Прагмалингвистические характеристики речевых жанров положительной оценки лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:36, автореферат

Описание работы

Цель работы – представить комплексное описание основных речевых жанров, с помощью которых реализуется положительная оценка лица.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. выявить жанры, с помощью которых говорящий дает положительную оценку человека,
2. дать прагматическую характеристику основных жанров положительной оценки, рассмотрев мотивы, основания, речевые тактики, реакции, некоторые особенности говорящего и адресата,
3. определить типичные для жанров положительной оценки лексические средства выражения,
4. установить общие и специфические черты жанров положительной оценки, отметив их жанроразличительные признаки.

Файлы: 1 файл

для Ирины.docx

— 225.92 Кб (Скачать файл)

В случае гламура-антигламура мы имеем дело с обратным: тематика смерти дискредитируется в отношении своей фундаментальности и превращается в обыденную, повседневную систему образов (которые, вдобавок, так непохожи на то, что любят «нормальные»). При этом происходит естественное блокирование осознания смысла изображений: отныне они вписаны в обыденность и быт, не вызывают никаких мыслей, будучи просто картинками на привычных видах одежды. Не есть ли это самый удобный из возможных способов приостановить потенциальный ход мысли тех, кто уже однажды задумался над оппозицией «нормальные-ненормальные» - в случаях столкновения с этими образами в реальности – там, где они ничем не сглажены, а потому – способны потрясать? Не представляют ли он собой страховку от подлинного восприятия реальности окружающего мира и возможных реакций на него? Вероятно, есть и другие причинно-следственные связи. Тем не менее, в конструировании готовых образов, включающих в себя выше описанную тематику, диктующих – точно так же, как и гламур – выражения лиц, позы, жесты, мимику - в конструировании такой системы образов фактор блокирования гносеологической адекватности и рефлексии представляется очевидным и первостепенным: посредством него мы вновь сталкиваемся с уже выявленной выше спецификой гламура, состоящей в фиксации сознания на формах и деталях образа и редукции к ним прочих объектов внимания и мышления, то есть, в конечном счёте – в торжестве формы над изгоняемым и стирающимся содержанием. 

 
Аналогичным образом обстоит дело и с гламуризацией идеологической тематики. Об этом свидетельствует появление таких понятий, как, например, «гламурный фашизм»: «Гламурный фашизм — многозначный термин, означающий, с одной стороны, эстетизацию нацистской символики, с другой — гламуризацию протестной составляющей отечественного антиглобализма, <а также> попытку искусственного мутагенеза символа «фашизм» в России <…> В 2006—2007 годах термин настойчиво продвигался. Утверждалось, что из сферы потребления гламур перешёл в политику. Гламурному фашизму пытались придать статус феномена и явления так называемой культуры апокалипсиса, возникшего как реакция на массовые проявления глобализма в культуре» [4]. 

 
Таким образом, гламуризация фашизма представляет собой точно такое же исчезновение содержания из формы, как и в случае выше обозначенной гламуризации тематики смерти: от фашизма остаются костюм, атрибутика, и некоторая степень агрессии, которой надлежит быть выраженной в лице и позе человека, демонстрирующего костюм. Образ становится как бы застывшим, потому как естественная динамика исчезает вместе с содержанием, обусловленным историческим сюжетом и культурным контекстом эпохи. Образ начинает любоваться собой, своей законченностью, имея в распоряжении лишь небольшой набор движений и мимических вариаций, предположительно имевших место в эпоху самого фашизма. «Экстремизм и фашизм изменились. Они перестали быть строгой идеологией и превратились в гламурный феномен. Их восхваляют глянцевые журналы, литературные критики, они становятся модными. Однако суть фашизма от этого не изменилась. Внешне став безобидным, он не стал от этого менее опасным… у молодых людей существует определенный возраст, когда с ними сложно говорить с философских позиций, но возможно «на уровне ярких эмоциональных ударов», которые, в частности, наносятся со страниц модных журналов и прививают радикальные взгляды через эстетику и стиль» [5], - утверждает автор нашумевшей книги «Гламурный фашизм»[6], (3).

