Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:36, контрольная работа
Мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер, мировоззренческие конструкции вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов. По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем, которая носит не только духовно-практический, но и на смену образу и символу приходит Логос – разум. Философия зарождается, как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания.
1.Философия как теоретическое ядро мировоззрения
2. Структура философского знания
3. Границы философского знания
4. Место и роль философии в культуре
Список литературы
Контрольная Работа
Тема: Философия как форма духовного освоения мира
Выполнила:
План:
1.Философия как теоретическое ядро мировоззрения
2. Структура философского знания
3. Границы философского знания
4. Место и роль философии в культуре
Список литературы
1.Философия как теоретическое ядро мировоззрения
Мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер, мировоззренческие конструкции вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов. По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем, которая носит не только духовно-практический, но и на смену образу и символу приходит Логос – разум. Философия зарождается, как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила как поиск мирской мудрости ,в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia - мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580 – 500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально это понятие употреблялось в более широком значении: совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле м цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни. Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.
2. Структура философского знания
В первые столетия своего
существования философия не имела четкой
структуры. Первым, кто ясно поставил,
эту проблему, был Аристотель. Учение о
началах сущего он называл «первой философией»
(впоследствии ее стали именовать «метафизикой»);
его учение о чистых формах мышления и
речи у стоиков получило имя «логика»;
кроме того, Аристотель написал книги
по физике, этике, политике и поэтике -
очевидно, считая их также разделами философии.
Несколько позже стоики разделили
философское знание на три предметных
области: логику, физику и этику. Это деление
сохранялось вплоть до Нового времени,
когда каждая школа принялась по-своему
перекраивать структуру философии. Сначала
превратилась в особый раздел философии
теория чувственного познания, которой
Александр Баумгартен дал имя «эстетика».
Затем кантианцы изобрели особое учение
о ценностях - «аксиологию», переименовали
теорию рационального познания в «гносеологию»,
а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке
на свет появились такие дисциплины, как
философская антропология, герменевтика,
грамматология и др.
Какого-либо общепринятого
понимания структуры философского знания
в настоящее время не существует. В учебной
литературе, как правило, фигурируют четыре
отдела: собственно философия, изучающая
законы и категории мышления и бытия; логика
- учение о формах умозаключения и доказательства;
эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном
и безобразном; и этика - теория нравственности,
повествующая о добре и зле и о смысле
человеческой жизни. В отечественной традиции
специализаций философии выделяют: онтологию
и теорию познания, историю философии,
эстетику, этику, логику, социальную философию,
философию науки и техники, философскую
антропологию, философию и историю религии,
философию культуры
3. Границы философского знания
Прежде чем определить «границы» философского знания и усомниться или утверждать правомерность такой постановки проблемы, следует ответить на очередной вопрос: «Что же делают философы, когда они работают? Астрономы наблюдают движение планет, физиологи изучают строение и функционирование человеческого организма и т.д. А философы?» Попытаемся ответить на поставленный вопрос, опираясь на книгу Б. Рассела «Мудрость Запада». Все науки граничат с неизвестным, но, по мнению Рассела, «когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает из науки в сферу умозрения». Таким образом, он полагает, умозрительная деятельность человека и есть философия.
Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение наиболее общих форм человеческого опыта. Другими словами, наука имеет дело с известными фактами, а философия - с умозрением. Целью философии является не просто суммирование данных всех других наук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другими науками. Предметом философии являются всеобщие закономерности природы, общества, человека; отношения объективной действительности и субъективного мира.
4. Место и роль философии в культуре
Понятие «культура»
получило распространение в Европе, начиная
с эпохи Просвещения (18 век). Само же слово
латинского происхождения и переводится
как возделывание, обработка, имеющее
непосредственное отношение к земледельческому
труду, взращиванию злаков. Впоследствии
данное понятие стало использоваться
преимущественно для характеристики явлений
и процессов духовной жизни общества (искусство,
философия, наука, нравственность, религия,
исторические и национальные формы сознания),
хотя неоспоримо значение и материальной
культуры.
