Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:19, доклад
Словарь включает в себя около 1000 аналитических статей, охватывающих как всю полноту классического философского канона, так и новейшие тенденции развития философии в контексте культуры постмодерна. Более 200 феноменов и персоналий впервые введены в энциклопедический оборот. Словарь предназначен для специалистов в области философии, культурологии, социологии, психологии, а также для аспирантов и студентов гуманитарных специальностей. Может быть использован учащимися лицеев и колледжей с углубленной гуманитарной подготовкой.
АМВРОСИЙ МАЙЛАНДСКИЙ (Ambrosius de Mailand) (род. 340, вероятно, Трир – ум. 4 апр. 397, Майланд) – учитель деркви; наместник в Италии. С 375 – священник, вел борьбу с арианами и получил известность благодаря написанному им под влиянием Цицерона соч. «De officiis ministrorum» (386), в котором восхвалял христ. этику, провозглашавшую в качестве цели существования потустороннюю жизнь. Под «Амвросианским хвалебным песнопением» понимают приписываемое Амвросию церковное песнопение «Те deum laudamus».
АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – общее название философии Северной Америки и латиноамер. стран. Наряду с влиянием, оказываемым на нее западной философией, расхождения, имеющиеся в философии этих стран, обуславливаются различиями в духовной жизни и государственном устройстве, а также в религиозных верованиях. Основателем североамер. философии можно считать англ. философа Беркли, который жил в Америке в 1728-1731. Во многом благодаря ему были заложены основы идеалистически-теистической философии, т. н. «новоангл. теологии», на которой сказалось сильное влияние Библии. Наиболее значительный мыслитель этой группы – Джонатан Эдуарде. На рубеже 18 и 19 вв. в США проникает философия просветителей, воплотившись в этическом рационализме Бенджамина Франклина и в религии разума Томаса Пейна (1737-1809). Духовные устремления первых двух эпох амер. философии объединяются в художественно-поэтическом мышлении Ралфа Уолдо Эмерсона; сказалось также влияние нем. классиков – поэтов и мыслителей: одно и то же божественное начало господствует в природе и человеческой душе, особенно велико его значение для души творчески одаренных людей. Эта философия, известная под названием «трансцендентализм», позднее приняла более идеалистическую форму у Уильяма Тори Гарриса (1835-1909) и у представителей «школы св. Луи», более реалистическую – у Ноа Портера (1811 – 1892) и Гренвила Стэнли Холла. С сер. 19 в. идеалистически-метафизическое направление в амер. философии начинает резко отличаться от направления реалистически-позитивистского. Представители первого, гл. о. под сильным влиянием нем. мыслителя Германа Лотце, исходят из отношения между Богом (Вселенной) и душой (человеком) и развивают персонализм, который представляет мир как цельную сущность с духовно-индивидуальным началом. К этому направлению относятся Джосайя Ройс, Уильям Эрнест Хокинг, Бордэн Паркер Боун (1847 – 1910), ученик последнего Эдгар Шеффилд Брайтмэн, Ралф Тайлер Флюэлинг (род. 1871), И. А. Франквиц (род. 1906) и представители школы т. н. «калифорнийского персонализма». Выразителями идей реалистического позитивизма являются Джеймс Марк Болдуин и один из основателей логистики, Чарлз Сандерс Пирс. С этого времени для амер. философии становится характерным синтез метафизики и позитивизма, начало чему положил Уильям Джемс. Его учение, прагматизм, получило дальнейшее развитие в самых различных направлениях. Видным представителем педагогической школы является Джон Дьюи, на учении которого сказалось сильное влияние франц. философа Конта; к этому же направлению относится и «чикагская школа»; педагогико-психологического течения – Эдуард Ли Торндайк; чисто психологическое развитие прагматизм получил в т. н. бихевиоризме Джона Бродеса Уотсона. Последователи Джемса развивают самостоятельные учения. Против субъективизма и индивидуализма, опасность которых скрыта в прагматизме, был направлен реализм. В духе аристотелевских традиций выступает Фредерик Дж. Э. Вудбридж (1867- 1940), этого же направления придерживаются и некоторые др. философы, входящие в амер. Аристотелевское общество. Во главе неореалистов стоят Алфред Норт Уайтхед, Ралф Бартон Перри и У.