Философский словарь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:19, доклад

Описание работы

Словарь включает в себя около 1000 аналитических статей, охватывающих как всю полноту классического философского канона, так и новейшие тенденции развития философии в контексте культуры постмодерна. Более 200 феноменов и персоналий впервые введены в энциклопедический оборот. Словарь предназначен для специалистов в области философии, культурологии, социологии, психологии, а также для аспирантов и студентов гуманитарных специальностей. Может быть использован учащимися лицеев и колледжей с углубленной гуманитарной подготовкой.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФСКИЙ ЭНЦИКЛ СЛОВАРЬ.doc

— 2.19 Мб (Скачать файл)

 

 

Прислал: Ихтик (г. Уфа)

http://ihtik.da.ru

Ihtik@ufacom.ru

 

 

 

 

Философский энциклопедический словарь

 

* "Философский энциклопедический словарь" – базирующется как на материалах многих статей из

  философских словарей Германии, США и Англии, так и на новых статьях, написанных специально

  для данного Словаря.

 

* "Философский энциклопедический словарь" содержит более 3500 статей, включающих как

  философские термины, так и большое количество персоналий и дающих объемную информацию о

  самом широком круге вопросов, относящихся к философской проблематике.

 

* Главное, что отличает этот Словарь от его аналогов, выходивших в свет в России в последние

  75 лет, – это беспристрастный и объективный подход ко всем рассматриваемым вопросам, суть

  которого в том, что коль скоро существуют самые разные теории, то задача авторов  лишь

  изложить их.

 

* В Словарь включено большое количество статей о философах всех времен, в том числе и о

  таких, которые, скорее всего, почти или совсем не известны русскому читателю и если ему

  покажется, что среди них большое место отведено немецким философам, то это объяснимо тем,

  что именно немецкая философия всегда занимала первостепенные позиции в развитии

  философской мысли (вспомним Гегеля, Канта, Гуссерля, Шелера, Гёте, Шопенгауэра, Ницше,

  Фихте, Н. Гартмана, Шеллинга и др.).

 

* Большое внимание уделено восстановлению многих незаслуженно забытых имен русских

  философов. Если прежде русскому читателю дозволялось знакомиться лишь с философскими

  работами революционных демократов – В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, H.A. Добролюбова,

  А.И. Герцена, да, пожалуй, еще (с различными оговорками) П.Я. Чаадаева и некоторых других,

  – то в настоящем Словаре нашлось место для большинства философов, в том числе

  религиозных, таких, как И.А. Ильин, A.C. Хомяков, С.Н. Булгаков, Е.П. Блаватская, B.C.

  Соловьев, H.A. Бердяев, П.С. Флоренский и многих других. Представлены также

  философы-славянофилы, философы-народники, философы, немало сделавшие для развития

  философской мысли в России, а затем и в эмиграции.

 

 

* "Философский энциклопедический словарь" рассчитан на преподавателей, студентов и учащихся

  университетов, высших учебных заведений, колледжей, лицеев, гимназий, школ, а также на

  самые широкие круги российской интеллигенции и всех, интересующихся философией.

 

 

 

 

 

Список основных сокращений.

авг. — август

австр. — австрийский

австрал. – австралийский

амер. — американский

англ. — английский

апр. — апрель

араб. — арабский

аргент. — аргентинский

белы, — бельгийский

бирм. — бирманский

болг. — болгарский

браз. — бразильский

брит. – британский

в., вв. — век, века

в т. ч. — в том числе

венг. — венгерский

визант. — византийский

гл. о. — главным образом

голл. — голландский

греч. — греческий

дат. — датский

дек. — декабрь

до Р. X. — до Рождества Христова

др. — другие (как прилагательное)

