональности, живости, искренности интонации выделяется колонка главного редактора (П. Бабушкин). Читая ее, создается впечатление, что ее автор – человек из реальной жизни, настоящий, иронично рефлексирующий по поводу гламура. В качестве иллюстрации приведем фрагменты редакторского текста из № 3 журнала Empire (сентябрь 2007 г.): 
 
«Шампанского! – рявкнул кто-то внутри меня, и пришлось идти до ближайшего магазина. «Тройка» в старой желтой трущобе через двор. Круглосуточный магазин советского типа, со всякими вытекающими из этого последствиями. Битая вывеска. Заиндевелые со вчерашнего дня алкаши с пахучей сивухой в пластиковой таре…  
 
– Шестьдесят два рубля, – просипела толстая продавщица в синем халате с белой заколкой в крашеных волосах, протягивая увесистую гильзу советского. 
 
Отчаянно расхотелось домой …  
 
За ржавыми руинами гаражного кооператива – парк. Там никого, если не считать бездомных собак, голубей и спешащих к троллейбусу бодрых старушек.  
 
И … что? И – к черту приличия. 
 
С размаху! Обтянутым дорогим английским сукном задом грохнуться на облупленные доски и глотнуть раз. Другой. Третий. Задохнуться от шалого желания выматериться в голос, и выматериться-таки и глотнуть еще. 
 
Фи, как негламурно». 
 
Легкость стиля и самоирония придают журналу светский интеллектуальный шарм. Его насмешка над гламуром – проявление все того же гламура, только в своей более утонченной, изысканной форме. Тот же высший пилотаж гламура являют собой книги В. Пелевина, фильмы «В движении» И. Янковского и «Глянец» А. Михалкова-Кончаловского. Смеясь над собой, культура гламура очаровывает и вербует следующее поколение неофитов.

 
Литература: 
 
1 Грант Д. Манифест инноваций бренда. Как создаются бренды, переориентация рынков и преодоление стереотипов. М., 2007. С. 205 – 206. 
 
2 Иванов Д.В. Глэм-капитализм. СПб. 2008. С. 9. 
 
3 Чернышева В. Анатомия роскоши // Независимая газета, 27 апреля 2007 г.


 

 

 
научной работы на тему "ГЛЯНЦЕВЫЙ ЖУРНАЛ КАК ФЕНОМЕН МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ: РЕЧЕВОЕ И ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ". Научная статья по специальности "Языкознание"

