Философия средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья заложены в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э. Философия Средневековья — своеобразный исторический тип философии. Она представлена множеством имен, различных школ и направлений. Вместе с тем она отличается рядом присущих ей в целом особенностей, которые подробно изучены в данной контрольной работе.

Содержание работы

Введение
3
1
Общая характеристика эпохи средневековья
4
2
Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» - центральная проблема
6
3
Основные философские течения. Философия формы Ф. Аквинского
8

Заключение
14

Список использованных источников
15

Файлы: 1 файл

КР Философия средневековья.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Уральский государственный экономический  университет»

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине  «Философия»

Тема: Философия средневековья

 

 

 

 

      Исполнитель: Сердюк  Сергей Валерьевич 

Студент центра дистанционного образования

   гр. УК-12-ОМ

 

                                                                                                        Руководитель:

                                                                                           ________________________

                                                                                                     (подпись)

 

 

 

 

 

Омск 2013


 

 

Содержание

 

 

Введение

3

1

Общая характеристика эпохи  средневековья

4

2

Особенности средневековой  философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» - центральная проблема

6

3

Основные философские  течения. Философия формы Ф. Аквинского

8

 

Заключение

14

 

Список использованных источников

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Средневековая философия  охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой  философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья заложены в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э. Философия Средневековья — своеобразный исторический тип философии. Она представлена множеством имен, различных школ и направлений. Вместе с тем она отличается рядом присущих ей в целом особенностей, которые подробно изучены в данной контрольной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

Возникновение Средневековой философии связано с упадком Римской империи. В это время происходит  формирование нового мировоззрения, в котором заключены идеи поиска и веры сверхъестественного  в собственном внутреннем мире.

В основу Средневековой  философии легли два основных источника:

1) Древнегреческая Платоновская и Аристотелевская традиция (философия);

2) Священное писание.

В развитии философской  мысли, нового мировоззрения огромную роль сыграло Христианство. Источником  христианского учения стали:

1) Иудейство, которое позиционировало идею Бога-Творца: «Единственный Бог для всех народов », «Спасение предназначено для всех».

2) Первые секты. Курманские  общины - источник христианства. Идея  о спасение- главное, что определяет  философию.

 Таким образом,  средневековая философия носит религиозный характер. Религиозное содержание определило христианское учение.

В основе христианской Средневековой  философии - теология (или Богословие) – совокупность доктрин о том: «Кто такой Бог», «Как проявляется воля Божья », «Что Бог предписывает людям».

В основе теологии -  не рациональное мышление, а божественное откровение, вера - сверхъестественная познавательная позиция субъекта. Теолог оперирует  логическим мышлением, тогда  он становится философом. Философ оперирует  рациональным мышлением, а в основе теологии лежит божественное откровение, которое дается тем, кто истинно верит.

Главенствующей идеей  христианского мировоззрения является идея Бога, в этом случае грань между философией и учением о Боге размыта. Философ не может выйти за рамки священнописания, так как главным источником философии является библия.

Главные вопросы философии  Средневековья:

  1. Сотворен ли мир Богом, или существует от века в век.
  2. Постижима ли воля Бога и созданный им мир.
  3. Каково предназначение человека, какова его судьба.
  4. Какова природа добра и зла.
  5. Что является источником зла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ  ФИЛОСОФИИ. ТЕОЦЕНТРИЗМ,  КРЕАЦИОНИЗМ,   ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ. «БОГ И ЧЕЛОВЕК» - ЦЕНТРАЛЬНАЯ  ПРОБЛЕМА

Как уже освещалось ранее, Средневековая философия носит религиозный характер. Господствующим пониманием мира и типом философствования в этот период становится теоцентризм (от греч. Theos - Бог). Теоцентризм – способ мышления, кот сходен в моментах рассуждения, рассматривающих идею Бога как Творца.  Бог - центр мироздания, активное и творящее его начало.

Теоцентризм предполагает суждения, основанные как на логике, так и на рациональном мышлении. Основным источником религиозного философствования является Библия (слово, данное Богом). 

Данный способ мышления (теоцентризм) пытается решить проблему поиска смысла в Священнописание.  Возникает новое учение, которое пытается ответить на этот вопрос – экзегетика – учение о правильном толковании Библии. «Мир есть знак, в котором зашифрован мир».

Экзегетика носит назидательный  (поучительный) стиль. Тенденция к назидательному принимает новый жанр философского учения:

  1. взгляд Средневековой философии обращен во внутрь человека;
  2. категория души – важнейшая категория.

 Идея творения лежала в основе онтологии христианской философии. В онтологии теоцентризм проявляется через принцип креационизма (лат. creatio — создание, сотворение) – философское учение, при котором предметный мир понимается как сотворенный из ничего по воле Бога.

В гносеологии («гносис» - познание) теоцентризм проявляется через принцип богоуподобления и богооткровения. Но чтобы произошло богооткровение,  человек должен войти в особое состояние  «Катарсиса»- состояние просветления души. Принцип богооткровения основывается на идеях Платона: «Истинное бытие в Боге, но человек ни разумом, ни чувством его познать не может».

Неоплатоники данный принцип трактовали следующим образом: «Постичь волю Бога можно при помощи особого состояния души - Катарсис. Душа из Катарсиса переходит в  трансцендентное состояние, но в трансцендентном состоянии душа не рефлексирует, а приобретает определенный опыт и знания на уровне рассудка. На уровне абсолютного блага полученный опыт может быть расшифрован». Неоплатоники верили, только сосредоточившись на состоянии своей души, человек может познать знание о Боге. Забота о душе и непоколебимая вера – источник знаний об истинном бытие.

