Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 08:06, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе темы школы и воспитания, которая трансформирована интересно и новаторски в творчестве В. Драгунского, Н. Носова, В. Голявкина, Ю. Коваля.
В соответствии с указанной целью нами поставлены следующие задачи:
1. Дать общую характеристику «школьной» прозы в русской литературе второй половины XX века.
2. Провести анализ творчества В. Голявкина, Н. Носова, В. Драгунского, Ю. Коваля, в частности, тематики и проблематики их прозы, традиционному и новаторскому в ней, особенностям стиля авторов.
Введение………………………………………………………………………..…4
Глава 1. Литература о школе и воспитании: проблемы, имена, художественные практики………………………………………………………..9
1.1. «Воспитание и детство» – «вечные темы» искусства.……………….....9
1.2 Общая характеристика литературного процесса 2 половины XX века и место в ней литературы о школе и воспитании…………………………….17
Глава 2. «Школьная» проза второй половины XX века: проблематика, система образов, имена……………………………………………………….…22
2.1. Н. Носов как классик детской литературы…………………………22
2.2 В. Драгунский: циклы рассказов о школе (особенности проблематики)…………………………………………………………….26
2.3. В. Голявкин: новаторство в решении темы воспитания…………...31
2.4. Ю. Коваль: писатель-педагог в трансформации темы школы и воспитания……………………………………………………………...………...37
Глава 3. Художественное исследование темы воспитания: особенности «детской» и «юношеской» прозы конца XX века……………………………..45
3.1. Система жанров при решении художественной темы школы…….45
3.2. Н. Носов: особенности поэтики прозы……………………………...49
3.3 В.Ю. Драгунский: особенности стиля и языка прозы о детстве…...53
3.4. В. Голявкин: особенности языка и стиля…………………………...57
3.5 Ю. Коваль: особенности творческой индивидуальности…………..66
Заключение……………………………………………………………………….67
Список используемой литературы….…………………………………………..70
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Стасик. – Ну ладно. Ври дальше.
Мишка. – Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепешку.
Стасик. – Ха-ха-ха! Вот это враки!
Мишка. – А вот и не враки!
Стасик. – Как же ты мог раздавить автобус?
Мишка. – Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.
Текст 2: Автор: - Я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.
Коля. – Мишка, что это? Почему каша лезет?
Мишка. – Куда?
Коля. – Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!
Автор. – Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.
Мишка. – Не знаю, с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже?
Автор. – Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твердая.
Коля. – Мишка, куда же вода девалась? Совсем сухая крупа!
Мишка. – Не знаю, я много воды налил. Может быть, дырка в кастрюле?
Автор. – Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дырки нет.
Мишка. – Наверное, испарилась. Надо ещё подлить.
Автор. – Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили – смотрим, опять каша наружу лезет.
Мишка. – Ах, чтоб тебя! Куда же ты лезешь?
Автор. – Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды.
Мишка. – Вот видишь, ты думал, что воды много, а её ещё подливать приходится.
Автор. – Варим дальше. Что за комедия! Опять вылезает каша.
Колька. – Ты, наверное, много крупы положил. Она разбухает, и ей тесно в кастрюле становится.
Мишка. – Да, кажется, я немного много крупы переложил. Это всё ты виноват: «Клади, говорит, побольше. Есть хочется!»
Колька. – А откуда я знаю, сколько надо класть? Ты ведь говорил, что умеешь варить.
Мишка. – Ну и сварю, не мешай только.
Колька. – Пожалуйста, не буду тебе мешать.
Автор. – Отошёл я в сторонку, а Мишка варит, то есть не варит, а только и делает, что лишнюю крупу в тарелки перекладывает. Весь стол уставил тарелками, как в ресторане, и всё время воды подливает. Я не вытерпел и говорю.
Колька. – Ты что-то не так делаешь. так ведь до утра можно варить!
Мишка. – А что ты думаешь, в хорошем ресторане всегда обед с вечера варят, чтоб наутро поспел.
Колька. – Так то в ресторане! Им спешить некуда, у них еды много всякой.
Мишка. – А нам-то куда спешить?
Колька. – Нам надо поесть да спать ложиться. Смотри, скоро двенадцать часов.
Мишка. – Успеешь выспаться.
6. Работа с пословицами.
