Человек – главная тема и главная загадка философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А. А. Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними. . . Для философа-метафизика "человек" - великая загадка. . . - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами. . . ".

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 94.77 Кб (Скачать файл)

 

4. Закон Единства и борьбы противоположностей.

 

 




Сущность данного закона выражается через такие понятия, как тождество, различие, противоположности, противоречие.

Сущность данного закона выражается через такие понятия, как тождество, различие, противоположности, противоречие.

Тождество. Если общие признаки, свойства, черты у объектов имеют одинаковую степень (интенсивность) проявления, то объекты тождественны по данному признаку, свойству черте.

Например: Если мы имеем два проводника с током, через поперечное сечение каждого из них проходит за 1 сек. равное количество зарядов, то мы имеем тождественные потоки зарядов, или иначе, проводники с равными по силе токами.

Различие. Кроме общих свойств, черт, признаков, у объектов существуют свои специфические свойства, черты, признаки, не присущие другим объектам. В таком случае используется понятие различия.

Противоположности. В диалектике под противоположностями понимают такие черты, свойства, признаки, процессы в объектах, которые взаимно исключают друг друга и в то же время взаимно предполагают друг друга, не могут существовать друг без друга.

Примеры: В природе: притяжение – отталкивание, ассоциация (соединение) – диссоциация (разъединение) молекул. В живой природе: ассимиляция (усвоение элементов пищи) – диссимиляция (процесс распада элементов) в живом организме; изменчивость и наследственность. В общественной жизни: производство – потребление, рабы – рабовладельцы, добро – зло. В процессах мышления: анализ (мысленное расчленение объекта на составные части, элементы) – синтез (мысленное соединение частей, элементов в единое органическое целое).

Противоречие. Когда противоположности начинают воздействовать друг на друга, говорят, что они приходят в противоречие.

Виды противоречий: основные (на основных свойствах, определяют развитие объекта), не основные (на не основных свойствах, влияют на развитие объекта); внутренние (внутри объекта), внешние (между объектом и внешней средой); в обществе: антагонистические (враждебность сторон по коренным направлениям), не антагонистические (общность по коренным, не согласие по некоренным направлениям).

1. Сущность закона единства  и способы противоположностей.

Всем вещам, явлениям, процессам внутренне присущи противоположности, которые обусловливают их целостность. Борьба противоположностей приводит к самодвижению, саморазвитию. Саморазвитие осуществляется следующим образом. В возникшей вещи (1) существуют свои противоположности, среди них и основные (А, В), которые вначале незаметны (находятся в состоянии относительного тождества), но, взаимодействуя, и взаимоисключая друг друга, приходят в состояние противоречия и борьбы. Под воздействием друг друга противоположности изменяются; противоречие, нарастая, доходит до высшей стадии – конфликта (11), при этом происходит разрешение противоречия заменой старого качества новым (2), с новыми, вначале скрытыми, противоположностями (А1, В1), которые, затем приходят в состояние противоречия и борьбы. Противоречие, нарастая, достигает высшей фазы – конфликта (21) и разрешается заменой старого качества новым (3), с новыми, вначале скрытыми, противоположностями (А2, В2) и т.д.. Образуется непрерывная цепь развития с переходами от низших ступеней организации к более высоким.

2. Проявление закона в  различных сферах действительности.

а). Рассмотрим такую систему как ядро атома дейтерия (тяжелого водорода). Ядро атома дейтерия состоит из двух частиц, протона (p) и нейтрона (n), которые обладают такими противоположными признаками, как «обладать электрическим зарядом» (протон) и «не обладать электрическим зарядом» (нейтрон). Взаимосвязь этих противоположностей обусловливает целостность ядра атома дейтерия. Процесс взаимодействия противоположностей и характер действия закона единства и борьбы противоположностей виден из следующей схемы:

 
 


 

 

 Здесь протон p под воздействием нейтрона n испускает частицу П+ – мезон и превращается в нейтрон n, а нейтрон n, поглотив П+ – мезон, превращается в протон, который, в свою очередь, испустив П+ – мезон, превращается в нейтрон и т.д., образуется последовательная цепь переходов от одного состояния к другому.

