Философия, её роль в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:27, лабораторная работа

Описание работы

Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира челов

Файлы: 1 файл

filosofiya_shpory-1586.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Материалисты считают, что наше ощущение это объективный  образ объективного мира. Они дают нам верные представления о действительности. Другая точка зрения Гейма Гольца заключается в том, что все  предметы и явления это только символы, знаки, которые человек придает этим вещам. Они ничего с реальным лицом не имеют. Человек в познании мира не ограничивался только чувственным этапом в познании, он переходит к рациональному познанию или абстрактному мышлению, которые позволяют увидеть внутренние связи и отношения в предметах, выявить закономерности их развития. Абстрактное мышление тоже имеет 3-и основные формы:

  • Понятие или обобщенное представление. Они лишены чувствительности. Например, береза, ель, сосна, понятие – дерево.
  • Суждение – связь двух или нескольких понятий. Например, человек – это общественное существо.
  • Умозаключение – связь двух или нескольких суждений, дающих новое знание.

Все три формы абстрактного мышления имеют общее то, что связь  этих форм с внешним миром косвенная, апосредственная. На этом этапе познание мира большую роль играет речь человека, мышления.

Существуют разные точки  зрения по вопросу о том, какую  роль в познании мира играет чувственное  и рациональное познания. Выделяют 3-и точки зрения по этому вопросу:

  1. Сенсуалистов (сенсуа – чувства). Представители считают, что главная роль в познании мира принадлежит чувствам человека, а абстрактное мышление не столь важно. Их позиция связана с тем, что в наше время возрастает роль эксперимента в познании, создаются сложные приборы, возрастает роль эксперимента.
  2. Рационалисты, те философы, которые считают, что главная роль в познании мира принадлежит абстрактному мышлению – рациональному познанию, а чувственное познание не столь важно. Их позиция основана на том, что повышается роль математики, абстрактного мышления.
  3. Диалектико-материалисты – и чувственное и рациональное познание важны.

 

 

 

35. Проблема истины в философии. Диалектика относительной и абсолютной истины.

На пути к восстановлению истины о предметах и явлениях окружающего мира лежит вопрос о том, что является критерием, мерилом истинности полученных знаний. Одни философы говорят, что истинно то, что полезно, выгодно (прагматики), другие считают, что истинно то, что согласуется с мнением большинства (конвенционализм), истинно то, что подтверждается на практике.

Следует указать основные функции практики. Практикой называется предметная деятельность людей и имеет 3-и функции:

  • Познавательная, то есть в процессе деятельности человек приобретает новые знания о мире.
  • Воспитательная, то есть в процессе практической деятельности человек изменяет себя.
  • Преобразующая, то есть в процессе практики человек изменяет окружающую действительность.

Характеристики практики:

2.Это специфическая  деятельность.

  1. это общественно-историческая деятельность.
  2. это изменяюще-преобразующая деятельность.
  3. это материальное дело.
  4. это сознательная деятельность

Значение  практики: практика является основой познания мира, все идеи ученые берут из практической жизни; является критерием истинности знаний; является целью познания, потому что все открытия, которые совершаются в науке имеют, в конечном счете, цель внедрения в практику.

Истина – адекватное, верное отражение действительности. Это отражение предмета таким, каким он существует сам по себе независимо от человека. Следует отличать истину от заблуждения и лжи.

Заблуждение – непреднамеренное искажение фактов действительности.

Ложь – сознательный обман.

Проблема истины рассматривается  с 2-х сторон:

  1. Заключается в ответе на вопрос, существуют ли объективные истины.
  2. Заключается в ответе на вопрос, в каких формах существует истина, то есть иначе можно ли познать истину полностью, целиком.

Ответы:

  1. Объективная истина – это истина, содержание которой не зависит не от человека не от человечества. Есть ли такие истины? Да есть. Например, смена времени года, движение планет.
  2. Истина существует в 2-х формах: относительная – истина не законченная, незавершенная. Таких истин большинство; пример, строение мозга, атома. Абсолютная – законченная, завершенная. Например, знание о дате рождения, смерти, о расположении предметов, определение материи.

Между относительной  и абсолютной истинами существует диалектическая связь. Она состоит: любая относительная  истина содержит в себе зерно, часть  истины абсолютной. В свою очередь  абсолютная истина складывается из истин относительных.

Философы по-разному  оценивают роль абсолютных и относительных  истин в познании:

  • Релятивисты (от слова относительный), те философы, которые признают существование только относительных истин.
  • Догматики: философы, которые считают, что существуют только абсолютные истины, законченные, не признают относительности знаний.

Деалектико - материалистическая позиция: познание существует как относительное, так и абсолютное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Специфика  и функции категорий философии

Каждый человек мыслит понятиями обыденного познания, а  наука оперирует научными познаниями, или категориями. С помощью понятийного  аппарата наука проникает в мир  сущностей, вскрывает суть предметов  и явлений.

Категории – предельно общие понятия науки, которые отражают вид наиболее существенной стороны и связи внешнего мира.

Они изучались с древности, в античное время Аристотель выделял 10-ть категорий: качество, количество, сущность и т.д.

В немецкой классической философии большое значение в изучение критерий внесли Кант и Гегель. Гегель выделил 21 критерию и исследовал их противоречия.