УДК 81’27  
ББК Ш100.3 ГСНТИ  
В. А. Буряковская  
Волгоград, Россия ГЛЯНЦЕВЫЙ ЖУРНАЛ КАК ФЕНОМЕН МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ: РЕЧЕВОЕ И ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Аннотация. Проводится контент-анализ глянцевого журнала “Glamour " с целью выявления языковой репрезентации манипулятивной стратегии давления массовой культуры на читателя.  
Ключевые слова: гламурные журналы; “Glamour"; массовая культура; язык и стиль; речевая манипуляция; вербальный и визуальный ряды; лексическое наполнение текстов.  
16.21.27 Код ВАК 10.02.20  
V. A. Buryakovskaya  
Volgograd, Russia GLOSSY MAGAZINE AS A PHENOMENON OF MASS CULTURE:  
SPEECH AND PRAGMATIC CONCEPTION Abstract. Content analysis of the glossy magazine «Glamour» is led with the purpose to find out verbal representation of manipulative strategy of mass culture pressure on the reader.  
Key words: glossy magazines; «Glamour»; mass culture; language and style; speech manipulation; verbal and visual texts; lexical content of texts.  
Сведения об авторе: Буряковская Валерия Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии.  
Место работы: Волгоградский государственный социально-педагогический университет.  
Контактная информация: 400131, г. Волгоград, пр-e-mail: vburyakovskaya@yandex. ru  
About the author: Buryakovskaya Valeria Ana-tolyevna, Candidate of Philology, Assistant Professor of the English Philology Department.  
Place of employment: Volgograd State Social and Pedagogical University. т Ленина, д. 27, к. 4-23.  
Сегодня существует огромное количество печатной продукции, в том числе развлекательных журналов, пропагандирующих и навязывающих читателю определенный образ жизни. Развлекательные глянцевые журналы отличает аполитичность, красочность, простота изложения информации, большое количество рекламных материалов. Нельзя не обратить внимание на то, что глянцевый журнал явился своеобразным противовесом огромному потоку негативной информации. Современный человек подвергается прессингу негативных новостей с утра и до позднего вечера, а глянцевый журнал обладает большой отвлекающей силой, уводит человека от серьезных социальных проблем.  
Глянцевый журнал — это типичный продукт массовой культуры, воздействующий на читателя определенным образом, по сути, формирующий взгляды и поведение. По поводу влияния массовой культуры на человека В. И. Карасик пишет, что «суть массовой культуры состоит в особом влиянии общества как целостного организма на поведение индивидуума: чем более многочисленным является социум, с которым ежедневно контактирует отдельный его представитель, тем в большей мере поведение человека носит сугубо знаковый характер» [Карасик 2010: 107].  
Тематический спектр современных журналов очень широк. Журналы ориентируются в основном на профессиональные группы читателей («Офицеры», «Спецназ», «Учитель», «Главный бухгалтер» и др.), интересы и увлечения («За рулем», «Охотник», «Рыболов»), стиль жизни («Shape», «Геймер»), семейное положение («Домашний очаг», «Мой кроха», «Родители» и др.) и освещают вопросы, представляющие интерес для каждой группы. Наибольшей популярностью в последнее время пользуются  
© Буряковская В. А., 2012  
издания, посвященные взаимоотношениям полов и жизни известных людей.  
Важным критерием типизации современного печатного журнала становится выбор потенциальной читательской аудитории. Любое издание рассчитано на определенный круг читателей: широкий («Караван историй», «Отдохни!» и др.) или узкий («VIP», «Элита» и др.). При выборе аудитории учитывается пол («Cosmopolitan», «Playboy», «Men’s Health» и др.) и возраст («Seventeen», «Она», «Вероника» и др.) предполагаемых читателей, влияющие на тематическую насыщенность журнала.  
Часто очень непросто определить жанр многих современных изданий: при сохранении традиционных и привычных жанров (научнопублицистический, информационный, научно-популярный, художественно-литературный и др.) идет активный поиск новых жанровых форм (культурно-развлекательный, мистический, воспитательно-игровой и др.). Все больше изданий отказывается от жанрового определения, заменяя его вынесенной на обложку основной идеей («Для настоящих мужчин», «О здоровом образе жизни», «Для детей и их родителей», «Для самых маленьких», «Создающий настроение» и т. д.).  
Основные сюжеты, например, женского журнала касаются ухода за собой, ухода за домом, устройства семьи, путешествий, карьеры и формирования определенного образа жизни, подчиненного временным циклам (неделя делится на будни и выходные, праздники и время отпуска). Таким образом, при анализе содержательной стороны глянцевых журналов можно безошибочно выявить образ, к которому должна стремиться, по мнению авторов статей, современная женщина. Мода — это главный аспект, который рассматривает любой глянцевый журнал, независимо от специализации.  
