Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:27, лабораторная работа
Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира челов
В философии XX века отчётливо выявились и существуют два крупных течения.
В философии XX века существует большое разнообразие школ и учений. Важнейшее место в иррационализме занимает учение А. Шопенгауэра. В его работе «Мир, как воля и представление», он утверждает, что весь окружающий человека мир пронизан некой тёмной и таинственной слепой волей к жизни. Воля – это беспричинное и непознаваемое стремление к жизни. Воля побуждает человека жить несмотря не на что и идти к желанному тоже несмотря не на что.
Тема воли, как начала мира, была развита Фридрихом Ницше. Основные работы Ницше – «Так говорил Заратустра», «Антихристианин»; Ницше – автор «Концепции волюнтаризма». Главным понятием в его учении являются понятия – воля и власть. Воля к власти – душа мира, основной закон мироздания. Властолюбие, стремление к влиянию, господству органично присуще и всем людям, хотя и в разной степени. Мир – арена борьбы за власть, за превосходство над другими, поэтому несправедливость и притеснение в обществе вполне естественны, т.к. порождены пересечением различных устремлений к власти. Идеальным образом человека для Ницше был сверхчеловек, который освободился от слабых сторон своей природы. В связи с этим понятием, Ницше критикует христианство за то, что оно сделало слабым, покорным и униженным. Основной принцип Ницше: «Больше силы, больше власти».
Весьма заметное место в философии иррационализма занял психоанализ Зигмунда Фрейда. Основным понятием в его учении является «бессознательное» - это объект глубокого философского исследования. Исследование «бессознательного» позволяет проникнуть в тёмные места и закоулки духовного мира человека. «Бессознательное» невидимо, но играет огромную роль в жизнедеятельности каждого человека. «Бессознательное» - это как бы «кипящий котёл» инстинктов, стремлений и желаний, вытесняющих сознание, - это «преисподняя» сознания.
Весь психологический мир человека имеет три слоя:
Фрейд доказывает, что между «бессознательным» с одной стороны, и нормами культуры вечны и искоренимы противоречия. Фрейд доказывает, что вся история развития общества – есть история ограничения желаний и подавления человека. Т.е., когда счастья становиться меньше, а несчастья больше, возникают неврозы.
Весьма влиятельным течением иррационализма является неотонизм (новое учение католической церкви). Представители этого течения (Шильсон, Марсель, Тейяр, Де, Шарден) решали следующие вопросы:
24. Экзистенциализм – философия человеческого существования. Философские взгляды Альберта Камю.
Широкое распространение в ряде стран Западной Европы в 30-60 гг. XX века получил экзистенциализм (философия человеческого существования). Представителями данного течения являются: Ясперс, Сартр, Камю, Достоевский, Бердяев. Основная тема экзистенциализма – тема существования человека в абсурдном (отчуждённом), бесчеловечном мире. Особенностью является осмысление негативных эмоциональных состояний человека (тревога, страх, ужас).
Значение: экзистенциализм исследует внутренний духовный мир человека в ситуации отчуждения от общества и встаёт на защиту прав человека. Экзистенциалисты рассматривают не отвлечённую сущность человека, а живого индивида с его чувствами, эмоциями.
Проблемы, рассматриваемые экзистенциалистами:
1. Проблема
мира. Мир – это глухая и
прочная стена, противится
2. Проблема человека. Экзистенциалисты доказывают, что каждый человек совершенно неповторим. «Там, где находится мой глаз – находится другой» мы незаменимы, неповторимы. Человек делает самого себя, обретая свою сущность, и он отвечает за всё., что происходит с ним самим и с другими людьми. Человек – это «проект», который живёт, развёртывается, реализуется или нет. При этом о не может сказать, «…что обстоятельства были против меня, и я не стал тем, кем бы мог быть». Нет, значит, в индивидуальном проекте не было заложено нужных качеств человека. Человек должен искать и выражать неповторимое «Я», при этом он должен опасаться власти MEN или усредняющего начала, ведь каждый из нас легко попадает под влияние стереотипов и с трудом от них избавляется.
3. Проблема
бытия человека между жизнью
и смертью. Задачи философов
помочь человеку, который находится
на грани отчаяния, сохранить
жизнь. Экзистенциалисты
Альберт Камю.
Основные работы А. Камю: «Чума», «Посторонний», «Тошнота». В своих работах, Камю ищет пути выхода для человека из ситуаций абсурда и доказывает, что у человека есть выбор способа своего поведения в жизни.
По-настоящему, человеческое существование заключается в том, чтобы не отрекаться от себя, не расставаться с надеждой.
25. Рационализм в современной философии.