П.Монтепо. Артур Лавджой возглавляет направление «критического реализма». Влияние философии жизни Джорджа Сантаяны сильно ослабло. Течение критики культуры представлено Джоном Рандаллом, а история философии – Уиллом Дюраном. Имеется много работ в области экспериментальной психологии (включая психологию животных) и педагогики (см. МакДу галл). Неосхоластика сделала своей трибуной журнал «The New Scholasticism» (основанный в 1927). Обычная характеристика «американизма» мало подходит к амер. философии, в которой наблюдается много спекулятивно-метафизических черт и которая довольно глубоко связана с амер. буднями и политикой дня. На нее значительное влияние оказывает протестант, теология (Тиллих, Нибур и др.). Широко представлена в амер. философии семантика, так же как и ориентирующаяся на социологию, часто окрашенная под социализм этика ценностей. Однако всем этим направлениям угрожает опасность со стороны логистики; противоположное течение представлено ун-том Эмори в Джорджии. Имеются англ, переводы работ Хайдеггера, следовательно, возможно, что философия экзистенциализма проникла также и в США, и в Лат. Америку. В эпоху колониальных и освободительных войн в Лат. Америке многие литераторы, политики и вольнодумцы с восторгом и страстью распространяли и насаждали европеизм. Венесуэлец Андрее Бельо (1781 – 1865), учитель Боливара, сотрудничавший с А. Гумбольдтом, в «Философии рассудка», написанной под влиянием Т. Рида и У. Гамильтона, дал глубокий анализ памяти. Позитивизм (см. Позитивизм философский) начинается с Конта и Спенсера. Кубинец Энрике Барона (1849-1933) считается типичным представителем социологического позитивизма, развиваемого им с натуралистической, антирелигиозной и антиметафизической позиций. В Бразилии Ботэлью ди Магальянш и Мигель Лемос вместе с Бенжаменом Констаном основали религиозный контизм, позитивистскую церковь (1881) и республиканско-революционный орден «Порядок и прогресс», а также разработали политическую конституцию позитивизма. Аргент. философ Хосе Инхениерос (1877-1925) рассматривал область непознаваемого как сферу деятельности будущей метафизики, которая, однако, должна быть построена на гипотезах, правомерных с точки зрения закономерностей логики. В период антипозитивистской реакции бразилец Тобиас Баррето (1833- 1889), который сам сначала был позитивистом, под влиянием Канта и Шопенгауэра пытался соединить механизм с телеологией. Перуанец Деустуа Алехандро (1849 – 1945), который в своем учении выводит эстетические принципы всего существующего из творческой свободы, находился под влиянием идей Краузе, Вундта и Бергсона. К его школе принадлежат такие видные ученые, как О. Миро Квесада, феноменолог Фр. Миро Квесада и выдающийся психолог Онорио Дельгадо. Аргентинец Алехандро Корн (1860-1936), следуя учению Дилыпея, пытался решить проблему необходимости и свободы – при сохранении своеобразия и устойчивости обеих сторон – не как проблему спекулятивную, но практическую. Учение бразильца Раймундо Брито де Фариаса (1862 – 1917) – который, развивая спиритуализм, считал, что целью философии является не преодоление науки, а овладение ею, – имело следствием появление целой школы. Уругваец Карлос Ваз Ферейра в своем соч. «Logica viva» подходит к конкретному как основе всех философских систем. Мексиканец Хосе Васконселос в своей базирующейся на эстетике монистической интерпретации универсума защищает идею амер. духовно-космической расовой общности (raza cosmica americana). Аргентинец Альберто Роухес (1880-1945) считал, что процесс физического становления, в котором отдельные моменты, чередуясь, сменяют друг друга и который носит преходящий характер, с одной стороны, и процесс духовного становления, представляющий собой постоянное взаимодействие отдельных моментов вечности: прошлого, настоящего и будущего, – с другой, нельзя сводить