евр. — еврейский

егип. — египетский

инд. — индийский

ин-т — институт

ирак. — иракский

иран. — иранский

ирл. — ирландский

исл. – исландский

ислам. — исламский

исп. — испанский

итал. — итальянский

и т. д. — и так далее

и т. п. — и тому подобное

и проч. — и прочие

канад. — канадский

католич. — католический

кит. – китайский

кон. – конец

кор. — корейский

лат. — латинский

ливан. — ливанский

макед. — македонский

мекс. — мексиканский

млн. — миллион

млрд. — миллиард

мусульм. — мусульманский

напр. — например

нач. — начало

нидерл. — нидерландский

норв. — норвежский

нояб. – ноябрь

ок. — около

окт. — октябрь

осн. — основной

пер. — перевод

перс. — персидский

пол. — половина

полн. — полное, полный

после Р. X. — после Рождества Христова

прим. — примечания

произв. — произведения

протестант. — протестантский

рим. — римский

род. — родился

рум. — румынский

рус. — русский

с. — страница

санскр. — санскритский

сент. — сентябрь

сер. – середина

серб. — сербский

сканд. — скандинавский

слав. — славянский

см. — смотри

собр. — собрание

соч. — сочинение

ср. — сравни

т., тт. — том, тома

т. к. — так как

т. н. — так называемый

т. о. — таким образом

тур. – турецкий

тыс. — тысячи

ум. – умер

ун-т — университет

февр. — февраль

фин. — финский

франц. — французский

хорв. — хорватский

христ. — христианский

чехосл. — чехословацкий

чеш. — чешский

швед. — шведский

швейц. — швейцарский

шотл. — шотландский

югосл. — югославский

янв. — январь

япон. — японский

 

 

ИНОСТРАННЫЕ  ТЕРМИНЫ   И ВЫРАЖЕНИЯ

 

AB OVO (лат.) — с самого начала (букв.: с яйца).

ACTUS PURUS (лат. – чистое действие) — тождество бытия и действия, действительность без потенциальности и пассивности. Это понятие идет от Аристотеля и употреблялось схоластами для определения Бога: Бог есть все, чем он может быть, и ни одна из его возможностей не остается неосуществленной. См. Акт.

AD HOC (лат. — для этого) — в этой связи, предназначенный только для данной цели.

AD HOMINEM или ARGUMENTUM AD HOMINEM (лат.) — доказательство, при котором внимание слушателя или читателя переключается на личность человека, т.е. такое доказательство, при котором не только оперируют голыми фактами, но и учитывают способность восприятия человека, о котором идет речь, или уровень развития определенной группы людей

AD INFINITUM (лат.) – до бесконечности.

AD OCULUS (лат.) – объяснение, которое настолько наглядно, что предмет представляется как бы стоящим "перед глазами".

AGENS (лат.) — движущая сила, действующая сущность.

AGERE SEQUITUR ESSE (лат.) положение в учении схоластов: действие вытекает из бытия, имеет в качестве своего условия бытие; нет деятельности, в основе которой не лежала бы субстанция; противоположность — теория актуальности.

A LIMINE (лат.) — сразу, с порога что-либо опровергать.

AMBIGUITAT (нем., от лат. ambigere быть в разладе) — двузначность, двусмыслица.

AMICUS PLATO SED MAGIS AMICA EST VERITAS (лат.) – Платон – друг, но истина больший друг, т.е. истина всего дороже. Перефразировка выражения, приписываемого Аристотелю.

AMOR FATI (лат.) – вера в судьбу.

ANALOGIA ENTIS (лат. – подобие бытия) — в схоластике отношение между вечным бытием Бога и преходящим бытием его творения, которое представляет собой подобие его сущности, причем Бог возвышается над этим подобием. Analogia entis была сформулирована на Четвертом Латеранском соборе в 1215. Католицизм признает доказательства бытия Бога только с помощью аналогии; протестантизм отвергает даже это, т.е. отвергает analogia entis.

ANALOGON RATIONIS (греч., лат.) соотношение между рассудком как высшей духовной силой и низшими чувственными силами — инстинктами. Баумгартен, напр., различал высшее (рассудочное) познание — предмет логики, и низшее (чувственное) познание, которое назвал "эстетикой" или "ars analogi rationis".

