Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе темы школы и воспитания, которая трансформирована интересно и новаторски в творчестве В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина, Ю. Коваля.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику «школьной» прозы в русской литературе второй половины XX века.
2. Провести анализ творчества В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, в частности, тематики и проблематики их прозы, традиционному и новаторскому в ней, особенностям стиля авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…4
Глава 1. Литература о школе и воспитании: проблемы, имена, художественные практики………………………………………………………..9
1.1. «Воспитание и детство» – «вечные темы» искусства.……………….....9
1.2 Общая характеристика литературного процесса 2 половины XX века и место в ней литературы о школе и воспитании…………………………….17
Глава 2. «Школьная» проза второй половины XX века: проблематика, система образов, имена……………………………………………………….…22
2.1. Н. Носов как классик детской литературы…………………………22
2.2 В. Драгунский: циклы рассказов о школе (особенности проблематики)…………………………………………………………….26
2.3. В. Голявкин: новаторство в решении темы воспитания…………...31
2.4. Ю. Коваль: писатель-педагог в трансформации темы школы и воспитания……………………………………………………………...………...37
Глава 3. Художественное исследование темы воспитания: особенности «детской» и «юношеской» прозы конца XX века……………………………..45
3.1. Система жанров при решении художественной темы школы…….45
3.2. Н. Носов: особенности поэтики прозы……………………………...49
3.3 В.Ю. Драгунский: особенности стиля и языка прозы о детстве…...53
3.4. В. Голявкин: особенности языка и стиля…………………………...57
3.5 Ю. Коваль: особенности творческой индивидуальности…………..66
Заключение……………………………………………………………………….67
Список используемой литературы….…………………………………………..70
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.

Файлы: 1 файл

234.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Стасик. – Ну ладно. Ври дальше.

Мишка. – Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепешку.

Стасик. – Ха-ха-ха! Вот это враки!

Мишка. – А вот и не враки!

Стасик. – Как же ты мог раздавить автобус?

Мишка. – Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.

 

Текст 2: Автор: - Я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.

Коля. – Мишка, что это? Почему каша лезет?

Мишка. – Куда?

Коля. – Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!

Автор. – Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.

Мишка. – Не знаю, с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже?

Автор. – Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твердая.

Коля. – Мишка, куда же вода девалась? Совсем сухая крупа!

Мишка. – Не знаю, я много воды налил. Может быть, дырка в кастрюле?

Автор. – Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дырки нет.

Мишка. – Наверное, испарилась. Надо ещё подлить.

Автор. – Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили – смотрим, опять каша наружу лезет.

Мишка. – Ах, чтоб тебя! Куда же ты лезешь?

Автор. – Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды.

Мишка. – Вот видишь, ты думал, что воды много, а её ещё подливать приходится.

Автор. – Варим дальше. Что за комедия! Опять вылезает каша.

Колька. – Ты, наверное, много крупы положил. Она разбухает, и ей тесно в кастрюле становится.

Мишка. – Да, кажется, я немного много крупы переложил. Это всё ты виноват: «Клади, говорит, побольше. Есть хочется!»

Колька. – А откуда я знаю, сколько надо класть? Ты ведь говорил, что умеешь варить.

Мишка. – Ну и сварю, не мешай только.

Колька. – Пожалуйста, не буду тебе мешать.

Автор. – Отошёл я в сторонку, а Мишка варит, то есть не варит, а только и делает, что лишнюю крупу в тарелки перекладывает. Весь стол уставил тарелками, как в ресторане, и всё время воды подливает. Я не вытерпел и говорю.

Колька. – Ты что-то не так делаешь. так ведь до утра можно варить!

Мишка. – А что ты думаешь, в хорошем ресторане всегда обед с вечера варят, чтоб наутро поспел.

Колька. – Так то в ресторане! Им спешить некуда, у них еды много всякой.

Мишка. – А нам-то куда спешить?

Колька. – Нам надо поесть да спать ложиться. Смотри, скоро двенадцать часов.

Мишка. – Успеешь выспаться.

 

6. Работа с пословицами.

Учитель: - Все рассказы Н.Носова не только смешные и веселые, но и поучительные. Я вам покажу пословицу, а вы определите к какому произведению какая пословица подходит.

У страха глаза велики. «На горке»

Семь раз отмерь, один раз отрежь. «Живая шляпа»

Берись дружно, не будет грузно. «Заплатка»

Терпенье дает уменье. «Огурцы»

 

7. Итог урока:

Учитель: - Ребята, мне показалось, что вы хорошо узнали героев Н.Нос

и полюбили их. Предлагаю вам закончить предложение « Я люблю героев книг Николая Носова, потому что они …» (Дети по очереди подходят к доске и дописывают фразу).