 
Схожим образом осуществляется гламуризация (и даже эротизация) коммунизма, терроризма, тоталитаризма, войны, полиции, оппозиции, революции и проч. Особенно травматичной представляется гламуризация антикапиталистической и антиглобалистской тематики: именно она - главное орудие дискредитации направлений, предположительно способных преодолеть диктат гламура, всё с большей очевидностью предстающего в качестве продукта капитализма. Между тем, тиражирование портретов социалистов-революционеров на бутылках с кетчупом, джинсах и прочих предметах обихода – первый симптом дискредитации идей, направленных на преодоление дискредитирующего начала – гламура, а потому, в наибольшей степени для него уязвимых: обнаруживая враждебные для себя силы, гламур немедленно дискредитирует их путём включения их основных опознавательных внешних знаков и образов в собственные системы координат: в системы симулякров. 

 
Кроме того, и в этой оппозиционной области обнаруживает себя формирование индустрии специфической «атрибутики революционера» - явление, красноречиво обещающее скорую гибель оппозиционных капитализму содержаний, а значит, и стиранию оппозиции. Многообразная атрибутика создаёт всё тот же законченный и «тематизированный» образ – гламурный образ. В длительном процессе приведения себя в соответствие с ним человек с неизбежностью фокусируется на собственном облике, что само по себе опасно для степени идейной заряженности направления, порывающего, казалось бы, с культом внешнего. Гламуризация оппозиционных капиталистической системе образов приводит, в конечном итоге, к характерной для гламура деградации содержания в пользу кристаллизации внешнего. Здесь, очевидно, срабатывает одна из коннотаций самого слова «гламур» - «чары», то, что уводит от изначальной полноты смысла. А поскольку процесс этот в опасно существенной степени коснулся оппозиционных движений по всему миру, вопрос об их дальнейшей состоятельности остаётся открытым и не вызывает оптимистических прогнозов. Напротив, перспективы гламура в этой связи предстают в крайне благоприятном свете. 

 
Таким образом, становится возможным констатировать гламуризацию не только эстетики во всём множестве её проявлений, не только внешних форм массовой культуры, но и областей идеологии. Однако что, в таком случае, служит основой самого гламура и его широкомасштабного дискурса?

 
В философском романе Симоны де Бовуар «Прелестные картинки» [7] осуществляется осмысление природы совокупности социальных и онтологических императивов. «Прелестные картинки» - не что иное, как самодостаточные образы человеческого существования, образцы безупречной нормальности, идеальный макет, вожделенный для каждого, место, где надлежит обитать человеку, способ, которым он должен жить, гламурная подборка образов на все случаи жизни. Основным мотивом романа становится путь переосмысления этой системы главной героиней, достигшей прекрасного идеала и не ставшей от этого счастливой в силу своей склонности к рефлексии, склонности видеть искусственность, невыразительность и фальшивость мира, который представляет собой макет, состоящий из картинок, в конечном итоге – коммерческого характера. «Прелестные картинки» - это современная система гламурных образов-императивов, констатируемая в прессе, телевидении, на рекламных плакатах, в сети – повсеместно. 

 
Прелестные картинки – глубинная методология гламура, стимулирующая желания и нацеленное на их непременное удовлетворение поведение (к которому, в конечном итоге, сводится весь человек), методология дискурса гламура, работающего на благо рыночной экономики и обеспечивающего колоссальные прибыли за виртуальные продукты. Но не только. В результате рассмотрения некоторых способов и областей влияния гламура становится очевидным следующее:

 
Во-первых, он представляет собой отнюдь не единичный феномен моды, но дискурс, распространившийся на существенную часть социального и индивидуального. 

 

   
Во-вторых, природа его вовсе не укоренена в эстетике, и воздействие его осуществляется не только на сферу эстетического, как это может показаться на первый взгляд: гламур реализуется путём одного и того же алгоритма – редукции содержаний к образу гипнотизирующей формы, возводимой впоследствии в культ, устанавливаемой в качестве образца и становящейся единственным реальным фокусом внимания – одинаково во всех областях человеческого бытия, но не только эстетики. Следует добавить, что для этой гипнотической формы совершенно не характерна какая бы то ни было динамика: её возможности – бесконечная артикуляция и воспроизведение самой себя в исключительно узком диапазоне, наподобие музыкальной фарфоровой куклы, способной лишь к небольшому количеству определённых движений. 

 
В-третьих, гламур является системой симулякров, призванных стимулировать спрос на разнообразную продукцию, существование которой мотивировать иными способами невозможно. Следовательно, гламур обслуживает рыночную экономику, а значит, является её агентом и тем, кто обеспечивает безопасность и неприкосновенность капитализма неолиберального общества.