Учитель: - Все рассказы Н.Носова не только смешные и веселые, но и поучительные. Я вам покажу пословицу, а вы определите к какому произведению какая пословица подходит.
У страха глаза велики. «На горке»
Семь раз отмерь, один раз отрежь. «Живая шляпа»
Берись дружно, не будет грузно. «Заплатка»
Терпенье дает уменье. «Огурцы»
7. Итог урока:
Учитель: - Ребята, мне показалось, что вы хорошо узнали героев Н.Нос
и полюбили их. Предлагаю вам закончить предложение « Я люблю героев книг Николая Носова, потому что они …» (Дети по очереди подходят к доске и дописывают фразу).
- Чему может научить это
8. Домашнее задание.
1). Перечитайте рассказ «Мишкина каша». Разделите на части и озаглавьте каждую часть.
2) Самые смешные эпизоды
9. Оценивание учащихся.
Приложение 2.
Конспект урока: «Детские пристрастия (по произведениям В.Ю.Драгунского «Что я люблю» , «…И чего не люблю!») »
4 класс.
Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся с понятиями
«произведение-размышление»,
2. Расширить знания детей о жизни и творчестве В.Ю.Драгунского
3. Развивать память, речь, внимание, творческие способности детей.
4. Привить любовь к чтению, к книге.
Оборудование: книга - учебник, портрет писателя В. Драгунского.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Появление двух маленьких рассказов о Дениске Кораблеве не случайно в нашем учебнике. Как вы уже поняли, мы начинаем знакомиться с произведениями-воспоминаниями, имеющими автобиографические черты. Именно к таким произведениям можно отнести «Денискины рассказы» Виктора Юзефовича Драгунского.
Дело в том, что герой рассказов имеет прототипа-сына писателя. Ведь литературный Дениска появился, когда у писателя уже был собственный сын. А позже и сестра Дениски Ксюша стала появляться на страницах рассказов писателя. Став взрослыми, дети Драгунского сами стали писать рассказы.
По воспоминаниям жены писателя, реальный мальчик был очень близок к своему литературному «отражению», а в книге нашли отклик действительные события его семьи. Конечно, обращает на себя внимание то, что образ мальчика тесно связан с образом отца. Хотя и мать немало значит в жизни ребенка, но, возможно, отец- это сам «повзрослевший» Денис. Можно предположить, что отец и Денис- это стадии развития одного и того же художественного характера. Обаятельный образ отца (скромного, чуткого, героического человека) «объясняется» образом сына – становится понятно, откуда в обыденной, неласковой жизни появляются такие прекрасные люди.
3. Рассказ о писателе.
Учитель: Ему без малого было 50, когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями «Зеленоватые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Человек с голубым лицом». Дети наслаждались этими безудержно веселыми книгами. Читая их, они иногда признавались, что чувствуют себя «как в цирке». Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский.
Виктор Драгунский родился очень давно и очень далеко, в другой части света, в Америке, в большом городе Нью-Йорке. Родился 30ноября 1913года. Если бы он был жив, ему бы исполнилось 94года.
Детство писателя прошло в Белоруссии, в г.Гомеле, куда вернулись родители из Америки. Жизнь его была нелегкой. Рано умершего родного отца он почти не помнил. Детские годы он прожил с отчимом. Трудовая биография его началась в 16лет. За свою жизнь он перепробовал множество профессий. Прежде чем стать писателем, был заводским рабочим, шорником, лодочником- катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада- возможность веселить, радовать людей. Он организовывал небольшие театральные группы, артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером. В 17лет он выдержал экзамен в актерскую школу. В этой школе большое внимание уделяли не только преподаванию актерского мастерства, но и глубокому изучению литературы. Окончив школу, Драгунский стал хорошим театральным актером, работал в театре сатиры в Москве. Во время войны был в ополчении. После войны работал в цирке клоуном. Кроме этого он параллельно работал на эстраде и писал произведения для эстрады, репризы- тексты для клоунов: сценки, песни и т.п. Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения , чем следить за маленькими зрителями, которые- как рассказывали- во время его выступлений часто сползали со стульев.
И его уговорили: рассказы, с которыми он выступал со сцены перед детской аудиторией, сделать книгами. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, - мальчик Дениска. Веселые и необыкновенные истории, происходящие с этим шаловливым, сообразительным выдумщиком, казалось, были неисчерпаемы. Их автор сам сказал о себе: «Жизнь я прожил очень интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто…» Эти интересные случаи и составляют основу «Денискиных рассказов».