Важной стилевой особенностью языка современных развлекательно-познавательных журналов стала простота (в некоторых случаях она доходит до примитивности) изложения информации, так называемый «легкий стиль», повлекшая за собой практически полное отсутствие в статьях сложной терминологии и развернутых синтаксических конструкций. Легкость и простота подачи материала, с одной стороны, позволяет расширить круг потенциальных читателей и увеличить количество тем, освещаемых в издании, с другой — является четким отражением снижения общего культурного уровня современного читателя. Считается допустимым использовать в статьях сленговые выражения, просторечную и разговорную лексику.  
Классификация глянцевых журналов осуществляется путем анализа их содержательной направленности. Многие глянцевые журналы ограничены гендерными и возрастными рамками. Многие журналы сохраняют первоначальную, т. е. англоязычную форму своего названия (“Glamour”), что демонстрирует ксеномимикрию, широко распространенную при создании мас-смедийной продукции в России.  
В современных журнальных статьях развлекательно-познавательных изданий четко прослеживается ироническая (в разной степени) направленность: почти обо всем сегодня принято писать как минимум с юмором. Важно отметить и доверительные интонации повествования. Современный развлекательно-информативный журнал часто выступает в роли лучшего друга (подруги), поэтому большой популярностью пользуются различного характера советы, комментарии и рекомендации.  
Необходимым компонентом языка современных популярных изданий, безусловно, является цитирование (известных фраз, реплик, сцен, поговорок и т. д.), вызывающее у читателя определенные ассоциации. Кроме того, в современных журналах получил распространение эффект очевидности: практически любой материал преподносится от лица человека испытавшего (пережившего) описанное.  
Еще одна характерная особенность женского глянца — псевдодраматизация жизни. Этот эффект возникает вследствие появления на журнальных страницах многочисленных «женских историй» в рубриках под названием «Крик души», «Признание», «История любви». Сложность жизни доказывается посредством «подглядывания» за чужой жизнью (интервью со звездами, вымышленные жизненные истории так называемых простых женщин, письма в редакцию).  
Таким образом, содержательное наполнение значительной части современных глянцевых журналов призвано служить достижению главной цели, которую преследуют такие издания — развлекать массового читателя, погружать его в мир иллюзий и красивой жизни, задавать определенные стандарты поведения и жизни в целом.  
Не менее важными являются «околотексто-вые» составляющие, или перитекст: «Периферия текста может рассматриваться в качестве специфических для разнообразной нарративной продукции знаков отделочной работы, сопровождающих продукты художественных практик в современной цивилизации. Перитекст — упаковка, футляр текста» [Козлов 2009: 7]. По нашему мнению, в перитекст глянцевого журнала входят следующие компоненты: обложка, включающая фотографию, название журнала, основные темы; реклама; фотографии; разнообразная графика.  
Глянцевый журнал посредством визуального ряда подсказывает, чего от вас ждут окружающие в более или менее типичной ситуации и какими должны быть ваши действия. Тем не менее иллюстрации, даже в глянцевых журналах, почти всегда требуют текстовой поддержки: вербальный ряд усиливает информационный посыл иллюстрации. Иллюстрация в глянцевом журнале играет особую семиотическую роль — это визуальный код, выстраивающий систему символических ценностей: эстетических, моральных, социальных, гендерных и др. В целом реклама является важным элементом глянцевого журнала, который функционирует как очень эффективный рекламоноситель. Глянцевый журнал превращается в своеобразный рекламный каталог (нерекламная информация занимает гораздо меньший объём, чем рекламная). Особое внимание следует уделить обложке глянцевых журналов. Слова, образы, цветовая гамма, графика сочетаются так, чтобы максимально привлечь покупателя. С самого начала создатели журнала в соответствии с человеческой психологией выстраивают стратегию успешного продвижения своей продукции. Как отмечает Г. Блумер, «глянцевый ... журнал, безусловно, строится по принципу экрана (плаката, фильма, комикса и т. п.) — просмотра на плоскости, где все оказывается развернутым в поверхность образным рядом. Таким образом, содержание переводится в информацию» [Блумер 1994: 32].  
Нельзя не обратить внимание на преобладание женских образов на обложках журналов. Это один из самых главных символов в мифологии потребления. По этому поводу Ж. Бод-рийар замечает: «...ошибочно видеть в автомашине „женский“ предмет. Хотя в рекламе о ней всегда говорится как о женщине: „гибкая, породистая, удобная, практичная, послушная, горячая“ и т. д., — это связано скорее с общей феминизацией вещей в рекламе: вещь-  
женщина — это эффективнейшая схема убеждения, социальная мифология, все вещи, и машина в том числе, притворяются женщинами, чтобы их покупали» [Бодрийар 2010: 38].  
Контент-анализ журнала “Glamour” показал, что, во-первых, это универсальный женский журнал о моде, красоте и знаменитостях для широкой аудитории с большим количеством  
