Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:47, реферат
Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и культуры человечества. Её начало связывают с 1718 годом, когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Вольтера. Вольнодумный, критический пафос трагедии отразил кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещённого критического разума, дух сомнения и скептицизма.
ВВЕДЕНИЕ.
Тема моего реферата «Философия эпохи Просвещения». Для раскрытия данной темы необходимо рассмотреть общую характеристику философии Французского Просвещения и её основные проблемы, концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения, а также необходимо раскрыть социально-философское значение Французского Просвещения.
Эпоха Просвещения – одна из самых
ярких в развитии философии и
культуры человечества. Её начало связывают
с 1718 годом, когда в Париже была осуществлена
первая постановка трагедии «Эдип» Вольтера.
Вольнодумный, критический пафос
трагедии отразил кризис христианского
самосознания в духовной жизни Франции
первой четверти XVIII века. Господствующим
догмам католического сознания были
противопоставлены права
1.ФИЛОСОФИЯ
ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ:
Представителями первого поколения просветителей, стоящими у истоков Французского Просвещения были Вольтер и Шарль Монтескьё.
Негативное отношение к
В 40-е годы XVIII в., когда развитие
естественных наук, художественной литературы,
драматургии, философии перерастает
в обширное движение духовной жизни,
просветительская мысль во Франции
достигает своего расцвета. В этот
период формируется мировоззрение
второго поколения
Можно выделить некоторые отличительные черты философии Французского Просвещения:
- чётко выраженная
- неразрывная связь философских
воззрений просветителей с
- гуманистическая ориентация
- социально-критическая
Радикализм философии
Необходимость решения этой задачи
была вызвана тем, что в дореволюционной
Франции католическая церковь была
одной из самых мощных организаций,
располагавших огромными
Культ и тиранию церкви над человеческим разумом осуждали в своих произведениях Ш. Монтескьё, Ж-Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро и другие французские просветители.
Феодально-клерикальным догмам и религиозному фанатизму официальной церкви французские просветители противопоставили концепцию «естественной религии».
Под «естественной религией»
Утверждая независимость моральных категорий добра и зла от Бога, французские просветители приходят, в конечном счете, к религиозно-моральному космополитизму. Истинная религия разумна и в силу этого космополитична. Её содержанием является универсальная мораль, догмы которой включают немногие, вытекающие из природы, положения. Религия, догматы которой оскорбляют универсальную мораль, ложна и её применение ведёт к дурным последствиям.
Большое внимание просветители уделяли обоснованию материалистической концепции природы. Эта концепция стала одной из центральных в труде Поля Гольбаха «Система природы».
В качестве сущности и основы всех
процессов природы Гольбах
Фундаментальные положения о качественном многообразии форм материи, об универсальности движения во Вселенной Гольбах формулирует на основе достижений физики и химии, что вступало в противоречие с господствующей в то время механистической картиной мира.
С позиций последовательного
Отрицание случайности явилось данью механистическому пониманию мира, которое Гольбах не смог преодолеть до конца. Механистический подход к пониманию природы и мира в целом был присущ и другим французским просветителям – Ж. Ламетри, К. Гельвецию, Д. Дидро.
Этот подход получил название механического материализма. И это вполне объяснимо, так как в XVIII в. из всех естественных наук расцвета и строго научного обоснования достигла классическая механика. Её влияние заметно сказалось и на философии Французского Просвещения.
2.КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
Центральное место в философии Французского Просвещения занимает проблема человека.
При всех различиях основным социально-философским
понятием французских просветителей
стало понятие «природа человека».
Человек рассматривался ими как
всецело физическое, природное, материальное
существо. Поэтому главным моментом
философской антропологии французских
просветителей явилось
Рассмотрение природы
Отвергая теологическое учение
о душе, французские материалисты
считали, что ощущение, мышление, «все
способности души» всецело
Душа, по мнению Ламетри, - это лишённый содержания термин, которым здравый ум обозначает ту часть нашего организма, которая мыслит. Он подчёркивает зависимость всех способностей души от особой организации мозга и всего тела. Отвергая религиозный дуализм в понимании человека, Ламетри рассматривает человека как особым образом организованную сложную машину, наделённую способностями мыслить, чувствовать, ощущать. Он не отрицает и роли воспитания в организации человека-машины.
