Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 18:13, контрольная работа
«Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому - влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать» (Аристотель, Метафизика, Книга I., глава I).
1. Диалектика и метафизика как философские направления и методы познания. Статика и динамика действительности…………………3
2. Философия Сократа и Платона. Школа Академия, ее история….. 7
3. Диалоги Платона (один на выбор)………………………………….20
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет зооинженерный зф зоотехния 1 курс
Кафедра философии
Контрольная работа вариант №6
Выполнила студенка______Ливенцова М.А
Проверил преподователь________
Балашиха 2013 г.
Содержание:
1. Диалектика и метафизика
как философские направления
и методы познания. Статика и
динамика действительности……………
2. Философия Сократа и Платона. Школа Академия, ее история….. 7
3. Диалоги Платона (один на выбор)………………………………….20
«Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была ее показателем…» (Кавелин К.Д. «Наш умственный строй», М., 1989г., стр. 283).
Философия - это учение о мире и о месте человека в этом мире, это способ познания мира.
«Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому - влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать» (Аристотель, Метафизика, Книга I., глава I).
Двумя основными методами
философского познания считаются диалектика
и метафизика. Термин «диалектика»
впервые употреблен Сократом для
обозначения плодотворного и
взаимозаинтересованного
Большой вклад в становление античной диалектики внесла элейская школа, выявившая глубинную диалектику сущего, не укладывающегося в логику понятий. Замечательные образцы античной диалектики встречаются в учении Платона, осмыслявшего диалектику движения и покоя, различия и тождества. Диалектические идеи Платона нашли свое дальнейшее развитие в учении Аристотеля и в неоплатонизме.
В средние века диалектика
становится одной из теологических
дисциплин, включавших в себя логику
и силлогистику. Особое место диалектика
приобретает в работах
Диалектика - это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии.
Термин «метафизика» (греч. meta ta physika - после физики) появился в I веке до нашей эры, введен в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля «о первых родах сущего». В итоге термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» и в этом значении был популярен до середины XIX века.
Данный термин имеет два основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающей сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные и изолированные друг от друга.
С XVII - XVIII веков, когда естествознание
стало противопоставляться
После создания Гегелем в
начале XIX века диалектического учения
метафизика приобрела значение «старой,
или додиалектической философии». В
философии марксизма за ней закрепилось
еще более узкое значение - «антидиалектический
метод познания». То есть, метафизика
создает статичную, неподвижную
картину мироздания, составные части
которого не зависят друг от друга
и могут рассматриваться
Как способы познания диалектика и метафизика зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики как способа научного познания приходится на XVII - XVIII века, а диалектики - на XIX - XX века. Метафизический метод лежал в основе бурного развития естествознания в XVII - XVIII веках, благодаря нему наука этого периода сделала колоссальный прорыв по сравнению с предыдущими эпохами. Данный метод ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупнейшим достижением метафизической методологии является открытие законов механического движения, то есть движения, понимаемого как изменение положения тел в пространстве без учета изменений их внутренних свойств.
С помощью диалектики были достигнуты основные успехи науки в XIX - XX веках, особенно в естествознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. На разных этапах развития человечества соответственно уровни диалектического мышления различны.
В диалектике существуют два основных принципа:
1. принцип развития;
2. принцип всеобщей связи.
Принцип всеобщей связи является
отражением организованности и упорядоченности
мира, в котором все связано
со всем. Под связью понимается зависимость
между явлениями, отражение
Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно было бы разрешить адекватно проблему развития, являющуюся вторым фундаментальным принципом диалектики.
Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Все в мире находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.
Но возникает вопрос о том, что является источником развития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника развития можно свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает источником развития внешнее воздействие, тогда как вторая - борьбу противоположностей сил и тенденций, то есть противоречие.
Противоречие является философской проблемой. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Уже древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал «инь» и «ян». Другие же считают, что существуют только противоречия в мышлении человека, то есть логические противоречия. Которые были отмечены уже в античной философии.
Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире.
По Канту категории - это
доопытные формы рассудка, которые
характеризуют структуру
Основными категориями современной диалектики являются:
- сущность и явление;
- содержание и форма;
- система, элемент, структура;
- целое и часть;
- единичное, особенное и всеобщее;
- причина и следствие;
- возможность и
- необходимость и случайность;
- свобода и необходимость;
- прерывность и непрерывность;
- количество и качество и др.
Сущность и явление - важнейшие
диалектические категории, в которых
отражаются основные свойства всех существующих
в мире объектов. Сущность и явление
всегда взаимосвязаны. Сущность - это
внутреннее, не доступное чувствам
содержание предмета, его смысл. Явление
- это обнаружение отдельных
Содержание - это то, из чего состоит предмет или явление. Форма - это способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между формой и содержанием. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие и приобретает новую.
Система - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент - это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один элемент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи, характеризуют структуру системы. Структура - это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура - ее форму.
Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее.
Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное. Единичное - это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляю содержание особенного. Свойства присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщими.
С позиции диалектики изолированных
явлений не существует. Причина - это
явление, обусловливающее, порождающее
другое явление. Следствие - явление, порожденное
другим явлением. В диалектике есть
положение о существовании
Необходимость и случайность - это категории, отражающие тип существующей связи и случайность между явлениями. То, что обязательно должно произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, чего могло бы и не случиться, вызвано случайной связью между явлениями.
Проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.
Несмотря на то, что эти
легендарные мыслители были характерным
продуктом одной и той же эпохи
и общественного строя, жили в
том же месте в одно и то же
время, их жизнь и учения во многом
разительно отличаются. Сократ (469г. - 399г.
до н.э.) и Платон (427г. - 347г. до н.э.) встретились
в 408г. до н. э. и не расставались до самой
смерти Сократа. В 20 лет Платон, подающий
множественные надежды
Информация о работе Диалектика и метафизика как философские направления и методы познания