Философский словарь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:19, доклад

Описание работы

Словарь включает в себя около 1000 аналитических статей, охватывающих как всю полноту классического философского канона, так и новейшие тенденции развития философии в контексте культуры постмодерна. Более 200 феноменов и персоналий впервые введены в энциклопедический оборот. Словарь предназначен для специалистов в области философии, культурологии, социологии, психологии, а также для аспирантов и студентов гуманитарных специальностей. Может быть использован учащимися лицеев и колледжей с углубленной гуманитарной подготовкой.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФСКИЙ ЭНЦИКЛ СЛОВАРЬ.doc

— 2.19 Мб (Скачать файл)

АНТАГОНИЗМ (от греч. antagonizesthai – бороться друг с другом) – противоречие, характеризующееся непримиримой борьбой враждебных сил, тенденций; спор. Антагонисты – противники, оппоненты.

АНТЕЦЕДЕНТ (от лат. antecendens предшествующий) – посылка, основание, причина; Противоположность – вывод.

АНТИНОМИЯ (от греч. antinomia противоречие в законе) – противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу, В «Критике чистого разума» Канта содержится специальное учение об антиномиях. Кант различает четыре антиномии – две математические и две динамические, – состоящие из тезиса (утверждения) и антитезиса (отрицания), выбор которых зависит от исходных посылок.

АНТИПАТИЯ (от греч. antipatheia противопоставление) – чувство неприязни, нерасположения к кому-либо или чему-либо. Противоположность – симпатия.

АНТИСФЕН (Antisthenes) (род. ок. 444 – ум. 368 до Р. X., Афины) – греч. философ, основатель 'кинической философской школы (см. Киники), ученик софиста Горгия; как и последний, отрицал возможность какого-либо противоречия; позднее стал учеником Сократа, концепции которого распространял; противник учения Платона об идеях. Учение Антисфена было преимущественно практического направления; он требовал отказа от потребностей (см. Автаркия), воспитания сильного характера. Проповедовал возвращение к простоте естественного состояния. Отрицал традиционную религию и традиционное государство. Мудрец – это не гражданин какого-либо определенного государства, а гражданин всего мира.

АНТИТЕЗИС (от греч. antithesis противопоставление) – в логике суждение, противопоставляемое тезису (см. Теза), противоположность, возражение.

АНТИТЕТИКА (от греч. antitetikos противополагающий) – ряд противоречащих друг другу утверждений, ни одному из которых нельзя отдать предпочтения. Восходит антитетика к спорам эпохи античности и понемическим «битвам» схоластов в средневековой философии. Позже антитетика проявилась в антиномиях Канта, в его исследованиях антиномий чистого разума, где преобладает трансцендентальная антитетика.

АНТИУТОПИЯ – течение общественной мысли, которое в противоположность утопии не только отрицает возможность создания идеального состояния совместной жизни людей, но и исходит из убеждения, что любые попытки построить произвольно сконструированный «справедливый» общественный строй приводят к катастрофическим последствиям. В принципе антиутопия ведет свое происхождение от сатирических традиций Дж. Свифта, Вольтера, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Г.К.Честертона, Г.Уэллса и получает логическое завершение в романах и публицистических произв. Е.Замятина («Мы»), О. Хаксли («Этот прекрасный новый мир», «Обезьяна и сущность»), Дж.Оруэлла («Ферма животных», «1984 год»), А. Кёстлера («Мрак в полдень»), Л.Мэмфорда («Миф о машине») и др., в которых утопические проекты представляются не иначе, как насилием над человеческой природой, пролагающим путь к тоталитаризму, как идеализируемое будущее, не могущее быть лучше настоящего. К антиутопиям примыкают романы-Предупреждения, с которыми выступали такие видные писатели, как Дж.Лондон, К.Чапек, А.Франс, не говоря уже о писателях-фантастах Р.Бредбери, А.Азимове, И.Ефремове и др. В то же время в русле антиутопии часто прослеживается конструктивная критика существующего общества или отдельных его модификаций и стремление исправить его некоторые недостатки. См. также Утопия.

АНТИЦИПАЦИЯ (от лат. anticipatio доопытное представление) – временное допущение какого-либо положения в качестве правильного в ожидании, что позднее оно будет обосновано (см. Предположение). У стоиков и эпикурейцев антиципации – это врожденные идеи. Кант называет антиципациями восприятия «знания, благодаря которым я могу априори познать и определить то, что относится к эмпирическому познанию», т.е. пространство и время в отношении формы и величины.

АНТИЧНОСТЬ (от лат. antiquus древний) – эпоха классической грекорим. древности. См. также Греческая философия .

