Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:19, доклад
Словарь включает в себя около 1000 аналитических статей, охватывающих как всю полноту классического философского канона, так и новейшие тенденции развития философии в контексте культуры постмодерна. Более 200 феноменов и персоналий впервые введены в энциклопедический оборот. Словарь предназначен для специалистов в области философии, культурологии, социологии, психологии, а также для аспирантов и студентов гуманитарных специальностей. Может быть использован учащимися лицеев и колледжей с углубленной гуманитарной подготовкой.
АЗЕИТЕТ (от лат. a se – из самого себя) – совершенное в себе и через себя бытие, абсолютная самостоятельность, независимость Бога (в схоластике), воли (Шопенгауэр), сознания (Э. Гартман).
АЙЕР (Ауег) Альфред Джулс (род. 29 окт. 1910, Лондон – ум. 27 июня 1989, там же) – англ, философ и логик, представитель неопозитивизма. Вопросы философии науки сводит к логическому анализу языка науки с переводом соответствующих понятий в логически ясную терминологию. Исследует с позиций лингвистического анализа проблемы, связанные с теорией познания и ролью языка в процессе познания (достоверность знания, отношение материальных объектов и «чувственных данных» и т. д.). Отмечая разнообразие языковых явлений и способов употребления языковых выражений, выступает против тенденций к унификации (логической формализации) языка. Осн. труды: «Language, truth and logic», 1936; «The foundations of empirical knowledge», 1940; «Thinking and meaning», 1947; «The problem of knowledge», 1956; «Philosophy and language», 1960; «The origins of pragmatism», 1968; «The central questions of philosophy», 1973; «Philosophy in the 20th century», 1982.
АКАДЕМИЯ (греч. Akademia) – название некоторых научных учреждений и учебных заведений, происходящее от имени мифического героя Академа и названной в его честь местности близ Афин. Это название Платон присвоил основанной им в 385 до Р. X. философской школе, которая в 529 после Р. X. была закрыта императором Юстинианом (см. Платонизм). В 1459 Козимо Медичи открыл во Флоренции новую платоновскую академию во главе с Марсилио Фичино, просуществовавшую до 1521. С ней связана деятельность греч. ученых, бежавших из Константинополя при продвижении османов и захвативших с собой неизвестные прежде в Западной Европе платоновские рукописи (см. Кембриджская школа).
АКАША – в инд. философии эфир или пространственная субстанция, рассматриваемая как материальная.
АКОСМИЗМ (от греч. а – отрицат. частица и kosmos – мир) – безмирие; философское и религиозное учение, проповедующее взгляды о ничтожности мира; в наиболее чистом виде встречается в инд. философии, в веданте, но распространено также и в христианстве. Гегель называл акосмизмом пантеизм Спинозы, поскольку Бог в нем есть единственно действительное; все остальное – акциденция. Акосмизмом называют также спиритуализм, отрицающий реальность внешнего мира.
АКРОАМАТИЧЕСКИЕ (от греч. akroamatikos – слышимый) – труды Аристотеля, в которые входили его лекции. Названы так, поскольку были предназначены для слушания. При акроаматическом способе обучения ученик только слушает. Противоположность – эротематический (см. Эротематика) или диалогический (см. Диалог).
АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia – ценность и logos – учение) – учение о ценностях (см. Философия ценностей); а к сиологический – определяемый согласно своей ценности, с точки зрения теории ценностей.
АКСИОМА (от греч. axioma – значимость, требование) – исходное положение, которое не может быть доказано, но в то же время и не нуждается в доказательстве, т. к. является совершенно очевидным и поэтому может служить исходным положением для др. положений (см. Дедукция). Логическими аксиомами являются: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего (см. Exclusi tertii principium), закон достаточного основания. Аксиоматика – учение об определениях и доказательствах в их отношении к системе аксиом. Ср. Логистика.
АКТ (от лат. actus – действие) – в философии и психологии ограниченный временем, имеющий качественную определенность и направляемый чувством отдельный процесс в потоке переживания (см. также Реальность). Качественно однородные акты образуют один общий класс, напр. акты мышления, волевые акты, акты воспоминания. (О значении акта в этике см. Целесообразность; о характере акта в феноменологии см. Интенция.) Потенция и акт соотносятся как возможность и действительность (см. также Неотомизм).
