Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:19, доклад
Словарь включает в себя около 1000 аналитических статей, охватывающих как всю полноту классического философского канона, так и новейшие тенденции развития философии в контексте культуры постмодерна. Более 200 феноменов и персоналий впервые введены в энциклопедический оборот. Словарь предназначен для специалистов в области философии, культурологии, социологии, психологии, а также для аспирантов и студентов гуманитарных специальностей. Может быть использован учащимися лицеев и колледжей с углубленной гуманитарной подготовкой.
PANTA REI (греч.) – "все течет".
PETITES PERCEPTIONS (франц.) у Лейбница маленькие, неощутимые перцепции или восприятия, постоянно присутствующие внутри людей, но не замечаемые ими, проявляющиеся впоследствии в совокупности своих действий в виде сумбурных представлений или иррациональных выводов.
PETITIO PRINCIPII (лат. – претензия на то, чтобы стать основой доказательства) – допущение в качестве основы доказательства положения, которое само еще требует доказательства; см. также Доказательство.
PHILOSOPHIA PERENNIS (лат. вечная философия) — употребляющийся в католич. философии с начала неосхоластики и восходящий к произв. Стехуса Эвгубинуса "De Philosophia perennis" термин, означающий основы всякой философии, незыблемость философских догм; см. Неотомизм. У Лейбница philosophia perennis — идущая от древних и получившая всеобщее распространение истина. Ясперс называет philosophia perennis мысли некоторых великих философов о времени.
PHYSIS (греч.) — согласно Хайдеггеру, то, что нужно выводить не обычный способом, не при помощи phyein (позволять расти), откуда получаются значения "природа", "тело", но при помощи phaeinein (освещать). Тогда physis был бы "сверкающе открытым"; в этом смысле Хайдеггер говорит об "изначальной открытости сущего" (см. Ничто). Тем не менее, по-видимому, можно только тогда придерживаться традиционного выведения при помощи phyein (вызывать, позволять расти, показывать); когда из осн. значений понятий "возникновение" и "зарождение" получается значение "естественное свойство".
"POLITELY (греч. — государство) — название одного из произв. Платона, содержащего его учение о государстве и обществе.
POSSEST (от лат. posse – мочь и est есть) — возможность бытия; у Николая Кузанского — совпадение потенции и акта (см. Неотомизм) в божественном.
POST HOC (лат.) – после этого; см. Каузальность.
PROPTER НОС (лат.) – по причине этого, из-за этого; см. Каузальность.
PROTON KINUN (греч. – перводвижущее, лат. primum novens — первый член причинного ряда) — понятие, заключающее проблему: он существует без достаточного основания (следовательно, "случайно"), он принимает на себя действие, не действуя сам. Многие космологи, теологи и метафизики обходят эту апорию, подставляя на место proton kinun божество.
PROTON PSEUDOS (греч.) – первичная ложь; осн. заблуждение, ложный тезис, от которого отталкивается доказательство, из которого вытекают др. заблуждения.
PSYCHE (греч.) — дуновение, дыхание; см. Душа.
PYR TECHNIKON (греч.) – творческий огонь. У стоиков — творящая часть мировой субстанции, космический Бог.
QUA (лат.) — в качестве, в силу чего-либо, поскольку.
QUATERNIO TERMINORUM (лат. учетверение термина) — логическая ошибка в заключении, возникающая благодаря двусмысленному употреблению понятия (см. Умозаключение).
QUIDDITAS (новолат.) – бытие, чтотость (Washeit); противоположность — см. Entitдt (небытие).
QUOD ERAT DEMONSTRANDUM (лат.) — что и требовалось доказать.
RATIO (лат.) — разум, рассудок, основа; ratio cognoscendi — основа познания; ratio essendi — основа бытия.
REALREPUGNANZ (от новолат. realis вещественный и лат. repugnans — противодействующий) — реальное противоречие, заключенное в самих вещах, в отличие от логического противоречия, заключенного в понятиях.
REGION (лат.) — область, сфера; региональный — ограниченный определенной сферой, определенной областью.