 
В-четвёртых, гламуризация представляет собой пропаганду не вписывающихся в реальность образов, что способствует не просто психологическому отрыву человека от реальности, но и к возрастанию физической дистанции с ней (с целью ухаживать за вожделенной формой, имеющей, якобы, большее значение, чем повседневность). Такой разрыв особенно отчётливо прослеживается на примере инфантилизации современной эстетики. При этом инфантильность, будучи изначально порождением гламура (не связанного ни с содержаниями, ни с реальностью, но только с привлекательной и оригинальничающей формой), порождает, в свою очередь, новые формы гламура, позиционирующего её отныне как образец. Так, инфантильность становится фактически диагнозом многих современных людей: живущие в виртуальном мире искусственно созданных, коммерческих в своей основе образов, они тотально отделены от реальности, её проблем, тем и значений, т.е. изолированы, абсолютно безопасны для неё, равнодушны к ней и довольны тем миром, который им предложен и который они могут по частям приобретать, и в котором даже возможно небольшое творчество: конструирование собственных комбинаций из предложенных элементов.

В самом деле, становясь удобным и безвредным, человек принимает принудительно предложенные правила игры и, приняв их, вовлекается в механизм обслуживания указанных типов дискурса. Всё это напоминает столь распространённое на сегодняшний день производство из натурального меха игрушек, изображающих животных, которым изначально принадлежал этот мех (4): лишённое изначальных особенностей, существо отдаёт системе переработки и интерпретации значений то, что ей представляется ценным, а далее продолжает изображать самое себя – именно изображать, казаться, но более не являться таковым, будучи тотально опустошённым. 

 
Все эти особенности, свидетельствующие об организованной функциональности гламура, указывают на его идеологическое (а отнюдь не случайное эстетическое) происхождение: основательное формирование нового типа человека - в самых фундаментальных, как мы убедились выше, областях его взаимодействия с миром – базовая задача гламура как знаковой системы. Дискурс гламура, таким образом, представляет собой не только существенный феномен современной социальной реальности, а также тоталитарную систему симулякров-императивов, но, в первую очередь, методологию самосохранения и самообслуживания капиталистической системы и рыночной экономики, в частности.  
______________  
ПРИМЕЧАНИЯ  
(1) Под дискурсом в данном случае мы понимаем систему непрерывных самоартикуляций.  
(2) Разумеется, на протяжении истории куклы выполняли совершенно разные задачи: от культовых символов до роли манекена. В данном случае мы обращаемся к примеру социализирующей роли куклы, потому как обращены к социальной плоскости и происходящим в ней процессам, влияющим на становление человека и его мышление. В эту плоскость кукла в полной мере приходит лишь после тотальной демифологизации – в частности - собственной роли; после преодоления каких бы то ни было мистических задач, возлагавшихся на неё, например, в языческих обществах.  
(3) В книге собраны цитаты российских ультра-либералов, псевдо-патриотов, радикальных националистов, занимающихся эстетизацией фашизма и пропагандой фашистского гламура. Фашизм преподносится в формате глянцевого журнала, псевдо-интеллектуальной телепередачи, красочного митинга. Публике навязывается нацистская эстетика. Темы расовой сегрегации и геноцида не скрывают, напротив, оттененные образами «белокурых могучих арийцев в черной форме со свастиками и черепами» они получают положительную оценку. Это крайне опасная для России тенденция: с уходом из жизни старших поколений возникает опасность потери исторической памяти — глянцевый эсэсовец Дитрих внешне кажется на порядок «эстетичнее» грязного пехотинца Вани.  
(4) О беспрецедентной абсурдности таких явлений на сегодняшний день поразительно мало сказано.

ФЕНОМЕН ГЛАМУРНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

[Лана Светлая]   Версия для печати    

 


 
Крылова С.А. 
Феномен гламурности в современном обществе исследуется в сравнении с феноменом красоты. Используется методологический потенциал метаантропологии для рассмотрения гламурности в обыденном и предельном измерениях человеческого бытия. 
Ключевые слова: красота, целостность, гламур, гламурность, обыденная гламурность, предельная гламурность. 
 
Опубликовано в журнале: Гилея (научный вестник): [сб. научн. трудов]  
/ [гл. ред. В.Н.Вашкевич]. – К., 2011. – Выпуск 43. – С. 273–280. 
 