б). Движение планеты вокруг Солнца. Планета, движущаяся вокруг Солнца по орбите, сохраняет целостность данной системы в силу существующих в единстве двух противоположных тенденций, направлений движения. С одной стороны, под действием силы притяжения, к центру Солнца, с другой стороны, по инерции, в направлении АЗ от Солнца (см. рис.). Противодействие двух этих противоположных тенденций приводит к движению по круговой или эллиптической орбите вокруг Солнца как центра. Результатом разрешения противоречия в каждый момент времени является новое направление вектора скорости, новый элемент искривленного пути, как новое качественное состояние. Противоречия здесь разрешаются в каждый момент времени не полностью, они появляются в новых фазах, снова нарастая, затем, снова, частично разрешаясь и т.д.

в). В живом организме – основу функционирования и развития составляют такие противоположные процессы как ассимиляция и диссимиляция, которые связаны с превращениями биополимеров. Из биополимеров построены все живые организмы. Белки и другие органические вещества протоплазмы в живых организмах постоянно распадаются и воссоздаются заново. Процесс диссимиляции осуществляется с распадом макромолекул биополимеров, при этом происходит выделение свободной энергии и как результат внутриклеточного распада макромолекул – вода и углекислый газ. При ассимиляции за счет химического состава пищи происходят окислительно-восстановительные процессы с образованием новых макромолекул, в которых механическая энергия превращена в химическую. Таким образом, два противоположных процесса обеспечивают в своем единстве нормальное функционирование организма. При этом замечено, что в растущем организме преобладает ассимиляция, а в стареющем – диссимиляция.

г). В обществе существует множество противоречий. Они проявляются во всех сферах общественной жизни: в материальной, экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Основным противоречием в саморазвитии общества в целом является противоречие между такими противоположными процессами, как производство и потребление. Процессы производства и потребления воздействуют друг на друга так, что от этого воздействия изменяется и характер производства, и характер потребления. Потребности являются стимулами к совершенствованию производства, более совершенное производство расширяет потребности, это, в свою очередь, ведет к дальнейшему совершенствованию производства, что подготавливает предпосылки к переходу общества в целом к новому качественному состоянию.

 

 Закон отрицания отрицания.

Сущность данного закона выражается через такие понятия как «отрицание», «отрицание отрицания».

1. Категория отрицания. В обыденном сознании понятие отрицания часто связывают со словом «нет». Отрицать значит сказать «нет». Соответственно этому строятся отрицательные суждения. В них указывается на отсутствие чего-либо. Если такое понимание переносится в философскую теорию развития, то складывается метафизическое понимание.

В диалектике понятие отрицания приобретает другой смысл. Оно выражает момент связи между новым и старым в развитии, с указанием на преемственность между ними.

В процессе развития вещи, явления утрачивают одни черты, свойства, формы, качества и приобретают другие, новые, ранее им не присущие. На место старого состояния приходит новое качественное состояние. В этом случае говорят, что старое отрицается новым. Так, например, ребенок в возрасте до 1 года еще почти не может ходить и не владеет речью. В процессе дальнейшего развития, примерно к 2-3 годам, это его состояние отрицается новым, при котором качественно сохраняется его биофизиологическая структура, но, при этом, отпадают такие признаки как неумение ходить и говорить и приобретаются новые особенности – способность ходить и овладевать элементами обыденной речи.

Отрицание – это такой момент связи в развитии, при котором новое, возникая на основе старого, преемственно сохраняет в своей структуре определенные черты, свойства, признаки старого.

 

 Виды отрицания. По характеру процессов, приводящих к отрицанию старого новым, можно выделить два вида отрицаний.

а). Первый вид отрицания – это отрицание, обусловленное внутренними процессами в развитии объектов, когда предпосылки к появлению нового заключены в самом объекте и новое появляется в силу внутренней необходимости. Такое отрицание называют самоотрицанием. Например, посаженное весной зерно кукурузы прорастает и из него вырастает стебель. Зерно отрицается стеблем. Такое отрицание является самоотрицанием, поскольку предпосылки его заключены в самой природе зерна.

б). Второй вид отрицания – это отрицание, обусловленное внешними по отношению к объекту процессами, в силу внешнего воздействия на объект. Такое отрицание можно произвести над зерном кукурузы, если его размолоть на муку. Это отрицание в силу внешней необходимости, оно не вытекает из внутренней сущности объекта и является для него случайным и может привести к прекращению процесса развития данного объекта, к его уничтожению, деградации.

Отрицание обладает всеобщностью; оно происходит во всех сферах действительности.

К. Маркс омечал: «Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Если, например, народ в своем развитии переходит от абсолютной монархии к монархии конституционной, то он отрицает свое прежнее политическое бытие. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». ( К.Маркс. Морализирующая критика и критизирующая мораль. – К. Маркс, Ф. Энгельс Соч., т.4. С. 296-297 ).

