Языковая личность ребёнка в художественной прозе для детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 09:02, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – описать (реконструировать) языковую личность ребенка в детской литературе (на материале рассказов В. Ю. Драгунского и Н.Н. Носова).
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
1) рассмотреть понятие «языковой личности»;
2) описать структуру языковой личности;
3) охарактеризовать понятие «детской языковой личности»;
4) описать уровни детской языковой личности (вербально-семантический, мотивационный);

Содержание работы

Введение…………………………………………………..………………………3
Глава 1. Аспекты изучения языковой личности в современной
лингвистике………………………………………………………...………...…..5
1.1. Понятие «языковой личности»………………………..…………………......5
1.2. Структура языковой личности………………………………..……………..8
1.3. Типы языковой личности….……………………………...………………...12
1.4. Понятие «детской языковой личности»……...………………………...….17
Глава 2. Языковая личность ребёнка в художественной прозе для детей ….23
2.1. Особенности вербально - семантического уровня детской языковой личности (на примере героев В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова)…………....23
2.2. Речевые способности языковой личности героев В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова.…………………………………………………….………………..31
2.3. Отражение коммуникативной компетенции на прагматическом уровне языковой личности ребёнка…………………………………………………......34
Глава 3. Особенности коммуникативной компетенции языковой личности младшего школьника…………………………....................................................44
Заключение…………………………………………....……………………….. 60
Список использованной литературы………………………………………..63

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 130.58 Кб (Скачать файл)

Здесь включаются и невербальные средства общения, например, рукопожатие. Рукопожатие считается одним  из наиболее нейтральных такесических средств общения.  В деловом мире оно используется не только как приветствие, но и как символ заключённого соглашения, знак доверия и уважения к партнёру. Характеристиками рукопожатия могут быть его длительность и интенсивность. Короткое и вялое свидетельствует о безразличии партнера. Длительное рукопожатие, сопровождающееся улыбкой и приветливым взглядом, демонстрирует дружелюбное отношение к вам. Скорее всего,  дети этот жест переняли от взрослых, стремясь казаться старше, солиднее и важнее всего общества. Также в детской среде наличествует второй указанный вид рукопожатия.

При ответе на второй вопрос школьники использовали и личную адресацию обращения «Привет Ваня».  Конечно, здесь также можно сказать о грамматических и синтаксических ошибках опрошенных (например, отсутствие запятой при обращении).

 

         Третий вопрос: «Как вы называете своих друзей?», вызвал довольно однозначные ответы. Своих друзей школьники называют в основном по имени «Ксюня», « Саша», «Оля», часто дети используют прозвища, т.е. название, данное человеку в шутку, в насмешку, обычно содержащее в себе указание на какую-либо заметную черту его характера, внешности, деятельности. Оно дается с целью выделить человека из толпы, обратить на него внимание, подчеркнуть его индивидуальность.

Хочется отметить, что все  опрошенные осознавали, что это имена  собственные и записывали их с  большой буквы, правда с  некоторыми  графическими ошибками  - «Насьтья».

Это связано  с тем,  пишет С.Н. Цейтлин, что ребенок избирает не те способы обозначения мягкости, которые диктуются правилами графики. Малыши пишут, например, ТЬОТЬА — мягкость обозначена, слово читается правильно, но мягкость согласного перед гласным принято обозначать с помощью так называемых йотированных букв, а не с помощью мягкого знака [Цейтлин 2000, с. 87].

Один из респондентов игнорирует имена собственные при  обращении к товарищам, заменяя  их обобщенными наименованиями: «пацан», «пацаны».

При обращении  к учителю практически все  школьники используют официальное  обращение по имени и отечеству: «Мария Иванавна», «Людмила Анатолена», «Светлана Лукинична».

Здесь также не единичны ошибки в написании.  Причем стоит отметить, что детские графические  ошибки разнообразны, но есть некоторые закономерности отступлений от предписанных графикой правил.

Если графические  ошибки можно встретить на самых  ранних этапах усвоения письма, то от ошибок орфографических не застрахованы даже взрослые люди. Графика и орфография соотносятся как система и норма: орфография представляет собой систему ограничений, налагаемых на действие правил графики.

 

          Четвёртый вопрос: «Как вы называете вашу учительницу?» Ошибки маленьких детей необыкновенно ярко свидетельствуют о расхождениях между графикой и орфографией. Наблюдения показывают, что на ранних этапах освоения письма дети склонны выбирать тот из вариантов, предоставляемых графикой, который ближе к реальному звучанию слова. Иными словами, они пишут, как слышат, нарушая морфологический принцип написания.

Например, «Мария Иванавна», «Светлана Лукинична», «Светлана Лукинешна». Один из респондентов при обращении к учителю называет и его фамилию «Домина Светлана Лукинешна».  Некоторые из опрашиваемых употребляли обидные прозвища и устоявшиеся фразеологические обороты «ходячая энциклопедия», «дарагая клубника». Что касается последнего оборота, то он явно заимствован из телевизионных взрослых фильмов и говорит также о стремлении казаться взрослым и «крутым».