друг к другу. Мексиканец Антонио Касо (1883-1946), на учение которого оказали влияние наряду с Бутру и Бергсоном также и нем. философы, в т. ч. Гуссерль, внес новое в развитие мекс. философии, создав философию жизни и действия. Среди современников этих мыслителей видное место занимает, бесспорно, аргентинец Франциско Ромеро, который, являясь блестящим знатоком современной нем. философии, развивает ее идеи, гл. о. в учении об интенциональности, ценности и трансценденции. Аргентинец Карлос Астрада, ученик Гуссерля, Шелера, Хайдеггера, обогащает Новый Свет идеей экзистенциального риска и усматривает в понятии экзистенциализма «juego» («игра»), которое образует у него собственную сферу и имеет собственное развитие, почву для метафизических спекуляций. Вопросами философии права в Аргентине занимался Карлос Косио, пытаясь связать учения таких философов, как Кельзен, Гуссерль, Хайдеггер. Среди неосхоластов видное место занимает Измаэл Квилес, который в рамках персонализма как цели экзистенциализма пытается обосновать философию «устойчивости» («insistencia»), стремясь перебросить, т. о., мост от томизма к Хайдеггеру. Мексиканец Эдуарде Гарсиа Майнес, примыкая к Кельзену и Н. Гартману, исследует проблему значения права и склоняется к логистическому обоснованию его формальной структуры. На философские проблемы права ориентируется также уругваец Хуан Ламбиас де Асеведо, который под влиянием античной и в особенности нем. философской мысли развивает идею ценности как момента бытия сущего наряду с сущностью и существованием и в осознании ничтожности человека видит путь к ее преодолению.
АММОНИЙ САККАС (Ammonios Sakkas) (жил в 175-242 в Александрии) легендарный родоначальник неоплатонизма; учитель Плотина и Оригена.
АМНЕЗИЯ (от греч. а – отриц. частица и mneme – память) – нарушение памяти, болезненные явления при напряжении памяти или полная ее потеря.
АМОРАЛИЗМ (от греч. а – отриц. частица и лат. moralis – нравственный) – безразличие к требованиям морали и общепринятым нормам поведения в обществе, аморальность. Отклонение морали не как таковой, а как морали господствующего класса называется имморализмом.
АМПЕР (Ampere) Андре Мари (род. 22 янв. 1775, Лион – ум. 10 апр. 1836, Марсель) – франц. физик и математик. Построил первую теорию магнетизма. В своем соч. «Essai sur la philosophic des sciences» – (1834-1843) делил науки на космологические и ноологические.
АМФИБОЛИЯ (от греч. amphibolia – двусмысленность) – двузначность в логическом смысле, двусмысленность; амфиболический – двузначный, двусмысленный. Трансцендентальной амфиболией, или амфиболией рефлективных понятий, Кант называет смешение понятий при употреблении их в эмпирическом трансцендентальном значении.
АМЬЕЛЬ (Amiels) Анри Фредерик (род. 27 сент. 1821, Женева – ум. 11 марта 1881, там же) – франц. философ. Принадлежал к франц. школе философии жизни конца 19 в., являлся представителем «экстатического» витализма в его христ.-мистической форме.
АНАКСАГОР из Клазомен (ок. 500-428 до Р. X.) – древнегреч. философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Был обвинен в безбожии (он утверждал, что Солнце представляет собой раскаленную массу) и изгнан (431). Жил затем в Лампсакосе. Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. Мировой «ум» (греч. «нус») – тончайшее и легчайшее вещество – приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются – так возникают вещи. При этом ум заключен в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (греч. amykton, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое значение для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.
АНАКСИМАНДР из Милета (ок. 611-545 до Р. X.) – ионийский натурфилософ, ученик и исследователь Фалеса. Его соч. «О природе» было первой философской работой, появившейся на греч. языке. Он первый поставил вопрос о «начале» всего сущего и определил это начало как принцип, апейрон. Апейрон (греч. apeiron – неопределенное) – это первовещество, бесконечность природы, нечто «божественное»; из него путем выделения возникают различные вещества.