- Чему может научить это произведение? (Ответы- рассуждения детей)

 

8. Домашнее задание.

1). Перечитайте рассказ «Мишкина каша». Разделите на части и озаглавьте каждую часть.

2) Самые смешные эпизоды подготовьте  для чтения по ролям.

 

9. Оценивание учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Конспект урока: «Детские пристрастия (по произведениям В.Ю.Драгунского «Что я люблю» , «…И чего не люблю!») »

4 класс.

 

 Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся  с понятиями  «произведение-размышление»,      «произведение-воспоминание», «герой-рассказчик».

2. Расширить знания детей о жизни и творчестве В.Ю.Драгунского

3. Развивать память, речь, внимание, творческие способности детей.

4.  Привить любовь к чтению, к книге.

Оборудование: книга - учебник, портрет писателя В. Драгунского.

 

   Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Появление двух маленьких рассказов о Дениске Кораблеве не случайно в нашем учебнике. Как вы уже поняли, мы начинаем знакомиться с произведениями-воспоминаниями, имеющими автобиографические черты. Именно к таким произведениям можно отнести «Денискины рассказы» Виктора Юзефовича Драгунского.

      Дело в том, что герой рассказов имеет прототипа-сына писателя. Ведь литературный Дениска появился, когда у писателя  уже был собственный сын. А позже и сестра Дениски Ксюша стала появляться на страницах рассказов писателя. Став взрослыми, дети Драгунского сами стали писать рассказы.

     По воспоминаниям жены писателя, реальный мальчик был очень близок к своему литературному «отражению», а в книге нашли отклик действительные события его семьи. Конечно, обращает на себя внимание то, что образ мальчика тесно связан с образом отца. Хотя и мать немало значит в жизни ребенка, но, возможно, отец- это сам «повзрослевший» Денис. Можно предположить, что отец и Денис- это стадии развития одного и того же художественного характера. Обаятельный образ отца  (скромного, чуткого, героического человека) «объясняется» образом сына – становится понятно, откуда в обыденной, неласковой жизни появляются такие прекрасные люди.

   

3. Рассказ о писателе.

Учитель: Ему без малого было 50, когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями «Зеленоватые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Человек с голубым лицом». Дети наслаждались этими безудержно веселыми книгами. Читая их, они иногда признавались, что чувствуют себя «как в цирке». Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский.

    Виктор Драгунский родился очень давно и очень далеко, в другой части света, в Америке, в большом городе Нью-Йорке. Родился 30ноября 1913года. Если бы он был жив, ему бы исполнилось 94года.

    Детство писателя прошло в Белоруссии, в г.Гомеле, куда вернулись родители из Америки. Жизнь его была нелегкой. Рано умершего родного отца он почти не помнил. Детские годы он прожил с отчимом. Трудовая биография его началась в 16лет. За свою жизнь он перепробовал множество профессий. Прежде чем стать писателем, был заводским рабочим, шорником, лодочником- катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада- возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы, артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером. В 17лет он выдержал экзамен в актерскую школу. В этой школе большое внимание уделяли не только преподаванию актерского мастерства, но и глубокому изучению литературы. Окончив школу, Драгунский стал хорошим театральным актером, работал в театре сатиры в Москве. Во время войны был в ополчении. После войны работал в цирке клоуном. Кроме этого он параллельно работал на эстраде и писал произведения для эстрады, репризы- тексты для клоунов: сценки, песни и т.п. Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения , чем следить за маленькими зрителями, которые- как рассказывали- во время его выступлений часто сползали со стульев.

    И его уговорили: рассказы, с которыми он выступал со сцены перед детской аудиторией, сделать книгами. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, - мальчик Дениска. Веселые и необыкновенные истории, происходящие с этим шаловливым, сообразительным выдумщиком, казалось, были неисчерпаемы. Их автор сам сказал о себе: «Жизнь я прожил очень интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто…» Эти интересные случаи и составляют основу «Денискиных рассказов».

    Первая книга с рассказами о его приключениях вышла в 1961году. Называлась она «Он живой и светится». Маленький, пытливый, веселый человек 8 лет Дениска Кораблев сразу завоевал симпатии многих юных читателей. Они смеялись и грустили, переживали и радовались вместе с Дениской, мечтали и жили его жизнью. Даже был создан художественный фильм «Веселые истории».

 

4.Работа над текстом.

 А)Постановка вопроса.

