Философия эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 16:02, реферат

Описание работы

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру
голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

Файлы: 1 файл

философия эпохи возраждения.docx

— 34.79 Кб (Скачать файл)

                          Введение

 

      Важным  этапом развития  философской   мысли  является  философия   эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных  сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на  дальнейшее развитие культуры и философии.

      Эпоха  Возрождения (Ренессанса), охватывающая  период с  XIV  по  начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового  феодализма.  Вряд ли правомерно отрицать  самобытность  этой  эпохи,  считая  ее,  по  примеру

голландского культуролога И. Хейзинги,  «осенью Средневековья».  Исходя  из того, что эпоха Возрождения является периодом,  отличным  от  Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их  связи  и  точки соприкосновения.

 

 

                         Общая характеристика эпохи

 

      Сами  деятели Ренессанса противопоставляли   новую  эпоху  Средневековью как периоду темноты  и  невежества.  Но  своеобразие  этого  времени  скорее составляет не  движение  цивилизации  против  дикости,  культуры  -   против варварства, знания —  против  незнания,  а  проявление  другой  цивилизации, другой культуры, другого знания.

      Эпоха   Возрождения  —  это  переворот   в  первую  очередь  в   системе

ценностей, в оценке всего сущего и отношении к  нему.

      Возникает  убеждение в том, что человек  — высшая ценность. Такой взгляд на  человека  обусловил  важнейшую  черту  культуры  Ренессанса  —  развитие индивидуализма   в   сфере   мировоззрения   и    всестороннее    проявление индивидуальности в общественной жизни.

      Одной  из характерных  черт  духовной  атмосферы  этого  времени   стало

заметное оживление  светских  настроений. 

      Светский  характер присущ и такому яркому  явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком  смысле  слова  гуманизм  представляет  собой  образ мышления,  который  провозглашает  идею   блага   человека   главной   целью социального и  культурного  развития  и  отстаивает  ценность  человека  как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и  в  наше  время.  Но как  целостная  система  взглядов  и  широкое  течение  общественной   мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.

      В  формировании ренессансного мышления  огромную роль  сыграло  античное культурное наследие. Возрождение  античности,  собственно,  дало  название   всей   эпохе   (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).

      Особое  место в духовной культуре  этого времени занимает  философия,  и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая  особенность философии  Возрождения  —  антисхоластическая  направленность   взглядов   и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта  —  создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

      Наконец,  если философия  Средневековья   теоцентрична,  то  характерная

особенность философской  мысли Возрождения — антропоцентризм.  Человек  —  не только важнейший объект философского рассмотрения, но  и  центральное  звено всей  цепи  космического  бытия.  Обращение  к  человеку   и   его   земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в  Италии,  а на рубеже XV—XVI вв. становится общеевропейским явлением.

 

                   Гуманистическая мысль эпохи  Возрождения

 

      Термин  «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э.  известным  римским  оратором  Цицероном (106—43 до н. э.).  Для него  гуманность  — это воспитание  и образование человека,  способствующее  его  возвышению.  В  совершенствовании   духовной природы человека основная роль отводилась  комплексу  дисциплин,  состоящему из грамматики, риторики,  поэзии,  истории,  этики.  Именно  эти  дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название 

гуманитарные дисциплины.

      Родоначальником   гуманизма  единодушно  считается   поэт   и   философ

Франческа Петрарка (1304—1374). В его  творчестве  —  начало  многих  путей, которыми  шло  развитие  ренессансной  культуры  в  Италии.  В  трактате  «О невежестве собственном и многих других»  он  решительно  отвергает  присущую Средневековью   схоластическую   ученость,   по    отношению    к    которой демонстративно  провозглашает  свое  якобы  невежество,  ибо  считает  такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.

      В  упомянутом трактате проявляется  принципиально новый подход к   оценке античного  наследия.  По  убеждению  Петрарки,  прийти  к  новому   расцвету литературы,  искусства,  науки  позволит   не   слепое   подражание   мыслям замечательных предшественников, а стремление  подняться  до  высот  античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее.  Эта линия, намеченная Петраркой,  стала  ведущей  в  отношении  гуманизма  к  античному наследию.

      Первый  гуманист считал, что  содержанием   подлинной  философии  должны стать  науки  о  человеке,  и  во  всем   его   творчестве   звучит   призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

      Своими  рассуждениями Петрарка заложил  основу формирования  личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность  осознает  себя  по- разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее  как личность,  чем более его  поведение  соответствовало  нормам,  принятым  в  корпорации.  Он утверждал себя через максимально деятельное включение в  социальную  группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок — такова  общественная  доблесть, требовавшаяся   от   индивида. Человек   эпохи   Возрождения    постепенно отказывается   от   универсальных   средневековых   понятий,   обращаясь   к конкретному, индивидуальному.

      Гуманисты  вырабатывают новый подход к  пониманию  человека,  в   котором огромную роль играет понятие деятельности.  Ценность  человеческой  личности для них определяется не происхождением  или  социальной  принадлежностью,  а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

      Ярким   воплощением   этого   подхода   может    служить,    например, разносторонняя деятельность известного  гуманиста  Леона  Баттисты  Альберты (1404—1472).  Он  был архитектором,  живописцем,   автором   трактатов   об искусстве, сформулировал  принципы  живописной  композиции  —  равновесия  и симметрии цвета, жестов  и  поз  персонажей.  По  мнению  Альберта,  человек способен  одержать  верх  над   превратностями   судьбы   лишь   собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает  быть  побежденным.  Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».

