Философия, её роль в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:27, лабораторная работа

Описание работы

Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира челов

Файлы: 1 файл

filosofiya_shpory-1586.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

1. Россия – огромный  Восток-Запад. Она находится на  перекрёстке мировых культурно-исторических  процессов. Это определило возникновение  течений: западничества и славянофильства.

2. Отмечается запоздалый  исторический спад в развитии  русской философии. Русская философская мысль зародилась в эпоху рассвета Киевской Руси на волне Христианизации страны (конец X века).

3. На развитие русской  философской мысли активное влияние  оказало православие, как решение,  ориентированное на высокие общечеловеческие ценности: добро, милосердие, справедливость.

В истории  русской философии принято выделять четыре основных периода:

  1. Ранний период русской философии, её становление (XI - XVII вв.).
  2. Философская мысль «русского Просвещения» (XVIII в).
  3. Классический период в развитии русской философии (XIX в).
  4. Советский период (XX в).

 

19. Философская  мысль русского народа.

В IX – X вв. у славянских народов появляется своя письменность, а в XI - XII вв. в рукописных книгах начинает встречаться термин «философия» или любомудрие. Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Иллариона. В работе «Слово о законе и благодати» он отметил, что христианизация Руси – это завершающий этап распространения этой веры. Крещение Руси открыло путь к жизни вечной, истине и благодати. В работе «Молитва», он рассуждает о человеке. Человек – греховен, нестоек. Эти качества устремляют человека к «земному», порабощают его заботами житейскими. Для спасения человека, всегда требуется его обращение к Богу.

Владимир Мономах –  древнерусский князь. В работе «Поучения» он изложил систему этических правил мирянина и призывал: «не забывать», «не гордиться», «не ругать», «чтить гостей своих», «не лениться».  Основой всего поведения человека должен быть страх, ужас перед Божьим наказанием. Главная задача бытия человека в этом мире заключается в спасении души. Огромное значение имело учение С. Радонежского.

В XIV – XVII вв. появилась «политическая философия». Это время – укрепления Московского княжества, как центра единого Русского государства. В XVI в. псковский монах Филофей создал религиозное учение о Москве, как о «Третьем Риме». Суть данного учения состоит в следующем. «Старый Рим», бывший в своё время центром христианства, был завоёван варварами. «Новый Рим», с центром Константинополь, погиб от завоевания турок – это божье наказание им за отход от подлинной веры. «Третьему Риму» – Москве самой судьбой предназначено быть истинным продолжателем христианского учения. Москве суждено стоять вечно, а «Четвёртому Риму» - не бывать.

XVIII век стал заметной вехой в истории русской философии: шло быстрое развитие наук, ремёсел, активная реформаторская деятельность Петра Великого. В этот период Русь стала империей.

Большой вклад в идеологическое обоснование Петровских реформ, в  развитие в стране знаний внесла «Учёная дружина» Петра I (Кантемир, Татищев, Посошков). Выдающуюся роль в развитии научного и философского мышления сыграл М.В. Ломоносов – заложил основы материалистической философии.

Важную роль в развитии русской философии  сыграл Радищев. В своём произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он критиковал крепостное право и самодержавие в России. Порабощение человека является преступлением перед ним; угнетение человека человеком – противоречит его естественным правам. Во второй своей работе «О человеке, о его смертности и бессмертии» Радищев пишет, человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, тем самым человеческий род постоянно совершенствуется.

 

20. Классический период русской философии.