ANIMUS (лат. — душа) — характер, совокупность мысли, чувства и воли в противоположность слову anima (жен. род от animus), означающему воспринимающее, инстинктивное, животное (анимальное) начало в человеке. Знание этой двойственности человека и порождаемых ею разногласий, производящих то разрушительное, то созидающее действие, очень древнее по происхождению, живет в мифах и сказаниях и находит выражение в некоторых живых языках, как, напр., в слав, (чешек.: duch и duse). См. Ян и Инь, Миф.

A POSTERIORI (лат.) – зависимый от опыта.

A POTIORI (лат.) — на основании предыдущего, главного.

A PRIMA FACIE (лат.) – сразу, на первый взгляд.

A PRIORI (лат.) — независимый от опыта.

ARBITRUM LIBERUM (лат.) – свобода воли, выбора.

ARETE (греч.) — способности, превосходство, склонность души к мудрости, справедливости и т. д.; все это рассматривается как единство внутреннего достоинства и внешней красоты.

ARGUMENTA ADVERSARIA (лат.) доводы противной стороны.

ARGUMENTA PONDERANTUR, NON NUMERANTUR (лат.) – сила доказательств в вескости, а не в количестве (аргументов).

ARGUMENTUM AD IGNORANTIAM (лат.) — аргумент к незнанию. Доказательство, рассчитанное на невежество убеждаемого.

ARGUMENTUM AD REM (лат.) аргумент, основанный на подлинных обстоятельствах дела.

ARGUMENTUM    AD    VERITATEM (лат.) — объективное доказательство.

ARGUMENTUM BACULINUM (лат.) "палочный" довод, убеждение силой. В переносном смысле — осязаемое доказательство.

ARGUMENTUM    EX    CONTRARIO (лат.) — доказательство от противного.

ARGUMENTUM EX SILENTIO (лат.) доказательство, выводимое из умалчивания.

ARGUMENTUM EXTERNUM (лат.) аргумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса.

ATGUMENTUM INTERNUM (лат.) аргумент, указывающий на саму спорность вопроса.

ARGUMENTUM LEGIS (лат.) – законный довод.

ARGUMENTUM NIMIUM PROBANS (лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств.

ARGUMENTUM PRIMARIUM (PALMARIUM) (лат.) — решающее доказательство.

ARS CONJECTURALIS (лат.) – искусство толкования.

ASYLUM IGNIRANTIAE (лат. – прибежище невежества) — понятие, которое признано недостаточным, но которым довольствуются, потому что хотят избежать дальнейших размышлений.

AURA (лат. — воздух) — согласно теософическрму (см. Теософия) и антропософическому (см. Антропософия) учению, излучаемое телом сияние, которое могут видеть только посвященные; цвет его является специфическим выражением душевных волнений.

AUREA MEDIOCRITAS (лат.) – золотая середина (Гораций).

AUTOMATON LOGICUM (лат. – логический производящий автомат) — название мозга, введенное Отто Либманом для характеристики (парадоксального) факта, что в отношении совершающихся в нервной системе, в мозгу и т. д. процессов действительны физические и химические законы, в то время как основывающаяся на этих процессах мыслительная деятельность протекает логически, по законам сознания. Теория психофизического параллелизма рассматривалась как несостоятельная. См. также Познание.

AUTOS EPHA (греч. – он сам, т.е. мастер, сказал это, лат. ipse dixit) — слова учеников Пифагора, приводимые как неопровержимое доказательство в защиту своего утверждения (см. Авторитет).

BELLUM OMNIUM CONTRA OMNES (лат.) — война всех против всех (Гоббс).

BONA FIDE (лат.) — заслуживающий доверия.

BON SENS (франц.) – здравый человеческий рассудок, здравый смысл.

CAUSA (лат.) — первопричина, основание. Causa efficiens — действующая причина; causa finalis — конечная причина, определяющая цель (см. Целесообразность); causa formalis — формальная причина; causa sui — причина самого себя; этими понятиями схоласты выражают безусловность и независимость существования Бога; Causa vera — истинная причина; causae occasionalis — случайные причины. См. Окказионализм.