Для рационализма характерно преувеличение науки в современном мире. Формы рационализма: неопозитивизм, неонационализм, критический рационализм и другие. Японский учёный Масуда в 1996 году издал работу «Информационное общество как постиндустриальное общество» и доказал большую роль информации в современном мире и описал новые города будущего «Компьютерполисы» с развитыми информационными системами.
Появились сочинения учёных, в которых они предупреждали об опасности чрезмерного увлечения развития науки и техники. Замятин, в романе «МЫ», пишет, что бытие будущего – это «машинный рай», где место животных займут роботы, а место привычных запахов заменит бензин.
Бредбери, в романе «451° по Фаренгейту», пишет, что каждый человек томится под гнётом государства. Люди не будут различаться, не будет гениев.
Оруэлл пишет, что в будущем государство будет контролировать духовный митр человека. Когда изобрели печатный станок, он облегчил управление общественным мнением. Кино и радио ещё дальше продвинулись в этом направлении. А с развитием телевидения, с изобретением монитора, личной жизни пришёл конец. Человека можно кормить пропагандой. С помощью СМИ появилась возможность не только подчинить человека воле государства, но и навязать единство мнений.
26. Проблема бытия, его смысл и познавательное значение.
Понятие бытия – одно из самых древних в философии. «Бытие» - быть, есть. Значение бытия: понятие «бытие» возникло из стремления человека познать окружающий мир, как единое целое. С помощью понятия «бытие» даётся ответ на важный мировоззренческий вопрос о том, что есть мир. Представление о том, что такое бытие изменялось в истории философии:
1. Представление бытия
сформировалось в древности.
2. В средние века, бытие
рассматривалось, как
3. С эпохи Возрождения
и Нового времени, бытие стало
рассматриваться, как
4. В немецкой классической философии соединились два подхода к трактовке бытия:
5. В марксистской философии учение о бытии было продолжением традиции философского материализма.
Бытие – это
философское понятие для
Характеристика бытия.
1. Бытие охватывает
собой бесконечное
2. Бытие – есть всё, что реально существует.
3. Бытие – понятие
предельно широкое, т.к.
4. Бытие – это сложная
совокупность всего
В истории философии длительное время существуют два альтернативных подхода к осмыслению бытия:
1. Философский материализм (линия Демокрита). Характерно то, что для материализма природа материи стоит на первом месте, как объект сознания, а всё остальное рассматривается, как продукт её длительной эволюции.
2. Философский идеализм (линия Платона). На первый план всегда выдвигается дух в различных его проявлениях.
Важнейшие проявления (слои) бытия.
1. Бытие природы, как мир её вещей, состояний.
2. Бытие человека, как уникального живого существа.
3. Бытие общества, как
мир духовно-нравственной
4. Бытие духовного или мир духа, как особого рода реальности.
27. Изменение представлений о материи в истории философии. Философское понятие «материя».
Понятие материи (вещь) является основным в философском материализме. Значение: понятие «материя» концентрирует в себе длительный опыт в познании мира и человека с позиции естествознания, и просто здравого смысла, объясняя мир естественными причинами. Представления о том, что такое материя изменялись в философии по мере накопления научных знаний о мире:
1. Первое представление о материи возникло в древней философии в связи с попыткой найти некую первооснову мира. Считалось, что материя – это нечто вещественное. Фалес считал, что первооснова мира – вода.
2. Новое время XVII вв. – Бекон, Спиноза, Локк считали, что материя – это совокупность физических тел, в ней выделялись различные виды вещества. Многие считали, что материя – это вся природа.
3. В середине XIX века, были сделаны три крупных открытия в естественных науках: «Закон сохранения и превращения энергии», «Клеточная теория строения растительного и животного мира», «Эволюционная теория Дарвина». На основании этих открытий классики марксизма сделали правильный вывод о том, что материя – это всё то, что существует вне и независимо от нашего сознания.
4. На рубеже XIX – XX вв., в естественных науках был сделан ряд выдающихся открытий:
1895 г. – открытие лучей Рентгена.
1896 г. –
открытие явления
1897 г. – открытие первой внутриатомной частицы (электрона).
1905 г. –
открытие теории
На основании этих открытий, некоторые философы пришли к выводу, что материя исчезла, началась идеалистическая реакция в науке. Однако в 1906 году В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» переосмыслил открытия в естествознании и доказал, что не материя исчезла, а исчез тот предел, до которого мы знали материю. В этой работе, дано определение матери. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания и данного нам в ощущении. Это определение материи является абстрактно истинным т.к. в нём указаны два свойства, которые постоянны:
В данном учении нет характеристик и свойств, т.к. они постоянно уточняются по мере накопления знаний.