Первая книга с рассказами о его приключениях вышла в 1961году. Называлась она «Он живой и светится». Маленький, пытливый, веселый человек 8 лет Дениска Кораблев сразу завоевал симпатии многих юных читателей. Они смеялись и грустили, переживали и радовались вместе с Дениской, мечтали и жили его жизнью. Даже был создан художественный фильм «Веселые истории».
4.Работа над текстом.
А)Постановка вопроса.
Учитель: Сейчас мы прочитаем рассказы «Что я люблю.» и «…И чего не люблю.». Вы узнаете из откровенных признаний героя о его характере, мыслях, чувствах, пристрастиях. Герой сам будет рассказывать о себе («герой-рассказчик»), а вы будете подмечать все тонкости его характера и попробуйте «нарисовать» словесный портрет мальчика.
Б) Чтение (первичное восприятие текста)
В)Обсуждение вопроса.Учитель: Итак. Каким вы представляете героя-рассказчика? Попробуйте описать словами портрет мальчика. Вспомните и другие истории «Денискиных рассказов».
Г)Вывод, дополнение ответов учащихся.
Учитель: Да, Дениска- городской мальчик, наивный, любопытный и уже много по-детски знающий. Пытливость его не знает границ:-«А что будет, если выпустить шарик в небо?», «Как запустить ракету в космос?», «Как выглядит настоящий морской капитан?». И еще многое другое интересует Дениску. В его судьбе активно участвуют родители, друзья, учителя. Денис- обычный мальчишка, способный на шалости. Он часто делает в жизни ошибки, но учится их исправлять. Денис представляется нам, читателям, счастливым, одаренным, понимающим ребенком. Он простодушен, полон доброго отношения к людям, он готов поделиться с окружающими своими открытиями. Но частенько страдает от того, что не совсем опытен. Мальчик чувствителен к радостям и горю. Он обладает прекрасной душой романтика и поэта. Денис искренне заинтересован в понимании его поступков другими людьми, что очень-очень важно. Он умеет видеть чудесное в обыденном и привычном. Он отличается бескорыстием. И именно рассказ «Что я люблю.» так важен нам для понимания сути его образа. Именно в этом рассказе содержится огромный перечень любимого Дениской. А главное- характер отбора, сопоставительный ряд заставляют читателя восхититься: «… ты ведь еще маленький, а … любишь как много! Целый мир!»
Д) Обсуждение прочитанного.
Учитель: Два небольших размышления о детстве и пристрастиях героя-это одно произведение писателя. Какой прием выбирает автор, чтобы представить своего героя?
-Вернемся к описанию героя. Перечитайте строчки произведения, которые подсказали вам основные черты характера Дениски.(Выборочное чтение)
-Какую особенность вам
5.Итоги.
Учитель: В этих рассказах нет событий, зато здесь раскрывается целая жизненная «концепция» ребенка, жадно впитывающего в себя то новое, с которым ему приходиться встречаться во взрослом мире. Все произведения о Дениске- история постижения ребенком мира в его положительных и отрицательных сторонах, это серия выборов- преодолений себя в больших и малых проблемах жизни, своеобразный дневник мальчика, погруженного в переживания своего детства. Эти переживания близки чувствам и мыслям современных школьников.
6. Домашнее задание.
Учитель: Напишите дома две миниатюры на темы, заявленные автором в заглавии рассказов.
Приложение 3.
Конспект урока: «Виктор Голявкин "Никакой я горчицы не ел»».
4 класс.
Цели и задачи:
1. Создать условия для раскрытия смысла художественного произведения;
2. Сформировать художественно - эстетического восприятия учащихся, развития речевых и мыслительных навыков;
3. Воспитать думающего ученика, стремящегося к развитию ученика.
Оборудование: портрет писателя, книга-учебник, рисунки В. Голвкина.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Учитель: Я улыбнусь вам,
Вы улыбнетесь мне,
Улыбнетесь друг другу
И мы начнем урок.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Сейчас внимательно прослушайте стихотворение. (Его рассказывает подготовленный ученик)
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
(Стихотворение Юлиана Тувима "ВСЁ
ДЛЯ ВСЕХ". А перевела это
стихотворение с польского