Философия, её роль в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:27, лабораторная работа

Описание работы

Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира челов

Файлы: 1 файл

filosofiya_shpory-1586.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Это понятие «материя» является предельно широким, т.к. охватывает все виды и формы материи.

28. Современная наука о строении материи.

Современной науке известно два вида материи: вещество и поле, переходящее друг в друга. Вещество дискретно (внутренне расчленено). Формы вещества разнообразны: жидкое, твёрдое, газообразное. Поле – сложное электромагнитное образование, состоящее из квантов, не имеющее покоя (электромагнитное, ядерное). Вещество и поле  взаимодействуют, взаимопроникают и дополняют друг друга. Их синтезом является плазма, как особое состояние материи – её больше всего во вселенной. Материя неисчерпаема вглубь и вширь. Материя неисчерпаема вглубь – это означает, что не существует никакой далее неделимой первоосновы. Материя неисчерпаема вширь – это значит, что существует бесконечное многообразие видов и форма материи (одни появляются, другие исчезают).

Современная физика изучает материю на трёх уровнях:

  1. Микромир – мир элементарных частиц;
  2. Макромир – понятие более широкое, чем микромир;
  3. Мегамир – самое широкое понятие материи.

 

29. Проблемы движения в философии. Основные формы движения, их взаимосвязь.

Движение  – способность изменяться и переходить из одного состояния в другое. Движение – это любое изменение материи. Сущность движения – это сосуществование двух взаимопротиворечивых сторон, их борьба и их слияние. Свойства движения:

  1. Всеобщность;
  2. Объективность;
  3. Несовершенность и неуникальность.

Противопоставлению  движению является покой, как состояние  временного равновесия, его устойчивость и неизменность вещей. Разница взаимодействия, движения и покоя состоит в том, что движение вечно, а покой временный. Движение – это атрибут материи, т.е. материя не может существовать без движения. Это доказывается тем, что в любом предмете существует внутреннее движение, которое определяет его свойства.

Формы вида движения представляют сбой способы её изменения. До XIX века, всё множество форм движения сводилось в основном к механическим процессам. А с середины XIX века, Энгельс в своей работе «Диалектика природы», дал простейшую классификацию форм движения материи с учётом конкретного носителя:

  1. Механическая (смена места);
  2. Физическая (теплота, электричество, свет);
  3. Химическая (образование озона);
  4. Биологическая (существование и развитие живых организмов);
  5. Социальная (совокупность явлений общественной жизни).

Эти формы  связаны между собой генетически (т.е. одна зависит от другой) и структурно (одна, более сложная, включает в  себя другую).

Пространство  и время. Форма существования  материи. Проблема единства мира в философии.

Материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Точки зрения:

  1. Материалисты. Время – форма бытия материи, выражающая последовательность и длительность материальных процессов. Пространство – это форма бытия материи, характеризующая её протяжённость.
  2. Объективный идеализм. Пространство и время – это формы проявления вечности, присущие Богу или абсолютному Духу.

 

30. Пространство и время –  формы существования материи.  Проблема единства мира в философии.

  1. Они вечны и бесконечны;
  2. Объективны – независимы от нашего сознания;
  3. Внутренне противоречивы (конечны и бесконечны, граничны и безграничны).

Отличия пространства и  времени.

  1. Быть в пространстве – значит существовать в форме расположения одного  возле другого. Быть во времени, следовательно, существовать в форме последовательности одного после другого.
  2. Пространство имеет три изменения (длина, ширина, высота), а время имеет одно направление.
  3. Пространство обладает свойством симметрии, а время не обладает этим свойством.

В философии существует две точки зрения о том, связаны ли пространство и время с материей:

  1. Субстанциональная (Ньютон). Пространство и время существует независимо от материи. Это «вместилище» для материальных процессов.
  2. Реляционная (Эйнштейн). Материя существует вместе со временем и пространством. Если тело движется со скоростью света, то масса тела увеличивается, минимальные размеры тела по направлению движения сокращаются, а ритм процессов в теле замедляется.

Единство  мира следует понимать, как основную связь, определяющую его целостность. Единство мира обнаруживается во взаимосвязи и взаимодополняемых предметов; единство мира обнаруживается в том, что все предметы и явления окружающего мира подчиняются единому закону.

Два мнения о вопросе  единства мира.

  1. Дюринг – мир един, т.к. мыслится единым.
  2. Материалистическое – единство мира в том, что всё окружающее нас – это различные виды и формы материи.

 

31. Проблема сознания в философии. Сознание – свойство высокоразвитой материи.

Понятие «сознание» - одно из самых древних в философии. С помощью понятия «сознания» раскрывается способность человека отражать окружающий мир и себя в нём. Понятие «сознание» - исходное значение проявлений всех форм и проявлений в духовности. Сознание является объектом изучения философии, психологии, педагогики и других наук. Сознание – это специфический, невидимый, неосязаемый, невесомый и сверхсложный объект научного исследования. В истории философии выделяют четыре основных точки зрения по вопросу сознания:

1.Философский материализм (линия Демокрита). Сознание – это сложный исследовательский процесс, отражения человеком внешнего мира,  который (процесс) включает в себя следующие элементы:

  1. Ощущения, восприятия, представления;
  2. Самосознание;
  3. Чувства, эмоции;
  4. Воля.

Представители философского материализма считают, что  сознание – это закономерное следствие эволюции живой природы; сознание вторично.