 
     Постсоветское общество все больше отходит от социоцентризма и настраивается на человекоцентризм. Человек перестает быть винтиком тоталитарного механизма, становится субъектом демократического общества с действительностью свободы и возможностью творчества. 
Поскольку в советском обществе человек оценивался, прежде всего, как субъект построения коммунизма (а глубинно - в качестве объекта такого построения), проблемы красоты, особенно половой, не считались важными, - большинство советских граждан должны были выглядеть одинаково аскетичными и внеэротичными, - их целью было формирование нового общества, которое требовало сублимации всех сил и энергий. В любом тоталитарном обществе считалось, что человек не должен быть "эстетически распущенным", потому что это негативно влияет на его моральные и волевые качества. Акцентирование на красоте человека запрещалось, потому что это мешало устремленности к идеальному обществу. 
     Это приводило к невротическому напряжению, ведь проблемы красоты и пола были актуальными в тоталитарном обществе лишь в определенных, заданных властью контекстах. Свободное публичное рассуждение об этих проблемах запрещалось. Но такой запрет с необходимостью приводит к компенсации того, что запрещается. Незрелой формой компенсации запрета красоты становится специфическая гламурность тоталитарного общества, которая имела табуированный и маргинальный характер. Отсюда бесконечная война с "джазменами", "стилягами", "хиппи" и т.п. С другой стороны, в любом тоталитарном обществе есть имманентная ему официальная гламурность - прежде идеологическая, но это может быть и эстетическая гламурность, которая, так же, как и идеологическая, является строго регламентированной, ограниченной и определенной. Это хорошо показано в экранизации известного романа братьев Стругацких «Обитаемый остров», режиссера Федора Бондарчука. В этом фильме мы видим удивительную эстетизацию, точнее, гламуризацию тоталитарного зла, которая влияет и на сознание, и на бессознательное. 
     С изменением общественных отношений и мировоззренческих ориентиров на постсоветском пространстве, формированием открытого общества, изменилось отношение к человеку, его красоте, в том числе и в контексте пола. Свободное бытие-в-красоте, а также размышления о красоте, становятся фундаментальными признаками этого общества. Однако возникает новая проблема: красота во многих случаях начинает восприниматься как сугубо внешний феномен. Это связано с тем, что современное открытое общество является рыночным, поэтому красота с необходимостью становится товаром. Обращение красоты на товар является одной из причин появления гламурности, уже не маргинальной и скрытой или четко регламентированной, как в тоталитарном обществе, а открытой и включенной в структуру свободной реализации личности в обществе. Поэтому с приходом в бытие общества демократических ценностей, главной из которых является свобода личности, гламурность не только остается, но и приобретает новое бытие. 
Анализ деградации красоты как сугубо внешнего феномена, в котором теряются моральные измерения человеческого бытия, мы встречаем в работах Н. Бердяева, Х. Ортеги-и-Гассета, Э.Фромма . Однако в современной отечественной философии мы почти не встречаем системного исследования феномена гламурности . 
     Попробуем прояснить, что есть гламурность по своей природе. Но прежде выясним, что такое гламур. Гламур - это социальное явление, которое означает установку на доминанту внешней красоты, которая соответствует стереотипам своего времени. Гламур как социальное явление существует в любое время и в любой культуре, но оно становится сущностным признаком социума и начинает сознательно формироваться целой индустрией только в обществе массового потребления ХХ в. Гламур в современном мире - явление, которое пронизывает все сферы бытия. Нельзя не согласиться с современным исследователем А. Морозовым, который в книге "Любовь и смерть" пишет: "Гламур веет там, где хочет. Его дух проникает всюду, где бы мы ни оказались: в пабе, на стадионе, в молитвенном доме. Сквозь розовые очки брендов, рекламы, пиар-технологий следит за миром его "всевидящее око". Искушения рынка дают ощущение причастности к чему-то якобы высшему, истинному, а гламурный дискурс диктует, какими мы должны казаться другим в постели, офисе, на похоронах " [2 , с. 6] . 
     В отличие от гламура, гламурность является не столько социальным, сколько экзистенциальным явлением. Гламурность - это качество личности, мера усвоения им гламура, индивидуальный вектор гламура. Взаимодействие категорий "гламур" и "гламурность" может быть осознана как взаимодействие категорий "возможность" и "действительность", где действительность характеризует прежде индивидуальное бытие. 