      Однако  было бы неправильным идеализировать  гуманизм, не  замечать  его индивидуалистических  тенденций.  Подлинным  гимном   индивидуализму   можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философском сочинении   «О   наслаждении»   неотъемлемым   свойством   человека    Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом  же  нравственности  у  него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто- то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь,  чтобы  погибла родина,  словно   с   твоей   гибелью   не   погибнет   и   она».   Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

      Гуманистическая  мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на  особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое  его  положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494)  в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира:

     Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь  его  удивительными творениями, мыслители эпохи  Возрождения  неизбежно  приходили  к  сближению человека с Богом.

      В  подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396—1472), Марсилио Фичино (1433—1499),  Томмазо  Кампанеллы  (1568—1639),  Пико  (1463—1494)   и   др. проявилась  важнейшая  характеристика  гуманистического  антропоцентризма  — тенденция к обожествлению человека. Однако гуманисты не были  ни  еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались  верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на  первом  месте  должен стоять Бог, а затем  —  человек,  то  гуманисты  выдвигали  на  первый  план человека, а затем говорили о Боге.

      Присутствие   Бога  в  философии  даже  самых  радикально   настроенных

мыслителей Возрождения  предполагало вместе с  тем  критическое  отношение  к церкви  как  социальному  институту. 

      В   сочинениях  Лоренцо  Валлы,  Леонардо  Бруни   (1374—1444),   Поджо Браччолини (1380—1459), Эразма Роттердамского (1469—1536) и др.  содержатся выступления  против  светской  власти  римских  пап,  разоблачения   пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества.  Однако  это  не помешало многим гуманистам  стать  служителями  церкви,  а  двое  из  них  — Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини — даже были возведены в XV в. на папский престол.

      Надо  сказать, что до  середины  XVI  в.  преследования  гуманистов  со

стороны  католической  церкви  —  явление  крайне  редкое.  Поборники  новой светской  культуры  не  боялись   костров   инквизиции   и   слыли   добрыми христианами. И только Реформация заставила церковь перейти в наступление.

 

                Социально-философская мысль эпохи Возрождения

 

      Особое  место в философии Возрождения  занимают концепции, обращенные  к проблемам государства: основанные на реалистических  принципах  политические теории Никколо Макиавелли (1469—1527) и Франческо Гвиччардини (1482—1540)  и социальные утопии Томаса Мора (1479—1555) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639).

 

                       Философские взгляды Маккиавелли

 

      Самым  крупным и оригинальным из  них был итальянский мыслитель,  историк и государственный деятель  Никколо  Макиавелли,  автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».

      Средневековую   концепцию  божественного   предопределения   Макиавелли заменяет идеей фортуны, признавая  силу  обстоятельств,  которые  заставляют человека считаться с необходимостью. Но  судьба  лишь  наполовину  властвует над человеком, он  может  и  должен  бороться  с  обстоятельствами.  Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту (virtu)  — воплощение человеческой энергии, умения, таланта.

      Подлинным   воплощением  свободы   человеческой   воли   является   для

Макиавелли  политика,  в  которой  существуют   «естественные   причины»   и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности,  предвидеть  ход событий и принять необходимые меры.  Задачу  политической  науки  Макиавелли видит в том,  чтобы,  исследовав  реальные  качества  человеческой  природы, соотношение  борющихся  в  обществе  сил,  интересов,  страстей,   объяснить действительное  положение  вещей,  а  не  предаваться  утопическим   мечтам, иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли  решительно  разорвал  узы,  которые  в течение   столетий   связывали   вопросы   политики    с    нравственностью: теоретическое  рассмотрение  политики  было  освобождено   от   абстрактного морализирования. Как сказал известный английский философ XVII в. Ф. Бэкон: «... нам есть за что благодарить Макиавелли  и других  авторов такого  же рода, которые открыто и прямо  рассказывают  о  том,  как  обычно  поступают люди, а не о том, как они должны поступать».

      Политический   реализм   Макиавелли   проявляет    и    при    анализе государственных форм. Будучи  сторонником  республики,  он,  тем  не  менее, считал невозможным объединение Италии на республиканских  началах.  Исследуя деятельность Медичи, Сфорца,  Чезаре  Борджа,  Макиавелли  приходит  к идее «нового  государя»  —  абсолютного  властелина.   Такой   правитель   должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы — чтобы избежать  расставленных капканов, льва — чтобы  сокрушить  противника  в  открытом  бою.  Он  должен придерживаться принципа  твердой  власти,  в  необходимых  случаях  проявляя

жестокость.

      Подобные  рассуждения Макиавелли создали  ему  печальную  славу   учителя тиранов и автора  тезиса  «цель  оправдывает  средства»,  а  его  имя  стало синонимом проповеди политического вероломства и насилия — «макиавеллизма».

      Макиавелли  если и освобождает политического   деятеля  от  непременного следования моральному закону, то  это  происходит  в  силу  необходимости  и объясняется противоречиями социальной действительности.

      Творческое  наследие  Макиавелли  не  свободно  от  противоречий,   но

несомненная заслуга  мыслителя состоит в том, что  он низвел политику с  высот заоблачного  лицемерия  на   реальную   почву,   превратил   ее   в   объект беспристрастного анализа, тем  самым,  возвысив  ее,  с  одной  стороны,  до науки, с другой — до искусства возможного.

 

                      Натурфилософия эпохи Возрождения

Информация о работе Философия эпохи возрождения