Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:25, курсовая работа
Цель настоящего исследования состоит в комплексном изучении различных чувственных образов романа, включающем характеристику сенсорно-ментальных, лексико-семантических, изобразительных особенностей языка Бориса Виана.
Задачи нашей работы определяются ее целевой установкой:
1. рассмотреть место романа в общелитературном процессе и в творчестве Бориса Виана;
2. описать особенности образной системы романа;
3. выделить различные сенсориальные образы в романе, определить их роль в художественном представлении действительности в свете изобразительно-выразительных возможностей литературного образа.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МЕСТО РОМАНА Б. ВИАНА "ПЕНА ДНЕЙ" В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ ВО ФРАНЦИИ И ЕВРОПЕ
1.2 РОМАН Б. ВИАНА "ПЕНА ДНЕЙ" КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА II. СЕНСОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ "ПЕНА ДНЕЙ", ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ
2.1 ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ЕГО РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
2.2 СЕНСОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ
2.2.1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СЕНСОРИАЛЬНОГО ОБРАЗА
2.2.2 ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ
2.2.3 СЛУХОВЫЕ ОБРАЗЫ
2.2.4 ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
2.2.5 ВКУСОВЫЕ ОБРАЗЫ
2.2.6 ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
2.2.7 ЗНАЧЕНИЕ СЕНСОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБЩЕГО СТИЛЯ РОМАНА
ГЛАВА III. РУССКИЕ ПЕРЕВОДЫ РОМАНА Б. ВИАНА "ПЕНА ДНЕЙ"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
"Перед дверью консьержка
раскачивалась в механической
качалке, мотор которой
Большое значение в романе "Пена дней" имеет музыка. Ведь Борис Виан был джазовым музыкантом, музыка была есть страсть, его жизнь была немыслима без нее. Вот и герои роман постоянно окружены музыкальным сопровождение. Музыкальные темы звучат то просто, то вычурно, то откровенно пародийно, но они неизменно сопутствуют героям во всех событиях их жизни:
"Над дорожкой овалом
поднимался гул, рассеянные
"Откатившись к краю катка, они расположились так, чтобы оставить место служкам-чистильщикам, которые, отчаявшись найти среди горы жертв что-либо отличное от не представляющих никакого интереса лоскутьев распавшихся личностей, вооружились скребками, дабы целокупно удалить всех лежачих, и прорвались к яме для отбросов, распевая гимн "Молитора", сочиненный Вайяном Кутюрье в 1709 году; начинался гимн словами:
Господа и дамы,
Очистите (пожалуйста)
Дорожку,
Чтобы мы могли
Потом ее очистить... " ;
"Пока крест таял, распорядитель
ставил записи церковной
"- Рекомендую Месье оранжево-блюзовую аранжировку в стиле "Хлои" в обработке Дюка Эллингтона или же "Концерт для Джонни Ходжеса", - подсказал Николас. - То, что за океаном называют moody или sultry tune";
"Он умолчал, что
в грудной клетке у него
зазвучало нечто вроде
"Из стоящего на столе
букета он выхватил лист
Слушай!. - сказал он. Шик прислушался. Это была "Хлоя" в аранжировке Дюка Эллингтона" ;
"Колен и Хлоя оставались на солнцепеке бок о бок, они молчали, и сердца у обоих бились в ритме буги" ;
"В игре Джонни Ходжеса было что-то эфемерное, что-то необъяснимое и совершенно чувственное. Чувственность в чистом виде, освобожденная от всего телесного" ;
Углы комнаты менялись,
постепенно закругляясь под
"У него было туше предельной чувствительности, и ноты улетучивались одна за одной, такие же воздушные, как жемчужины кларнета Барни Бигарда в версии Дюка Эллингтона.
Чтобы послушать, Колен, прислонившись к пианоктейлю, уселся прямо на пол. Он плакал, большие и мягкие эллиптические слезы скатывались по его одежде и забивались в пыль. Музыка проходила сквозь него и появлялась наружу отфильтрованной, поэтому мотив, который покидал его, гораздо больше напоминал "Хлою", чем "Бродяжий блюз". Торговец древностями напевал вполголоса побочную тему пасторальной простоты и покачивал головой из стороны в сторону, как гремучая змея. Он сыграл три коруса и остановился. Счастливый до глубины души. Колен так и остался на полу, и все было так же, как и до болезни Хлои" .
Музыка также может быть средством пародии:
"Шик поднял крышку
проигрывателя с двумя платами
и установил две разные
Он машинально смотрел,
как красное побеждает синее,
и слова сталкивались с
"В такт своему маршу он запел было во весь голос, но тут же остановился - эхо возвращало ему угрожающие, обрывки слов; на его же мотив но в ракоходе" .