RES (лат.) — предмет, вещь; в широком смысле — реальность; res cogitans (мыслящая — вещь) и res extensa (протяженная вещь) — понятия философии Декарта, при помощи которых он различает в сущем субстанцию мыслящую (дух, душа) и протяженную (материя, тело). Этот дуализм, согласно учению Декарта и окказионализму, может быть преодолен с помощью Бога, concursus del.
RESERVATIO MENTALIS (лат.) тайные, невысказанные, мысленные оговорки, благодаря которым высказывание, обещание, клятва должны потерять свою нравственную обязательность. Играет особую роль в казуистике.
RESIDUM (лат.) — остаток, пережиток.
REZIPROK (лат.) — взаимнообусловливающийся.
SACRIFICIUM INTELLECTUS (лат. жертвование разумом) — отказ от собственного мышления.
SIC ET NON (лат. – так и не так) да и нет. Обозначение схоластического метода, созданного в основном Абеляром. При решении любого вопроса мы должны сначала выслушать авторитетов, говорящих "за", и авторитетов, выступающих "против", и, наконец, принять решение. Этот метод в последующие эпохи был положен в основу ведения дискуссий в философской, канонистической и гражданскоправовой областях.
SINKRISIS и DIAKRISIS (греч.) соединение и разделение, связывание и обособление, синтез и анализ; выражения, которые встречаются в соч. Платона, откуда их заимствовал Гёте.
SINN (нем.) — в биологии Sinn (чувство) — орган живого существа, воспринимающий раздражения (см. Органы чувств). В философии Sinn (смысл) — ценность и значение (интерес), которые та или иная вещь представляет для меня и для других. В отличие от сущности смысл не принадлежит самой вещи, но он привносится в нее человеком, так что вещь для одного человека может быть полной смысла, для другого — бессмысленной или даже для меня самого она сегодня может быть полной смысла, а годом позже — бессмысленной. Темой исследования становится смысл какого-либо предмета или события, чему молчаливо предпосылается принятие коллективного субъекта (народа, культуры, эпохи и т. д.), для которого смысловое содержание уже когда-то было выяснено или выясняется. Во многих случаях выражение "исследование смысла" означает исследование сущности (напр., в философской антропологии, феноменологии, экзистенциализме). Методом, при помощи которого исследуется смысл, вкладываемый кем-либо в слово, жест, действие, является понимание. Sinn может означать также общее чувство человека, его восприимчивость к чему-либо или понимание чего-либо.
SI TACUISSES, PHILOSOPHUS MANSISSES (лат., из соч. Боэция "Об утешении философией": если бы ты молчал, остался бы философом) — если бы ты не показывал своих слабых сторон, тебя могли бы, пожалуй, принять за философа.
SOPHROSYNE (греч. – умеренность) умеренность в образе жизни (букв, "здоровое состояние диафрагмы", которая, как считают, является седалищем души), в участии в житейских делах; со времен Платона — одна из четырех кардинальных добродетелей. •
SPECIES (лат.) — вид, образ, внешнее явление; в естествознании — вид.
SPIRITUS (лат.) — дух; собственно говоря, движущийся воздух, ветер, дуновение; дуновение жизни, дыхание. Spiritus rector —,господствующий, управляющий дух; согласно представлениям алхимиков, "духовная" субстанция (тончайшая материя), находящаяся в вещах. Spiritus sanctus — Святой Дух.
STATUS (лат.) — положение, состояние; status quo ante — положение, существовавшее до определенного момента; status nascendi — состояние возникновения, зарождения.
STRUGGLE FOR LIFE (англ.) борьба за жизнь; struggle for existence (англ.) — борьба за существование; см. Дарвинизм.
STUDIUM GENERALE (лат.) – общеобразовательные занятия. Studium generale — лекции общеобразовательного характера — рекомендуется посещать студентам, всех факультетов, для того чтобы ликвидировать все возрастающую односторонность специального образования (которое противоречит идее университетского образования) и вытекающие из нее вредные последствия (см. Специалист)
SUB SPECIE AETERNI или AETERNITATIS (лат.) — с точки зрения вечности, бесконечности; см. Спиноза.
