Философия, её роль в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:27, лабораторная работа

Описание работы

Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира челов

Файлы: 1 файл

filosofiya_shpory-1586.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

В философии XX века отчётливо выявились и существуют два крупных течения.

  1. Иррационализм (философия жизни). Для его представителей характерно обращение к исследованию нерационального: воля, интуиция.
  2. Рационализм (философия техники). Для его представителей характерно продолжение философской традиции, культа разума человека.

В философии XX века существует большое разнообразие школ и учений. Важнейшее место в иррационализме занимает учение А. Шопенгауэра. В его работе «Мир, как воля и представление», он утверждает, что весь окружающий человека мир пронизан некой тёмной и таинственной слепой волей к жизни. Воля – это беспричинное и непознаваемое стремление к жизни. Воля побуждает человека жить несмотря не на что и идти к желанному тоже несмотря не на что.

Тема воли, как начала мира, была развита Фридрихом Ницше. Основные работы Ницше – «Так говорил Заратустра», «Антихристианин»; Ницше – автор «Концепции волюнтаризма». Главным понятием в его учении являются понятия – воля и власть. Воля к власти – душа мира, основной закон мироздания. Властолюбие, стремление к влиянию, господству органично присуще и всем людям, хотя и в разной степени. Мир – арена борьбы за власть, за превосходство над другими, поэтому несправедливость и притеснение в обществе вполне естественны, т.к. порождены пересечением различных устремлений к власти. Идеальным образом человека для Ницше был сверхчеловек, который освободился от слабых сторон своей природы. В связи с этим понятием, Ницше критикует христианство за то, что оно сделало слабым, покорным и униженным. Основной принцип Ницше: «Больше силы, больше власти».

Весьма заметное место  в философии иррационализма занял  психоанализ Зигмунда Фрейда. Основным понятием в его учении является «бессознательное» - это объект глубокого философского исследования. Исследование «бессознательного» позволяет проникнуть в тёмные места и закоулки духовного мира человека. «Бессознательное» невидимо, но играет огромную роль в жизнедеятельности каждого человека. «Бессознательное» - это как бы «кипящий котёл» инстинктов, стремлений и желаний, вытесняющих сознание, - это «преисподняя» сознания.

Весь психологический  мир человека имеет три слоя:

  1. «Само бессознательное» (Оно);
  2. «Разумное Я» (Эго);
  3. «Сверх Я» - нормы и правила культуры, ценза всех поступков человека.

Фрейд доказывает, что между «бессознательным»  с одной стороны, и нормами  культуры вечны и искоренимы противоречия. Фрейд доказывает, что вся история  развития общества – есть история ограничения желаний и подавления человека. Т.е., когда счастья становиться меньше, а несчастья больше, возникают неврозы.

Весьма влиятельным  течением иррационализма является неотонизм (новое учение католической церкви). Представители этого течения (Шильсон, Марсель, Тейяр, Де, Шарден) решали следующие вопросы:

  1. Считали, что важно на каждом этапе развития человеческого общества возвращаться к доказательствам существования Бога, чтобы преодолеть сомнения людей в его существовании. Неотонисты используют пять доказательств существования Бога, изложенных Ф. Аквинским.
  2. Проблема человека. Неотонисты доказывают необходимость тотальной евангелиезации. Нельзя представить себе спасение человека и человечества от бед, страхов, угроз, если не признать «сверхземной порядок», т.е. Бога, не верить в бессмертие души.
  3. Проблема добра и зла. Неотонисты считают, что в мире много зла, т.к. много греха. Зло проистекает от того, как человек и человечество пользуется дарованной им во благо свободой. Бог нужен чтобы наказывать человека за зло и грехи. Бог посылает человеку страдания, чтобы вернуть человека к добру.

 

24. Экзистенциализм – философия человеческого существования. Философские взгляды Альберта Камю.

Широкое распространение  в ряде стран Западной Европы в 30-60 гг. XX века получил экзистенциализм (философия человеческого существования). Представителями данного течения являются: Ясперс, Сартр, Камю, Достоевский, Бердяев. Основная тема экзистенциализма – тема существования человека в абсурдном (отчуждённом), бесчеловечном мире. Особенностью является осмысление негативных эмоциональных состояний человека (тревога, страх, ужас).

