Философия как
способ и форма духовной деятельности
зародилась в Индии и Китае, но
классической формы достигла в Древней
Греции. Для обозначения особой сферы
знания термин “философия” впервые
употреблен Платоном. Вначале философия
включала в себя всю совокупность знаний о мире.Рост потребности
в получении знаний и расширение масштабов
их применения на практике стимулировали
увеличение их объема и многообразия и
привели к дифференциации знаний, выражающейся
в появлении разных наук. Разложение единого
знания на отдельные науки, начавшееся
еще в период античности, не означало исчезновения
философии. Наоборот, появилась потребность
в особом разделе знания, способном выступить
в качестве средства интеграции знания,
и способа выработки наиболее общих принципов
и норм познавательной и преобразовательной
деятельности людей. Постепенно философия
сконцентрировала свое внимание на теоретизировании
вокруг наиболее общих мировоззренческих
проблем природы, общества и мышления,
стремясь дать ответы на вопросы о целях
и смысле существования общества и личности.
На эти вопросы, возникающие в исторически
конкретных условиях жизни, невозможно
дать ответы, пригодные для всех времен
и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие
вопросы, стремились получить такие ответы
на них, которые соответствовали их потребностям
и уровню интеллектуального развития.
Причем в разных исторических
условиях меняется не только набор
мировоззренческих вопросов, но и
преобразуется сама их иерархия, а
также характер желаемых ответов
на них. Это закладывает основу для
специфики в понимании предмета философии
и в его содержание. Следует учесть, что
долгое время предмет философии многими
учеными отождествлялся с предметом науки
вообще, а знания, содержащиеся в рамках
отдельных наук, рассматривались как компоненты
философии. Такая ситуация сохранялась
вплоть до ХVIII в. Однако на передний план
философствования разные мыслители выделяли
те грани предмета философии, которые
были для них объектом первоочередного
интереса. Нередко отдельные мыслители
ограничивали предмет философского исследования
лишь некоторыми, казавшимися им наиболее
существенными частями. Иными словами,
надо иметь в виду, что предмет философии,
как и представления о нем формируется
с развитием научного знания, т. е. сведения
о нем складываются в ходе преобразования
самой философии. Например, из истории
философии известно, что в качестве предмета
философии для первых древнегреческих
философов выступал природный мир, позднее
для Аристотеля в этом качестве выступил
весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков
предмет философии главным образом очерчен
кругом проблем, относящихся к человеку
в мире.
Христианские философы средневековья
предмет философии сводили к
взаимосвязи между человеком
и Богом. В Новое время на передний
план в структуре предмета философии
выдвигаются проблемы познания, методологии.
В эпоху просвещения для многих европейских
философов предметом размышлений снова
становится человек со всем множеством
его отношений. В ХIХ -- ХХ вв. многообразию
школ и представлений в мировой философии
соответствует и богатство представлений
о характере ее предмета. В наши дни в качестве
предмета философских размышлений выступает
природный и социальный мир, а также человек
в нем как многомерная и многоуровневая
система во всем изобилии связей. Философия
изучает наиболее общие стороны, свойства,
тенденции развития мира, выявляет всеобщие
принципы самоорганизации, существования
и развития природы общества, человека
и его мышления, раскрывает цели и смысл
существования человека в мире. При этом
современная философия свои выводы основывает
на обобщении данных частных наук. В предмет
философии включается и рассмотрение
вопросов о том, как возникает, развивается
и преобразуется сама философия, как она
взаимодействует с разными формами общественного
сознания и практики. Иными словами, в
качестве предмета философии рассматривается
вся совокупность наиболее общих вопросов,
касающихся взаимосвязи человека и мира,
ответ на которые дает возможность человеку
оптимизировать реализацию своих потребностей
и интересов.
Формирование
и развитие философии права как
особой самодостаточной научной
дисциплины не есть продукт неких
умозрительных логических операций
за письменным столом по соединению фрагментов
философии и правоведения. Это - обусловленное
самой логикой жизни и рассматриваемых областей
знаний интеграция философских идей и
данных правоведения.
При этом необходимо сразу
же отграничить философию права
от обычного использования на юридическом
материале философских категорий,
терминологии и даже целых философских
систем. Такое использование - например,
"приложение" к праву, к его отдельным
фрагментам (субъективным правам, законности,
правовой культуре, толкованию права и
т.д.) категорий диалектики, феноменологии,
экзистенциализма, герменевтики, аксиологии,
теории систем - означает в оптимальном
варианте обогащение гносеологического,
познавательного инструментария при теоретической
проработке тех или иных правовых проблем.