АНТОНИ (Antoni) Карло (род. 15 авг. 1896, Триест – ум. 3 авг. 1959, Рим) итал. профессор, занимался вопросами исторической философии и духовно-научными проблемами нем. литературы. Подчеркивал значение разумного начала, которое, аналогично Б. Кроче, понимал как способность осознания имманентной абсолютной категории в истории. Осн. труды: «Dallo storicismo alla sociologia», 1940; «La lotta contro la ragione», 1942; «Considerazioni su Hegel e Marx», 1946; «Commento a Croce», 1955; «La restaurazione del diritto die natura», 1959.

АНТРОПОГЕОГРАФИЯ (от греч. anthropos – человек и geographia – описание Земли) – изучение жизни и культуры людей в связи с географической средой. См. также Геопсихология.

АНТРОПОЛОГИЗМ (от греч. anthropos – человек и logos – понятие) – учение, вслед за Л. Фейербахом считающее естественнонаучную медицинскую антропологию универсальной наукой о человеке.

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthropos человек, и logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека.

1.Естественнонаучная и медицинская антропология определяет место человека в царстве живых существ (см. Теория происхождения видов) и изучает его телесную организацию, которой он отличается от последних. К ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т. п.

2. Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально обоснована О. Касманом), сколько опирающуюся на труды Макса Шелера философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру. Античное мышление было обращено к космосу и природе, к человеку же лишь постольку, поскольку он связан с ними. В период средневековья человек рассматривался как составная часть божественной упорядоченности в мире,. В новое время человека затмил его собственный разум или даже абсолютный разум Вселенной, и человек стал познающим субъектом. Начиная с Шеллинга и Кьёркегора, совершается поворот европейского мышления в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования и понятия жизни (см. Философия жизни). Через Ницше и Шелера развитие шло дальше к экзистенциализму, в котором философская антропология нашла свое временное завершение. Значительный вклад в философскую антропологию был внесен психологией и благодаря попыткам уточнить понятие личности. Необходимость решения вопросов, выдвигаемых философской антропологией, в связи с учетом развития др. наук привела к возникновению целого ряда областей антропологии: социологической, педагогической, теологической и др.

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. anthropos – человек и morphe – форма, вид) – перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, на природу или на понятие Бога.

АНТРОПОСОФИЯ (от греч. anthropos – человек и sophia – мудрость) – разновидность теософии; учение, основанное в 1912 Рудольфом Штейнером и ставившее целью привлечь юношество к «тайному учению», воспитать в нем способность к «духовному созерцанию», благодаря которому самые недоступные дали стали бы такими же непосредственно близкими для восприятия, как и осязаемые предметы, воспринимаемые посредством органов чувств (см. также Aura). Предметы физического мира представляют собой лишь более уплотненные образования, состоящие из духа и души, причем дух и душу следует понимать как Animus и Anima. Человек – это тело, душа и дух. Духом управляет закон перевоплощения (см. Реинкарнация). В отдельной жизни человеческий дух повторяет самого себя с учетом опыта своих прошлых переживаний на пройденном жизненном пути. Телом управляет закон наследования, душой – созданная ею самой судьба (см. Карма). После смерти связь духа и души сохраняется до тех пор, пока душа не расстанется со своей привязанностью к физическому бытию.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. anthtropos – человек и лат. centrum – центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

АПАТИЯ (от греч. apдtheia – бесстрастие) – безучастие, при нормальных условиях результат истощения или душевной усталости, часто является также симптомом тяжелых заболеваний. В философском смысле, в этике стоизма, отсутствие аффектов и страстей есть цель нравственного самовоспитания.

АПЕЙРОН (греч. apeiron – неограниченное) – бесконечное, согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев – синоним материи.

АПОДИКТИЧЕСКИЙ (от греч. apodeiktike [episteme] – наука, служащая доказательству) – неопровержимый, безусловно правильный. Аподиктическое суждение выражает логическую необходимость или твердую уверенность.

АПОКАЛИПСИЧЕСКИЙ (от греч. apokдlypsis – откровение,) – период времени или состояние, когда человеческому существованию угрожают вызванные судьбой могучие, страшные силы (техника, атомная бомба). При этом имеют в виду четырех апокалипсических всадников, о которых говорится в гл. 6 Откровений Иоанна (чума, война, голод, смерть), и их изображение у Дюрера и Бёклина. См. также Страх.

АПОКАТАСТАС (греч.) – возвращение вещей в своем былом состоянии и обличье. Учение об апокатастасе восходит своими корнями к пифагорейцам и Гераклиту, у стоиков оно обретает завершенность. Последние, исходя из принципа непреложности законов, управляющих миром, постулировали тождественность и идентичность сменяющих друг друга миров и, следовательно, неизбежное возвращение в каждый новый мир всех тех вещей, живых субстанций (их реинкарнация) и событий, которые были присущи миру предыдущему. Идея апокатастаса отчетливо прослеживается в философии Ф. Ницше. См. также Палингенез.

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ (Apollonius Tyana) – неопифагорейск. проповедник кон. 1 в. после Р.Х., о котором рассказывают, что он совершал такие же чудеса, как Иисус из Назарета; представитель родственного стоикам космополитизма. Признавал высочайшего безыменного Бога, который не требует жертв.