2. Отрицание отрицания. Процесс развития не исчерпывается одним актом отрицания. Появившееся в результате отрицания, новое содержит в себе предпосылки к появлению другого нового состояния, которое при определенных условиях появляется, отрицая новое прежнее состояние. То, что раньше отрицало, теперь само отрицается другим новым состоянием. Происходит отрицание отрицания.

Фактически, любое развитие осуществляется через ряд последовательных отрицаний отрицания. Так, рост и развитие индивидуального человека представляет собой последовательную цепь отрицаний его возрастных периодов жизни: детский, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой, старческий.

Особенности отрицания отрицания.

а). При отрицании отрицания каждая новая ступень, приобретая новые черты и признаки и сохраняя в себе все положительное, что было в предыдущей ступени, оказывается богаче по содержанию предыдущей. Поэтому в последовательной цепи отрицаний в каждой новой ступени все более концентрируется богатство развития в целом; каждая новая ступень оказывается более высокой по степени развития. В силу этого, развитие, в целом, представляет собой поступательное движение от более низких ступеней организаций к более высоким, от менее совершенных к более совершенным.

б). Отсюда вытекает, что процесс развития является необратимым. Развитие не может быть движением вспять, от высоких форм к низшим.

в). В последовательной цепи отрицания отрицаний могут наступать такие моменты, когда в новом качестве повторяются черты, свойства, отброшенные на более ранних этапах отрицания. Современная наука обнаружила периодичность, повторяемость определенных свойств, черт, признаков, структур в развитии явлений во всех сферах действительности.

Повторяемость приводит к такой особенности, как развитие по спирали, причем, расширяющейся спирали. Спираль эта состоит из циклов. Каждый цикл начинается с одной и той же черты, отрицавшейся ранее и вновь появившейся на новом качественном уровне.

В сущности, мы находимся в окружении множества взаимосвязанных циклических процессах: это ритмы нашей повседневной жизни, суточные изменения дня и ночи, смена сезонов года- лета, осени, зимы, весны; поддержание постоянного воспроизводства сельскохозяйственных культур пшеницы, картофеля, арбузов и др., связано с циклами изменений, которые они претерпевают; например, весной высаживаются семена кукурузы. Семена отрицаются стеблем, стебли, затем, отрицаются початками кукурузы, в которых, затем: созревает много семян. Появление семян это повторение отрицающегося ранее состояния семени. На этом заканчивается один цикл. Взятые из кукурузных початков зерна и посаженные вновь весной, составляют начало нового цикла, из зерен, затем, появляются стебли, затем, початки и т.д. Развитие здесь осуществляется циклами.

Сущность закона отрицания отрицания.

Исходя из выделенных особенностей отрицания отрицания, можно следующим образом выразить сущность закона отрицания отрицания:

В процессе развития, при последовательном отрицании отрицания, каждая новая ступень оказывается богаче по содержанию предыдущей, концентрируя в себе все то, что было приобретено, как положительное, во всех предыдущих ступенях. Поэтому процесс развития представляет собой поступательное движение от более низких ступеней организации к более высоким. И в силу повторяемости черт, структур, признаков, это движение является циклическим, оно происходит, как бы, по расширяющейся спирали.

Законы диалектики имеют методологическое значение. Знание законов позволяет с общефилософских позиций рассматривать процесс развития систем различной природы, поскольку они дают в общем виде ответ на такие важные вопросы, как почему происходит развитие, каким образом оно осуществляется и что получается в итоге, в результате. Исследователь, изучая ту или иную целостную систему определённой природы, с самого начала должен исходить из понимания того, что динамическое состояние системы обусловлено взаимодействием определённых противоположных процессов, сторон, признаков, среди которых имеются основные. Именно их следует определить, прежде всего, так как они в конечном счёте создают предпосылки к количественным и качественным изменениям в структуре системы. Необходимо при этом учитывать количественные изменения в противоположных процессах, а также появление новых признаков, элементов и их количественное нарастание. Во всех случаях важное значение имеет установление определённых границ меры количественных изменений, за пределами которых возможны переходы в иное качественное состояние как отдельных сторон, отдельных структурных образований, так и структуры в целом. Все состояния системы и её частей преходящи. Переход из одного состояния в другое представляет собой диалектическое отрицание; что-то при этом теряется и что-то приобретается новое, поэтому необходимо учитывать особенности отрицания отрицания, выражаемые данным законом.

Информация о работе Человек – главная тема и главная загадка философии