Значение: экзистенциализм  исследует внутренний духовный мир  человека в ситуации отчуждения от общества и встаёт на защиту прав человека. Экзистенциалисты рассматривают не отвлечённую сущность человека, а живого индивида с его чувствами, эмоциями.

Проблемы, рассматриваемые  экзистенциалистами:

1. Проблема  мира. Мир – это глухая и  прочная стена, противится человеку. Предметный мир – это суета сует, не подлинное существование. Он делает человека приниженным, выброшенным на обочину жизни. Человек одинок, ему неоткуда ждать поддержки. С приходом человека в этот мир, неотвратимо наступает его конфликт с миром. «Жизнь – есть боль» - такова основная правда жизни.

2. Проблема  человека. Экзистенциалисты доказывают, что каждый человек совершенно  неповторим. «Там, где находится  мой глаз – находится другой»  мы незаменимы, неповторимы. Человек  делает самого себя, обретая свою  сущность, и он отвечает за всё., что происходит с ним самим и с другими людьми. Человек – это «проект», который живёт, развёртывается, реализуется или нет. При этом о не может сказать, «…что обстоятельства были против меня, и я не стал тем, кем бы мог быть». Нет, значит, в индивидуальном проекте не было заложено нужных качеств человека. Человек должен искать и выражать неповторимое «Я», при этом он должен опасаться власти MEN или усредняющего начала, ведь каждый из нас легко попадает под влияние стереотипов и с трудом от них избавляется.

3. Проблема  бытия человека между жизнью  и смертью. Задачи философов  помочь человеку, который находится  на грани отчаяния, сохранить  жизнь. Экзистенциалисты рассматривают  жизнь, как бытие к смерти. Едва  родившись, человек устремляется  к смерти и смерть в любой момент может оборвать нить жизни. Важно воспитать у человека великое умение достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с ней, когда смысл жить и помогать другим людям в их смертной борьбе.

Альберт Камю.

Основные  работы А. Камю: «Чума», «Посторонний», «Тошнота». В своих работах, Камю ищет пути выхода для человека из ситуаций абсурда и доказывает, что у человека есть выбор способа своего поведения в жизни.

  1. Согласиться с абсурдом мира (конформизм) – эта позиция на деле не что иное, как самоубийство она ведёт к духовной деградации и распаду личности.
  2. Не соглашаться с абсурдом мира (активизм) – на деле означает бунт. Бунт – подлинный способ существования человека.

По-настоящему, человеческое существование заключается  в том, чтобы не отрекаться от себя, не расставаться с надеждой.     

 

25. Рационализм в современной философии.

Для рационализма характерно преувеличение науки  в современном мире. Формы рационализма: неопозитивизм, неонационализм, критический  рационализм и другие. Японский учёный Масуда в 1996 году издал работу «Информационное общество как постиндустриальное общество» и доказал большую роль информации в современном мире и описал новые города будущего «Компьютерполисы» с развитыми информационными системами.

Появились сочинения  учёных, в которых они предупреждали об опасности чрезмерного увлечения развития науки и техники. Замятин, в романе «МЫ», пишет, что бытие будущего – это «машинный рай», где место животных займут роботы, а место привычных запахов заменит бензин.

Бредбери, в  романе «451° по Фаренгейту», пишет, что каждый человек томится под гнётом государства. Люди не будут различаться, не будет гениев.

Оруэлл пишет, что в будущем государство  будет контролировать духовный митр человека. Когда изобрели печатный станок, он облегчил управление общественным мнением. Кино и радио ещё дальше продвинулись в этом направлении. А с развитием телевидения, с изобретением монитора, личной жизни пришёл конец. Человека можно кормить пропагандой. С помощью СМИ появилась возможность не только подчинить человека воле государства, но и навязать единство мнений.

 

26. Проблема бытия, его смысл и познавательное значение.