рекламных полос. Во-вторых, основной акцент в журнале (в российской версии) делается на идеологическую и эмоциональную близость целевой группе (женщины от 16 до 45 лет). Редакционная формула “Glamour” — формат для быстрого чтения, практичные материалы о моде и красоте, актуальные персонажи, отсутствие дидактики, юмор. “Glamour” — это женский журнал XXI века, соответствующий новым социальным ролям, поведению и стилю жизни современных городских женщин. Введение в журнал постоянных рубрик, анонсирующих промо-акции и розыгрыши для читателей журнала, — абсолютно новый редакционный подход в России.  
Ядро целевой аудитории “Glamour”— женщина, которой всегда 25. Если она старше, она ведет такой же активный образ жизни и стремится быть в курсе всех модных тенденций. Если она моложе, то у нее четкое собственное мнение о жизни и стремление к индивидуальному стилю. У нее две основные цели чтения: практическая (повышение уровня осведомленности и компетенции, стремление применить знания на практике) и гедонистическая (получение удовольствия, расслабление, например от юмора, эстетическое наслаждение).  
Идеология журнала состоит в том, чтобы отвечать интересам современной женщины. Условно это можно выразить так: «Женщина противоречива и потому очаровательна. Идеальных женщин нет (или они дико скучные). “Glamour” идеален для современной женщины, потому что не учит ее жить, а с иронией относится к ее недостаткам и позволяет ей быть самой собой. Девиз „Glamour — больше чем журнал“ транслирует концепцию издания: “Glamour” больше чем журнал, это ежемесячный путеводитель по современной жизни». В соответствии с концепцией акцент в двух семиотических рядах журнала делается на основные интересы современной горожанки: мода, красота, шопинг, отношения, карьера. Однако в каждой ситуации узнаются привычные женские расхождения между словом и делом («опять нечего надеть», «на диету с понедельника», «в путешествие на 3 дня — огромный чемодан только самых необходимых вещей»).  
Одна из важных составляющих перитекста “Glamour” — логотип. Для усиления визуальной коммуникации логотип “Glamour” дополнен цветным штрих-кодом, который используется и как часть фирменного стиля. Штрих-код символизирует пестроту современной жизни и одновременно вызывает ассоциацию с шопингом как одной из главных тем журнала.  
Структура «гламура» как ценностного ориентира глянцевого журнала напоминает конвейерную машину, воплощающую желания: создание образов — порождение желания — воплощение. Товары, услуги, способ проведения досуга, правила поведения, круг чтения — в этом и многом другом проявляется «гламурный миф», настойчиво и жестко форматирующий  
реальность и исключающий из нее запретные темы, которые требуют серьезного осмысления: болезни, старость, смерть. Гламурный миф основывается на «вечной молодости» и «неизменном качестве». Как пишет Р. Барт, «.мифы настигают человека всегда и повсюду, отсылают его к тому неподвижному прототипу, который не позволяет ему жить своей жизнью, не дает свободно вздохнуть, словно паразит, засевший внутри организма, и очерчивает деятельности человека тесные пределы, где ему дозволено мучиться, не пытаясь хоть как-то изменить мир.» [Барт 1994: 112].  
Тематика журнала — достаточно стандартна: GlamSex&Love, GlamТело, GlamПсихо,  
GlamКарьера, GlamКонкурс, GlamТур, GlamМе-ню, GlamДекор. Наличие англоязычного элемента Glam- является своеобразным напоминанием читателю об основной идее журнала. Вся содержательно-тематическая часть издания объединяется общим значением гламура; создан лексический ряд, регулярно это значение повторяющий. Следует отметить, что глянцевый журнал как таковой и в частности журнал “Glamour” постоянно акцентирует понятие «гламур», обеспечивая серийность и повторяемость смыслов как характерные черты массовой культуры.  
В каждом журнале обязательно присутствует реклама конкретных товаров с указанием торговой марки и цены, адресов магазинов. Шопинг как характерная черта гламурного стиля жизни всячески культивируется и поощряется. Шопинг отличается от совершения покупок тем, что является времяпрепровождением, неким занятием, не всегда необходимым. (В скобках заметим, что это слово и понятие успешно закрепились в русском языке и русском языковом сознании.)  
Стоит отметить также, что для русской версии “Glamour”^ очень характерно смешение стилей, выражающееся в использовании жаргонной лексики, разговорных и просторечных единиц, которое помогает воспроизвести в тексте реальные ситуации и создает иллюзию приближения «гламурного» мира к современной действительности.  
С точки зрения лексического наполнения текстов в журнале “Glamour” необходимо отметить изобилие заимствованной лексики, представляющей либо прямые иностранные заимствования в транслитерированной форме (тренд, фэшн, бутик, лайт, мейкап, респект, хеппи-энд), либо журналистские окказионализмы, содержащие русский и английский компонент (спецпроект Body&Mind, V-образный), либо англоязычные лексические единицы без перевода (shopping, beauty, e-mail, touch of pink, love in Paris). Такая лексика типична для глянцевого стиля, она способствует созданию особой «гламурной» образности, основанной на деталях: Африк-шоу: темное дерево, замша, мех и яркие аксессуары сделают интерьер по-нас-  
тоящему страстным; Скарлетт предпочитает четыре бренда: Marc Jacobs, Chanel, Gucci и Prada.  
