Содержание
Введение
Глава 1. Научно-вспомогательная
библиография как основная часть библиотековедения.
- Научно-вспомогательная библиография
как научная дисциплина.
- Видовая классификация библиографии.
- Основные задачи и организации
научно-вспомогательной библиографии
(НВБ)
- Действующие пособия по научно-вспомогательной библиографии.
Глава 2. Критическая
научно-вспомогательная библиография.
- Социальная сущность научно-вспомогательной библиографии.
- Критико-библиографическая
деятельность Академии наук.
- Библиографическая деятельность
научных обществ и вузов.
Глава 3. Роль научно-вспомогательной
библиографии в деятельности библиотек.
- Система научно-вспомогательных
пособий по библиотековедению и библиографоведению.
- Пути оптимизации научно-вспомогательной
библиографии.
- Современное состояние НВБ
в России.
- Внедрение информационных технологии в НВБ.
Заключение
Список литературы
Введение
В дореволюционной России академическая
позиция исчерпывающе-описательной книговедческой
науки библиографии занимала доминирующее
положение, но никогда не была общепризнанной.
Особенно серьезное противодействие она
испытывала в связи с постепенным расширением
и дифференциацией общественной роли
библиографической деятельности. Этому
способствовало возникновение демократического
(рекомендательно-педагогического) направления
в библиографии, ориентированного на широкого
читателя, развитие справочно-библиографического
обслуживания не только в научных, но и
в публичных библиотеках.
Научно-вспомогательная библиография,
вид библиографии, назначение которой
- содействие в научной работе, производственной
или иной практической деятельности.
Библиография неуклонно вовлекалась
в сложную сферу общественной жизни, что,
в частности, выразилось в появлении первых
ростков социал-демократической, а затем
и большевистской библиографии.
Все вместе взятое вело к обострению
противоречий между представителями “чистой”
науки библиографии и “общественниками”,
связывающими свое понимание библиографии
с публицистикой, критикой, с руководством
народным чтением, т. е. в конечном итоге
с задачами развития рекомендательной
библиографии.
Необходимо подчеркнуть, что,
возникнув задолго до Октябрьской революции,
разногласия между представителями “научной”
и “практической” библиографии продолжались
и в первые годы Советской власти.
Острота проблемы объяснялась
сопротивлением, которое оказывали представители
традиционно-описательной школы тенденциям,
связанным с общественной необходимостью
вовлечь библиографию в решение практических
образовательных, воспитательных, хозяйственных
и других задач социалистического строительства,
с постановкой вопроса о классовом, партийном
подходе к содержанию и задачам библиографической
деятельности.
В интересующем нас общетеоретическом
аспекте положение осложняется тем, что
разграничение “научной” и “практической”
библиографии приобрело в 20-е гг. разный
смысл.
Во-первых, оно означало противопоставление
исчерпывающей учетно-регистрационной
библиографии, свободной от оценочных
“субъективных” моментов и потому, якобы,
базирующейся на подлинно научной основе,
библиографии пропагандистской, просветительной
как “практической”, “прикладной” и
потому ненаучной.
Во-вторых, уже тогда рассматриваемое
деление содержало в себе оттенок дифференциации
по целевому и читательскому назначению:
библиография для специальных научно-исследовательских
целей (научно-вспомогательная) и популярная,
воспитательно-пропагандистская (рекомендательная).
В-третьих, деление на “научную”
и “практическую” воспринималось как
расщепление единой дисциплины библиографии
на практическую библиографическую деятельность
(собственно библиография) и науку об этой
деятельности – теорию библиографии или
теоретическую библиографию.
Объектом изучения является: научно-вспомогательная
библиография.
Предметом является: пособия и внедрение
информационных технологии в научно-вспомогательной
библиографии.
Цель исследования: проанализировать
современное состояние научно-вспомогательной
библиографии в России.
Курсовая работа состоит из двух глав,
введения, заключения, списка литературы.
Глава 1. Научно-вспомогательная
библиография как основная часть библиотековедения.
- Научно-вспомогательная библиография
как научная дисциплина.
