Развитие навыков словообразования прилагательных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 00:22, отчет по практике

Описание работы

Учащиеся с лёгкой степенью умственной отсталости даже на этапе обучения в средних классах нуждаются в активизации словаря прилагательных, что может быть обеспечено при наличии умений образовывать лексические единицы по наиболее регулярным словообразовательным моделям и типам.
Цель исследования: теоретически обосновать, подобрать и экспериментально апробировать задания, направленные на развитие навыков словообразования прилагательных у учащихся среднего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.

Файлы: 1 файл

Развитие навыков словообразования прилагательных.docx

— 15.73 Кб (Скачать файл)

Развитие навыков словообразования прилагательных

у пятиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости

на уроках письма и развития речи посредством заданий

 

Учащиеся с лёгкой степенью умственной отсталости даже на этапе обучения в средних классах нуждаются в активизации словаря прилагательных, что может быть обеспечено при наличии умений образовывать лексические единицы по наиболее регулярным словообразовательным моделям и типам.

Цель исследования: теоретически обосновать, подобрать и экспериментально апробировать задания, направленные на развитие навыков словообразования прилагательных у учащихся среднего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.

Объект исследования: процесс развития навыков словообразования прилагательных у учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

Предмет исследования: задания, направленные на развитие навыков словообразования прилагательных у учащихся среднего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.

Гипотеза исследования. Коррекционная работа по развитию у пятиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости навыков словообразования прилагательных будет эффективной, если на уроках развития речи использовать задания, предполагающие:

- обогащение  словаря производящей лексики  на материале имён существительных  и прилагательных;

- развитие  навыков осуществления словообразовательных  операций для производства прилагательных  различных разрядов;

- совершенствование  навыков образования качественных, относительных и притяжательных  прилагательных.

В исследовании принимали участие 10 пятиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости. Педагогический этап включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе использовалась диагностическая методика, автором которой является И.Т. Власенко. В методику вошли задания, которые были распределены на 4 блока: исследовались умения образовывать качественные, относительные, притяжательные прилагательные, а также простую сравнительную степень имён прилагательных.

Результаты количественного анализа полученных данных

Таблица 1

Уровни развития у детей навыков словообразования качественных

прилагательных на констатирующем этапе

Уровни

I (высокий)

II (средний)

III (удовлетво-

рительный)

IV неудовлетво-

рительный)

показатели

0 %

0 %

70 %

30 %


 

Таблица 2

Уровни развития у детей навыков словообразования относительных

прилагательных на констатирующем этапе

Уровни

I (высокий)

II (средний)

III (удовлетво-

рительный)

IV неудовлетво-

рительный)

показатели

0 %

0 %

60 %

40 %


 

Таблица 3

Уровни развития у детей навыков словообразования притяжательных

прилагательных на констатирующем этапе

Уровни

I (высокий)

II (средний)

III (удовлетво-

рительный)

IV неудовлетво-

рительный)

показатели

0 %

0 %

50 %

50 %


 

Таблица 4

Уровни развития у детей навыков словообразования простой сравнительной степени прилагательных на констатирующем этапе

Уровни

I (высокий)

II (средний)

III (удовлетво-

рительный)

IV неудовлетво-

рительный)

показатели

0 %

0 %

60 %

40 %


 

Таблица 5

Итоговые уровни развития у детей навыков

словообразования прилагательных на констатирующем этапе

Уровни

I (высокий)

II (средний)

III (удовлетво-

рительный)

IV неудовлетво-

рительный)

показатели

0 %

0 %

60 %

40 %


 

Результаты контрольного этапа показали, что пятиклассникам с лёгкой степенью умственной отсталости присуще недоразвитие навыков словообразования прилагательных. Дети затрудняются выбрать соответствующий аффикс, не знакомы с наиболее продуктивными словообразовательными моделями. Школьникам сложно установить корневую часть слова, к которой должен быть добавлен тот или иной суффикс. Среди типичных ошибок были обнаружены следующие:

- неверный  выбор суффикса;

- замещение  процесса словообразования ситуативным  высказыванием;

- нарушения  слоговой структуры слова при  его произношении;

- вместо  образования сравнительной степени  прилагательного – использование  слова этой части речи с уменьшительно-ласкательным значением.

По завершении констатирующего этапа исследования проводился формирующий. Коррекционная работа осуществлялась в три этапа и по нескольким направлениям.

По результатам обследования пятиклассников мы сделали вывод о том, что у этих детей отмечается положительная динамика в развитии навыков словообразования имён прилагательных. Учащиеся реже ошибаются при выборе суффикса для образования нового слова; устанавливают корневую часть слова, что позволяет им верно осуществить словообразовательную операцию путём присоединения того или иного суффикса. При образовании качественных, относительных, притяжательных прилагательных, а также простой сравнительной степени имени прилагательного, школьники стали чаще оперировать наиболее продуктивными словообразовательными моделями, в результате чего итогом словообразовательной операции становится слово, соответствующее языковой норме.

В целом поставленная нами цель была достигнута, задачи решены, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

 


Информация о работе Развитие навыков словообразования прилагательных