Философия, её роль в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:27, лабораторная работа

Описание работы

Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира челов

Файлы: 1 файл

filosofiya_shpory-1586.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

2 Философский  материализм

Исходит из признания  очевидного. Люди для своей жизни вынуждены развивать материальное производство, трудиться. Материальное производство- основа и источник всей общественной жизни. Не общественное сознание определяет общественное бытие, а наоборот. Это система отношений м/д людьми социальными группами.

Духовная жизнь общества важна, но не она основная причина его развития. Главное - уровень развития производ-ых сил. Личности важны в историческом процессе, но главная роль принадлежит массам.

В рамках отечественной  философии в советский период господствовал формационный подход к исследованию общ-ва. В нём главное понятие “общественно-экономическая формация” – это общ-во в единстве всех его сторон, существующее на основе конкретно- исторического способа произв-ва.                        

Последние годы в отечественной  социальной философии, всё более активно утверждается цивилизационный подход понимания истории общества.

Цивилизация – это  некое материаьное образование, сложившееся на базе отдельного народа или региона.

Типы:

1 собирательная

2 аграрная

3 промышленная

4 постиндустриальная, сложившаяся на базе НТР

45.Теории общественного развития.

Теории общ-го развития в истории философии рассматривается множество теорий общ-го развития:

  1. Локальных цивилизаций
  2. Единого индивид-го общества
  3. Постиндустриального общества
  4. “Стадий экономического роста”
  5. Общественно-экономических формаций

1. Локальных цивилизаций. Её автор Арнольд Тайэнби. В своей работе  и сложил суть данной теории:

1)Всемирная история,  по его мнению – это совокупность  историй отдельных и относительно замкнутых цивилизаций.

2)каждая цивилизация проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет и уступает место др. цивилизации.

3)Движущей силой явл-ся  “творческое меньшинство” –  это носитель жизненного порыва. Оно увлекает за собой инертное большинство. Прогресс человечества в духовном совершенствовании в религиозной революции.

2.Единого индивид-го  общества или конвергенций, т.е. сближение.

Авторы Гелбрейт, Арон. Суть теории:                                                                                                                                                                                                      

Страны с эконом-ми и соц-ми различиями в результате НТР изменятся. Капиталистич-ые страны под воздействием НТР превратятся в индустриальные и социалистич-ие страны. Затем произойдёт их сближение.

3.Постиндустриального  общества

Автор Даниель Белл. Он считал, что произойдёт трансформация  современного общества под влиянием НТР, возникнет постиндустриальное общество, всеобщего благоденствия, в нём главн. отрасль - образование. На место экономич-х монополий придут научно-исследоват-е организ-ции. Важным показателем станет население с высоким уровнем образования.

4.“Стадий экономического  роста” Автор Уильям Ростоу. Он в 1960 г. выдвинул теорию в противовес  о общественно-экономич. формации

Стадии:

1) Традиционное общество (с/х труд)

2) Переходное общество  или ранний капитализм

3) Период сдвига

4) Эра высокого уровня (“массового потребления”) 

5. Общественно-экономических  формаций

классики марксизма

“+” Она позволяет: изучать общество в его конкретности динамики, показывает общество как целый социальный организм, позволяет рассматривать развитие общ-ва как естественный исторический процесс, который протекает под влиянием производит-ых сил общества.

 Структура формации

Философия

Философия

Общества

религиозные

Семинары,

церковь

эстетич-ые

Театры, Галереи

нравств-ые

---------

правовые

суд,прокуратура

политич-ие

Гос-во, партии

идеи

учреждения


 

 

46. Диалектика  производительности сил производственных отношений

Учение о  соц. революции. Роль народных масс и  личности в истории.

С позиции философского материализма развитие общества происходит в связи с тем, что существует диалектическая связь м/д производительными силами общества и производственными отношениями. Она отражена в общесоциальном законе. Это закон обязательного соответствия производ-ых отношений уровню и характеру развития производственных сил общества. Суть его: в том, что определённые силы требуют строго определённых производственных отношений. Когда это соответствие есть, то производственные отношения дают простор развитию производ-ых сил общества. Однако произв-ые силы развиваются быстрее, динамичнее произв-ых отношений, они опережают произв-ые отношения в своём развитии, соответствие нарушается, возникает конфликт м/д произв. Силами и произв. Отношениями. Они становятся тормозом для развития произв-ых сил.

Социальная революция – это способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации. Это качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества.

Движущие силы революции  – это классы социальные слои, которые по своему объективному положению в обществе, которые заинтересованы в изменении существующего строя.

1 точка зрения: Марксистская.

Революция – это могучий  двигатель общ-го и политич-го прогресса.  “Локомотивы в истории”      

2 точка зрения: Буржуазная.

Форма соц-ой революции  неэффективна и бесплодна, т.к. связана  с колоссальными издержками.

3 точка зрения: Левые экстремисты.

Революция незакономерна  в истории. Авангард.

Важнейший вопрос в философии.

1 точка зрения: Представители философского идеализма считали, что главное действующее лицо истории:

  • великие личности (автор Карлель)
  • сверхчеловек (автор Нитсше)
  • творческая элита (автор Парето)

2 точка зрения: Философского материализма, т.к. материалистическое пр-во определяет все др. сферы деятельности, то его производит-ая сила общ-ва - трудящиеся массы - является активной силой изменения исторического процесса.