Если мы определим гламурность как способность казаться красивым и успешным, компенсацию недостаточной внутренней красоты красотой внешней, то понимание ее специфики в современности порождает два вопроса. Первый: является ли гламурность следствием секуляризации общества, когда вместо красоты Абсолюта и духа предлагается красота тела? Второй: является ли гламурность следствием восстания масс, когда абсолютным считается каждое Я, независимо от его ценности и глубины? Эти два вопроса взаимосвязаны и корректные ответы на них нам помогут в осознании тенденций постижения природы человека в европейской философии, которые отражают и одновременно обусловливают тенденции развития культуры и общества в целом. 
     Новое время провозглашает гносеологизацию человеческой сущности, в отличие от Средневековья с его главной чертой - теоцентризмом, и Возрождения с его антропоцентризм. Гносеологизм концентрируется на мировоззренческой установке: теоретическое познание является высшим проявлением духовности и смыслом жизни человека. Если исходить из того, что теоретическое познание, которое объективирует реальность, направлено прежде всего на познание и воспроизведение материального мира, то перенес главного акцента на нем постепенно порождает сомнения относительно существования трансцендентного мира и Абсолюта. В результате Абсолютом становится каждый человек. Эта тенденция неклассической и новоклассической философии приводит к фундаментальному перелому в общественной жизни западного мира конца XIX - нач. XX века и означает переход от аристократизма к демократизму в организации жизни социума, ту тенденцию, отрицательную сторону которой Х. Ортега-и-Гассет назвал «восстанием масс». 
     С одной стороны, осознание и принятие ценности каждого человека является крайне важным, и в этом можно увидеть гуманизм демократического секулярного общества эпохи "восстания масс". С другой стороны, абсолютизация каждого индивида, который способен потреблять, независимо от его экзистенциальной значимости и глубины, приводит к развитию эгоцентризма у человека, который еще не прошел путь личностно- духовного развития. Именно в результате активизации эгоцентризма потребителя как «винтика» рыночного общества, человек начинает акцентироваться на гламурности вместо красоты. Гламурный самодовольный человек-потребитель выходит на общественную арену и определяет свои принципы, которые ведут к обогащению ради успеха и красоты и к успеху и красоте ради еще большего обогащения. Это приводит к отчуждению красоты от духовности и душевности человека, а значит - к превращению ее в гламурность, которая не несет в себе потенциал человеческой целостности, а лишь имитирует ее, застывая во внешних измерениях красоты . 
     Показательной иллюстрацией замены красоты на гламурность в рыночном обществе являются конкурсы красоты. Это - масштабные события шоу-бизнеса, эпицентром которых становится внешняя красота человека. Оценивается прежде тело, лицо, походка и телосложение. Поскольку в современной западной культуре красота связывается прежде с женским полом, то эти конкурсы являются конкурсами женской красоты. Претендуя на целостный подход к красоте, учредители таких конкурсов подключают аспект эрудиции, предлагая участникам продемонстрировать знания. 
     В результате видим «интеллектуальность» гламурных красавиц, которые самодовольно рады не только своей внешности, но и эрудиции, оторванной от духовности и душевности. Гламурную, внешнюю красоту пытаются представить как целостную, которая включает и внешнюю, и внутреннюю, но такое представление о красоте вызывает недоверие, потому что красавицы не демонстрируют красоту поступков и отношений. Подмена целостности красоты гламурностью обычно вызывает закономерную иронию над подобными конкурсами. 
     Анализируя социокультурные корни гламурности в современном мире, можно предположить, что гламурность - явление прежде всего протестантской культуры с красотой и успехом в социуме как основополагающими ее ценностями. И красота, и успех для человека с протестантским мировоззрением являются результатом высшей избранности; несмотря на стремление к Абсолюту и к духовной трансформации, он здесь, теперь и сейчас, хочет получить полноту жизни и успеха, и в этом заключается его идеал счастья. 
