Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 17:38, реферат
Философия эпохи Просвещения привлекает к себе наше внимание еще и потому, что многие ее ориентиры, связанные с преувеличенными надеждами на разум, науку, просвещение, в середине XX столетия стала и нашими ориентирами. В середине XX века мы были захвачены перспективами научно-технического прогресса и многие идеи философии истории XVIII века получают свое второе рождение в «технологическом детерминизме» XX века. Как в XVIII веке мы сталкиваемся с описаниями ряда философов по поводу возможных негативных последствий научного прогресса для человека, так и в XX веке в работах многих философов сквозит то же беспокойство и та же тревога за судьбу человека, увлеченного научно-техническим процессом и столкнувшегося с массой проблем, вызванных этим прогрессом.
1.Введение
2.Философия эпохи просвещения
3.Заключение
Список использованной литературы
Развитие
материалистических идей в странах
Западной Европы в XVIII веке не оставалось
незамеченным со стороны религиозно-
Усматривая
основную опору материализма в понятии
материи как объективной
Другой
философской школой, возникшей в
XVIII веке и противопоставившей себя
материализму, является «философия здравого
смысла». Её родиной является Шотландия,
а основатель её - Т. Рид. Согласно этой
философии исходными
Философы
XVIII века большое внимание уделили
и вопросам социально-политического
характера. Были восприняты многие идеи
Д.Локка: «естественное право» с
его принципами, правовое равенство
индивидов и др. Вольтер, подвергая
резкой критике феодальные порядки,
доказывал вслед за Д. Локком, что
человека никто не имеет право
лишить ни жизни, ни свободы, ни собственности.
Частную собственность он рассматривал
как необходимое условий
Отвергая
добуржуазные формы общности (и прежде
всего феодальные), философы XVIII века
предлагают новую - юридическую всеобщность,
перед которой все индивиды равны.
Вольтер во Франции, Лессинг в
Германии выступают с критикой религиозной,
национальной и сословной нетерпимости.
Юридическая всеобщность должна
обеспечить необходимое согласование
интересов индивидов с
Более
развернутую картину
Гердер отмечал исключительную роль преемственности в развитии общества. Эту преемственность он рассматривая как необходимое условие прогресса, необходимое условие достижения идеала гуманности. А этот идеал гуманности он связывал с достижением богоподобного человека: доброго, бескорыстного, любящего труд и знание и т.д.
XVIII
век - это век поклонения разуму,
науке, век больших надежд на
науку в плане содействия
Одним из этих философов был Д. Юм. Указывая на то, что и в философии, и в естествознании шли бурные споры о материи (есть ли она, и если есть, то что она собой представляет), Д. Юм заявлял, что все эти споры доказывают лишь одно: вопрос о существовании вещей, материальных объектов не имеет строго научного решения. Д. Юм полагал, что в отличие от материи ощущения обладают преимуществом непосредственной очевидности. Иллюзорными считал Д. Юм и все наши суждения об объективных причинно-следственных связях. Из того, что одно явление устойчиво (неизменно) предшествует другому, нельзя выводить будто предшествующее явление порождает другое. Нам в ощущениях дано лишь следование явлений друг за другом, а порождают ли они одно другое - это нам выяснить не дано, это не для науки. Д. Юм не допускает в науку не только суждения о материи, но и суждения о боге. Он допускает причиной порядка, гармонии в мире нечто подобное разуму, лежащему в основе мира, но он отвергает при этом и традиционное учение о боге, и отмечает, в частности, дурное влияние религии на нравственность и гражданскую жизнь.
Идеи Д. Юма были усвоены немецким философом И. Кантом, причем И.Кант не просто усвоил эти идеи, но и начал развивать их дальше. В научной деятельности И. Канта можно выделить два периода. В первый период И. Кант был преисполнен оптимизма в познании природы, в познании Вселенной. Он сам стал автором «Всеобщей естественной истории и теории неба». Но вскоре, в начале 70-х годов XVIII века, после знакомства с работами Д. Юма И. Кант приходит к мысли о том, что человек если и познает что-то, то только не природу саму по себе (существующую независимо от человека), не реальные природные процессы сами по себе.