2.Философский идеализм (линия Платона). Сознание – это некая изначальная давность, присутствующая в мире; сознание – это субстанция (основа всех вещей и явлений); сознание – первично.

3.Гилозолизм. Вся материя, природа обладает сознанием, но в разной степени.

4.Вульгарный материализм. Во второй половине XIX века, группа естествоиспытателей (Гюхнер и др.) стали доказывать, что сознание и физиологические процессы, которые протекают в мозгу, тождественны. Сознание – это движение мозгового вещества, качество которого зависит от качества пищи. «Человек – есть, то, что ест».

Большой вклад  в изучение сознание внесли русские  учёные: Павлов, Ухтомский и др. Учёные установили, что мозг – это сложная структура, которая вмещает в себя 40-50 млрд. клеток, каждая из которых имеет контакты с 10.000 соседних клеток. Гениальность человека зависит от гибкости и скорости этих контактов. Нормальный мозг способен вместить информацию равную 500 Британским Энциклопедиям, каждая из которых составляет 33 тома. Вес мозга, для нормального функционирования, равен 1000 граммов, а если меньше, то имеет место явление дебилизма. Мозг человека используется лишь на 5-7%.

Учёные установили, какие  участки мозга отвечают за те или иные виды деятельности человека:

  1. Тыловая зона – аккумулирует чувства и создаёт связку;
  2. Лобная часть – рассуждение, умозаключения, выработка плана дальнейших действий.
  3. Верхняя височная – складирует информацию, которой мы регулярно пользуемся (память).

Сознание – это продукт общественного развития

32. Происхождение сознания. Творческая, активная роль сознания. Язык и мышление.

По вопросу  о происхождении сознания существует две точки зрения.

1. Витализм  – доказывает, что живое может  возникнуть толь от живого, поэтому вопрос о происхождении сознания не рассматривается. Г. Гольц доказывал, что живое занесено на нашу планету с космической пылью.

2. Философский  материализм – сознание возникает  благодаря тому, что материя обладает  таким универсальным всеобщим свойством, как отражение – воспроизведение в себе других предметов. Отражение в живой природе имеет активный характер, получает сведения о внешнем мире и изменяет сферу своего обитания. Формы отражения:

  1. Элементарная (механическая, физическая, химическая);
  2. Раздражимость – возникновение в месте с появлением жизни в простых формах.
  3. Чувствительность как способность ощущать внешний мир.
  4. Психическое отражение – возникает с появлением ЦНС.

Характеристика  сознания.

  1. Сознание – субъективный образ объективного мира.
  2. Сознание всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира.
  3. Ядром сознания является знания о внешнем мире (научное и ненаучное).

Формула сознания: сознание = знание о мире + самосознание + отношение человека к внешнему миру.

Функции сознания:

  1. Познавательная;
  2. Целеполагающая;
  3. Регулятивная;
  4. Сознание – способ трансляции социального опыта в ходе совместной деятельности.

Творческая  активность сознания выражается в непассивном  восприятии мира. Активная роль сознания выражается в способности создания человеком второй природы.

Язык и  мышление. Язык и мышление  человека имеют общее: они социальны по форме содержания.

Отличия:

  1. Мышлением имеет функцию познания мира.
  2. Мышление динамичнее сознания, язык консервативнее.
  3. Мышление – общечеловеческое средство, а язык национален.

 

33. Проблема познаваемости мира философии. Познание как процесс отражения внешнего мира в сознании человека.

Одной из важнейших проблем  философии является проблема познаваемости  мира. Познание – процесс отражения внешнего мира в сознании человека. Это приобретение человеком новых знаний в действительности. Познания протекают при участие 2-х сторон: объекта познания и субъекта познания.

Объект познания – все то, на что направлена познавательная деятельность человека, то есть потенциально весь мир, все его явления.

Субъект познания – сам познающий человек.

Существует 2-е основных точки зрения по вопросу о познаваемости  мира:

  • Диалектико-материалистическая. Заключается в том, что окружающий нас мир познаваем, что подтверждается практикой, но познать мир до конца нельзя, так как он постоянно меняется.
  • Агностицизм (незнание). Представители считают, что окружающий мир непознаваем. Например, Давид Юм считал, что все вещи это комплексы, сочетания ощущений. Мы можем познать только свои ощущения, которые вызваны предметами и явлениями окружающего мира, а что на самом деле стоит за ощущениями нам познать не дано.

С диалектико-материалистических ощущений познание окружающего мира происходит следующим образом: от живого созерцания к абстрактному мышлению и через практику к истине, таков путь познания объективной реальности. В этой формации познавательной деятельности человека указаны 4 этапа познания мира:

  1. Живое созерцание или чувственное познание;
  2. Абстрактное мышление или рациональное познание;
  3. Практика;
  4. Установление истины.

Истина цель познания.

34. Чувственное  познание его формы. Рациональное  познание и его формы. Единство  чувственного и рационального  познания.

Познание окружающего  мира начинается с чувственного познания. Органы чувств человека дополняют друг друга, контролируют друг друга, замещают друг друга. Выделяют 3-и основных формы чувственного познания:

  • Ощущение – результат воздействия внешнего мира на человека;
  • Восприятие – целостное отражение предмета в мозгу человека. Например, дерево, человек, дом и т.д.;
  • Представление – результат прошлых восприятий (пароход, поезд).

Все эти формы чувственного познания отличаются тем, что происходит непосредственная связь человека с  внешним миром. Большую роль на этом этапе познания играют органы чувств человека.

Информация о работе Философия, её роль в жизни человека