     В отличие от протестантской культуры, человек православной культуры видит свое счастье в возможности получить все в трансцендентном мире. Поэтому внешняя красота для человека с православным мировоззрением воспринимается как греховность, которая может тормозить его развитие на пути к спасению. «Право на гламурность» в православной культуре дается только представителям высших иерархий светской и церковной власти, - «простые смертные » должны проявлять скромность и аскетизм. 
На первый взгляд, кажется, что протестантский и православный типы мировоззрения демонстрируют две крайние позиции: первый акцентирует внимание на внешней красоте, которую человек может получить в земной жизни, второй делает акцент на внутренней, духовной красоте, и считает внешнюю красоту искушением, ведь она отвлекает человека от духовного самосовершенствования. Однако на самом деле и в протестантском, и в православном мире мы видим два измерения гламурности - демократическое и иерархическое. Общество с демократической гламурностью позволяет приобретать красоту и успех каждому инициативному индивиду.          Иерархическая гламурность в социуме означает право на красоту и успех только для тех избранных, которые получили это право благодаря служению обществу, а не благодаря личной инициативе в бизнесе, в творчестве и т.д. Вместе с тем, можно говорить, что на глубинном уровне коллективного бессознательного и в протестантской, и в православной культуре все же делается акцент прежде всего на внешний или внутренний красоте. С учетом высказанных выше замечаний, протестантскую культуру мы можем считать гламурной, а православную - аскетичной , в которой присутствует вина по поводу красоты и успеха.  
     Для человека с философским мировоззрением важен выбор синтетического мировоззрения, объединяющего положительные моменты протестантского и православного подходов и акцент на единстве внешней и внутренней красоты, что дает человеку целостность, диалектически преодолевая противоречие между двумя крайностями и порождая настоящую красоту. 
     Постижение природы гламурности можно усилить известной идеей С. Кьеркегора, который концептуализирует эстетический, этический и религиозный уровни познания мира и бытия в мире. Эстетический уровень красоты - первичный, когда человек ищет удовольствий и наслаждений, он не способен самостоятельно выбирать и делает это под давлением обстоятельств и авторитетов; этический уровень предполагает развитие у человека моральных качеств, которые дают ему возможность сознательно выбирать между добром и злом и делать это красиво; и третий, наивысший, уровень, - религиозный, который достигается путем самопознания и духовного роста и дает возможность пережить красоту Абсолюта. 
     Пользуясь терминологией С. Кьеркегора, можно предположить, что гламурность означает разрыв нравственного, эстетического и религиозного в бытии человека, более того, доминанту эстетического над этическим и религиозным, когда человек зацикливается на эстетическом, потребительски- внешнем уровне существования, тогда как истинная красота является сочетанием эстетического, нравственного и религиозного. 
     Гламурность как доминанта внешней красоты над внутренней в жизненном мире личности делает ее эгоцентричной, такой, которая стремится к успеху любой ценой. Э. Фромм в работе «Человек для себя» описывает индивида с рыночной ориентацией: «Успех зависит ... от того, насколько хорошо человек умеет продать себя на рынке, насколько привлекательна его «упаковка»; насколько он «крепок», «энергичен», «надежен» , «честолюбив», к тому же каково его семейное положение, в какой клуб он ходит, знает ли он нужных людей» [5 , с.73]. Рыночная ориентация, описанная Э. Фроммом, является основой бытия современного гламурного человека. Соглашаясь с идеями Э. Фромма, можно сделать вывод, что стремление к потреблению, эгоцентризм, культ успеха без фундаментальных творческих усилий, - вот что делает красоту гламурностью, и это касается не только рыночно-демократической, «открытой» гламурности протестантской культуры, но и иерархической гламурности православной и католической культур. 
     В любой культуре гламурный человек приобретает своеобразный «комплекс нарциссизма", что означает предельную зацикленность на телесной красоте. Этот «комплекс нарциссизма», по сути, является «комплексом гламурности». Древнегреческий миф о Нарциссе ярко демонстрирует человека с «комплексом гламурности», который не способен увидеть в Другом ничего, кроме своего отражения. Влюбленность в свою внешность является обычно неспособностью посмотреть в глубину себя. Поэтому «комплекс гламурности» - это тот вектор, который направляет внимание человека только на физически телесное. Не случайно в известном мифе плоть Нарцисса превращается в цветок - растение, наполненное красотой, но не способное к выбору и осмысленной коммуникации. 