Для определения линий взаимосвязи философии
и культуры (материальной и духовной, национальной
и общечеловеческой) важно уяснить исходный,
базовый тезис, что культура во всех своих
проявлениях и формах, исторически (генетически)
- детище человека, различных видов его
деятельности в личностных, групповых
и общественных рамках. Это объективная
реальность, в которой воплощены способы
и результаты деятельности людей – подлинных
творцов культуры. В философии раскрываются
общезначимые природные и социальные
условия творческой деятельности человека,
который «обрабатывает», совершенствует
действительность, а вместе с ней и свою
собственную природу, свои интеллектуальные,
нравственные и эстетические потенции.
Так культура проявляет себя как способ
функционирования сущностных сил личности.
Развитие культуры находится в прямой
связи с освобождением человека от природной
зависимости, его порабощение государством,
обществом, собственными пороками. Свобода,
являющаяся центральной проблемой философской
антропологии, по мере ее достижения определяет
развитие человека результатами собственной
деятельности, а не вмешательством внешних,
в том числе сверхъестественных, потусторонних
сил, тем самым культура получает глубинные
философские основания реализации возможностей
освобожденного труда в создании материальных
и духовных ценностей. Некоторые из них
носят уникальный характер, отличаются
неповторимостью, имеют общекультурное
значение.
Весьма характерно,
что в обществе наблюдается известная
синхронность в развитии философии и культуры:
как их высоких достижений, так и упадка.
Об этом наглядно свидетельствует европейская
история античности, средних веков и Ренессанса.
С этим связан вопрос о критериях развития
культуры, в том числе характер (способе,
уровне) отношений человека к человеку,
обществу, природе, состоянии просвещения
и науки, искусства, философии, литературы;
роли религии в жизни общества; качественной
оценки и степени познания господствующих
норм жизни (гносеологический аспект культуры)
и др.
В философии принято
делить производство на материальное,
духовное и производство человека. Для
культуры это положение имеет общелитодологическиое
значение : не только в том смысле, что
служит основанием для типологии культуры,
но и для такого обобщающего ее определения,
как культивирование «все свойств общественного
человека и производство его как человека
с возможно более богатыми свойствами
и связями, а потому и потребностями –
производство человека как возможно более
целостного универсального продукта общества…»
Культура в концентрированном виде
воплощает в себе итог развития человека,
его материальной (производственно- экономической)
и идеальной (духовной) деятельности. Он
итожится двояко : результатом и выступает
видимое и осязаемое внешнее богатство,
получающее в рыночном хозяйстве форму
растущего количества разнообразных товаров,
услуг и информации, и не зримое, скрытое,
но особой ценности внутреннее богатство
человеческой личности. Философия, используя
аксиологический, т.е. ценностный подход
раскрывает соотношение внутреннего мира
человека, его мировоззренческих ориентиров,
мотиваций, потребностей и интересов,
достигнутого в целом уровня личностной
культуры и внешних форм жизнедеятельности,
направленной на создание общезначимых
образов материальной или духовной культуры.
Тем самым она образует сферу проявления
поддонной сущности человека, выступает
одновременно как побудительный стимул,
необходимое условие и совокупный результат
его развития.
Это значит, что в философии человек
рассматривается не как объект, а в качестве
активного совокупного субъекта, не только
познающего, но и творящего мир культуры.
Если внутренней мир данного субъекта
отличается ущербностью, низким уровнем
интеллектуального, нравственного и эстетического
развития, - без духовности, то он способен
породить лишь гримасы культуры, или антикультуру.
Можно, перефразируя известное выражение,
утверждать следующее: скажи мне, какие
в стране (в ту или иную эпоху) жили или
живут люди, и я скажу тебе, какая там была
или есть культура.
