Философия, её роль в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:27, лабораторная работа

Описание работы

Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира челов

Файлы: 1 файл

filosofiya_shpory-1586.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

38. Основные  законы диалектики.

Основные законы диалектики: Гегель сформировал три всеобщих диалектических закона. Их действие распространяется на природу, общество и человеческое мышление. Закон – это устойчивая, необходимая связь между предметами и явлениями окружающего мира.

  1. Закон единства и борьбы противоположений. Этот закон является ядром Диалектики. В его рамках исследуются источники развития материального мира. В нем подчеркивается особая роль противоречия как движущей силы развития. Суть: развитие объективной реальности осуществляется путем раздвоения единого на противоположности и их взаимодействия. В ходе взаимодействия противоположности меняются. В итоге происходит развитие. Верх берет та сторона, которая оказывается больше жизнеспособной и прогрессивной.
  2. Закон взаимного перехода. Он раскрывает механизм развития. Диалективизм характеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, количества и качества. Каждый предмет есть протеворечивое единство качества (устойчивое в предмете) и количество (неустойчивое в предмете). Это единство сопротивления, но лишь в рамках определенного интервала, который называют в философии мерой. Суть: диалективизм утверждает, что на определенной степени существования предмета наступает скачек как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние количества (вода лед).
  3. Закон отрицания. Он раскрывает общую напряженность процесса развития. В этом законе особую роль играет понятие отрицание – преодоление вытеснения старого новым, более совершенным и жизнеспособным. Без отрицания нет развития. Развитие возможно если  конструктивно, то есть сохраняет все ценное из прошлого. Форма процесса развития – спираль.

Эти законы дают общую схему развития мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Понятие  природа «Природа».

 Природа – широкое  понятие. Это совокупность естественных условий существования человека и человечества. Человек и природа связаны др. с др. Эта связь с природой физическая и духовная. Она даёт человеку естественные условия его существования и поле для преобразовательной деятельности, а человек в свою очередь оценивает природу и отвечает за неё.

Две точки зрения по отношению  к природе:

1 т. зр.: природа неорганизованна,  неразумна. Это царство слепых, стихийных сил. Надо подчинить природу человеку.

2 т. зр.: природа –  образец совершенства, в ней господствуют разумные законы. Человек должен учиться и подчиняться природе.

Взаимоотношение общ-ва и природы явл-ся ключевым вопросом о человеке.

1)В первобытном общ-ве  человек одухотворяет природу и расстворяется в ней. Нет чёткого противопоставления человека и природы.

2)В античном обществе природа как внешняя слепая сила, человек счит-ся частью её. Идеалом мудреца считается жизнь в сочетании с природой.

3)В средневековье природа  творение Бога, считается источником  зла, стоит ниже человека, т.  к. не обладает душой.

4)Эпоха Возрождения  - отношение к природе меняется, рассматривается как источник радости и наслаждения, убежище от развращённой цивилизации.

5)С развитием промышленного  капитализма до середины 20в, целью  науки и техники является установленное  господство над природой. Она рассматривается как кладовая, черпать из которой можно без меры.

6)С середины 20в, с развитием НТР люди убедились в опасности неограниченного, бесконтрольного использования природы и призвали к гуманному отношению к природе, стали говорить об экологической проблеме.

 

40. Роль географической  среды и народонаселение в  развитии общ-ва.

Философы всегда интересовались вопросом о том,  “какие факторы в развитии общ-ва явл-ся главными”

1 т. зр. Одни философы утверждают, что географическая среда явл-ся решающим фактором.

Географическая среда  – это та часть природы, которая  на данном историческом этапе вовлечена в процесс общественного произв-ва, она включает: землю, реки, животный  и растительный мир и т.д. Географич0я среда явл-ся обязательным и постоянным условием существования и развития общ-ва, где благоприятная среда – развитие общ-ва ускоряется. Однако она не явл-ся решающим фактором развития общ-ва.

Французский мыслитель  Шарль Монтескье 18в стал основателем географического направления в социологии. Сторонники этого направления считали географическую среду главной силой развития общ-ва. “Власть климата сильнее всех властей” - Шарль Монтескье.

Появилось направление геополитика. Её сторонники пытались доказать, что она определяет внешнюю политику гос-ва. Главное – размер территории, пространства.

Роль народонаселения – решающий фактор в развитии общ-ва, его плотность Действительно, люди составляют необходимый элемент жизни общ-ва. Практика показ-ет, что темпы развития производительных сил там больше, где больше население. Народонаселение неопред-ая сила развития общ-ва. Сущ-ют теории, которые считают, что народонаселение и есть основной фактор развития общ-ва.

Мальтос выдвигал теорию, согласно которой бедствие и страдание  народа вызваны его “необузданным размножением”. Суть его теории: средства существования в общ-ве растут в африканской прогрессии, а рост народонаселения в геометр-ой прогресии. Мир перенаселён.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Понятие  человек, индивид, личность.

Проблема человека является важнейшей в философии. Человек является объектом изучения разных наук, но только философия рассматривает его как целое.

Человек – это родовое понятие, выражающее общие черты, свойственные человеческому роду. Он способен вести себя по мерке любого вида животного. Все человеческие существа обладают самосознанием, знают простейшие нравственные запреты, они не смогут существовать вне  общества.

Индивид – это отдельный человек, особь со свойственными ему        

Выражение индивидуальности – это природные задатки, особенности памяти, характера, темперамента, содержание сознания, взгляды, мнения, потребности и интересы, деятельность человека.

Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общ-ва. Главные признаки: разумность, ответственность за свои действия, личные достоинства, определённая степень свободы, воли.

“Что есть человек?”  исходный и основной материи философской  мысли. Каждая эпоха даёт на него свой специфический ответ.