Существует классификация  философских категорий:

  1. Объективно-направленные понятия – они направлены на предметы (воздействие, причина)
  2. Субъективно-направленные понятия – они направлены на человека (смысл жизни, идеал, свобода)
  3. Равно–направленные (истина, знание, заблуждение).

Функции философских  критерий:

  • Мировоззренческая – влияет на формирование мировоззрения человека.
  • Интеллектуальная – критерии – инструменты человека в его интеллектуальном понимании.
  • Логическая – критерии – элементы клеточки процесса научного мышления.
  • Практическая – усвоение критерий помогает человеку овладевать вне миром практики.

Окружающий человека мир – единство разнообразного богатства мира обуславливает многообразие философских критерий. Выделяют следующие критерии:

  1. Осваивая мир, выделяем в начале его отдельные характеристики: цвет. Так появилось понятие «свойство» – это философская критерия, отражающая отдельные стороны и характеристики предмета.
  2. Фиксируя взаимосвязь вещей и явлений, сформировалась критерия: связь-отношение.
  3. В целях познания вещей, с точки зрения пользы вещевого строения, философия выработала понятия: часть, целое, употребление, структура.
  4. Для характеристики предмета как выделение расчлененного, философия выработала такие понятия как содержание и форма.

Содержание  – это единство всех элементов и внутренних связей в развитии предмета.

Форма – это организация содержания, способ его выражения.

Эти понятия взаимосвязаны: содержание оформлено, а форма наполнена  содержанием.

Сущность – это вид и устойчивое чувственно не воспринимаемая сторона предметов и явлений.

Явление – проявление обнаружения сущности. Нечто внешнее и чувственно воспринимаемое.

Сущность является, а  явление существенно.

  1. В целях исследования качественного многообразия вещей и процессов окружающего мира в философии применяются понятия единичное, особенное, общее:

Единичное – это предмет, с его индивидуальными характеристиками (например, конкретный человек).

Особенное – это то, что присуще конкретной группе, классу предметов (женщина, мужчина).

Общее – это то, что определяет все без исключения (смертность).

  1. Известно, что все предметы и процессы материального мира всесторонне связаны. Есть причинно-следственные связи.

Причина – это процессы и явления, которые при определенных условиях вызывают к жизни новые процессы и явления (например, вода кипит при 1000С).

Следствие – это то, что возникает, порождается под воздействием причины.

Причина и следствие  меняются местами.

  1. Для вскрытия и анализа закономерных связей бытия, философия выработала критерии: необходимость и случайность.

Необходимость – это то, что обязательно произойдет при естественном течении времени (времена года).

Случайность – это то, что может произойти и не произойти (гибель урожая от града).

  1. При исследовании развития вне мира, то время философии применяются критерии: возможность и действенность.

Возможность – это то, что еще не стало реально существующим на личном бытие.

Действительность – реальное или созревшее бытие вещей и процесса.

Философские критерии –  это итог познания и практического преобразования человеком окружающего мира.

Философские критерии –  это степени в познании, без  овладения которыми не возможно философское  мышление как размышление о мире.

 

 

 

37. Понятие диалектика, ее  исторические формы. Диалектика  и метафизическая концепция развития.

 Диалектика из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира.

Диалектика – это философское учение о всеобщих универсальных связях бытия и развития всего сущего.

В философии употребляется  понятия:

Объективная диалектика – это процессы взаимодействия и развития, царящие во вне мира.

Субъективная  диалектика – это отражение процессов, происходящих во вне мира в головах людей, мыслях.

Наиболее важные диалектические вопросы: Что такое развитие? Почему оно происходит? Как оно протекает? Куда оно направлено?

3-и исторические формы  диалектики:

  1. Стихийная. Она возникла в античной философии. Результат происхождения созерцания мира.
  2. Идеалистическая. Наибольший вклад внес Гегель. Он впервые представил мир в виде процесса, то есть закономерные смены форм и состояний предмета. Исходя из того, что источником развития всего сущего является абсолютная идея.
  3. Материалистическая. Ее разработали Маркс, Энгельс. Они сохранили рациональное зерно идеалистического диалективизма, идею развития. Считали, что развитие происходит материи, а не идеи.

Существует 2-е точки  зрения на процесс развития: диалектическая и метафизическая диалектика. Диалектические концепции развития. Употреблялись  понятие развития – одно из проявлений движения изменения в мире. Оно представляет собой движение от низшего к высшему, от простого к сложному, включает обратное движение.

Диалектическое понимание  включает в себя связь, воздействие, противоречие. Диалектическая концепция  рассматривает мир как постоянно  изменяющийся, в котором все взаимосвязано, взаимопереплетено; в котором происходят как количественные, так и качественные изменения.

Метафизическая концепция. Ее характеристики.

  1. Метафизика – одностороннее восприятие объекта при увеличении роли одной их сторон.
  2. Развитие – простое уменьшение и увеличение бескачественного изменения.

В философских тетрадях Ленин отмечал: «диалектика жизненна, так как дает ключ к пониманию  движения как самодвижения, а метафизика не жизненна, бледна, суха. Для нее  источники развития находятся за пределами предмета.

Метафизика проявляется  в повседневном сознании людей, в  форме догматизма, релятивизма, софистики (то есть сознательное применение неправильных суждений и доводов).

Информация о работе Философия, её роль в жизни человека