XIX  век – это «золотой век» русской философии по богатству ярких имён, учений. Начало этого периода связано с творчеством Чаадаева. Он один из первых анализировал особенности литературного развития России и Западной Европы. Его философия дала толчок к расколу русской философии и в 30 - 40 гг. XIX века в русской философии возникло два течения: славянофилы и западники. В своих первых философских письмах, Чаадаев давал высокую оценку западной цивилизации за её высокий уровень развития и писал: «Россия заблудилась на Земле, осталась в стороне от общего движения в тупике истории». В других философских письмах, он стал критически относиться к западной цивилизации, указывал на её пороки: эгоцентризм, жизнь по расчёту; и указывал на достоинства русского человека: совестливость, солидарность, открытость и щедрость души. Он пишет о особой мессианской роли России, о призвании дать миру какой-либо важный урок и решить наиболее острые проблемы человечества. Философия Чаадаева вызвала появление славянофилов и западников.

Славянофилы – братья Аксаковы, Хомяков и др. Они выразители чувственно-эмоционального начала в русском рациональном сознании. Славянофилы критиковали западную цивилизацию за то, что там всё продаётся и всё покупается. Славянофилы подчёркивают, что православие – это духовная основа русской нации, а монархия – лучшая форма общественного устройства. Для славянофилов характерна идея соборности – это выражение коллективистского духа русских людей. Соборность – собирание всех сил общества ради общего дела.

Славянофильство основывается на трёх принципах:

  1. Православие;
  2. Самодержавие;
  3. Народность.

Славянофильство – это  философия коллективизма.

Западники – Герцен, Белинский, Огарёв. Они являлись выразителями рационального начала в русском сознании. Западники активно выступали за «европеизацию страны», поддерживали реформы Петра I. Западники считали, что религия – тормоз общественного прогресса. Основная ценность в обществе – индивид, а государство должно защищать его права. Человек вправе обладать личной независимостью.

Западники приклонялись перед идеалом европейского человека, за его трудолюбие, за его пунктуальность, терпимость к инакомыслию. Западники любили Россию и желали ей процветания, но видели другие пути её развития.                   

Заметным явлением русской философии  в 60 - 70 гг. XIX века было народничество, основанное на идеях крестьянского социализма. Три ветки:

  1. Анархистская – во главе с Бакуниным. «Нужно идти в народ и звать его против государства».
  2. Пропагандистская – во главе с Лавровым. «Главная движущая сила общества – это передовая интеллигенция или критически мыслящие личности и призыв к ним пропагандировать социалистические идеи».
  3. Заговорческая – во главе с Грачёвым. «Сам народ не способен изменить ситуацию, т.к. он излишне терпелив. Революцию совершает революционное меньшинство».

Философская мысль конца XIX – начала XX веков включает в себя такое течение, как русский космизм (Циолковский, Умов, Фёдоров). Циолковский в своих работах высказал мысль о возможной населённости космоса живыми разумными существами, способными ассимилировать солнечную энергию напрямую. Циолковский призывал к активному освоению космического пространства. «Освоение космоса даст человеку гору хлеба и бездну могущества. Но человек в космосе столкнётся с враждебными природными силами, и его природа изменится».

Фёдоров в своей книге «Философия общего дела» пишет, что главный  враг человека на Земле – это  смерть, и людей следует делить не на богатых и бедных, а на живущих  и умерших. Долг живущих перед  умершими, которые дали нам всё, - объединить достижения всех наук (астрономии, медицины) и добиться имманентного воскрешения всех когда-либо живущих на Земле людей.

Идея Фёдорова. Он считал, что борьба за антологическую свободу (со смертью) объединяет людей на самом фундаментальном уровне, а не разъединяет их.

 

21. Русская религиозная философия XIX – XX вв. Философские взгляды В. Соловьёва и Н. Бердяева.

Русская религиозная  философия XIX – XX вв. занимает особое место в истории русской духовности. Она развивалась в качестве своеобразной альтернативы по отношению к философии Запада. Заметными личностями в русской религиозной философии XIX – XX вв. были Бердяев, Соловьёв, Флоренский.

В. Соловьёв – центральная фигура русской философии. Работы В. Соловьёва:

  1. «Оправдание добра»;
  2. «Смысл любви»;
  3. «Духовные основы жизни».