Это может дать в юриспруденции известный
познавательный эффект, привести к существенному
приращению правовых знаний. Особенно
- тогда, когда к правовому материалу прилагаются
не общефилософские, тем более - идеологизированные
абстрактные категории, а данные передовых
философских наук. Такой эффект наступает,
например, при характеристике роли права
с учетом выводов аксиологии, при включении
в толкование права данных современной
герменевтики. По материалам предшествующего
изложения в этой книге автор рассчитывает
на получение указанного эффекта при рассмотрении
права с точки зрения теории систем и,
в особенности, - логики.Впрочем нужно,
с сожалением, заметить, что использование
данных философии может привести и к спекулятивному
догматическому философствованию по правовой
проблематике, да к тому же - с идеологической
нагрузкой, а то и к другому отрицательному
результату - всего лишь к "философско-терминологическому
переодеванию" давно известных понятий,
результатов исследований, фактов. Справедливо
замечено в литературе - со ссылкой на
Б. Спинозу: - что "само по себе применение
философских терминов к праву новых смыслов
не рождает, оно их только поверхностно
множит". В советском обществе именно
последняя из указанных тенденций стала
определяющей при конструировании "марксистско-ленинской
философии права". Рассуждения о "свободе
воли в праве", о "случайном и необходимом"
в правоотношениях, о "формах" права
(сопровождавшиеся порой предложениями
заменить сложившиеся юридические термины
философскими, например, "источник права"
термином "форма права") представлялись
в виде философии права - своего рода последнего
слова в юриспруденции. Вместе с тем надо
заметить, что и творческое результативное
использование философских положений
в правовом материале само по себе если
и приводит к формированию особой области
общетеоретических знаний, то таковой
является не философия права, а общетеоретические
разработки более высокого уровня. Происходит
в данном случае, как мы видели, обогащение
теории права - той обобщающей теоретической
правовой науки, исходную фактическую
основу которой образуют "выведенные
за скобки" общие и повторяющиеся данные
конкретных юридических дисциплин, а на
более высоком научном уровне - логика
права (и быть может , в перспективе другие
общетеоретического разработки "философского"
уровня - такие, как юридическая герменевтика,
психология права).
Когда же, при наличии каких
условий использование философских идей
дает наиболее значимый науковедческий
эффект - формирование и развитие философии
права как особой научной дисциплины,
призванной раскрыть с мировоззренческих
позиций смысл и предназначение права
в жизни людей? Исходный момент здесь таков.
Поскольку право - область практической
жизни людей, философско-правовые разработки
лишь тогда обретают необходимую содержательность
и теоретическую весомость, когда они
применительно к позитивному праву в целом
органически увязываются с непосредственно
"живым" правовым материалом, становятся
прямым результатом его творческого осмысления.
Философские основы в рассматриваемой
дисциплине должны получать продолжение
и в итоге образовать материал целостной
науки на основе данных, непосредственно
вытекающих из существующей правовой
культуры, самой развивающейся правовой
материи - законодательства, общественно-политической
и правовой практики его применения. Стало
быть, философия права - не только идеи,
но и реальная правовая жизнь, через которую
(жизнь права) философско-правовые идеи
не просто уточняются, корректируются
, а формируются. Известно, например, что
замечательный философ Фихте дал настолько
точную, изящно-философскую разработку
категории прав человека и - что особо
существенно - их особенностей как категорий
естественного права1. , что казалось бы,
они уже в то время, на пороге ХVIII-ХIХ веков,
должны были бы образовать основополагающую
часть философии права как особой, высокозначимой
науки.
Однако прошло почти полтора
столетия, прежде чем в условиях развивающейся
либеральной цивилизации сама реальная,
"живая" действительность и соответствующий
ей правовой материал в 1950-1960 годах обусловили
резкое возвышение гуманистического права
на основе фундаментальных прав человека
(характеристика которых чуть ли не пункт
в пункт совпадает с давними философскими
разработками Фихте).Только тогда, когда
"пришло время" и накоплен достаточный
правовой материал, наступает необходимый
науковедческий эффект - происходит формирование
и развитие философии права. И здесь нужно
разобрать еще один пункт, принципиально
важный для рассмотрения последующих
вопросов, - о характере философских знаний,
используемых в области права, и о тех
центральных идеях (неотделимых от двух
замечательных мыслителей - И. Канта и
И.А. Покровского), которые предопределяют
саму постановку проблем философии права
в этой книге.