Среди характерных черт стиля “Glamour” следует назвать изобилие эмоциональных, позитивно окрашенных эпитетов, употребления превосходной степени: ультрагламурный, светский, сияющий, элегантный, исключительный, звездный, изысканный, волшебный, сверхкультовый, лучший, ведущий, (самый) сексуальный, блистательный, суперстойкий, шикарный.  
Такого рода эпитеты употребляются по отношению к внешности или предметам, способным создать требуемый образ: Невероятный изгиб и разделение ресниц сделают ваш взгляд неотразимым; Ультраяркие аксессуары засветят вас в толпе даже в самый солнечный день.  
Эмоциональность типична для текстов массовой культуры. Как справедливо замечает В. И. Карасик, «лингвистически релевантной характеристикой массовой культуры является гипертрофия эмоционального компонента и редукция рационального компонента в вербальных реакциях» [Карасик 2010: 108].  
Анализируя журнал “Glamour” с позиций лингвопрагматики, обратимся к одной из основных стратегий массовой культуры. Это манипу-лятивная стратегия, которая имеет следующие речевые репрезентации: 1) девизы или ключевые фразы; 2) фразы-императивы; 3) советы и рекомендации.  
Девизы, ключевые фразы, содержащиеся в основном в рекламе, неизменно присутствуют в журнале, повторяя то, что можно увидеть и услышать в телерекламе. С их помощью в сознание внедряется некий образ или идеал, которому нужно следовать или к достижению которого необходимо стремиться: Ведь Вы этого достойны; Здоровье — это красиво; Цвет твоих губ все скажет за тебя; Все в восторге от тебя, а ты от Мэйбеллин; Тебе понравится.  
Фразы императивного характера, по сути являющиеся руководством к действию: Купите спрей и получите шампунь в подарок; Вы полюбите вашу стройную фигуру; Заботься о себе; Почувствуй свою красоту; Попробуй вкус солнца; Подумай о себе и о нем...  
Массовая культура пытается выработать у человека определенные навыки, действует на уровне рефлексов, чтобы человек перестал задумываться о каких-либо вещах. Таким образом происходит своеобразная «дрессура» индивида, проводящаяся скорее на эмоциональном, чем на рациональном уровне. Советы и рекомендации раздаются по любому поводу: Чтобы на пляже волосы ниспадали красивыми локонами, сбрызните их защитным увлажняющим спреем и оставьте распущенными; Солить еду лучше не в процессе приготовления, а уже на тарелке; Провокационная сексуальность Софи Лорен — роскошная и раскрепощенная. Чтобы стать похожей на эту ки-  
нодиву, вам достаточно крупных очков в пластиковой оправе насыщенного фиолетового цвета и объемного кулона оттенка черной смородины.  
Вместе с тем вопрос о манипулировании непрост: одни и те же коммуникативные приемы в одних случаях служат умелому введению в заблуждение, в других — тому, чтобы сделать сообщение более выразительным, придать ему экспрессию. Манипулятивным является не сам по себе прием, а его воздействующая нагрузка в конкретной ситуации, то, какие умозаключения может построить адресат, подвергшийся манипулятивному воздействию.  
Манипулятивная стратегия напрямую связана с идеей матракажа, т. е. утверждения в сознании адресата какой-то определенной идеи. Матракаж проводится также с целью побуждения индивида попробовать то, с чем он до сих пор не знаком. Нам как бы «открывают глаза» на то, о чем мы не знали, чего не имели и чем непременно должны завладеть. Матракаж выполняет очень важную для сообщений в гламурных журналах функцию — функцию социальной мимикрии. Человеку навязывается необходимость кому-то подражать, выдавать себя не за того, кто он есть на самом деле. Если это невозможно по личностным, социальным или материальным причинам, то хотя бы символически, с помощью шарфика или очков, прически или сумочки, предлагается приблизиться к другому миру.  
Таким образом, «глянцевая установка» ориентирует индивида на определенные массовые формы поведения. Тексты глянцевого журнала характеризуются легким стилем изложения и упрощенной подачей информации в рамках двух семиотических рядов. Специфический лексикон, который обладает высокой степенью эмоциональности, и элементы манипуляции, используемые при текстопорождении, детерминируют тот факт, что глянцевый журнал, несмотря на свою кажущуюся аполитичность, способен создать соответствующие ценностные ориентиры в массовом сознании.  
ЛИТЕРАТУРА  
Барт Р. Миф сегодня // Р. Барт. Избранные работы: семиотика. Поэтика. — М. : Прогресс ; Универс, 1994. С. 72—130.  
Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение // Контексты современности-II : Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории : хрестоматия / сост. и общ. ред. С. А. Ерофеева. 2-е изд., доп. и перераб. — Казань : Изд-во Каз. ун-та, 2001. С. 150—159.  
Бодрийар Ж. Система вещей. URL:  
http://socioline.ru/_seminar/library/books/sv.php. (дата обращения: 27.12.2010).  
Карасик В. И. Языковая кристаллизация смысла. — Волгоград : Парадигма, 2010.  
Козлов Е. В. Развлекательный нарратив в паралитературе: культурный статус и дискурсивные практики : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб., 2009.  
Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol. 1. : Reason and the Rationalization of Society. — L. : Heinemann, 1984.  
ИСТОЧНИКИ  
GLAMOUR : журн. 2010. № 1—12.  
Статью рекомендует к публикации д-р филол. наук, проф. В. И. Карасик  
5