Выработанная философии и культурологии
категория культуры фиксирует меру освоенности
человеком своего внутреннего и внешнего
мира; определённую систему способов и
средств методов и регулятивов человеческой
деятельности. Философская теория культуры
и культурного развития исходит из того,
что это – бесценный источник прогресса
социума и человека, причел прогресса
нелинейного и небезусловного. Культура
– наследственный человеческий интеграл.
Она не локализует свои феномены (явления)
в отдельных сферах общества, выступая,
как форма существования или экзистенции,
будучи не сводима к частностям природного,
социального и духовного бытия.
Философский смысл имеет широкая проблематика
культуры, включая определение системы
её норм и ценностей, степени их укоренённости
в обществе; ее социальных носителей, теоретического
и художественного содержания; закономерностей
наследования культуры, преемственного
развития в духовной сферы; типа в взаимосвязи
культуры с социальной действительностью;
социально-территориальных особенностей,
соответствия национальному характеру,
ментальным особенностям населения; ее
отношения к власти, общественному и государственному
строю и др. Главный вывод, который вытекает
из рассмотрения вопроса о соотношении
философии и культуры, состоит в том , что
в этом мире только от человека зависит,
какую культуру он создаст и в какой мере
она облагородит (или подорвет) ее бытие
и возвысит (или унизит) его дух.
Раскрывая роль философии в культуре,
в жизни человека и общества, нельзя применять
к философскому знанию так называемый
утилитарный подход и искать в нем некую,
пользу. В отличии от предметов домашней
утвари и иных вещей, духовная культура
ведь не несет в себе непосредственной
пользы. Роль философии вернее всего будет
сравнивать с ролью серьезного искусства.
В самом деле, можно ли вести речь о «пользе»
музыки Моцарта?, картины Рафаэля?, книг
Л.Н.Толстого? По-видимому, в данном случае
требуется иные мерки и оценки.
Известно, что искусство развивает у человека
чувственность и образное (художественное)
мышление. Философия же формирует интеллект,
развивает способность к творческому
понятийному в своей основе мышлению.
Искусство учит находить прекрасное в
жизни, а философия научит мыслить свободно
и критически. Искусство помогает человеку
рождать фантазии, а философия – делать
высокие обобщения. Вот почему она есть,
по словам И.Канта, « законодатель человеческого
разума». Короче говоря, философия развивает
у человека способность к теоретическому
мышлению и формированию собственного
мировоззрения.
Она является искусством мышления, которое
призвано помочь человеку обрести мудрость
(«добрый разум») как важную интеллектуальную
характеристику. Подлинная же мудрость
состоит в том, что бы, говоря словами Гераклита,
«говорить истину и, прислушиваясь к голосу
природы, поступать согласно с ней». Мудрость
– это знание вечных истин, которые необхомые
человеку в его жизненном пути. Мудрым
является тот, кто не только правильно
мыслит, но и так же правильно поступает
в жизни.
Такова, если говорить кратко, миссия
философии, т.е. ее социокультурная роль,
значения – быть особого рода формой познания,
которое интегрировало в ткань духовной
жизни и культуры человека и общества.
Философия призвана выражать и удовлетворять
специфические, духовные устремления
мыслящего человека – к неохватности
мироздания, поиску рациональных ответов
на коренные мировоззренческие вопросы.
Философская культура личности означает
приобщенность к философии как специфической
форме знаний о мире и бытии человека в
нем, способность применять философские
знания своей духовно- практической деятельности.
Философская культура – это не только
умение формирмулировать мировоззренческие
вопросы и находить ответы на них, но и
особенного рода мироощущения и мировосприятия.
Мыслить по философски – означает воспринимать
мир как единое многоликое и живое целое,
а себя – как частицу этого великого целого,
активного созерцателя и участника продолжающегося
миро творения. Философская культура является
необходимым компонентом духовного мира
современного человека.
Список литературы:
http://en.coolreferat.com
1. Алексеев П.В. История философии: – учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 – 240 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 608 с.
3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» – Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2004 – 640 с.
Информация о работе Философия как форма духовного освоения мира