SUMMUM BONUM (лат.) – высшее благо, добро, Бог.
SYMPOSION (симпозиум) – у древних греков пиршество, во время которого его участники вели беседы. В соч. Платона "Пир" ("Symposion") в форме таких речей излагается учение об эросе. Работу под таким названием написал также Ксенофонт. С тех пор симпозиум является довольно распространенной формой занятия научными, в т. ч. и философскими, проблемами; см. Эрос.
SYNTERESIS – перешедшее из греч. понятие, употребляющееся в средневековых соч. комментатором Эсхила Иеронимом для обозначения совести (conscientia), неугасимые искры которой помогают нам благодаря наличию в нас зла познать добро; вероятно, идет от стоиков (conservatio sui у Сенеки), позднее усвоено (воспринято) философами-схоластами (Фома Аквинский, Бонавентура) и мистиками (Мейстер Экхарт), определяясь по-разному, через отношение к conscientia.
TABULA RASA (лат. — чистая доска) — чистая, неисписанная доска, каковой, по мнению Локка и всех сенсуалистов, является душа до всякого опыта. Это выражение идет от Альберта Великого, но сама проблема была поставлена еще в античной философии.
TAT TV AM ASI (от санскр. – это [ta] есть [asi] ты [tvam] — слова, сказанные Удалакой Ару ни (Чхандогья-упанишада, 6, 12) своему сыну о том, что незримая субстанция, находящаяся в зернышках плодов фигового дерева, является тем творческим первоначалом, из которого вырастает дерево и происходит все другое. Эта последняя сущность, составляющая мир и идентичная также с самостью (атман) всех живых существ, этически объяснялась Шопенгауэром в его работе 4 Об основах морали" (заключение).
TELOS (греч.) – см. Цель.
TERTIUM COMPARATIONIS (лат. третий член сравнения) — критерий сравнения, то, в чем совпадают две сравниваемые вещи. Так, напр., при сравнении двух плоских поверхностей их tertium comparationis является двухмерность.
TERTIUM NON DATUR (лат. третьего не дано) — принцип исключенного третьего.
TRADIEREN, традировать(от лат. tradere — передавать, сообщать) — передавать дальше; содержание сознания, мысли и т. п. становятся традитабельными благодаря тому, что они выражаются в языке, схватываются в слове (см. Язык).
TRANSEUNT (от лат. transire – переходить на ту сторону) — переходящий в др. сферу (напр., из сферы идеального в сферу реального).
ULTRA POSSE NEMO OBLIGATOR (лат.) — никто не может быть обязанным сверх своих возможностей. Выражение восходит к положению юриста Цельса (ок. 100) в "Corpus jurus": "Impossibilium nulla obligatio est" ("Невозможное не может быть долгом").
UNIO MYSTICA (лат.) – мистическое соединение с божеством; эту цель преследовали мистерии. Платон и неоплатонизм, в еще большей степени мистика (особенно во времена средневековья) внесли в unio mystica одухотворенность.
VELLEITAT (от лат. velle – хотеть) бессильное побуждение, нерешительная воля, слабое желание.
VIA (лат. – путь) – метод. Via eminentiae — способ определения с помощью сравнения;
via negationis — способ определения через отрицание;
via moderna — картезианский, рационалистическо-
VOLONTE GENERALE (франц. – совокупная воля) — см. Государство.