 
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/glyantsevyy-zhurnal-kak-fenomen-massovoy-kultury-rechevoe-i-pragmaticheskoe-predstavlenie#ixzz2x9GozHeK

на тему "ЗАГОЛОВКИ ЖЕНСКИХ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ". Научная статья по специальности "Общее языкознание"

В. М. Войченко  
ЗАГОЛОВКИ ЖЕНСКИХ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ  
Рассматривается проблема изучения гендерного аспекта языковой личности на материале заголовков специализированных печатных СМИ. Дается определение понятию «глянцевый журнал», обосновывается важность рассмотрения его заголовков. В связи с этим был произведен лингвистический анализ заголовков женских глянцевых журналов, на основании которого были выявлены особенности женской языковой картины мира, что позволило подтвердить мысль о том, что заголовки женских глянцевых журналов могут служить материалом для создания коллективного речевого портрета современной женщины.  
Ключевые слова: языковая картина мира, гендерно ориентированный глянцевый журнал, заголовки женских глянцевых журналов, прецедентный текст, гендерная языковая личность, коллективный речевой портрет.  
V. Voychenko  
WOMEN’S GLOSSY MAGAZINES HEADLINES AS THE MATERIAL FOR CREATING A SPEECH PORTRAIT OF THE CONTEMPORARY WOMAN  
The article regards the gender aspect of language personality on the basis of specialized printed mass media headlines. The definition of the term “glossy magazine” is given; the importance of its headlines examination is substantiated. On this account the linguistic analysis of women’s glossy magazines headlines was conducted and the peculiarities of women’s world picture were revealed. It is argued that women’s glossy magazines headlines can be taken up as the ground for creating the collective speech portrait of a contemporary woman.  
Keywords: language world picture, gender directed glossy magazine, glossy magazines headlines, precedent text, gender language personality, collective speech portrait.  
Язык средств массовой информации, постоянно обновляя привычный набор языковых средств, отражает окружающую действительность, создавая при этом интертекстуальный и многомерный фрагмент языковой картины мира. Этот факт послужил основанием к исследованию специализированных СМИ, отражающих языковую картину мира определенного круга лиц.  
Целью настоящей статьи является выявить некоторые особенности речевого поведения современной женщины на материале заголовков женских глянцевых журналов.  
В настоящее время в обиходе русского языка появилось и достаточно прочно закрепилось понятие глянцевый журнал. Следует отметить, что «глянцевый журнал» — буквальный перевод английского словосо-  
четания glossy magazine — журнал с блестящей обложкой, напечатанный на глянцевой бумаге. Главная его родовая характеристика — равноправное сосуществование словесного и изобразительного (цветного фотографического) рядов [7, c. 95].  
Среди журналов, занимающих в медиаиндустрии свое особое, промежуточное между газетами и книгами место, «глянцевые» журналы отличаются от изданий другого типа следующими характерными признаками:  
1) своей адресностью — ориентацией на определенную гендерную и возрастную группу читателей;  
2) информацией реклам развлекательного и культурно-образовательного характера;  
3) дизайном издания, в котором вербальные и визуальные компоненты коммуникации сосуществуют как равные взаимодополняющие части целого текста [5, с. 8].  
Гендерно ориентированные издания представляют собой иллюстрированные журналы, материалы которых затрагивают «все» сферы мужской/женской жизни: профессиональную карьеру, сексуальные взаимоотношения, моду, путешествия и пр. [1, с. 11].  
Основные сюжеты женского журнала касаются ухода за собой (здоровье, фитнес, косметика, мода), ухода за домом (кулинария, дизайн), устройства семьи и формирования определенного образа жизни, характеризующегося подчиненностью временным циклам (неделя делится на будни и уикенды, в году есть еще праздники и время отпуска).  
В данной статье речь пойдет об особенностях построения заголовков журналов, предназначенных женщинам, поскольку именно в заголовках синтезируется и концентрируется основная информация, изложенная в текстах периодических изданий.  
Хорошо известным и универсально апробированным средством привлечения внимания читателя журнального материала к тому или иному сообщению, и в то же время концентрации следуемого далее материала является использование в качестве заголовков прецедентных текстов — единиц своеобразного культурного тезауруса языковой личности. Вслед за Ю. Н. Карауловым под прецедентным текстом мы понимаем текст, значимый для личности и хорошо известный сообществу, в котором живет эта личность, многократно воспроизводимый в речевой практике [3, с. 113].  