5. Роль
права в жизни и судьбе людей
как основной вопрос философии
права
Философия права
занимается исследованием смысла права,
его сущности и понятия, его оснований
и места в мире, его ценности и значимости,
его роли в жизни человека, общества и
государства, в судьбах народов и человечества.
Право в своих высших значениях, т. е. как
право человека способно осуществить
коренную историческую миссию цивилизации
на высоких ступенях развития человеческого
рода -- обеспечить свободу людей, раскрепостить
активность человека и невиданную силу
Разума, а отсюда привести ко всесторонней
и глубокой модернизации общества, всех
сторон жизни людей, к достижению высокого
уровня благосостояния общества, достойной
жизни каждого человека на высоких гуманистических
началах, полной, насколько возможно, реализации
его индивидуальности. В своей "исторической
предназначенности" стать целью общества,
право в полной мере и раскрывает свои
уникальные социальные возможности (способности)
и, следовательно, при их практической
реализации -- уникальные, не имеющие альтернатив
функции. Таких функций у права в обществе,
находящемся в гражданском состоянии,
три.
Это: во-первых, право способно
и призвано быть носителем и гарантом
свободы человека в оптимальных разумных
формах. Иного института регуляции, кроме
права, способного по максимуму выразить,
закрепить, гарантировать и тем самым
обеспечить в соответствии с высокими
требованиями цивилизации реальность
индивидуальной свободы каждого человека,
в жизни общества, в составе его институтов
просто нет. Ни морали, ни корпоративным
нормам, ни обычаям и традициям, никаким
иным способам социальной регуляции осуществление
такой задачи "не дано", не под силу,
не в этом их предназначение;во-вторых,
назначение права, определив условия и
границы свободы человека, отсечь от нее
"явления зла и несчастья" -- вольницы,
злоупотреблений, преступлений во всех
их разновидностях.
И дело не только в том, что в
праве заложена потенция противостоять
произволу, насилию и вместе с тем юридические
институты создают надлежащие, цивилизационные
условия для профилактической и карательной
деятельности правоохранительных государственных
органов, оформляют эту деятельность с
максимальным учетом прав людей, но и в
значении самой формы (права как формы)
которая, по словам М. Мамардашвили, именно
в правовом своем значении не содержит
в себе "оснований зла и несчастья";в-третьих
(пункт, к которому хотелось бы привлечь
внимание), право оказывается способным
-- и это тоже качество уникального порядка
-- переводить "свободу вообще" в деловую
активность, в творчество, в созидательное
дело. Сами по себе правовые институты
собственности, контрактного права, возмещения
причиненного вреда, компенсаций и многие
другие (в силу конструктивной расстановки
прав, обязанностей, ответственности),
втягивая людей при оформлении и реализации
тех или иных отношений в соответствующие
юридические конструкции, тем самым вводят
их в такие социальные структуры, где оптимальным
вариантом поведения является созидательная
деятельность по достижению позитивного
результата.
Достойно внимания, что
уже в наше время глубокое единство
свободы и права отмечено русскими
философами, правоведами-мыслителями.
По мнению И.А. Ильина, "свобода должна
быть принята, взята и верно осуществлена
снизу" и "человек должен понять ее
природу: ее правовую форму, ее правовые
пределы, ее взаимность и совместность,
ее цель и назначение", и если этого
не будет, то он 'превратит свободу в произвол,
в "войну всех против всех" и в хаос.
И трагедия ее утраты начнется сначала".
По своей разумной природе человек живет
и действует в определенным образом осознаваемом
(и "пропущенном" через сознание)
и осмысленном мире, и это относится к
числу фундаментальных свойств человеческого
бытия, ориентации и деятельности в мире.
Человеческий способ бытия включает в
себя уразумение, осмысление, понимание
этого бытия, себя и всего остального мира,
себя в мире и мира в себе. Так же в принципе
обстоит дело во взаимоотношениях человека
с миром права. Он подвергает все правовые
данности, сомнениям, проверкам, суждениям
и оценкам своего разума -- обыденного,
теоретического, философского. Это испытание
права на разумность, справедливость,
истинность, подлинность, правильность
и т. д., хотя и обладает тем или иным критическим
потенциалом в отношении к позитивному
праву, продиктовано, однако, не придирками
к властям и их установлениям, а фундаментальными
свойствами и проблемами общественного
бытия человека, потребностями познания
природы и смысла права, его места и значения
в совместной жизни людей.
Цель разума -- истина, и
философия права занята поисками
истины о праве. Бытие права в
человеческом мире подразумевает и
включает в себя правовую определенность
и упорядоченность мира человеческого
бытия, правовое понимание и правовой
подход к основным отношениям, формам,
институтам и установлениям в общественной
жизни людей.