     Неспособность к выбору и коммуникации, центрированность на себе развивает в гламурном человеке такую глубинную черту, как самодовольство, которое дает иллюзорную полноту жизни, иллюзорную насыщенность и яркость бытия. Х. Ортега-и-Гассет называет такого человека "человеком самодовольным". Философ пишет: "Он появился в мир, чтобы делать только то, что ему захочется, - типичная психология "маминого сына» [3 , с . 254] . 
     Продолжая мысль Х. Ортеги-и-Гассета, можно предположить, что гламурный человек в большинстве случаев является человеком инфантильным - неспособным делать выбор, отвечать за свои поступки и нести бремя своей свободы, потому что живет инстинктами и капризами и всегда находит взрослых, на которых переносит ответственность. Он имеет психологию ребенка и живет, наслаждаясь собой и своей жизнью. Взрослыми для гламурного человека могут быть, с одной стороны, состоятельные родители, жена и муж, которые выполняют бесконечные материальные желания гламурного человека, с другой стороны, модельеры и кутюрье, которые диктуют что ему одевать и в каком доме жить. 
     Важным аспектом в постижении проблемы гламурности является феномен моды. Человек с комплексом гламурности не просто модный, «он доводит моду до служения и обряда, и в конечном счете, - к эстетическому абсурду» . [6, с . 48]. Мода, которая становится главным мотивом жизни, превращается в культ, замыкает гламурного человека в мире вещей. Вследствие этого он получает одиночество, которое становится весьма болезненным, учитывая его «желание окружить себя восторгом» [6 , с. 48]. 
     С позиций метаантропологии – учении о трех измерениях человеческого бытия, – обыденном, предельном и запредельном [7], закономерно предположить, что гламурность может быть как в обыденном, так и в предельном бытии человека. 
     Обыденная гламурность или гламурность обыденного бытия – это своеобразная «первая ступень» гламурности. Чаще всего – это стихийная, неосознанная гламурность. Главным ее мотивом является безопасность. Это своеобразная гламурность-в-толпе, своеобразный лоск в обыденном бытии, обыденном сознании и обыденном мировоззрении. При этом не имеет значения, что становится ее содержанием, - религиозность или атеизм, национализм или космополитизм – главное - лоск и глянец, что дает возможность держаться на плаву и идти в ногу со всеми, а также получать определенные дивиденды за принятие существующих выборов. Э. Тоффлер в работе "Шок будущего" прекрасно выразил экзистенциальные предпосылки неосознанной гламурности: "Чувство принадлежности, ощущение себя частью социальной ячейки, которая больше нас, обычно настолько награждает нас, что мы чувствуем глубокую привязанность, иногда такую, которая противоречит нашим собственным суждением, ценностям, позициям и стилю жизни …» [ 4 , с . 337-338 ] . 
     Обыденная гламурность как гламурность неосознанная является следствием выбора человека с обыденным мировоззрением - некритическим, нетворческим, не способным к саморефлексии и несамостоятельным. Именно обыденное мировоззрение делает человека «человеком массы». Хосе Ортега - и - Гассет говорит о «человеке массы», который не отличается от других. «Масса - это множество людей без особых достоинств ... Масса - это средний, обычный человек ... Человек массы не чувствует в себе никакого дара или отличия от других» [3 , с.197].  
     Гламурный человек в пределах обыденного бытия переживает амбивалентные переживания: с одной стороны, он стремится к тому, чтобы быть ярким и уникальным, с другой стороны, стремится к безопасности и с необходимостью становится «человеком массы», «таким как все ». И в этом «выборе» обычно побеждает последнее. 
     Неосознанная гламурность обыденного бытия становится маской, которая давит на нашу личность. Э. Тоффлер так выражает это: «Мы платим за преимущества, которые получаем. Если мы психологически принадлежим субкультуре, она давит на нас. Мы начинаем видеть, что нужно "идти вперед" вместе с этой группой. Нам дают тепло, дружбу и признание за наше подчинение ее модели жизненного стиля "[ 4 , с . 337-338] .   Тот, кто живет по-другому, кто позволяет себе быть не таким, как все, чувствует страх отчуждения от группы, отстранение, одиночество, потому группа  
" ... безжалостно пытает нас насмешками, остракизмом, если мы удаляемся от нее, - продолжает Э. Тоффлер, отмечая, что в процессе этого окружающие «непосредственно влияют на нашу уязвимую психику, на наш собственный образ» [4 , с . 337-338]. Х. Ортега - и - Гассет развивает эту мысль в работе «Восстание масс»: «Кто выглядит не так, «как все», кто думает не так «как все», у того есть риск стать изгоем» [ 3 , с . 200 ] . 