АПОЛЛОНОВСКО-ДИОНИСИЙСКИЙ- понятие, введенное Шеллингом, для выражения сущности бога Аполлона как олицетворения формы и порядка в отличие от бурных, разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. «В человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоят осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, т. о., собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым – в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийского». Понятие использовали также Гегель, Ницше и Рих. Вагнер. В работе «Рождение трагедии из духа музыки» (1871) Ницше рассматривает аттическую трагедию и музыкальную драму Вагнера как отдельные моменты аполлоновского и дионисийского начал.

АПОЛОГЕТЫ (от греч. apologeomai защищаю) – собирательное название раннехристианских писателей-философов, защищавших в своих трудах принципы христианства от критики со стороны нехрист., языческих правителей и ученых. В своих посланиях апологеты обосновывали преимущества моральных принципов своего вероучения, возможности принятия христианства в качестве государственной религии. Из апологетических трудов наибольшую ценность представляют послания Юстина Мученика, прозванного «Христом в философской мантии». См. также Патристика .

АПОЛОГИЯ (от греч. apologia – защита) – защитительная речь; речь Сократа перед судом; также название соч. Платона и Ксенофонта, посвященных этой речи.

АПОРЕМА (от греч. aporema – спорный вопрос) – логическая трудность, трудная задача.

АПОРЕТИКА (от греч. aporetike [techne] – искусство преодолевать трудноразрешимые проблемы) – трактовка, толкование апорий (см. Апория).

АПОРИЯ (от греч. а – отриц. частица и porцs – дорога, мост) – безвыходное положение, невозможность достигнуть разрешения проблемы, потому что в самом предмете или в употребляемых понятиях содержатся противоречия. См. также Антиномия, Скепсис.

АПОСТЕРИОРИ (лат. a posteriori из последующего) – понятие теории познания, противоположное априори. Апостериорным называется знание, которое получено из восприятия, на основании опыта.

АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. apophatikos – отрицательный) – теология, разработанная Дионисием Ареопагитом и стремившаяся путем последовательного отрицания всех понятий, атрибутов и представлений, связанных с Богом, доказать его абсолютную трансцендентность (отрицание того, что он есть, а затем того, что его нет, позволяло доказывать его существование по ту сторону бытия). Дополнялась катафатической теологией.

АПОФЕОЗ (от греч. apotheosis – обожествление) – первоначально у древних египтян, а затем у греков и римлян торжественный обряд обожествления правителей за- их особые заслуги. Апофеоз, трансформировавшийся с течением времени в культ правителей, восходил к древней ближневосточной традиции причисления царей к сонму богов или их сыновей. Некоторые из христ. властителей именовали себя Dominus et Deus, т.е. государь-бог.

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad – при и kuperclptio – восприятие) – в логике, теории познания, начиная с Лейбница и Канта, то же самое, что осознанное восприятие (трансцендентальная апперцепция); в психологии В. Вундта – то же самое, что восприятие, требующее напряжения воли (психологическая апперцепция; см. Внимание), в противоположность простому обладанию представлениями (см. Перцепция); активное состояние психики при столкновении с новым содержанием сознания, включение новых знаний и нового опыта в систему уже имеющегося знания, отбор, обогащение и классификация наличного материала сообразно со структурой сознания. Современная психология трактует это понятие как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие.

АПРИОРИ (лат. a priori – предшествующий) – знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т.е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время (см. Созерцания формы); однако только с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания. В 20 в. на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась т. н. функциональная концепция априорности, согласно которой априорные положения – это исходные постулаты науки, причем их выбор включает момент условности, конвенциональности. См. также Апостериори, Категориальный анализ.

АПРИОРИЗМ – познание априори. Характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства.

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – см. Мусульманская философия.

АРГЕНТИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – см. Американская философия.

АРГУМЕНТ (от лат. argumentum довод) – доказательство, та его часть, на которой основывается его достоверность. Аргументировать – доказывать, обосновывать.

АРГУМЕНТАЦИЯ (от лат. argumentatio) – приведение доказательств.

АРЕНДТ (Arendt) Ганна (род. 14 окт. 1906, Ганновер) – нем. философ, профессор, проработавшая большую часть жизни в Нью-Йоркском ун-те, последовательница Гуссерля и Ясперса. Стала известна в нем. философии благодаря своим исследованиям в области социологическо-антропологических категорий труда, производства и торговли и новому диалектическому подходу к анализу фундаментальных вопросов человеческого бытия и деятельности в условиях техногенной окружающей среды. Осн. труды: «Fragwьrdige Traditionsbestдnde im politischen Denken der Gegenwart», 1956; «Die Krise in der Erziehung», 1959; «Vita activa, oder: Vom tдtigen Leben», 1960.

Информация о работе Философский словарь