Диалектика и метафизика как философские направления и методы познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

«Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому - влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать» (Аристотель, Метафизика, Книга I., глава I).

Содержание работы

1. Диалектика и метафизика как философские направления и методы познания. Статика и динамика действительности…………………3
2. Философия Сократа и Платона. Школа Академия, ее история….. 7
3. Диалоги Платона (один на выбор)………………………………….20

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 58.64 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО   СЕЛЬСКОГО   ХОЗЯЙСТВА   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет  зооинженерный  зф зоотехния 1 курс

 

Кафедра философии

 

Контрольная работа вариант  №6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студенка______Ливенцова М.А

Проверил преподователь________________

 

 

 

 

 

Балашиха 2013 г.

Содержание:

1. Диалектика и метафизика  как философские направления  и методы познания. Статика и  динамика действительности…………………3

2. Философия Сократа и  Платона. Школа Академия, ее история….. 7

3. Диалоги Платона (один на выбор)………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Диалектика и метафизика как философские направления и методы познания. Статика и динамика действительности.

 

«Философия всегда и везде  сопровождала умственную жизнь и  была ее показателем…» (Кавелин К.Д. «Наш умственный строй», М., 1989г., стр. 283).

Философия - это учение о  мире и о месте человека в этом мире, это способ познания мира.

«Все люди от природы стремятся  к знанию. Доказательство тому - влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и  тогда, когда мы не собираемся что-либо делать» (Аристотель, Метафизика, Книга I., глава I).

Двумя основными методами философского познания считаются диалектика и метафизика. Термин «диалектика» впервые употреблен Сократом для  обозначения плодотворного и  взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоположных  мнений (от греч. dialektike - искусство вести  спор, ученую беседу). Аристотель считал диалектикой науку о вероятных  мнениях. Создателем первой формы философской  диалектики можно считать Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую форму. Он считал, что борьба противоположных сил  направлена на установление космической  гармонии, то есть на установление гармонии целого. Видение данной перспективы  развития мира позволило древнегреческому мыслителю поновому оценить многие мировые явления. Например, война, которой обычно люди боятся, видя в ней силу, несущую смерть, средство, способное разрушить общество, у Гераклита выполняет прародительские, созидательные функции. Отстаивание философом положительного значения войны происходит вследствие того, что он видел в ней не только силу, способную разрушить социум (частное), но и средство, которое, разрушая частное, созидает гармонию целого.

Большой вклад в становление  античной диалектики внесла элейская школа, выявившая глубинную диалектику сущего, не укладывающегося в логику понятий. Замечательные образцы  античной диалектики встречаются в  учении Платона, осмыслявшего диалектику движения и покоя, различия и тождества. Диалектические идеи Платона нашли  свое дальнейшее развитие в учении Аристотеля и в неоплатонизме.

В средние века диалектика становится одной из теологических  дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. Особое место диалектика приобретает в работах представителей немецкой трансцендентально-критической  философии, так как именно здесь  впервые в истории философии  была разработана целостная диалектическая концепция развития. Самой развитой формой этой диалектики явилась диалектика Гегеля. С начала XIX века, после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе. В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Диалектика - это способ познания, рассматривающий все предметы и  явления во всеобщей связи и в  развитии.

Термин «метафизика» (греч. meta ta physika - после физики) появился в I веке до нашей эры, введен в оборот александрийским библиотекарем  Андроником Родосским, предложившим его  в качестве названия трактата Аристотеля «о первых родах сущего». В итоге  термин «метафизика» стал синонимом  слова «философия» и в этом значении был популярен до середины XIX века.

Данный термин имеет два  основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающей сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод  познания, рассматривающий предметы и явления как статичные и  изолированные друг от друга.

С XVII - XVIII веков, когда естествознание стало противопоставляться философии, за словом «метафизика» постепенно стало  закрепляться значение «умозрительное, отвлеченное от конкретности, внеопытное знание».

После создания Гегелем в  начале XIX века диалектического учения метафизика приобрела значение «старой, или додиалектической философии». В  философии марксизма за ней закрепилось  еще более узкое значение - «антидиалектический  метод познания». То есть, метафизика создает статичную, неподвижную  картину мироздания, составные части  которого не зависят друг от друга  и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все  составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны.

Как способы познания диалектика и метафизика зародились еще в  античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики как способа  научного познания приходится на XVII - XVIII века, а диалектики - на XIX - XX века. Метафизический метод лежал в основе бурного  развития естествознания в XVII - XVIII веках, благодаря нему наука этого периода  сделала колоссальный прорыв по сравнению  с предыдущими эпохами. Данный метод  ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупнейшим достижением метафизической методологии  является открытие законов механического  движения, то есть движения, понимаемого  как изменение положения тел  в пространстве без учета изменений  их внутренних свойств.

С помощью диалектики были достигнуты основные успехи науки в XIX - XX веках, особенно в естествознании. Содержание диалектики раскрывается в  ее основных категориях, принципах  и законах. Можно сказать, что  человеческое мышление диалектично  по своей природе. На разных этапах развития человечества соответственно уровни диалектического мышления различны.

В диалектике существуют два  основных принципа:

1. принцип развития;

2. принцип всеобщей связи.

Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности  мира, в котором все связано  со всем. Под связью понимается зависимость  между явлениями, отражение взаимообусловленности  их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира.

Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных  объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов  действительности. Без выяснения  форм и содержания различных видов  связи и взаимодействия в природе  и обществе невозможно было бы разрешить  адекватно проблему развития, являющуюся вторым фундаментальным принципом  диалектики.

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Все в  мире находится в процессе становления  и изменения. Принцип движения материи  в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как  необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.

Но возникает вопрос о  том, что является источником развития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника развития можно  свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает  источником развития внешнее воздействие, тогда как вторая - борьбу противоположностей сил и тенденций, то есть противоречие.

Противоречие является философской  проблемой. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны  как природе, обществу, так и нашему мышлению. Уже древнекитайские мыслители  понимали мир как борьбу двух первоначал «инь» и «ян». Другие же считают, что существуют только противоречия в мышлении человека, то есть логические противоречия. Которые были отмечены уже в античной философии.

Наиболее существенные и  закономерные связи и отношения  реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире.

По Канту категории - это  доопытные формы рассудка, которые  характеризуют структуру мышления субъекта познания. Большинство важнейших  диалектических категорий получили свое обоснование в философской  системе Гегеля в идеалистической  интерпретации. В теории диалектического  материализма категории рассматриваются  как результат обобщения социального  опята познания. Понимание роли и  значения категорий различается  в философских теориях. В ряде направлений современной философии, например, в позитивизме или экзистенционализме, проблеме категорий не уделяется  внимание. Например, позитивизм и неопозитивизм  обращаются к анализу не категорий, а терминов языка. В экзистенционализме появляется принципиально новая  трактовка категорий, связанная  с проблематикой человеческого  существования и сущности человека.

Основными категориями современной  диалектики являются:

- сущность и явление;

- содержание и форма;

- система, элемент, структура;

- целое и часть;

- единичное, особенное  и всеобщее;

- причина и следствие;

- возможность и действительность;

- необходимость и случайность;

- свобода и необходимость;

- прерывность и непрерывность;

- количество и качество  и др.

Сущность и явление - важнейшие  диалектические категории, в которых  отражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление  всегда взаимосвязаны. Сущность - это  внутреннее, не доступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление - это обнаружение отдельных свойств  сущности, доступное чувствам. Или  если сказать иначе, явление - это  внешние свойства предмета, которые  человек познает опытным путем  через органы чувств - зрение, слух и  так далее. Сущность же предмета человек  может понять только с помощью  разума.

Содержание - это то, из чего состоит предмет или явление. Форма - это способ внешнего выражения  содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно  происходит борьба между формой и  содержанием. На определенном этапе  содержание сбрасывает старую форму, которая  тормозила его развитие и приобретает  новую.

Система - это упорядоченная  совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент - это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один элемент  системы отсутствует, это будет  уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи, характеризуют  структуру системы. Структура - это  совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура - ее форму.

Категориями, отображающими  не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее.

Вначале объект предстает  перед познающим его субъектом  как нечто единичное. Единичное - это отдельное, ограниченное во времени  и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в  ряде объектов некоторые повторяющиеся  свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляю  содержание особенного. Свойства присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщими.

С позиции диалектики изолированных  явлений не существует. Причина - это  явление, обусловливающее, порождающее  другое явление. Следствие - явление, порожденное  другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности  как такой связи явлений, где  одно явление производит другое.

Необходимость и случайность - это категории, отражающие тип существующей связи и случайность между  явлениями. То, что обязательно должно произойти, вызвано необходимой  связью явлений. То, чего могло бы и  не случиться, вызвано случайной  связью между явлениями.

Проблема категорий является одной из центральных философских  проблем, поскольку теснейшим образом  связана с темой сознания. Категории  являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.

 

    1. Философия Сократа и Платона. Школа Академия, ее история.

 

Несмотря на то, что эти  легендарные мыслители были характерным  продуктом одной и той же эпохи  и общественного строя, жили в  том же месте в одно и то же время, их жизнь и учения во многом разительно отличаются. Сократ (469г. - 399г. до н.э.) и Платон (427г. - 347г. до н.э.) встретились  в 408г. до н. э. и не расставались до самой  смерти Сократа. В 20 лет Платон, подающий множественные надежды амбициозный  юноша, готовился участвовать в  поэтическом соревновании как автор  трагедии и случайно перед театром  услышал дискуссию, в которой  участвовал Сократ. Она настолько  его увлекла, что он сжег свои стихи  и решил посвятить себя исключительно  философии. Этот случай был не столько  удивителен, сколько закономерен - речи Сократа были способны моментально околдовать человека. Даже услышав их в неумелом изложении, современники чувствовали неожиданное волнение и трепет, а однажды приняв участие в дискуссии, многие «оседали у его ног» навсегда. Сократа кроме многочисленных учеников всегда сопровождали толпы зевак, невежество которых не позволяло понять всей глубины его мыслей, но сама речь завораживала. Настолько ее содержание контрастировало с формой, не говоря уж о внешности Сократа. Он избегал традиционных ораторских приемов, закруглений периодов и прочего украшательства, его резкая и отрывистая речь была ближе к простонародной. Его фигура и манеры смотрелись не иначе как вызов традиционным идеалам античной цивилизации с ее блеском и лоском и поклонением формальной красоте. «Низкого роста и лысый, с раздутым животом, толстой и короткой шеей, выпученными глазами, толстыми губами и вздернутыми ноздрями, Сократ казался живым сатиром, сорвавшимся с пьедестала и внезапно появившимся среди богов».

Информация о работе Диалектика и метафизика как философские направления и методы познания