АКТА ПСИХОЛОГИЯ – различие между содержанием и актом (см. Акт), проводимое Ф. Брентано, С. Штумпфом и А. Гефлером при анализе душевных переживаний. Свое значение переживание приобретает здесь лишь благодаря направленности на имеющийся в виду («интендированный») предмет (см. Интенция).
АКТИВИЗМ (от лат. activus – активный) – 1) взгляд, согласно которому сущность человека заключается не в созерцании, а в деятельном преобразовании внешнего мира; 2) моральное требование, заключающееся в том, что нужно всегда переходить от наблюдения к делу, от теории к практике (Кант, Фихте, Ницше и др.).
АКТИВНОСТЬ (от франц. activite сила действия) – действенность, деятельное поведение. Противоположность – пассивность (см. Пассивизм, Пассивный). Активный – деятельный, действующий, действенный.
АКТУАЛИЗАЦИЯ (новолат.) – осуществление; переход из состояния возможности в состояние действительности.
АКТУАЛЬНОСТИ ТЕОРИЯ (актуализм) – идущее от Гераклита учение о том, что неизменное бытие невозможно, что, более того, все бытие есть вечное становление, живое движение. Лейбниц также учит, что «субстанция по своей природе вообще не может быть бездеятельной». В психологии теория актуальности выступает как против материалистического сведения явлений психической жизни к физиологической основе, так и против учения Аристотеля и схоластов о нематериальной субстанции; вместо этого вводится понятие физического акта без лежащей в его основе субстанции. Метафизическая теория актуальности утверждает1 далее, что всю действительность 'можно свести в конечном счете к актам деятельности без субстанции, которая лежала бы в их основе (Вундт, Паульсен); это противоречит принципу agere sequitur esse.
АКТУАЛЬНЫЙ (от франц. actuel действительный) – действенный, современный, имеющий отношение к непосредственным интересам личности, насущный.
АКЦИДЕНЦИАЛЬНЫЙ (от лат. accidentia – случайность) – акцидентальный, случайный, несущественный, второстепенный. Противоположность – эссенциальный.
АКЦИДЕНЦИЯ (от лат. accidentia случай, случайность) – несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи (несущественное свойство вещи).
АКЦИЯ (от лат. actio – действие) одна из аристотелевских категорий (см. Категория). Actio transiens – действие, направленное вовне, на какой-либо др. предмет; actio immanens – действие, направленное внутрь, на самого себя (в частности, действие энтелехии в живом существе).
АЛАН ИНСУЛИЙСКИЙ (лат. Alanus ab Insulis), Алэн де Лилль (род. 1120, Лилль – ум. 1203, Сито) – франц. схоласт. Дал набросок строго дедуктивной системы согласно математико-аксиоматическому методу и издал в форме поучительной поэмы («Antiklaudianus») энциклопедию всеобщих теологических и нетеологических знаний своего времени.
АЛЕКСАНДЕР (Alexander) Сэмюэл (род. 6 янв. 1859, Сидней, Австралия ум. 13 сент. 1938, Манчестер, Англия) – англ, метафизик. В 1893 – 1923 был профессором в Манчестере. Его учение (главное произв. «Space, Time and Deity») восходит к философским взглядам Спинозы, Юма и Спенсера и соприкасается с философией Бергсона. Александер является представителем монистического актуализма в рамках натуралистической метафизики. Понятие пространственно-временных отношений занимает у него то же место, что и понятие абсолютного в идеализме, но в основе первых лежит материя, из которой формируется все сущее. Действительность состоит из пространственно-временных точек, общность которых порождает вещи с их категориями и качествами (emergent evolution). Бог есть мир в движении к своему совершенству.
АЛЕКСАНДЕР (Alexander) Франц Габриэл (род. 22 янв. 1891, Будапешт – ум. 8 марта 1964, Палм-Спрингс, Калифорния, США) – амер. врач и психоаналитик; «отец психосоматической медицины"; профессор Чикагского ун-та (с 1930), директор Ин-та психоанализа (1932 – 1956). Его первая книга «Psychoanalyse der Gesamtpersonlichkeit» (1927), в которой нашла развитие психоаналитическая теория супер-эго, получила признание Зигмунда Фрейда. Вместе с Уильямом Хили занимался психоаналитическим изучением правонарушений, результатом чего стала их совместная работа «Roots of crime» (1935). Изучал эмоциональные нарушения и психосоматические заболевания, выявлял зависимость различных нарушений от специфических неосознанных конфликтов. Его собственные взгляды в определенной мере независимы от Фрейда, поскольку он видел осн. причину неврозов скорее в нарушениях межличностных отношений, чем в сексуальных отклонениях. Др. труды: «Fundamentals of psychoanalysis», 1948; «Western mind in transition: An eyewitness story», 1960.