 

            Переходя к пятому вопросу: «Как вы называете своих родителей?", укажем, что роль родителей в жизни ребенка трудно переоценить. Сам по себе ребенок не может родиться, вырасти, а тем более сформироваться как личность. Присутствие родителей или людей, которые взяли на себя опекунство, необходимо во всех этих процессах. От того, чем наполнено мировоззрение родителей и они готовы вложить в рост и воспитание своих чад, напрямую зависит, какими людьми станут их дети.

Мама в жизни каждого  ребенка – это целый мир, который  формирует его личность. Через  маму он получает первое восприятие жизни, которое с момента рождения формирует его характер, мышление, стереотипы. Детство – это тот период человека, когда в нем закладываются основные понятия жизни и даже ее события. Поэтому мама принимает самое активное участие в формировании судьбы своего ребенка. От воспитания малыша во многом зависит и то, каким он станет в будущем – хорошим и плохим.

Наверное, именно поэтому  все опрашиваемые школьники на первое место поставили обращение  к  маме. Ответы здесь сходны, так 10 человек  из тринадцати обращаются не иначе  как «мамуля», «мамочка»,  1  - «мамулечка», 1 – «мама», 1 – «мамуша».  Далее идут именования отца  - «папуля», «папочка», «папик», «батя», «папачка», а затем бабушки – «бабуля», «баулил» и дедушки «дедуля».

Кстати, на основании данного  вопроса мы можем узнать  и  климат в семье респондентов.

 Родители и дети, отмечают  исследователи,  составляют одно  целое, в котором родители являются  основой, базой для психического  развития малышей. Часто они не осознают меру ответственности за будущее развитие личности ребенка, его жизненных установок, предпочтений, привычек, стиля поведения. Они редко задумываются над тем, как их ссоры скажутся на психике малыша, который полностью зависит от родителей, атмосферы в семье и отношения к нему [Мамаева 2007: 89].

Маленькие дети, да и подростки  тоже, не могут понять сложности  и противоречивости отношений между  людьми. В их сознании любимый человек - всегда хороший. Малыш любит обоих родителей и воспринимает их конфликты и взаимные обвинения как крушение мира. Маленькие дети не могут объяснить причины конфликта и в душе принимают вину на себя. Мучаются, не умея выразить свое состояние, не умея поделиться своими переживаниями. Они не понимают, почему взрослые ругаются, злятся. От этого и сравнения с такими величайшими диктаторами эпох, как Сталин и Гитлер.

Также можно проследить по ответам детей и неполные семьи, т.е. школьник называет только обращение  к маме, игнорируя отца   - «мама».

Кроме того, важность родителей  в жизни ребенка подчеркивает тот факт, что половина респондентов написали   ответы с большой  буквы, тем самым подчеркивая  значимость семьи   и близких  им людей. Также здесь очень частотны уменьшительно-ласкательные суффиксы: «мамулечка», «папуля», «бабуля». Добавлю, что образования с суффиксами субъективной оценки характерны для разговорной, экспрессивно окрашенной речи. Уменьшительно-ласкательные формы часто используются для передачи близких отношений, особенно при общении с маленькими детьми.

 

           Перейдем к рассмотрению  шестого  вопроса: « Если вам что-то нужно попросить у друга, как вы сформулируете свою  просьбу?

 

Здесь можно выделить несколько  повторяющихся ответов только со сменой имени: «Данил дай пожалуйся ручку», «дай пожалуйста», «Дайте пожалуйста»,  также у 9 из респондентов наблюдается стандартная этикетная формула при просьбе «пожалуйста», представленная с различными грамматическими ошибками: пропуском согласной буквы в корне: «пожалуйса», пропуском йотированного согласного: «пожалуста».

Безусловно, появление этикетных  формул вежливости у ребенка младшего школьного возраста не случайно, ведь  основным путем усвоения  их оказывается  специальная выучка в ходе дидактических  коммуникативных усилий взрослых.  Освоение формул речевого этикета проходит в процессе многократных повторений вслед за взрослым участником коммуникации, т.е можно сделать вывод, что дети неоднократно слышавшие это от учителя и взрослых просто повторяют усвоенные формы [Вальд: http://festival.1september.ru/articles/600146/].

Однако встречаются и  откровенно грубоватые ответы, дозволенные  только в обращениях с близким  другом: «Гани деньги», «Ваньчикгани все что есть».

Отдельно стоит сказать  и об обращении к адресату, т.к. дети используют его достаточно редко, сразу переходя к просьбе. Оно  фигурирует только в пяти  ответах, причем в трех из них используются только прозвища: «Ксюня», «Ваньчик», «Ксюха».