WESEN (нем.) – 1) существ о, отдельная вещь, предмет, особенно живой или мыслимый живым; 2) сущее, свойство, "природа", "особенное бытие", определенное бытие (см. Наличное бытие) вещи; 3) сущность, действительное, существенное, "собственное бытие" в противоположность явлению; 4) сущность, всеобщее, существенное для целого вида или рода, его значение, его идея. Древнегреч. философы, как правило, не различали в мысли Wesen и бытие. Позднее, особенно с возникновением современного иррационализма (и особенно начиная с Шопенгауэра), они все отчетливее и отчетливее воспринимаются как противоположности (см. Сущность). В современной психологии под Wesen понимается некоторое гештальткачество, т.е. переживаемое свойство предмета, и именно свойство, выражающее содержание. К сущностным свойствам (качествам выражения) относятся, напр., характер, образ мыслей, габитус, настроение, эмоциональная окраска, которые, если они проявляются в вещах, обозначаются более или менее адекватно с помощью таких прилагательных, как: радостный, дружественный, гордый, мрачный, спокойный, тяжелый, изящный, мужественный, женственный, детский, старческий, буйный, скандальный, брюзжащий, ноющий, смеющийся, печальный, грозный, привлекательный, отвергающий и т. п. Следовательно, речь идет об объективной одушевленности предметов (см. Одухотворение). "Существенные свойства в наглядно-данном представляют собой фактически то, что одно только способно производить на нас впечатление, непосредственно затрагивать нашу собственную сущность... Для каждого существенного свойства имеется совершенно определенная структура, в которой оно реализуется наиболее чисто и наиболее принудительным образом; ее называют "отличительной" или "прегнантной"" (W.Metzger. Psychologie, 1941). См. Прегнантность, Прегнантности правило, Смысловое содержание.
WOLLUNGEN (нем.) – иногда так называется сфера психических процессов, для которых характерно наличие духовнодушевного действия, в отличие от чувственного восприятия, которое понимается только как рецептивно-пассивное.
АББАНЬЯНО (Abbagnano) Никола (род. 15 июля 1901, Салерно – ум. 1977, Турин) – итал. философ, представитель экзистенциализма. Обосновывал оптимистические прогнозы человеческого существования, рассматривая последнее как «поиск сути бытия непосредственно самим человеком». Аббаньяно утверждал, что аутентичный экзистенциальный выбор является не чем иным, как попыткой найти в настоящем некое единство между прошлым и будущим, которое бы исключало невозможность последующего выбора. Осн. труды: «Il principio della metafisica», 1936; «La struttura dell'esistenza», 1939; «Introduzione all'esistenzialismo», 1942; «Esistenzialismo positive», 1948; «Filosofia religione e szienza», 1967; «Storia della Filosofia», 1966; «Problemi di sociologia», 1967.
АБЕЛЯР (Abelard) Пьер-(род. 1079, Пале – ум. 21 апр. 1142, монастырь св. Марселя в Шалоне) – франц. теолог-схоласт и философ. Основатель и главный защитник схоластического метода, о чем свидетельствует в первую очередь его работа по диалектике «Да и нет». В споре универсалистов Абеляр придерживался концептуализма, отходя, т. о., от крайнего универсализма во взглядах его учителя Росцелина. В теологии сделал попытку примирить веру и знание. В своем этическом учении высказывал точку зрения, что главное – это не дела, а убеждения. Известны его несчастная любовь и супружество с Элоизой, племянницей каноника Фульберта в Париже, который из мести велел его кастрировать. Переписка с Элоизой, вероятно, является литературным вымыслом.
АБРАХАМ (Abraham) Карл (род. 3 мая 1877, Бремен, Германия – ум. 25 дек. 1925, Берлин) – нем. психоаналитик. Исследования роли сексуальности в раннем детстве в развитии личности и возникновении психических заболеваний, осуществленные Абрахамом, – одни из самых основополагающих в психоанализе. В 1904 в Бургхольцском психиатрическом госпитале в Цюрихе Абрахам проводит исследования, обогатившие теорию символов, мифов и сновидений, рассматриваемую им как фантазия исполнения желаний. Он был первым, кто попытался лечить на основе идей З. Фрейда маниакально-депрессивный психоз методами психоанализа. Он предположил, что либидо, или сексуальное влечение, проходит шесть стадий развития; раннюю оральную, орально-садистскую, анальную изгоняющую, анальную удерживающую, фаллическую и взрослую генитальную. Если развитие ребенка задерживается на одной из ранних стадий, фиксация либидо на этом уровне, скорее всего, приведет к психическим нарушениям. Его труды более полно были изданы на англ, языке: «A short study of the development of the libido, viewed in the light of mental disorders», 1924; «Character-formation on the genital level of libido-development», 1926.