CHARACTERISTICA    UNIVERSALIS (лат. — общая характеристика) — выражение, введенное Лейбницем как обозначение символики понятий, которая, как он считал, нужна для описания знаний. См. также Фреге.

CIRCULUS VITIOSUS (лат. – порочный круг), также cirsulus in probondo (круг в доказательстве) — замкнутый круг в доказательстве; доказательство, предпосылки которого уже содержат то, что должно быть доказано.

CLARUS ET DISTINCTUS (лат. ясный и очевидный) — понятие в философии Декарта, который в отличие от Ф.Бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности, или непосредственной достоверности, тождественный требованию проверки любого знания с помощью "естественного света" разума. В частности, это предполагало отказ от всех суждений, принятых когда-либо на веру.

COGITO ERGO SUM (лат.) – я мыслю, следовательно, я существую. См. Дерт.

COFNCIDENTIA         OPPOSITORUM (лат.) — совпадение противоречий; сознательное отрицание противоречий в том случае, когда имеют в виду Бога. По мнению Николая Кузанского, который приводит в качестве доказательства своих положений примеры из геометрии, а также Джордано Бруно и Шеллинга, coincidentia oppositorum встречается в действительности всюду. Мысль о coincidentia oppositorum — одна из глубочайших идей в философии.

COMMON SENSE (англ. – здравый смысл, обычный смысл) — обычное значение, здравый человеческий рассудок; с точки зрения философии шотландской школы, врожденная основа всякого истинного познания. См. также Франклин.

CONCLUSIO   (лат.)   –   заключительное предложение, вывод; конклюзивный — следующий (из чего-либо). См. также Умозаключение.

CONCURSUS DEI (лат. – "вмешательство Бога") — одно из понятий окказионализма, согласно которому непосредственное взаимодействие души и тела принципиально невозможно, а представляет собой лишь результат непрерывного "чуда" — прямого вмешательства Бога в каждом случае.

CONDIT1O SINE QUA NON (лат.) непременное условие, условие, без которого невозможно событие.

CONSENSUS (лат.) – согласованность; consensus gentium, consensus omnium — согласие народов, согласие всех, которое стоиками, Цицероном и философами шотландской школы использовалось в качестве доказательства. См. также Аргумент.

CONSTELLATIO (от лат. con – вместе с и stella – звезда) – взаимное расположение небесных светил; в переносном смысле — вид и расположение отдельных частей или факторов внутри целого, стечение обстоятельств.

CONTRADICTIO (лат.) – противоречие. Contradictio in adject о — противоречение в определении, напр. деревянное железо.

CONTRAT SOCIAL (франц.) – общественный договор; см. Государство.

CORPUS MYST1CUM (лат. – таинственное тело) — символическое обозначение христ. церкви как тела Христова (особ. 1 Кор. 12, 12 и далее). В философии Гаманна corpus mysticum означает целое, заключающее в себе и творца, и творение, и мировой дух и бытие мира, — целое, в котором все в одно и то же время является и божественным и человеческим, в котором пребывают и Христос и община.

CREATIO CONT1NUA (лат.) – непрерывное творение.

CREDO, QUIA ABSURDUM (лат.) верю потому, что абсурдно, потому, что это противоречит разуму (см. Парадокс), т.е. вера относится к тому, чего не могут познать ни чувства, ни разум, — изречение, которое неверно приписывается Тертуллиану и Августину и которое выражает спор между верой и знанием. Вопреки всякому разуму, даже вопреки показаниям органов чувств, нужно учиться тому, чтобы уметь держаться веры (Лютер).

CREDO, UT INTELLIGAM (лат.) верю, чтобы познать. См. Ансельм Кентерберийский.

DAIMONION (греч. – божественная сущность) — так называл Сократ "внутренний голос", который предупреждал его, когда он намеревался совершить что-либо идущее вразрез с добродетелью.

Информация о работе Философский словарь