В отличие от Ламетри Дидро разделяет
теорию врождённого нравственного
начала английского просветителя А.
Шефтсбери. Важнейшим проявлением
морального чувства Дидро считал
стремление к взаимной любви и
поддержке, к добродетели. Но природная
склонность к добру не исключает,
по мнению Дидро, морального воспитания,
которое лишь укрепляет естественную
добродетель и формирует
В работе «Элементы физиологии» Дидро рассмотрел обширный естественно-научный материал, который послужил ему основанием для вывода о естественном происхождении жизни, эволюции животного мира, формировании психики человека. На примере Ламетри и Дидро можно видеть, что изучение естественных наук в целом оказало существенное влияние на стиль философского мышления французских просветителей.
С позиций умеренного деизма рассуждал о слабости и ничтожности человека Вольтер. В «Трактате о метафизике» и «Философских письмах» он отстаивает «материальность души и сознания» человека, а понятие человеческой судьбы трактует на основе естественно-научного детерминизма. Ограничивая свободу Бога, он отстраняет его от предопределения человеческой судьбы. Человек подчинён законам природы и в этом состоит его судьба и несвобода. Вольтер считает человека общественным существом, «социальным животным», которое испытывает потребность в обществе. Социальные свойства, по мнению Вольтера, есть основной признак человека.
Своеобразное понимание
Философская антропология французских просветителей была тесно связана с их социально-философскими воззрениями. Выступая против теологического объяснения общественных процессов, они утверждали доминирующую силу просвещённого человеческого разума в истории. Из этого принципа французские просветители выводили главный идеал «просвещённого правления».
Осуждая жестокий «деспотизм на троне», Ламетри предлагает пересмотреть принципы социальной жизни людей на просветительских началах: «на весах мудрости и общества». В этом пересмотре главную роль он отводил философии, которая, по его словам, оказывает значительное влияние на общественное благо, являясь «светом разума, законов и гуманности».
Только разум, «просвещённый светом философии», утверждал Ламетри, способен дать твёрдую опору для построения справедливого общества.
Ламетри в работе «Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье» утверждал, что люди от природы вероломны, коварны, злы и потому дурных людей всегда больше, чем добродетельных, живущих своим собственным благом ради общества. В связи с этим характерной чертой цивилизации он называет постоянный конфликт между прирождённой «злобностью» людей и добродетелями, которые культивируют общество.
Точка зрения Ламетри совершенно неприемлема,
оказалась для Ж.-Ж. Руссо, который,
напротив, считал, что человек по
природе доброе и хорошее существо
и что единственно его
В самом значительном своём труде
«Об общественном договоре, или Принципы
политического права» Руссо, как
и все французские
Руссо отстаивал в целом утопическую
идею социального эгалитаризма устранение
неравенства путём
Реализация свободы и
П. Гольбах свою социально-философскую концепцию тесно увязывает с этической. Он отвергает идеализирование Руссо первобытного состояния общества как «счастливого прошлого» и считает, что подобное «естественное состояние» является надуманным и противоречащим человеческой природе, так как человек всегда существовал в обществе.
Сущность общества Гольбах видел, прежде всего, в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их стремлении к счастью.
Источник пороков и бедствий
общества Гольбах толкует с
Просветительские позиции в понимании источников развития общества отстаивал Жан Антуан Кондорсе. Он считал законным неравенство как следствие права собственности и развивал идеи полной свободы торговли. Естественные права индивидов Кондорсе усматривал в трёх аспектах: (1) право личной собственности на необходимые вещи для удовлетворения естественных потребностей; (2) право частной собственности на вещи, созданные трудом человека; (3) право на землю, приведённую человеком в пригодное для земледелия состояние.