Представители не отрицают и роли личности в истории, но только той, которая способна видеть дальше других и понимать события глубже других. Однако даже самая выдающаяся личность не сможет изменить ход историч-х событий.

 

47. Социальная  структура в общ-ве. Классы, их  происхождение, сущность.

Социальная сфера общ-ва связана с существованием больших  групп людей, с их интересами, взаимоотношениями.

Социальная структура  – это совокупность относительно установленных и стабильных групп людей, определённый порядок их взаимосвязи и взаимодействия. Она включает в себя элементы:

1 Социально-классовые  общности (слои, классы)

  1. Социально-этнические общности (нации, народности)
  2. Социально-демографические общности (молодежь, женщины)
  3. Малые группы людей (семьи, коллективы)

Основной элемент в  соц. структуре общ-ти - классы – это большие группы людей различ-ся по их месту в исторически опр-ой системе общ-го производства; по их роли в общ-ой организации труда; по их способам получения и той доли общественного богатства, которой они располагают.  

Одни считают, что приххожд-ие классов происходит в связи с  тем, что люди в природе не равны. (Аристотель)

Др. считали, что социальный строй установлен обществом.

Марксисты: классы появились  в результате развития материального  произв-ва, совершенствования орудий труда привело к появлению прибавочного продукта, который  присваивался путём порабощения соплеменника за долги, или военным путём.

 

48. Политическая  организация общ-ва

Это, прежде всего механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть. В состав полит. орг-ции общ-ва входят гос-ва, политические партии и др. Главным элементом является государство – это результат исторического развития общ-ва. Оно возникло на определённой ступени общ-го развития для того, чтобы стать необходимой силой, которая усмиряла столкновения непримиримых сторон.

Признаки гос-ва:

  • наличие охраняемой территории
  • наличие чиновничьего аппарата
  • аппарата власти

Сущность гос-ва проявляется  в функциях внутр. или внешн.

Внутренняя функция находит своё воплощение во внутренней политике. Это неудержание власти меньшинства над большинством путём пропаганды.

Внешняя: характеризует отношение данного гос-ва с др. гос-вами (в политике дипломата)

Формы гос-ва

Формы правления: монархия, республика.

Политич. режим – это  методы осуществления гос. руководства. Эти методы выраж-ся так:

Деспотизм – осуществление правителем своей власти непосредственно по своему произволу.

Демократия – гос. власть, основанная на принципе подчинения меньшинства большинству.

 

 

 

 

 

 

49. Общественное  сознание и его структура

Общественное сознание – это сложная система существующих в обществе чувств и настроений людей, взглядов и идеалов, отражающих матер. Условия их жизни. Это духовная сторона историч. процесса. Это не сумма индивидуальных сознаний членов общества. Оно и индивидуальное различаются:

-  общественное сознание  обусловлено, в конечном счете, общ. бытие. Индивидуальное зависит от воспитания, жизненного пути человека, характера и т.д.

  • индивидуальное сознание рождается и умирает с человеком, а общественное возникло и существует по мере существ-ния человеч. общества
  • индивидуальное – у него своя биография не похожая на общественную

Общественное обладает определённой внутренней структурой. Она включает в себя уровни сознания и формы.

Уровни - это обыденное  сознание. Т.е. сознание, которое возникает в процессе обычной практики человека. Оно закр-ся в нравах, обычаях.

Теорет-ое сознание –  это стройная система идей и взглядов, где отражение общественной жизни осущ-ся средствами научного познания. Кроме того, частным аналогом является общ-ая психология обыденного уровня сознания (оценки, взгляды) Идеология- это частный аналог теорет-го познания.

В структуру общ-го познания включаются разные формы общ-го познания:

1 политическое  4 искусство

2 правовое          5 наука

3 мораль             6 религия 

Они тесно связаны  др. с другом и влияют др. на друга.

Отличие

  • по времени возникновения и существования
  • по предмету отражения
  • по роли в общ-ве, которую они играют.

 

50. НТР и будущее  человечества

НТР – это коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общ-го производства.

Она началась в 40х гг. XXв. В этот период произошло совпадение по положит. В области науки и технике (спутники Земли, ЭВМ).

НТР происходит в разных направлениях:

  • освоение космоса;
  • проникновение в микромир;
  • автоматизация и киберне-

тизация произв-ва;

  • открытие и использование качественно новых видов и источников энергии.

Последствия НТР

Положит.:

Изменяет место и  функции человека в материальном производстве;

Меняет характер общественного  труда, увеличивает вес интеллектуального  компонента;

Меняет соц. Структуру  общества;

Увелич. рост уровня образования

Отриц.:

Происходит рост городов, увелич-ся нагрузка на человека

Усиливается конфликт м/д  обществом и природой

Возникает кол-во лишних людей (рост безработицы)

НТР влияет на духовную культуру, эгоизм, вещь выше человека

Стрессы.

1 точка зрения - НТР  – это законченный этап человеческой истории, мировое явление, но формы её проявления различны.

2 точка зрения -  технофобия. Враждебность к науке и технике. Призывает к пределам роста и предупреждают об опасности порабощения человека посредствам науки и техники.

Информация о работе Философия, её роль в жизни человека