АЛЕКСАНДР АФРОДИЗИЙСКИЙ (198-211 жил в Афинах) – древнегреч. философ, принадлежал к школе перипатетиков; знаменитый комментатор учения Аристотеля, прозванный «экзегетом», т.е. «толкователем». Считал, что дух божий может вселяться в человеческую душу, но отрицал личное бессмертие. В эпоху Возрождения «александристами» назывались те из последователей Аристотеля, которые, подобно Александру Афродизийскому, оспаривали бессмертие; главой их был Помпонацци.
АЛЕКСАНДР ГЭЛЬССКИЙ (лат. Alexander Halensis) (род. между 11701180, Гэльс, Глостер – ум. 21 авг. 1245, Париж) – первый крупный англ, схоласт, принадлежал к ордену францисканцев. Известен своим динамико-реалистическим учением об идеях. Его главное соч. «Summa theologica», изданное по указу папы после его смерти, содействовало более углубленному, по сравнению с прежним, доказательству бытия Бога в духе Аристотеля и Августина.
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – господствовавшая в Александрии (в 1 в. до Р. X. и в 1 в. после Р. X.) философия, основанная на элементах новогреч., евр. и христ. учений. Главные представители: Филон Александрийский, Климент Александрийский и Ориген. Александрийская школа сделала попытку создать христ. философию, которая могла бы занять место новогреч. философии.
АЛЕКСАНДРИСТЫ – сторонники философского направления эпохи Возрождения, оспаривавшего бессмертие. См. также Александр Афродизийский.
АЛЕТИОЛОГИЯ (от греч. alethieia истина) – учение об истине (см. Истина).
АЛЕТИЯ (греч. – явное, истинное) – то, что можно познать и осмыслить. При этом под процессом познания подразумевалось не внешнее действие, а лишь восприятие или сообщение (слышать, видеть, осязать; писать, указывать и т. д.). Считалось, что выраженная через алетию данность всегда присутствует в мире и только «ждет» своего часа, чтобы стать человеческим знанием.
АЛКУИН (Alcuin) Флакк Альбин (род. ок. 735, Нортумберленд – ум. 19 мая 804, Тур) – учитель и друг Карла Великого; аббат церкви св. Мартина (с 769). В '801 основал школу, которая благодаря его стараниям стала центром науки. На базе учения о душе Августина и Кассидора написал очерк по психологии «De animae ratione ad Eulaliam Virginem» (изд. Минье, 1851, «Patrologia Latina», т. 101).
АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria – иносказание) – условная форма высказывания, носящая смысл уподобления в форме намеков или нравоучительного наглядного пособия. В истории философии аллегория применялась при истолковании древних почитаемых текстов (в эпоху эллинизма – Гомера, у христ. богословов – Библии).
АЛОГИЧНЫЙ (от греч. alogos) противоречащий законам логики, не поддающийся учету.
АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia) – донаучное направление в развитии химии. Главная цель алхимиков – нахождение т. н. «философского камня», который назывался также «великим эликсиром», «великим магистерием», «красной тинктурой» и т. д. Осн. свойством «философского камня» считалась способность превращать неблагородные металлы в золото и серебро. «Философскому камню» алхимики приписывали массу чудесных лекарственных свойств; излечивание болезней, возвращение молодости и силы, неограниченное продление жизни. Существование «философского камня» наукой не доказано.