Понятие бытия  – одно из самых древних в философии. «Бытие» - быть, есть. Значение бытия: понятие  «бытие» возникло из стремления человека познать окружающий мир, как единое целое. С помощью понятия «бытие» даётся ответ на важный мировоззренческий вопрос о том, что есть мир. Представление о том, что такое бытие изменялось в истории философии:

1. Представление бытия  сформировалось в древности. Демокрит  подчёркивал, что первооснова бытия – атомы. Платон говорил, что подлинное бытие только в мире идей.

2. В средние века, бытие  рассматривалось, как сотворённый  Богом мир.

3. С эпохи Возрождения  и Нового времени, бытие стало  рассматриваться, как физическая  реальность.

4. В немецкой классической  философии соединились два подхода к трактовке бытия:

  • идеалистический подход Гегеля, который считал, что подлинное бытие у абсолютной идеи;
  • материалистический подход Л. Фейербаха, который считал, что реальное бытие у природы;

5. В марксистской философии  учение о бытии было продолжением традиции философского материализма.

Бытие – это  философское понятие для обозначения  всего того, что существует, имеет  место.

Характеристика бытия.

1. Бытие охватывает  собой бесконечное  многообразие, как материальных, так и духовных  предметов и явлений.

2. Бытие – есть всё,  что реально существует.

3. Бытие – понятие  предельно широкое, т.к. охватывает  собой все виды реальности: известные  и неизвестные.

4. Бытие – это сложная  совокупность всего существующего.  Мир – как единое целое.

В истории философии длительное время существуют два альтернативных подхода к осмыслению бытия:

1. Философский материализм (линия Демокрита). Характерно то, что для материализма природа материи стоит на первом месте, как объект сознания, а всё остальное рассматривается, как продукт её длительной эволюции.

2. Философский идеализм (линия Платона). На первый план всегда выдвигается дух в различных его проявлениях.

Важнейшие проявления (слои) бытия.

1. Бытие природы, как  мир её вещей, состояний.

2. Бытие человека, как уникального живого существа.

3. Бытие общества, как  мир духовно-нравственной деятельности  людей.

4. Бытие духовного  или мир духа, как особого рода  реальности.

 

27. Изменение представлений о материи в истории философии. Философское понятие «материя».

Понятие материи (вещь) является основным в философском материализме. Значение: понятие «материя» концентрирует в себе длительный опыт в познании мира и человека с позиции естествознания, и просто здравого смысла, объясняя мир естественными причинами. Представления о том, что такое материя изменялись в философии по мере накопления научных знаний о мире:

1. Первое представление  о материи возникло в древней  философии в связи с попыткой  найти некую первооснову мира. Считалось, что материя – это  нечто вещественное. Фалес считал, что первооснова мира – вода.

2. Новое время XVII вв. – Бекон, Спиноза, Локк считали, что материя – это совокупность физических тел,  в ней выделялись различные виды вещества. Многие считали, что материя – это вся природа.

3. В середине XIX века, были сделаны три крупных открытия в естественных науках: «Закон сохранения и превращения энергии», «Клеточная теория строения растительного и животного мира», «Эволюционная теория Дарвина».  На основании этих открытий классики марксизма сделали правильный вывод о том, что материя – это всё то, что существует вне и независимо от нашего сознания.

4. На рубеже XIX – XX вв., в естественных науках был сделан ряд выдающихся открытий:

1895 г. –  открытие лучей Рентгена.

1896 г. –  открытие явления радиоактивности.

1897 г. –  открытие первой внутриатомной  частицы (электрона).

1905 г. –  открытие теории относительности  (Эйнштейн).

На основании этих открытий, некоторые философы пришли к выводу, что материя исчезла, началась идеалистическая реакция  в науке. Однако в 1906 году В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» переосмыслил открытия в естествознании и доказал, что не материя исчезла, а исчез тот предел, до которого мы знали материю. В этой работе, дано определение матери. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания и данного нам в ощущении. Это определение материи является абстрактно истинным т.к. в нём указаны два свойства, которые постоянны:

  1. Материя – это объективная реальность, т.е. она существует независимо не от человека, не от человечества.
  2. Материя дана нам в ощущениях, она действует на наши органы чувств, а значит, мы можем её изучать, познавать.

В данном учении нет характеристик  и свойств, т.к. они постоянно уточняются по мере накопления знаний.

Информация о работе Философия, её роль в жизни человека