1.В античном мире: господствовал космоцентризм и человек рассматривался как микрокосмос. Античный человек еще не выделил себя из внешнего мира, согласовывал действия по законам внешнего мира.    С Сократа и Протагора происходит выделение человека из космоса.

2.В Средневековье господствовал теоцентризм. Через веру в Бога с одной стороны человек как образ Бога, а с другой стороны подчёркивается его эгоизм, греховность.

3.Эпоха Возрождения  и Нового Времени. Человек рассматривается как высшая ценность общ-ва. Отстаиваются естественные права человека. Зарождается антропоцентризм, как господствующий тип философского мышления.

4.Эпоха Просвещения  (18в) Развивается антропоцентризм, возникает идея человека как хозяина своей судьбы и творца своего счастья. Антропоцентризм способствовал развитию в человеке эгоизма противопоставления его природе.     

5.Немецкая классическая  философия. Рационалистический антропоцентризм, т.е. разум рассматривается источником силы человека.

6.Классический марксизм. Социоцентризм, его суть в том, что человек рассматривается как предельновключенный в общественное отношение и считается, что он способен изменить социальный строй общ-ва, сделать его справедливым.

7.Русско-религиозная  философия 19-20вв. Акцент на духовные качества человека: сострадание, добро, милосердие. Человек рассматривается как носитель жизни и её продолжатель. Русская философия реагирует на негативные стороны антропоцентризма.

8.Современная философия  20в. Важно не допустить разрушения  человеческого в человеке; и замены  высокой духовности суррогатами.  Отмечается, что в настоящее время жёсткий социальный мир развивает в человеке разрушительную форму сознания и поведения, а остановка на потребительский образ жизни развивает в человеке страсть к обладанию и алчности. Он становится одиноким и несчастным существом.

Мыслители считают, что  современный человек всё больше отдалился от природы, превратился в надприродное существо. Его здоровье становится всё более хрупким и уязвимым. Человек создал чужеродную себе среду обитания и теряет свои природные качества (употребление пищи, чувствительность, слух, зрение, способность рожать детей уязвимы). На смену биосферно-природному человеку идёт иное социотехнобиологическое существо, постчеловек.

42. Процесс  антропосоциогенеза. 

Большое внимание философы уделяют проблеме становления человека в этом мире. Отмечается, что превращение животных в людей имеет длительный период. Этот период становления человека (антропогенез) и становления общ-ва (социогенез) занимает длительный отрезок в истории общ-ва.

Происхождение человека.

1 т. зр. – высказана  в трудовой гипотезе Энгельса, в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”. Труд рассматривается как решающий фактор

2 т. зр. – Ницше считал, что человек произошел от большого  животного. Смысл: в результате вооружения человека простыми орудиями труда снизилась его непосредственная приспособляемость к среде обитания, он стал слабее.

3 т. зр. – современный  человек возник из-за регулирования брачных соотношений. Эндогамия сменилась на экзогамию. Это привело к тому, что половое чувство стало одухотворяться, появились степени родства. Люди стали учиться взаимопониманию, доверию, терпимости.

Почему это произошло:

Одни считали, что из-за превращения появилась дегенеративное потомство. Однако многие учёные с этим не согласны, т.к. считали, что в те времена люди ещё не осознавали связи м/д половыми отношениями и рождением детей. Основная причина - экономическая. В борьбе за обладание гаремом “самок” погибали самые сильные мужские особи.

Человек – социальное сущ-во, но он и часть природы, т.е. биологическое. Как биологический вид, человек имеет ряд видовых признаков, свойственных только ему. Биологически определяется продолжительность старости, зрелости, детства, продолжительность жизни средняя. Биологически запрограммирована способность человека усваивать пищу, усваивать язык. Учёные по-разному оценивают соотношения биологического и социального в человеке.

43. История  философских представлений об  обществе.

Представления об общ-ве были высказаны в древней мифологии. Считали, что мир возник из тёмного хаоса, потом Боги, потом люди.

В Др. Индии и Китае, в буддизме и конфуцианстве развивались  философские представления об обществе и роли гос-ва, о взаимодействии гос-ва и общ-ва. Далее зародился научный подход к изучению общ-ва. Демокрит говорил о зарождении общества в ходе трудовой деятельности. Платон рассуждал об идеальном совершенном гос-ве. В средние века господствовало религиозное понимание общ-ва.

В эпоху нового времени  Ж.Ж. Руссо дал определение общ-ва как сложного сообщества людей, основанного на их согласии, договоре др. с др. во имя совместной деят-ти и безопасности.

Хар-ки общ-ва  
  1. Общ-во – это высшая форма движения материи, высшая ступень в её эволюции. Труд – это источник и основание общественной жизни.
  2. Общ-во – представляет собой сверхсложный организм – это единство многообразных потребностей людей, больших и малых соц-ых групп, разных форм общ-го сознания.
  3. Общ-во – это не хаос, а система с упорядоченными связями, собственной структурой и логикой развития.

 В общ-ве выделяются 4 сферы:

1 Экономическая или  “мир материального производства”

2 Социальная или “мир  социальных групп”

3 Политическая или  “мир управления”

4 Духовная или “мир  чувств и идей”

44. Методы философского  исследование в общ-ой жизни.

2 подхода к исследованию  общ. жизни:

  1. Представители философского идеализма (Линия Платона)
  2. Представители философского материализма (Линия Демокрита)

Эти 2 подхода различаются  тем, что у них разные представления  о сути общ-ва и о причинах его развития.

1 Философский  идеализм

Представители считали, что основную роль играет духовное начало(разум правит миром). Человек существо духовное. Основные понятия в их исследованиях общ-ва являются “душа”, “Бог”.

Информация о работе Философия, её роль в жизни человека