Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:27, лабораторная работа
Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира челов
6. Философия Древнего Востока.Индия.
На развитие древнеиндийской
философии оказало влияние
Основной школой древнеиндийской философии – Буддизм. Основатель школы – принц Гаутама (563-483 гг. до н. э.). Четыре истины Буддизма:
1. Жизнь – это страдание (рождение, старость, разлука с приятным, смерть). Кем бы не был человек, он обречён на страдание.
2. О происхождении
страдания: корень страдания –
в жажде жизни, в жажде
3. Страдание имеет причину, а значит его можно прекратить путём прекращения этой жажды.
4. О пути освобождения от страданий. Истины:
1) Правильная решимость
(воля преобразовать свою
2) Правильная речь (воздержание от лжи, клеветы, грубости).
3) Правильные действия (не причинение зла живому, воздержание от воровства, жить честным трудом, отказ от пьянства).
4) Правильные усилия (борьба
с соблазнами и дурными
Итогом этого сложного пути должно стать состояние полной невозможности, безразличия – Nirvana.
Школа Джайданы.
Секты:
1. Одетые в белое - закрывают рот белой повязкой.
I ступень – оставить семью, остричь волосы, жить на подаяние при храме;
II ступень – только набедренная повязка, есть рис с ладони один раз в день;
III ступень – всегда обнажён, есть рис через день.
Главная цель в жизни человека – преодоление власти внешнего мира и обретение собственного совершенства. Джайданы считают, что можно освободиться от влияния злой кармы с помощью добрых дел и скромного образа жизни.
Джайн всегда придерживается четырёх принципов:
Индийская философия
обладает сильной стороной в том,
что она обращена к душе человека,
его сложным психическим
7. Становление древнегреческой философии.Учение Демокрита.
В древнегреческой философии отчётливо сформировались два основных типа философского мышления: материализм и идеализм; выявились важнейший области философского знания: логика, этика, эстетика. В развитии древнегреческой философии принято выделять три важных периода:
Самой древней философской школой – стала Милетская школа. В этой школе творили семь мудрецов, которых интересовали три проблемы:
1. Проблема происхождения мира. Считалось, что сначала возник Хаос, потом Земля, потом Тартар, потом Эрос.
2. Что является первоосновой мира? Первый древнегреческий философ Фалес считал, что первооснова мира – это вода. Вода – матерь всех вещей. Фалес говорил: «Всё из воды, всё в воду».
Другой древнегреческий философ Гераклит считал, что первоосновой мира является огонь. Анаксимен считал, что первоосновой мира является воздух.
3. Вопрос о развитии мира. Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики, как философского учения о взаимосвязях и развитии всего существующего. Положения философского учения:
Другой философской школой была школа Элеатов. Эти философы главное внимание уделяли проблеме бытия и движения. Зенон разработал 40 аккорий, в которых он пытался обосновать отсутствие движения вопреки его очевидности и наглядности. Наиболее известными являются 3 аккории Зенона:
1) Деление напополам. Движение не может начаться, т.к. движущийся предмет дойти до половины пути прежде чем он дойдёт до конца. Но чтобы дойти до половины, сначала он должен дойти до половины половины, и т.д.
2) Ахиллес и черепаха.
Значительный вклад в древнегреческую философию внёс основатель материализма, первый энциклопедический ум среди греков – Демокрит (460-370 гг. до н. э.) Демокрит создал много произведений на самые различные темы (красота слов, земледелие, питание). Два основных труда Демокрита:
1. «Большой мирострой». В этом произведении Демокрит ставит задачу создать учение о бытии, о глубоком понимании мира:
2. «Малый мирострой».
Демокрит пишет о живоё
а) О дружбе. Демокрит высоко ценит дружбу, но истинную. Чтобы не ошибаться в людях, нужно судить о них по делам, а не по словам.
б) О воспитании. Цель воспитания – достижения добродетеля. Лучше добиваться этой цели убеждениями и доводами, а не принуждением.
в) Об обществе. Богатство и бедность будут всегда. Богат не тот, кто много имеет, а тот, кто мало желает.