 

          Опишем результаты ответов на  седьмой вопрос: «Если вам что-то нужно попросить у взрослого (например, учителя), как вы сформулируете свою  просьбу?» От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт,  пишет  Н.Н. Вальд, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.

Теперь его положение в обществе – положение человека, который  занят важной и оцениваемой обществом  работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других [Вальд: http://festival.1september.ru/articles/600146/]. .

Ребенок осваивает новые правила  поведения, которые являются общественно  направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю.  Именно учитель становится у школьника младших классов образцом для подражания, человеком, которого он сильно уважает и ценит.  Собственно этим и объясняется наличие в 11 ответах обращения и этикетной формулы просьбы: «Светлана Лукинешна дайте пожалуйся ручку», «Ольга Олександровнадайте пожалуйста книжку», «Можно пожалуйста взять книжку», «Извените пожалуйста можно взять книгу», «А у вас есть книга дайте пожалуйста».

Однако можно проследить элементы невнимательности и рассеянности детей, свойственной для их возраста, например, написание с ошибкой имени отечества учителя, которое они не раз видели на доске и в своем дневнике: «Ольга Олександровна», «Светлана Лукинешна».

Прокомментируем оставшиеся ответы. Один из опрашиваемых, прежде чем спросить нужную вещь, посчитал необходимым  поздороваться с учителем: «Здравствуйте помогите пожалуйста». Еще один респондент ответил: «Дай. Дай. Дай», тем самым подчеркнув свою невежливость и желание выделиться из общей толпы, путем даже мелкой хулиганской выходки.

Восьмой вопрос: « Как вы прощаетесь с друзьями?», породил самые разнообразные ответы, связанные с двумя тенденциями. Во-первых, со стремлением ребенка конструировать новые слова, во-вторых, с влиянием школьного сленга. Рассмотрим первую тенденцию.

Ребенок, указывает С.Н. Цейтлин, не создает новой языковой единицы — нового слова с новым значением, а лишь перестраивает звучание существующего слова, модифицирует его звуковую оболочку, сохраняя имеющееся значение [Цейтлин 2000: 167]. Т.е. в словах, создаваемых ребенком легко выделить их первоначальное звучание: «пакадники» - пока, «поки» - пока.

Вопрос, почему дети пытаются трансформировать слова, ясен. Причины подобных модификаций — не только свойственная детям любознательность, а прежде всего стремление к систематизации языковых фактов, облегчающей их усвоение и запоминание. Без подобной систематизации усвоение языковых единиц превратилось бы в мучительный и чисто механический процесс. Слово, получившее формальную и семантическую соотнесенность с усвоенным раньше словом, оказывается уже отчасти знакомым и легче запоминается.

Также очевидно влияние школьного  сленга. В настоящее время, подчеркивают лингвисты, источниками пополнения школьного сленга, как и прежде, являются иностранные языки, заимствования  из языка музыкантов и спортсменов. А с 90-х годов XX века к этому  списку примкнул и особый, компьютерный язык [http://otkrytie.edu.yar.ru/discover/99/s3/1a.html]. Впрочем, как и раньше, основным источником сленга является обычный литературный язык, смысл слов которого переиначивается. Опрашиваемые школьники использовали не только отдельные слова школьного сленга: «чувак», «паки», но и целые предложения: «Москва река глупока пока, пока», являющееся своеобразным ритуалом прощания.

Вышеобозначенная тенденция к пополнению словарного запаса иностранными словами, отразилась и на обращениях, трансформации собственных имен: - «Леха» - Алексей, «Ксюха» - Ксения, о которой мы уже отчасти упоминали в начале нашего исследования.

Преобладающей же фразой при расставании  является все же слово «пока», встречающееся у 10 человек.

 

            По-другому обстоит ситуация в  девятом вопросе: «Как вы прощаетесь со взрослыми? Мы уже отмечали, что общение с учителем в этот период имеет исключительно большое значение для каждого ребёнка. От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником зависит очень многое: его отношение к школе, к учебной деятельности, особенности успеваемости, взаимоотношения с родителями и сверстниками, самооценка ребёнка и многое другое.

Процесс формирования нравственно  ценных взаимоотношений учителей и  учащихся с самого начала их совместной работы в первом классе во многом обусловлен степенью и полнотой осознания учителем всех сторон этих отношений, пониманием их значения в системе воспитательных возможностей урока и внеурочной деятельности. Преобладание в общении  между учителем и младшим школьником делового стиля может привести к  снижению заинтересованности ученика  в общении с учителем, к пассивному общению и не способствовать развитию внутренней стороны взаимоотношений [Вальд:  http://festival.1september.ru/articles/600146/].

Следует обратить внимание и на тот  момент, что поведение детей и  родителей зависит от стиля общения  учителя с ними, как учитель  начал формировать свои взаимоотношения  с учащимися, какой психологический  климат стал складываться в классе с первого урока.

Информация о работе Языковая личность ребёнка в художественной прозе для детей