И весьма своеобразно показана в романе религиозная функция музыки, Здесь нет традиционных церковных хоров, органа, музыка не светлая и умиротворяющая, а громкая, резкая, больше похожая на шум:
"Монах держал большой
барабан. Пузан играл на
"Монах набрал в грудь
воздуха и затянул ритуальную
псалмодию, поддерживаемый из
глубины одиннадцатью
Пародируя религиозный обряд венчания, Виан еще более подчеркивает его абсурдность музыкальным м звуковым сопровождение, ставя в один ряд умиротворяющее дыхание Христа и резкий звук трубы:
"Грудь Иисуса вздымалась
тихо и равномерно. Его черты
дышали покоем. Глаза были закрыты,
и Колен слышал, как из его
ноздрей исходит тихое
Абсурдность сквозит и в эпизоде похорон Хлои: убитый горем Колен вообще не способен что-либо слышать и видеть, и в этот момент служители церкви, чтобы подчеркнуть "торжественность" момента начинают выть, кружиться в хороводе и всячески шуметь:
"Тогда из-за могильника появились вдруг Пузан и Шиш в старых, насквозь промасленных спецовках и, бросая землю и камни в могилу, принялись выть по-волчьи. Колен стоял на коленях. Он обхватил голову руками, камни падали с глухим звуком. Шиш, Пузан и оба носильника подали друг другу руки и устроили вокруг ямы хоровод, а затем вдруг затрусили к дорожке и исчезли под фарандолу. Пузан дул в большой крумхорн, и хриплые звуки дрожали в мертвом воздухе.
Земля мало-помалу
Самая последняя сцена
роман также завершается
"И шло, напевая, одиннадцать
маленьких слепеньких девочек
из приюта папы Юлия
2.2.4 ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
Обонятельное восприятие
- это один из видов восприятия
человека. У человека при восприятии
обычно формируются сложные
Следовательно, сильна
связь между запахом и
Для создания образов-запахов Борис Виан в своем романе использует следующие слова: "odeur", "arôme", "parfum" (благоухание), "fumet" (запах горячих кушаний), "sentir", "croiser", "fermer" (пахнуть); словосочетания: "odeur agréable" (приятный запах), "une odeur fin" (тонкий запах); "odeur forte" (резкий запах); "odeur des fleurs" (запах цветов), "sentir une l'odeur" (чувствовать запах), "émettre une odeur" (издавать запах), "une odeur de fleurs s'est répandue" (запахло цветами).
Образы-запахи в структуре
произведения сопровождают
Запахи могут быть
просто приятными или
"От светлых волос Ализы поднимался восхитительный запах" ;
"Он привлек ее к себе и поцеловал где-то рядом с волосами.
Она чудесно пахла" ;
"Она была податливая и ароматная" .
Но гораздо чаще
запахи передаются описательно,
"Он вдыхал сухой и свежий ветер,…";
"И облачко обволокло их. Внутри было жарко и пахло сахаром и корицей" ;
"- А чем вы душитесь? - сказал он.
Хлоя предпочитает орхидейную эссенцию трехлетней выдержки.
Я не пользуюсь духами, - сказала Ализа.
Это у нее от природы, - сказал Шик.
Просто сказка!. - сказал Колен. - Вы пахнете лесом с ручейком и крольчатами" ;.
"Вся комната была заполнена выбранными Коленом белыми цветами, а на подушке смятой постели лежал лепесток алой розы.
Запах цветов и аромат
девушек смешивались воедино,
и Шик чувствовал себя
"В церковь проникли
облака. Они пахли кориандром
и горными травами. Стало
"Я всегда беру ее
подушку, вечером мы за нее
еще подеремся, моя ей слишком
туга, под головой она остается
совсем круглой, а я, я беру
ее потом, когда она
"Ее пенящиеся волосы
свободно развевались и
"Пахло старой полукожей и дымом оливковых листьев, что в совокупности составляло довольно-таки омерзительный запах";
Неприятные запахи в романе имеют запах эфира, который напоминает о смерти:
"Метров через сто
до них донесся запах
"Хлоя по-прежнему плакала, уткнувшись в белый мех, а у Колена был вид мертвеца. Запах тротуара становился все сильнее и сильнее. Пары эфира наполняли улицу" .
Кроме того, это могут
быть запахи подземелья и
"Нескольким тощим пучкам лучей удавалось проникнуть в коридор, но, наткнувшись на керамические плитки, такие сверкающие в былые времена, они разжижались и растекались, оставляя по себе длинные влажные следы. Стены пропахли подземельем" ;
"Кровь подгорала,
Встречается в романе и запах-пародия:
"Они оказались в темном коридоре, пропахшем религией" .
Таким образом, разнообразные образы-запахи помогают автору создать более полную и яркую картину мру в своем романе, они не менее важны, чем визуальные и слуховые образы.
2.2.5 ВКУСОВЫЕ ОБРАЗЫ
Вкусовые ощущения
человека, по мнению некоторых
психологов, не играют существенной
роли в постижении реальной
действительности, но вместе с
тем, отмечается, что вкус - неотъемлемое
чувство человека, без которого
ощущение окружающего мира
Это справедливо и для восприятия романа "Пена дней", где вкусовые образы представлены менее обильно, чем зрительные или слуховые, но не менее разнообразно. Кулинарные эксперименты повара Николаса, фантастический музыкальный инструмент Колена, способный смешивать коктейли в то время, как на нем играют, являются неотъемлемой частью авторского мира.
В оригинале романа вкусовые ощущения передаются описательно с использованием слов: "goût" (ощущение, свойство), "saveur" (приятный вкус), "goûter" (пробовать на вкус), "avoir un goût amer" (быть горьким на вкус).
Но чаще всего вкусовые
качества передаются сложными
многокомпонентными
"Испеките корку для пирога, как для обычной закуски.
Разделайте большого
угря и нарежьте его на
"И Николас принялся за работу: состояла она в извлечении из форм заливного морского языка и нарезании ломтиками трюфелей для украшения рыбной закуски" .
"Не хочет ли Месье
позавтракать? Могу предложить толченый
бычий хвост и чашу
Информация о работе Русские переводы романа Б. Виана "Пена дней"