г) О счастье. Счастье не в стадах и золоте, а в душе. Хороший дух – это такое состояние, при котором душа живёт безмятежно и спокойно, не волнуемая никакими страхами, переживаниями.
Основной принцип Демокрита: «Проживи незаметно».
8. Классическая древнегреческая философия. Школа софистов и Сократ.
Период рассвета древнегреческой философии во II половине V в. до н. э. в Греции появились софисты – учителя мудрости. Отличия софистов:
1. Софисты требуют
проверки на прочность любого
утверждения; требуют
2. Софисты впервые начали учить искусству слова (риторике, логике) и брали гонорары за обучение.
3. Исходным принципом
софистов – был принцип: челове
Сократ (470 – 399 гг. до н. э.) критиковал софистов. Он считал, что его призвание в том, что он приставлен к афинскому народу, как обод к коню, чтобы люди не впадали в духовную спячку, т.е. не заботились о своей карьере, делах, больше, чем о самих себе. Т.е. о своей нравственности и самосовершенствовании.
Основной задачей своей философии, Сократ считал оказание помощи человеку в его познании самого себя. В основе исследования человека по Сократу лежит активное самосозерцание и размышления человека о самом себе. Сократ был мастером диалога и считал наличие знания у человека важнейшей нравственной характеристикой. Безнравственный поступок – плод незнания. Знать доброе – значит следовать ему и быть счастливым.
9. Объективный идеализм Платона. Философия Аристотеля.
Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – ученик. Основные труды Платона: «Мир», «Государство». При внешней бессистемности, взгляды Платона глубоко продуманы и включают 8 направлений:
Платон был первым философом, который понял, что история философии – это история борьбы материализма и идеализма. Платон – основатель объективного идеализма. Он разработал учение о мире идей, его содержание. Здесь в нашем мире всё возникает на время, а исчезает навечно. Лишь «мир идей» - это вечный, подлинный мир. «Мир идей» - это занебесная область, которая занимает бесцветные, бесформенные, неосязательные сущности. Эти сущности являются прообразом материальных вещей, их источником.
О материи. Материя нужна, мир не может без неё обойтись, но она безжизненна. Лишь идея, сущность вдохнут жизнь в материю.
О познании. Познание – припоминание человеком того, что его душа знала до рождения.
Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – ученик Платона. Аристотель занимался многими направлениями философии и является создателем: этики, логики, биологии. Основной труд – «Метафизика»:
1. Аристотель разработал
учение о сущем и сущности.
Сущее – совокупность
2. Аристотель разработал
учение о четырёх
2) Формальная причина – что это есть?
3) Движущая причина – откуда начало движения;
4) Целевая причина – ради чего сделана вещь.
10. Эллинизм в древнегреческой философии (эпикуризм, стоицизм, скептицизм). Учение Эпикура.
Философия Аристотеля не
завершает Древнегреческой
Самой крупной фигурой философии периода эллинизма является Эпикур (341-270 г. до н.э.). Сын афинянина, начал рано изучать философию, создал школу «Сад Эпикура», написал 37 книг, общее название которых «О природе».
Основные идеи: призывает к полному отказу от социальной активности. Он отмечает, что индивид первиче6н, а общественные связи зависят от отдельных лиц, их желаний. Общественный союз не высшая цель, а средства для личного благоденствия. Главной темой в работах является вопрос счастья человека. Он считает, что счастье это цель человеческой жизни и подчеркивает, что счастье он понимает как удовольствие и цель счастливой жизни: здоровое тело и безмятежность души. Эпикур считал, что, говоря о счастье человека, что нельзя, чтобы страх предстоящей смерти заглушил в человеке тягу к благополучию. Счастье это всегда удовольствие. Это отсутствие страдания. Эпикур дает классификацию удовольствию:
Делит их на:
Исходя из классификации, Эпикур делает вывод, что страдания души худшие по сравнению со страданиями тела. Тело страдает только из-за настоящего, а душа еще из-за прошлого и будущего. Отсюда удовольствие души более значительны.