     Предельная гламурность направляет человека на такие тактические и стратегические действия, в которых он понимает смысл внешней красоты и стильности и использует их как инструменты и средства для достижения цели. Поэтому гламурность предельного бытия - это обычно осознанная гламурность. Главным осознанным мотивом предельной гламурности является прежде всего власть. Гламурный поп-исполнитель, который имеет осознанный мотив власти, вызывает к себе интерес у публики, чтобы иметь власть и деньги, которые обеспечат ему все большую власть над сознанием, подсознанием, а иногда - и телесностью у фанатов и фанаток. Гламурность политика-популиста вызвана его стремлением к власти в ее непосредственных политико-экономических измерениях. 
     Однако есть осознанные мотивы, порождающие предельную гламурность и, одновременно, разрушающие ее. Такими мотивами являются свобода и любовь; например, когда мотивами гламурной киноактрисы становятся свобода и любовь, они настолько усиливают ее гламурность, что выталкивают ее за пределы гламурности . 
     Гламурный человек довольно часто видит смысл жизни в гедонизме. Наслаждение компенсирует такому человеку отсутствие настоящей полноты жизни и дает иллюзию быть «не таким как все». Если человек не реализовал свою мечту, не нашел свою любовь, он с необходимостью будет стремиться к эмоциональной и экзистенциальной компенсации того, чего нет. Гламурность восхищает своей красотой, яркостью и праздничностью, а главное - скоростью, с которой человек получает удовольствия от жизни. Но дурман от наслаждения гламурностью быстро проходит, и человек снова и снова чувствует себя одиноким и опустошенным. 
     Всегда ли гедонизм означает гламурность? Может, эти понятия тождественны? На первый взгляд кажется, что да. Действительно, гедонизм часто противопоставляется аскетизму, а последний является антигламурным по своей природе. Обратимся к определению гедонизма. В широком смысле гедонизм (от греч . Hedone - наслаждение) можно понимать как моральный принцип, согласно которому смысл жизни заключается в получении наслаждения. Можно сказать, что гедонизм - это попытка оправдать прекрасным сложность жизни. Удовольствие и наслаждение в гедонизме является критерием морали и способом обоснования добра.        Большинство современных гедонистов ставят проблему следующим образом: «Если нравственная жизнь не приносит удовольствия, не аморальна ли она?» С другой стороны, в классическом гедонизме, который идет от Эпикура и его учеников, добро, скорее, является не следствием удовольствия, а его причиной [6 , с . 40-41] . 
     Итак, если мы говорим о плодотворных формах гедонизма, в которых наслаждение является средством самосовершенствования, а не целью, то они противостоят гламурности. С другой стороны, аскетизм, который в глубине своей рожден комплексом сверхценности, желанием славы и эгоцентризма, тоже может иметь гламурные проявления, искажающие его природу. Мудрый аскетизм, не зацикливающийся на борьбе ради самой борьбы, выводит человека за пределы гламурности, фанатичный аскетизм еще глубже погружает в нее. Мудрый гедонизм «не исключает аскетического самоограничения, он превращает его в трамплин, морально поднимает удовольствие, а потому делает его ярким и глубоким, освобождая от чувства вины» [6, с . 40-41], а, следовательно и от зацикленности только на внешней красоте. 
     Осознание того, что «мера гедонизма и аскетизма - творчество, и одновременно ... увеличение степени и гедонизма, и аскетизма » [6 , с . 40-41], дает человеку возможность освободиться от гедонистических и «аскетических» проявлений гламурности . 
 
Список использованных источников: 
1. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 1995. - 168 с . 
2. Морозов А. Любовь и смерть . - М.: Издательский Дом «Слово» , 2009 . - 216 с . 
3. Ортега - и- Гассет Х. Восстание масс / / Психология масс. - Самара : Издательский Дом " БАХРАХ " , 1998 . - С. 195-314 . 
4. Тоффлер Э. Шок будущего. - М. : АСТ . , 2002 . - 557 с . 
5. Фромм Э. Человек для себя. - Минск, Коллегиум, 1992 . - 253 с . 
6. Хамитов Н., Крылова С. Гламурность / / Н. Хамитов, С. Крылова, С. Минева. Этика и эстетика: словарь ключевых терминов. - К. : КНТ, 2009. - С. 47-48 . 
7. Хамитов Н. Философия: бытие, человек, мир. – К.: КНТ, 2008.  
8.Крилова С.А.Краса людини: особистість, сім′я, суспільство (соціально-філософський аналіз). - Ніжин, 2011. - 344 с.

Информация о работе Прагмалингвистические характеристики речевых жанров положительной оценки лица