6. Общая
характеристика основных направлений
учения о праве
Основные теории
права: Естественно-правовая, историческая,
нормативистская, материалистическ
- Мировоззрение, его структура.
Мировоззрение - система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения к миру, к себе. Наличие мировоззрения - показатель зрелости не только личности, но и социальной группы. Субъектом мировоззрения, является и личность, и социальная группа, и общество в целом. Мировоззрение определяется : историческими условиями, личностью человека, материальными условия, культурой (образование, воспитание, искусство).
Структура мировоззрения:
1. знания
2. система ценностей
3. опыт.
На основании этого формируется поведение. Мировоззрение включает в себя проблемы:
1. Что есть мир? Сущность бытия, космоса. Кто сотворил? Есть ли начало? Есть ли границы?
2. Мир стабилен или развивается? Как развивается: по кругу, по спирали, бесконечным потоком?
3. Сущность человеческого бытия, его роль в этом мире?
4. Познаваемость мира.
5. Проблема бога, смысла жизни, личного бессмертия.
Всякое мировоззрение окрашено атмосферой человеческой сущности. В мировоззрении включено волевое начало человека. Разум и воля – необходимые элементы человеческих убеждений. Мировоззрение зависит от бытия человека. Общественное сознание - отражение действительности. Одно и тоже явление рассматривается с разных позиций - возникают разные формы общественного сознания (нравственное, эстетическое, правовое, экологическое).
Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.
«Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер);
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении присутствуют как интеллектуальный, так и эмоциональный опыт людей. Первый относят к миропониманию, второй – к мироощущению.
В мировоззрении следует выделить два важных момента: прежде всего оно многомерно, то есть формируется под влиянием различных сфер человеческой деятельности. В нем присутствуют не только знания, но и чувства, оценки, настроения, воля, нормы, идеалы. Мировоззрение не сводимо просто к знаниям. Во-вторых, мировоззрение носит целостный характер. Взаимосвязь отдельных его элементов определяет целостность, духовный стержень личности.
Структура мировоззрения:
1) познавательно-информационный блок; т.е. в состав мировоззрения входят обобщенные знания (повседневные или жизненно-практические, профессиональные, научные). Чем больше знаний – тем серьезнее опора для мировоззрения; непросвещенное сознание не может рационально обосновывать свои убеждения;
2) ценностно-идеологический блок. Содержит отношение людей к происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами и т.п. (добро-зло, красота-уродство);
3) поведенческий блок. О характере мировоззрения можно судить по поступкам;
4) блок веры. Диапазон веры широк – от практической, т.е. рациональной веры до религиозных верований. При этом существенна роль сомнений. Безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций – догматизм. Однако, возможна и противоположная крайность – скептицизм, утрата идеалов, неверие ни во что.
В мировоззрении различимы повседневно-практический и теорети-ческий уровни. Всякая личность обладает определенным мировоззрением, однако мировоззрение на бытовом уровне часто неполно, противоречиво, опирается в основном на веру и жизненный опыт. Научно-философское мировоззрение – это такая система понимания мира и места человека в нем, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой.
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. С течением времени происходят изменения практически во всех сферах жизни. Мировоззрение также подвержено историческим изменениям. Оно чутко улавливает и отражает различные процессы, происходящие в обществе. В каждую историческую эпоху можно выделить основные преобладающие черты. Однако следует учитывать, что мировоззрение формируется в соз-нании конкретной личности и мировоззрение социальной группы и всего общества в целом формируется из его индивидуальных вариантов. Общественно-исторический характер мировоззрения проявляется в том, что общественное сознание во много формируется под влиянием общества в лице его наиболее ярких представителей – публицистов, писателей, деятелей науки и культуры. С другой стороны, несомненно существует историческая преемственность в развитии общественных взглядов.
Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, прин-ципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.
Существует три типа мировоззрения:
1. Мифологический тип мировоззрения.
2. Религиозный тип мировоззрения.
3. Философский тип мировоззрения.
2. Истоки философского знания: миф, религия.
Мифология.
Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos - предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.
Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.
Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы- эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.
Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей - изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.
Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли - анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.
Действительно, мифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли в культуру различных народов - в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии - христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.
С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия.
Религия
Религия (от лат. Religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхчувственный.
Религиозное мировоззрение отличается от мифологического верой
в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.
Позднее формируется образ единого Бога – высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.
Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов.
Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они - продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день и имеют большое число приверженцев в разных странах.
Религия - сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного. Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем.
Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Есте<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_