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (лат. Albertus Magnus) (род. ок. 1193, Лауинген-на-Донау, Швабия – ум. 15 нояб. 1280, Кёльн) – нем. философ и теолог, граф Альберт фон Болыптедт, носил почетное звание «doctor universalis»; обладал обширнейшими знаниями; стал известен благодаря критическому образу мысли, но не создал своей собственной системы. Образование получил в Италии. После длительных служебных поездок по делам церкви с 1248, не считая коротких перерывов, был учителем (в т. ч. и Фомы Аквинского), читал общие дисциплины в только что основанном доминиканском ун-те в Кёльне. Его популярность нашла отражение в самых различных легендах. С точки зрения содержания философии Альберт Великий брал себе за образец философию Аристотеля и был первым крупным христ. аристотеликом в средние века. Поклонник универсальной энциклопедии иранца Авиценны. Альбертом Великим написаны комментарии и «Парафразы» к Аристотелю. Способствовал развитию науки, резко отграничив ее от теологии, считая методом научного исследования наблюдение, т.е. любовное проникновение в живое целое мироздания; результатом его наблюдений была двухтомная работа по зоологии, многие его труды по естествознанию утеряны. Космос он понимал как наполненную силами совокупность форм и развивал учение о реальной целостности. Познание, согласно Альберту Великому, совершается только благодаря взаимодействию чувственного восприятия и мышления, ибо разум сводится к чувствам и неотделим от них, т.е. от осуществляющегося в них единого процесса; следовательно, вообще нельзя противопоставлять душу и тело. Мораль возникает не из рассудка, она имеет основу в совести.
АЛЬ-ГАЗАЛИ – см. Газали.
АЛЬТЕРНАТИВА (франц. alternative, лат. alter – один из двух) – необходимость выбора между взаимоисключающими двумя возможностями, обусловленная потребностью nolens volens решиться на одно из двух.
АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter – другой) – идущая от Конта характеристика мыслей и действий, лишенных себялюбия; нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении др. людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму (см. Эгоизм). «Vivre pour altrui» («жить для другого») – эти слова должны стать эпиграфом к моральным требованиям будущего. См. также Пассивизм, Любовь к ближнему.
АЛЬТУЗИЙ (Althusius) Иоанн (род. 1557, Диденгаузен, Вестфалия – ум. 1638, Эмден) – нем. философ права. С 1586 профессор Херборнского ун-та; с 1604 – адвокат. Развивал учение о том, что люди могут объединяться в зависимости от побуждений и потребностей, результатом чего может быть договор. Народ – это «тело, представляющее собой сожительство индивидов» (лат. corpus symbioticum); он имеет все суверенные права также и по отношению к зависящему от его воли правительству; правительство, по Альтузию, должно осуществлять в первую очередь административную деятельность в государстве, являющемся «универсальным общественным объединением» (лат. universalis publica consociatio), наряду с которым, однако, существуют и осуществляют свои жизненно необходимые права семья, сословие, муниципалитет, провинция и проч. Задача политики – осуществление естественного нравственного закона и воли божией. Осн. работа «Politica», 1603.
АЛЬ-ФАРАБИ – см. Фараби.
АЛЬФРЕД САРАШЕЛЬСКИЙ (Alfredus Anglicus) (род. ок. 1175, Гэлл – ум. 1245) – англ, схоласт. Учился в Париже. В своей философии объединил платоновские и аристотелевские идеи, понимая душу, с одной стороны, как нечто телесно-разумное, с другой – как энтелехию (см. Энтелехия) тела (согласно Аристотелю); сердце, с его точки зрения, является обиталищем души.
АМАЛЬРИК (Амори – Amaury) и з Бена (близ Шартра) (ум. ок. 1206, Париж) – франц. мистик. Пантеистическое учение Амальрика, сохранившееся гл. о. благодаря работам его противника Жерсона, было разработано его последователями (амальриканами) в этическое учение, согласно которому добро и зло неотделимы друг от друга, ибо они исходят от Бога. Воскресение и Страшный суд являются выдумками. Собор 1210 в Париже и Латеранский 1215 осудили учение Амальрика, отвергавшего церковные постановления. Последователи его были приговорены к сожжению. Прах самого ученого было приказано вырыть и сжечь.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo обе и valentia – сила) – двойственность, проявляющаяся в чувствах и- действиях, находящихся в противоречащих друг другу устремлениях. Термин введен Э. Блейлером. Амбивалентность свойственна некоторым представлениям, которые, одновременно выражая оттенок удовольствия и неудовольствия, обозначают любовь и ненависть, симпатию и антипатию; обычно одно из этих чувств вытесняется (бессознательно) и маскируется другим. В этом смысле амбивалентность играет определенную роль в психоанализе и графологии.