Научно - вспомогательная библиография,
вид библиографии, имеющей целью содействовать
научной и производственной деятельности
специалистов в соответствии с их профессиональными
потребностями как в области теории, так
и в практике (в том числе в ознакомлении
с новыми научными методиками, со смежной
литературой, с передовым производственным
опытом и т. д.).
Тесно связана с отраслями науки
и производства, развивается в соответствии
с ними; координируется главным образом
по отраслям и отраслевым комплексам.
Исторически первоначальные
формы библиографической информации появились
в глубокой древности. Все они создавались
людьми. Следовательно, с библиографической
информацией возникла и библиографическая
деятельность.
Сначала библиографическая
деятельность носила непрофессиональный,
случайный, эпизодический характер. Ею
занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари,
издатели и книготорговцы попутно и в
связи со своими основными занятиями.
Нередко в этих целях привлекались просто
грамотные люди, которые и составляли
“инвентари”, “описи”, “реестры” книжных
собраний.
Но с течением времени
библиография начинает обособляться,
вырабатывать собственные приемы
и правила библиографического
описания книг и, наконец, выделяется
в особую область профессиональной
человеческой деятельности. Процесс
этот исторически был длительным
и сложным.
Так, в России лишь в XIX в. библиографы
становятся действительно профессионалами,
хотя еще одиночками. Черты массовой профессии
библиографическая деятельность приобрела
только после Октябрьской революции 1917
года, главным образом в рамках библиотечного
дела и книжной торговли.
В ходе исторического усложнения библиографической
деятельности ее задачи, функции, организационные
формы и методика становятся все более
разнообразными и в пределах самой библиографической
деятельности неизбежно начинается процесс
разделения труда.
Деятельность по созданию библиографической
информации начинает отделяться от деятельности
по доведению библиографической информации
до потребителей.
Тем самым разграничиваются два основных
процесса библиографической деятельности:
библиографирование и библиографическое
обслуживание. Возникает необходимость
обобщения опыта, научной разработки теоретических
основ, конкретной методики библиографической
работы, истории библиографии, затем профессиональной
подготовки (обучения) библиографических
кадров и, наконец, организационного управления
библиографической деятельностью.
Так, наряду с непосредственной или практической
библиографической деятельностью (созданием
и доведением до потребителей библиографической
информации) формируются производные
от нее, сопутствующие ей разновидности
деятельности: научно- исследовательская,
педагогическая, управленческая.
- Видовая классификация библиографии.
“Виды
библиографии” - одна из наиболее
старых и до сих пор окончательно
не решенных классификационных
проблем отечественного библиографоведения.
Дело в том, что проблема видовой классификации
возникла в то время, когда термин “библиография”
был обще признан как обозначение отдельного
библиографического пособия или их совокупностей.
И сама проблема рассматривалась как проблема
видовой классификации библиографической
продукции по разным признакам. Однако
уже с середины 50-х годов библиографоведы
стали все настойчивее и последовательнее
переходить к трактовке “библиографии”
как области деятельности.
В результате проблема видов библиографии
обрела совершенно новое содержание: если
раньше классифицировались библиографические
пособия, то теперь следовало классифицировать
библиографическую деятельность. Но многие
библиографоведы как бы не замечали метаморфозы,
происшедшей с объектом дифференциации,
и, говоря о “видах библиографии” как
области деятельности, продолжали оперировать
методологическими средствами и классификационными
понятиями, полученными ранее в результате
классифицирования библиографической
продукции. В этом одна из главных причин
внутренней противоречивости многих точек
зрения на виды библиографии.
В конечном итоге в области разработки
видовой структуры библиографии сделано
немало. Назовем авторов некоторых наиболее
интересных, содержащих оригинальные
моменты, классификаций: Н.Ф. Яницкий (1927
г.); Н.В. Здобнов (1931 г.); В.А. Николаев, И.И,
Решетинский и др. (1940 г.); М.А. Брискман
и др. (60-е гг.); А.И. Барсук (1975 г.); М.Г. Вохрышева
(1986 г.) и, конечно, ГОСТ 7.0-77 (1978 г.).
В этом разнообразии видовой классификации
библиографии нетрудно выделить относительно
устойчивые, повторяющиеся элементы.