Газетно-журнальный заголовок представляет собой сложное коммуникативное явление, характеризующее как речь отправителя, так и его воздействие на восприятие получателя, вызывающее его ответную реакцию в виде эмоционального сопереживания и интеллектуальной обработки информации [6, с. 17-18].  
Именно наличие диалогических отношений между адресатом и адресантом посредством адресованных им заголовков позволяет нам говорить о том, что заголовки женских глянцевых журналов предполагают активность восприятия их читательниц. Это дает нам право утверждать, что заголовки журналов, предназначенных женщинам, представляют собой специфический женский дискурс, поскольку они составлены женщиной для женщины, что позволяет нам создать фрагмент коллективного речевого портрета современной женщины на основании их анализа.  
Заголовки в адресованных женщинам журналах отличает универсальный характер: присутствуют оценочные прилагательные, сведения носят характер констатации общепризнанной привлекательности с мужской точки зрения, например: великолепная внешность, естественный макияж [2, с. 14].  
Для анализа нами были выбраны 4 наименования женских глянцевых журналов — «Планета женщины», «Лиза» (исконно отечественные издания, не имеющие аналогов за рубежом), «Cosmopolitan» (как правило российским читательницам предлагают переведенные и адаптированные версии западного издания журнала) и «Glamour» (отечественный вариант западного «глянца»).  
Выделив общие для всех анализируемых журналов темы, мы смогли представить сферу интересов современной женщины. Однако нами были отмечены некоторые особенности в формулировках тем, а также выделены специфические темы для того или иного журнала.  
Заголовки журналов «Лиза» и «Планета женщины» в основном стилистически нейтральны: практичная экономия, молода и обаятельна, расходы под контролем, густые и длинные ресницы, беседы о вкусе и пользе, модно и стильно, быть худышкой больше не модно ... .  
Мы смогли выделить в контексте данных журналов следующие типы заголовков: заголовки-советы, представленные побуди-  
тельными предложениями (придайте волосам объем, избавьтесь от комплексов, не берите работу на дом, долой навязчивые мысли, подготовьте ребенка к детскому саду, об этом следует помнить, улыбнись себе, сделай дом современным ...) и заголовки-вопросы, представленные в виде вопросительных предложений (умеете ли вы флиртовать, какие мужчины сейчас в моде, как справляться с капризами, не теряем ли мы женственности, как сохранить загар, как любить и быть любимой, как побороть зависть, как готовить вкусно, как выглядеть достойно ...).  
Заголовки журналов «Cosmopolitan» и «Glamour» проявляют большее разнообразие с точки зрения их стиля. Нами было отмечено употребление стилистически окрашенной лексики: метафор, аллюзий, обновленных устойчивых сочетаний, каламбуров и др. Это говорит о том, что речь современной женщины отличается образностью и эмоциональностью.  
Употребление в речи современной женщины вышеупомянутых стилистических средств становится возможным благодаря структурно-семантическим преобразованиям, в результате которых создаются различные варианты устойчивых выражений, конкретизирующих и развивающих смысловое содержание и усиливающих экспрессивность — окказиональные прецедентизмы. В качестве примеров можно привести следующие заголовки-прецедентизмы:  
- аллюзии: олимпийки, огонь!; волос за кадром; вещные ценности; признанный Евгений; высшая мерка; пап-культура; случайные похожие; высокий пошив; обижавшие невесты и др.  
- метафоры: выше радуги; с подиума в жизнь; поцелуй навылет; воскресшие ноги; поварская книга джунглей; Запад ест Восток; аромат мод и др.;  
- каламбуры: порядок с головой; слишком дорогие друзья; не повышая тональность; настроиться на волну и др.  
Как следует из анализа лексической наполняемости журнальных заголовков, не-  
маловажной особенностью речевого поведения современной женщины является использование многочисленных заимствований из других языков, по большей части англицизмов. Данный факт свидетельствует о высоком уровне ее просвещенности и включенности в процесс межкультурной коммуникации. Например, hot тренды; super вещь; beauty хиты; новый make up; эклектика-шопинг; привычки бойфренда; шорт-лист и др.  