Если Д. Юм и И. Кант подвергли сомнении возможности науки в плане познания природы, то Ж.Ж. Руссо (Франция) выступил в своих работах против основной идеи, пронизывающей всю «философию истории» XVIII века, т.е. против тезиса о том, что именно наука и просвещение являются движущей силой и истинными рычагами общественного прогресса. Отмечая пороки современного ему общества, он доказывал, что корни всех этих пороков следует искать не в невежестве людей, а в имущественном неравенстве, в однажды утвердившемся в обществе господстве частной собственности.
Родоначальником русского Просвещения выступил В.Г.Белинский, ставший на позиции уже достаточно зрелого просветительства во всех частях своего мировоззрения, в том числе в философии, в последний, третий период своей жизни и деятельности, т.е. в 40-е годы XIX ст.
До этого лишь отдельные части его мировоззрения носили просветительский характер, мировоззрение же в целом облекалось в непросветительские, романтические философские формы. В русле становящегося на рубеже 30-40-х годов русского Просвещения развивались также М.А. Бакунин, А.И. Герцен и Н.П. Огарев, идейно-философская эволюция которых проходила – при всей индивидуальной специфике – в формах, аналогичных формам развития мировоззрения Белинского.
Расцвет русского просветительства падает на 60-е годы XIX в. (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев и их единомышленники). Мировоззрения шестидесятников XIX в. – наиболее зрелые, классические формы Просвещения в России.
В наиболее чистом виде Просветительство
40-60-х годов XIX в. выражено в индивидуальных
воззрениях Добролюбова и Писарева;
преимущественно “чисто”
Зародыш народнического мировоззрения,
прежде всего, в его учении об общине;
постпросветительский, преднароднический
элемент в гораздо более
Ж.Ж. Руссо идеализирует естественное начальное состояние общества, когда еще не было этой частной собственности, когда все люди были, как он думал, равны и никто ни от кого не зависел: не было ни потребителей, ни производителей, не было разделения труда, т.е. того, что жестко связывает одного человека с другим. Такое общество, полагал он, отличает естественная нравственная чистота. Но вот один человек вдруг заявил, что “эта вещь - моя”. И люди на беду свою его не остановили. С этого и начинаются все наши беды, все пороки современного общества Общая характеристика философии эпохи просвещения.
Заключение
XVII
и XVIII века - это время особых
исторических изменений в
Уже в XVII веке многие полагают, что «знание - сила» (Ф. Бэкон), что именно «практическая философия» (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать «господами и хозяевами» этой природы (Р. Декарт).
В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум.
Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого «истинного друга прогресса и человечества» является «просветление умов», просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства.
Первой в эпоху Просвещения вступает Англия. Для английских просветителей (Д. Локк, Д. Толанд, М. Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм.
Английское
просвещение было просвещением для
избранных, носило аристократический
характер. В отличие от него французское
просвещение ориентировано не на
аристократическую элиту, а на широкие
круги городского общества. Именно
во Франции в русле этого
Философия для Х.Вольфа - это «мировая мудрость», предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний.
Подводя итоги о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:
1.
получает заметное развитие
2.
развиваются деистические
3.
формируется новое
Французские материалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано и среди взаимосвязей выделяли причинно-следственные связи. Природа представлялась им как царство одной лишь необходимости; случайность в самой природе отвергалась. Этот детерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их к фатализму, т.е. к убеждению, что в жизни человека все уже предопределено объективными законами и судьба наша от нас не зависит.
Французские материалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой познания они рассматривали опыт и показания органов чувств.
Французские
материалисты доказывали, что история
определяется прежде всего сознанием
и волей выдающихся личностей. Они
склонялись к мысли о том, что
лучшее правление обществом - это
правление просвещенного
Развитие
материалистических идей в странах
Западной Европы в XVIII веке не оставалось
незамеченным со стороны религиозно-
Усматривая
основную опору материализма в понятии
материи как объективной
Другой
философской школой, возникшей в
XVIII веке и противопоставившей себя
материализму, является «философия здравого
смысла». Её родиной является Шотландия,
а основатель её - Т.Рид. Согласно этой
философии исходными
Философы XVIII века большое внимание уделили и вопросам социально-политического характера.
Отвергая добуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают новую - юридическую всеобщность, перед которой все индивиды равны.