В философском учение о человеке лежит принцип антропоцентризма. В основе которого заложена идея  понимания сущности человека. Человек  – высшее творение, обладает бессмертной субстанцией (душой), именно душа способна входить в состояние трансцендентности. Философы, придерживающиеся принципа антропоцентризма,  пытались найти ответ на вопрос: «Насколько человек свободен в выборе между благом и грехом?» Все что связано с телесностью, говорит о том, что человек склонен к грехам. Здесь вступает в силу еще один принцип, свойственный философии Средневековья. Принцип сотериологизма - вся деятельность должна быть ориентирована на спасение души.

В социальной философии теоцентризм проявляется через принцип провиденциализма - божественный замысел предопределяет историю людей как план спасения человека  и эсхатологизма – учение о конце мира, достижение царства Бога. Поскольку мир – есть творение, всякое творение имеет начало и конец. Как мир должен развиваться предопределено Богом. Вся истории направлена на достижение царства Божьего. Предопределение направлено на творение. Воля Бога абсолютна, от общества зависит будущее человечества, всякий человек должен стремиться изживать зло.

В аксиологии теоцентризм проявляется  через принцип супранатурализма -  истинные ценности имеют надмировой ракурс. Истинные ценности: красота, добро, истина заключаются в Боге, все  они находятся в трансцендентном  мире.

 

 

3. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ.  ФИЛОСОФИЯ  ФОМЫ Ф.АКВИНСКОГО

Средневековая философия  разделена на два этапа:

  1. Этап патристики;
  2. Этап схоластики.

Патристика – это первоначальный, наиболее авторитетный этап развития христианской философии со II по VI век н. э. Латинское слово «патрис» означает «отцы церкви». Соответственно, «патристика» — это учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного Предания. В рамках патристики можно выделить ряд промежуточных этапов:

а) апостольский (до середины II века н. э),

б) эпоха апологетов (с середины II века н. э. до начала IV в. Н.э.). Христианские апологеты — это первые христианские философы, взявшие на себя функцию защиты христианского учения перед лицом враждебного римского государства и языческой философии. «Истинная философия, — утверждал Климент Александрийский, — есть христианская религия». К наиболее видным христианским апологетам систем, глубоким синтезом теологических догм и античной философской мысли. Различают западную и восточную патристику. Отличительная особенность византийской философии заключается в том, что она использует греческий язык и, тем самым, более органично связана с наследием античной культуры, нежели латинский Запад. Византийский Восток отличается также пафосом самодержавной государственности, который повлиял на стиль христианской догматики и культуры. Византийская философия — это напряженный, драматический поиск духовных основ новой христианской культуры, определившей дальнейшее развитие не только Византии, но и других стран на целое тысячелетие.

В) зрелая патристика (IV—VI в. Н.э.). Этот период характеризуется разработкой целостных религиозно-спекулятивных методов познания.

Важнейшие темы патриостической теологии: монотеизм (единобожие), трансцендентность Бога, учение о Христе как о посреднике между Богом и человеком,  учение о творении мира, теодицея и эсхатология.

Наиболее ярким представителем патристики и всей средневековой западноевропейской философии был Аврелий Августин (354-430). Автор множества работ: «О граде Божьем», «Град земной» и другие. Основа его учений-  противопоставление двух способов существования.  Духовная общность людей основана на любви Божьей. При этом любовь к Богу подразумевает отказ от себя: максимальная аскеза. Предметный мир вторичен, абсолютным бытием обладает Бог-творец, создавший мир по своей воле, а не по обходимости. Судьба человека предопределена. Через человека действует Бог, одних он избрал для спасения, а других для мук в аду.

Таким образом, на этапе  патристики возникают непосредственно практические и идейно- теоретические задачи. Формируется институт христианской церкви, зарождаются основы христианских учений.

Расцвет Средневековой философии приходится на этап схоластика (VII—XIV вв.) В своем первоначальном значении термин обозначает «ученый», «школьный». Если отцы церкви в постижении Бога опирались на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание, то теологи-схоласты искали рациональные пути познания Бога.

Важнейшие проблемы схоластической философии: рациональное доказательство бытия Бога, креационизм, соотношение веры и разума, свобода воли и теодицея, провиденциализм, борьба с пантеизмом. Одна из основных проблем схоластической философии — это проблема универсалий, то есть природы общих имен или понятий. Обладают ли понятия самостоятельным, субстанциональным бытием или же они всего лишь имена для обозначения единичных вещей? В зависимости от ориентации теолога на платоновское или аристотелевское философское наследие, все философы-схоласты разделились на реалистов, номиналистов и концептуалистов.

Сторонники реализма, вслед за Платоном, видели в общих  понятиях особые, самостоятельные сущности, обладающие максимальной реальностью  и бытием. «Всем явлениям предшествуют некие идеи, эталоны, всякое явление вторично, по сравнению с универсалом». Представители реализма: Ансельм Кентерберийский, Бернар Клервосский, Аврелий Августин.

Номиналисты полагали, что  понятия сами по себе не имеют онтологического  статуса и являются всего лишь именами для обозначения единичных вещей. «Каждая вещь имеет имя, которое существует как в мышлении так и в реальной жизни». К номиналистам относятся: Росцелин, Пьер Абеляр, Беренгард Турский и другие. Умеренных номиналистов, которые признавали существование общего в уме познающего субъекта, хотя и отрицали субстанциональность понятия, называли концептуалистами.

Информация о работе Философия средневековья