Рассматривая журнальные заголовки с точки зрения их синтаксических особенностей, мы пришли к выводу, что в них преобладают побудительные (Люби себя по-французски! Будь проще! Не упусти! Сияй еще ярче!), вопросительные (О чем речь? Кто знает?) и восклицательные предложения (Я одобряю! И вся любовь! Вот барахло! Что было! Есть проблема! Надо видеть!).  
Анализ рубрикаторов, представленных в самих глянцевых журналах, позволяет выделить основные тематические группы: мода (17,5%), красота (14%), лица и судьбы (13,5%), отношения полов (11,5%), дом (10,5%), карьера (6%), здоровье (5,6%), семья, дети (3%), путешествия (2,5%).  
Результаты тематического анализа заголовков и содержания рубрик популярных женских журналов позволили сделать вывод о том, что стратегии современных глян -цевых журналов четко отражают интересы их читательниц, что дает нам основание для построения коллективного речевого портрета современной женщины.  
Можно сделать вывод, что речевое поведение в статьях и заголовках «женских» журналов характеризуется:  
- большим количеством глаголов в повелительном наклонении и доверительным обращением на «ты», что говорит о назидательности и дидактичности;  
- использованием в текстах просторечных, разговорных словосочетаний и оборотов, что придает общению фамильярный характер;  
- употреблением слов с уменьшительноласкательными суффиксами, что способст-  
вует усилению эмоциональности женской речи;  
- функционированием в текстах заголовков большого количества описательных прилагательных со значением оценки;  
- наиболее частым употреблением заголовков-вопросов, представленных вопросительными предложениями, и заголовков-со-  
ветов, представленных побудительными и восклицательными предложениями;  
- употреблением стилистически окрашенной лексики: метафор, аллюзий, обновленных устойчивых сочетаний, каламбуров и др.;  
- использованием заимствований из других языков, преимущественно англицизмов.  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
1. Адзинова А. А. Явление прецедентности в заглавиях креолизованных текстов (на материале языка глянцевых журналов): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Майкоп, 2007. 21 с.  
2. Беликова А. В. Журнальная реклама: лингвокультурный и гендерный аспекты: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2007. 24 с.  
3. Караулов Ю. Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы: Доклады советской делегации на VI конгрессе МАПРЯЛ. М., 1986. С. 105-126.  
4. Кирилина А. В. Гендерные аспекты массовой коммуникации // Гендер как интрига познания: Сборник статей. М., 2000.  
5. Кубанова А. З. Субстантивное словосочетание как единица синтаксической номинации в роли газетного заголовка: Автореф. дис. ... канд. филол. Наук. Таганрог, 2007. 16 с.  
6. Полякова Е. В. Газетный заголовок в качественной и некачественной прессе: Учеб. пособие. Таганрог, 2007. 100 с.  
7. Рогинская О. Глянцевое «Я»: женские журналы и кризис автобиографизма // Критическая масса. 2004. № 1. С. 93-97.  
REFERENCES  
1. Adzinova A. A. Javlenie precedentnosti v zaglavijah kreolizovannyh tekstov (na materiale jazyka gljancevyh zhurnalov): Avtoref. dis. ... kand.fFilol. nauk. Majkop, 2007. 21 s.  
2. Belikova A. V. Zhurnal'naja reklama: lingvokul'turnyj i gendernyj aspekty: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Krasnodar, 2007. 24 s.  
3. Karaulov Ju. N. Rol' precedentnyh tekstov v strukture i funkcionirovanii jazykovoj lichnosti // Nauch-nye tradicii i novye napravlenija v prepodavanii russkogo jazyka i literatury: Doklady sovetskoj delegacii na VI kongresse MAPRJAL. M., 1986. S. 105-126.  
4. Kirilina A. V. Gendernye aspekty massovoj kommunikacii // Gender kak intriga poznanija. Sbornik statej. M., 2000.  
5. Kubanova A. Z. Substantivnoe slovosochetanie kak edinica sintaksicheskoj nominatsii v roli gazet-nogo zagolovka: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Taganrog, 2007. 16 s.  
6. Poljakova E. V. Gazetnyj zagolovok v kachestvennoj i nekachestvennoj presse: Ucheb. posobie. Taganrog, 2007. 100 s.  
7. Roginskaja O. Gljancevoe «Ja»: zhenskie zhurnaly i krizis avtobiografizma // Kriticheskaja massa. 2004. № 1. S. 93-97.  
П. С. Громова  
ПРОЗА А. К. ТОЛСТОГО: К ВОПРОСУ ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ  
Исследуется проблема жанрового многообразия художественной прозы Толстого, особенности и закономерности движения от ранней фантастики к историческому роману.  
Ключевые слова: А. К. Толстой, жанр, романтизм.  
i73

 
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/zagolovki-zhenskih-glyantsevyh-zhurnalov-kak-material-dlya-sozdaniya-rechevogo-portreta-sovremennoy-zhenschiny#ixzz2x9H586PT

 


Информация о работе Прагмалингвистические характеристики речевых жанров положительной оценки лица