К ним прежде всего относятся понятия
государственной (базисной), научно- вспомогательной
(ранее научно- информационной) и рекомендательной
библиографии. Эту “триаду” можно рассматривать
как наиболее общепризнанный вариант
видовой классификации библиографии по
признаку ее общественного назначения.
В курсовой работе мы познакомимся с
одним из представителей этой “триады”
- научно- вспомогательной библиографией.
- Основные задачи и организации
научно-вспомогательной библиографии
(НВБ).
Функции научно-вспомогательной
библиографии заключаются в непосредственном
содействии научно-исследовательской
и профессионально- производственной
работе ученых и специалистов.
Развитие научно- вспомогательной
библиографии неразрывно связано со всеми
отраслями науки и техники, с промышленным
и сельскохозяйственным производством,
культурой.
Основная задача научно-вспомогательной
библиографии состоит в содействии научному
и техническому прогрессу, своевременном
обеспечении необходимой библиографической
информацией специалистов промышленного
и сельскохозяйственного производства.,
строительства, транспорта, сферы обслуживания.
Одним из условий, содействующих
развитию научно-вспомогательной библиографии,
является активизация исследований в
области ее теории, истории, методики и
организации.
Задача крупнейших центров
научно- вспомогательной библиографии-
определить ее место и роль в общегосударственной
системе научно и технической информации,
изучать потребности, запросы научных
работников и специалистов, внедрять наиболее
рациональные формы и методы подготовки
библиографической информации, изучать
эффективность использования читателями
разнообразных научно- вспомогательных
пособий.
По сути, использование научно-
вспомогательных пособий должно позволить
плановым и хозяйственным органам, научно-
исследовательским и проектным институтам
ускорить внедрение в практику всего прогрессивного
(только не у нас в стране, или, по крайней
мере, не в наше время), а ученым и специалистам-
избежать неоправданного дублирования
работ и, следовательно, излишних затрат
времени и средств.
Научно- вспомогательная библиография
в России является частью общегосударственной
системы научной и технической информации,
в которую входит деятельность крупнейших
библиотечно-библиографических учреждений
и специальных институтов, бюро, отделов
научно- технической информации.
Деятельность институтов, бюро,
библиотек, выпускающих научно- вспомогательные
пособия, координируется. Определены библиографические
центры в каждой отрасли знания, разграничены
обязанности между российскими и местными
(региональными) центрами.Перечислим некоторые
крупнейшие центры научно- вспомогательной
библиографии, обслуживающие важнейшие
отрасли знаний:
- Институт научной информации
по общественным наукам Академии
наук (ИНИОН)- выпускает текущие и
ретроспективные указатели, реферативные
журналы и др.;
- Всесоюзный институт
научной и технической информации
(ВИНИТИ)- выпускает “Реферативный
журнал”, “Экспресс-информацию” и др.
Государственная публичная
научно- техническая библиотека (ГПНТБ)-
выпускает текущие и ретроспективные
библиографические издания и т.д.
4.Действующие пособия, по научно-вспомогательной
библиографии.
Основной целью текущих научно- вспомогательных
библиографических пособий является информация
о новых произведениях печати. Рассмотрим
основные виды текущих изданий и качества,
которые им присущи:
- сигнальные издания
(СИ)- оперативность и максимальная
полнота учета отечественных
и зарубежных произведений печати;
для СИ характерны краткие
справочные аннотации-примечания;
- реферативные и смешанные
издания (РЖ)- достаточно полно отражают
литературу, но даваемая в них
информация может отставать от
СИ, содержание зарубежных материалов
раскрывается с помощью развернутых
рефератов, переводов;
- экспресс-информация
(ЭИ) представляет собой периодическое
издание, содержащее расширенные
рефераты наиболее актуальных
зарубежных материалов, заслуживающих
оперативного освещения; информационный
материал ЭИ иллюстрируется при необходимости
рисунками, графиками, таблицами
- для обзорных изданий
характерно включение сведений как об
опубликованных, так и о неопубликованных
материалах, детальное рассмотрение содержания
работ, анализ и сопоставление результатов
исследований, показ достижений и перспектив
развития, менее оперативны;