Учитель: Сейчас мы прочитаем рассказы «Что я люблю.» и «…И чего не люблю.». Вы узнаете из откровенных признаний героя о его характере, мыслях, чувствах, пристрастиях. Герой сам будет рассказывать о себе («герой-рассказчик»), а вы будете подмечать все тонкости его характера и попробуйте «нарисовать» словесный портрет мальчика.

Б) Чтение (первичное восприятие текста)

В)Обсуждение вопроса.Учитель: Итак. Каким вы представляете героя-рассказчика? Попробуйте описать словами портрет мальчика. Вспомните и другие истории «Денискиных рассказов».

Г)Вывод, дополнение ответов учащихся.

Учитель: Да, Дениска- городской мальчик, наивный, любопытный и уже много по-детски знающий. Пытливость его не знает границ:-«А что будет, если выпустить шарик в небо?», «Как запустить ракету в космос?», «Как выглядит настоящий морской капитан?». И еще многое другое интересует Дениску. В его судьбе активно участвуют родители, друзья, учителя. Денис- обычный мальчишка, способный на шалости. Он часто делает в жизни ошибки, но учится их исправлять. Денис представляется нам, читателям, счастливым, одаренным, понимающим ребенком. Он простодушен, полон доброго отношения к людям, он готов поделиться с окружающими своими открытиями. Но частенько страдает от того, что не совсем  опытен. Мальчик чувствителен к радостям и горю. Он обладает прекрасной душой романтика и поэта. Денис искренне заинтересован в понимании его поступков другими людьми, что очень-очень важно. Он умеет видеть чудесное в обыденном и привычном. Он отличается бескорыстием. И именно рассказ «Что я люблю.» так важен нам для понимания сути его образа. Именно в этом рассказе содержится огромный перечень любимого Дениской. А главное- характер отбора, сопоставительный ряд заставляют читателя восхититься: «… ты ведь еще маленький, а … любишь как много! Целый мир!»

 

Д) Обсуждение прочитанного.

Учитель: Два небольших размышления о детстве и пристрастиях героя-это одно произведение писателя. Какой прием выбирает автор, чтобы представить своего героя?

-Вернемся к описанию героя. Перечитайте  строчки произведения, которые подсказали вам основные черты характера Дениски.(Выборочное чтение)

-Какую особенность вам удалось  подметить в том, как построены  оба авторских размышления?

 

5.Итоги.

Учитель: В этих рассказах нет событий, зато здесь раскрывается целая жизненная «концепция» ребенка, жадно впитывающего в себя то новое, с которым ему приходиться встречаться во взрослом мире. Все произведения о Дениске- история постижения ребенком мира в его положительных и отрицательных сторонах, это серия выборов- преодолений себя в больших и малых проблемах жизни, своеобразный дневник мальчика, погруженного в переживания своего детства. Эти переживания близки чувствам и мыслям современных школьников.

 

6. Домашнее задание.

Учитель: Напишите дома две миниатюры на темы, заявленные автором в заглавии рассказов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Конспект урока: «Виктор Голявкин "Никакой я горчицы не ел»».

4 класс.

 

Цели и задачи:

1. Создать условия для раскрытия смысла художественного произведения;

2. Сформировать художественно - эстетического восприятия учащихся, развития речевых и мыслительных навыков;

3. Воспитать думающего ученика, стремящегося к развитию ученика.

 

Оборудование: портрет писателя, книга-учебник, рисунки В. Голвкина.

 

Ход урока.

1. Орг. момент.

Учитель: Я улыбнусь вам,

Вы улыбнетесь мне,

Улыбнетесь друг другу

И мы начнем урок.

 

2. Актуализация знаний.

Учитель: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. (Его рассказывает подготовленный ученик)

    Каменщик строит жилища,

    Платье – работа портного.

    Но ведь портному работать

    Негде без тёплого крова.

    Каменщик был бы раздетым,

    Если б умелые руки

    Вовремя не смастерили

    Фартук, и куртку, и брюки.

    Пекарь сапожнику к  сроку

    Сшить сапоги поручает.

    Ну а сапожник без  хлеба

    Много ль нашьёт, натачает?

    Стало быть, так и выходит,

    Всё, что мы делаем, нужно.

    Значит, давайте трудиться

    Честно, усердно и дружно.

(Стихотворение Юлиана Тувима "ВСЁ  ДЛЯ ВСЕХ". А перевела это  стихотворение с польского Елена  Благинина.)

Информация о работе Тема школы и воспитания в русской литературе второй половины XX века (Н. Носов, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Голявкин)