Темы работ В. Соловьёва:

  1. Соловьёв развивал философию всеединства. Верил, что произойдёт слияние западной католической и восточной православной церквей. Всё лучшее из них объединят.
  2. Соловьёв писал о высоком космическом призвании человека. Человек находится на стыке между Богом и природным миром. Соловьёв призывает человека быть существом нравственным, проявлять милосердие, уважение к предкам, отвечать перед своими детьми.
  3. Определяющей ролью в человеке являются его духовные качества: милосердие, сострадание, жалость. Смерть духовная – распад личности, её деградация. Соловьёв пишет, что работа человека над самим собой – это одновременно и совершенствование окружающего мира. 

Бердяев (1874 – 1948 гг.). Работы Бердяева:

  1. «Смысл творчества»;
  2. «Философия неравенства»;
  3. «О назначении человека».

Темы работ Бердяева:

  1. В своих работах, Бердяев даёт характеристику XX веку. XX век – античеловеческая эпоха: - войны, истребление человека; создаётся огромный технологический мир, но техника разрушает человека, опустошает его душевный и эмоциональный мир, уничтожает индивидуальность: вещь становится выше человека.
  2. Бердяев отмечает, что человек – это точка, где пересекаются 2 мира: Земной и Божественный. Человек – соучастник божественного миротворения. В этом подлинный смысл жизни человека.

Бердяев известен, как глубокий исследователь русской  души и рационального самосознания. Он отмечает, что в русском человеке рациональные и чувственные начала, индивидуальные и общественные; и  отмечает, что развитие России будет  проходить не по влиянием Запада, а от внутренних импульсов, возникающих и развивающихся в самом народе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Характеристика марксистского учения. Социально-экономические, теоретические и естественнонаучные предпосылки возникновения марксизма.

В 40-е годы XIX века возникает Марксизм, как тип общественного мышления. Характеристика марксизма:

  1. Марксизм разработали Маркс и Энгельс. Они взяли всё самое ценное в изучении Гегеля (диалектика) и Фейербаха (материализм), и создали диалектический материализм.
  2. Классики марксизма распространяли диалектико-материалистический подход на анализ жизни и создали исторический материализм.
  3. Показывали связь философии с частными науками.
  4. призывали философов не только объяснять мир, но и помогать в его преобразовании.

Критика марксизма.

  1. Марксизм критикуют за то, что частная собственность рассматривается как зло, и не признаётся, как форма хозяйственной жизни.
  2. «Общественное» в этом учении становится выше «личности».
  3. Классовая борьба рассматривается, как движущая сила прогресса.
  4. Религия рассматривается, как «опиум для народа».   

Социально-экономические  формы.

Марксизм возникает  не на голом месте. К середине XIX века отмечаются крупные выступления пролетариата (Франция, Англия). Эти выступления показали, что в обществе появилась сила, способная изменить существующее устройство общества, но этой силе нужна научная программа действия.         

Теоретические предпосылки.

Для создания марксизма  как теории, использовались 3 источника:

1) Немецкая классическая  философия;

2) Английская  политэкономия (Маркс и Энгельс  доработали теорию А. Смита);

3) Учение социалистов-утопистов  (Маркс и Энгельс взяли критику  буржуазного слоя).

Естественнонаучные  предпосылки.

На создание марксизма повлияли 3 крупных открытия:

1) Закон сохранения и превращения энергии;

2) Клеточная  теория строения растительного  и животного мира.

3) Учения Дарвина.

 

23. Философский иррационализм: истоки, проявления.

В XX веке философская мысль получила своё дальнейшее развитие. Философия находилась под противоречивым воздействием человеческой цивилизации. С одной стороны, XX век – это век НТР, рассвета знаний и образованности, а с другой стороны – это время многочисленных войн, социальных катастроф. Т.е. XX век – это эпоха разумного и неразумного в деятельности человека. Противоречивость этого времени отразилась и на философии и вызвала раскол философской мысли.

Информация о работе Философия, её роль в жизни человека