АНАКСИМЕН из Милета(585525 до Р. X.) – ионийский натурфилософ. Считал материальным началом воздух, из которого благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению – ветер, облака, вода, земля и камни. Подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю.
АНАЛИЗ (греч. analysis – разложение, расчленение) – в логике понятийное, т.е. делающее возможным образование понятий, разложение единства на множество, целого – на его части, сложного – на его компоненты, события – на его отдельные ступени, содержания сознания – на его элементы, понятия – на его признаки (противоположность – синтез). Акт анализа называют анализированием, а способ проведения анализа – аналитическим методом. Элементарный анализ разлагает явление на отдельные его части без учета тех отношений, в которых находятся эти части друг к другу и к целому. Причинный анализ дифференцирует явление с учетом его причинных отношений. Логический анализ разлагает его в зависимости от логических отношений. Феноменологический анализ вычленяет в явлении содержание сознания, чтобы исследовать сущность последнего (см. Феноменология), психологический анализ разлагает содержание сознания на его элементы (однако преимуществами пользуется психологический метод подхода к явлению как в целом; см. Целостная психология). При анализе следует учитывать, что каждый данный предмет в результате нарушения его естественной связи с др. предметами меняет свое бытие.
АНАЛИТИКА (от греч. analytike [techne] – искусство анализа) – искусство расчленения понятий, логика (у Аристотеля). Трансцендентальная аналитика, по Канту, выделяет «элементы чистого рассудочного познания, без которых вообще немыслим ни один предмет".
АНАЛИТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ – суждение (утверждение, предложение), истинность которого устанавливается путем чисто логического анализа; названо Лейбницем «истиной разума», Юмом – «отношением идей». В современной логике аналитичность суждения понимается как возможность обоснования утверждений при помощи семантических правил языка. Др. способом установления истинности суждения – синтетическим – предполагается обращение к неязыковым формам проверки (см. Синтетическое суждение).
АНАЛОГИИ ОПЫТА – определяемые Кантом в «Критике чистого разума» принципы чистого рассудка, предшествующие всякому опыту; они имеют значение не как конститутивные, а просто как регулятивные.
АНАЛОГИЧНЫЙ (от греч. analoges соответствующий логосу) – имеющий одинаковый смысл, соответствующий, подобный.
АНАЛОГИЯ (от греч. analogia сходство) – подобие, равенство отношений, а также познание путем сравнения. Между сравниваемыми вещами должно иметься как различие, так и подобие (см. Подобный); то, что является основой сравнения (см. Tertium comparationis), должно быть более знакомым, чем то, что подлежит сравнению. Различие и подобие вещей должны существовать в единстве (метафизическая аналогия) или по крайней мере не должны быть разделяемы (физическая аналогия). В т. н. атрибутивной аналогии то, что является основанием подобия двух вещей, переносится с первого члена аналогии на второй (когда, напр., по аналогии с человеческим телом поступки, поведение человека рассматривают как «здоровые»). В т. н. пропорциональной аналогии каждый из членов аналогии содержит нечто, в чем он в одно и то же время подобен и неподобен другому (см. Analogia entis).
АНАМНЕЗИС (от греч. anamnesis воспоминание, припоминание) – по Платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.
АНАРХИЯ (от греч. anarchia – безвластие) – состояние, в котором находится общество, когда в нем упразднена государственная власть. Анархизм – это учение об обществе, которое в качестве руководящего начала признает только волю отдельной личности, всякий же авторитет и государственный строй отвергает. Анархический образ мышления встречается уже в античном мире у киников и в религиозной форме в древнем христианстве, а также и позднее в сектах средневековья, особенно в хилиазме. Научная теория анархизма возникла в новое время, основателем ее был Уильям Годвин (Англия) («Enquiry concerning political justice», 1793; неполн. рус. пер.: «О собственности», 1958). Нем. философ Макс Штирнер проповедовал анархизм в своем соч. «Единственный и его собственность» (1845), защищая индивидуалистическую концепцию в теории экономики, в то время как франц. философ Прудон, теоретически обосновал анархистское движение, выдвинул тезис «Собственность есть кража», с позиций экономического учения защищая коммунизм; главными представителями анархизма в России были Михаил Бакунин («Бог и государство», 1871) и князь Петр Кропоткин («Мемуары революционера»). Анархизм имеет точки соприкосновения с либерализмом.
АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – В вопросе об участии англ., шотл. и ирл. теологов и философов в формировании схоластической философии остается в силе сказанное в начале статьи о немецкой философии. В отличие от нем. философии англ, обращалась и обращается больше к неотраженной действительности и практической жизни. Уже первые ее представители были эмпириками и основывали свое учение на религиозном, научном и психологическом опыте; это были Роджер Бэкон, Иоанн Дуне Скот и Уильям Оккам. Основатель новой англ, философии Фрэнсис Бэкон выдвигает программу преобразования науки и выступает за четкое разделение веры и знания. Томас Гоббс (1588-1679), «отец неверия», проложил путь причинно-механистическому пониманию природы и материализму, против которого боролись англ, деизм, «естественная религия» Герберта Чербери и платонизм кембриджской школы. Мистика Якоба Бёме проникла в Англию через Джона Пордаджа (1625 – 1698). Выдающийся представитель англ. Просвещения Джон Локк – критик теории познания, признававший источниками познания лишь восприятие и мышление. К этой же школе относятся также деист Джон Толанд, «вольнодумец» Антони Коллинз, натурфилософ и физик Исаак Ньютон, представители этики Шефтсбери и Фрэнсис Хатчесон. Психологами из школы Локка (ассоциативная психология) были Дэвид Гартли и Джозеф Пристли. Чистый идеализм и христ. философию представлял Джордж Беркли, известный также и как гносеолог. Англ, философию Просвещения завершает философия здравого смысла (common sence) шотл. школы (см. Шотландская школа), которая развивается и в 19 в., ревностно придерживаясь трезвой эмпирической точки зрения. Она возникает в тесной связи с философией Шефтсбери; главными представителями ее наряду с Хатчисоном являются Томас Рид, Дугалд Стюарт и Томас Браун; близко к ней стоит экономист Адам Смит, а также Дэвид Юм, после Дж. Ст. Милля – «величайший негативный мыслитель всех времен». В последующий период англ, философия больше не претерпевала принципиальных изменений, вызываемых внутренними причинами, хотя после 1800 она испытывала духовное влияние извне: влияние Франц. революции, нем. идеализма и новейших достижений естествознания, особенно биологии, в познании мира. Старую, основанную Ридом шотл. школу со времени Уильяма Гамильтона и Уильяма Юэла сменяет новая, испытывавшая частичное влияние Канта. В резкой оппозиции к последней находится Иеремия Вентам, объяснявший нравственность и право, исходя из их полезности и стремившийся к наибольшему возможному счастью для наибольшего числа людей. Дальнейшему развитию ассоциативной психологии способствуют в числе прочих Джеймс Милль и Александер Бэйя (1818-1903). В связи с развитием естествознания продолжают развиваться (в частности, в работах Юэла) теория познания и методология, причем в них уже появляются моменты логистики, напр. у Джорджа Буля и У. Ст. Джевонса. Решающую роль играет дальнейшее развитие классической англ, эмпирической философии Дж. Ст. Миллем и Гербертом Спенсером. У последнего отчетливее, чем у первого, проявляется характерный для большинства представителей и направлений англ. философии 19 и 20 вв. союз между эмпиризмом 17 и 18 вв. и биологией 19 в., которые объединяются в эволюционизм, не лишенный спекулятивных элементов; представители последнего среди прочих – У.К.Клифорд (1845-1879) и Т. Г. Гексли. Классиком биологизма является Чарлз Дарвин с его учением о «борьбе за существование». Против биологизма и эволюционизма выступает романтико-идеалистическое, испытывающее влияние христианства течение, поддерживаемое прежде всего Джемсом Мартином (1805-1900), А.К.Фрэзером (1819-1914) и Робертом Флинтом (1838-1900). Под влиянием нем. идеализма находятся также представители этики Томас Карлейл, Генри Зидвик и Т.Х.Грин. Однако собственно кантианство, как и гегельянство, в англ, философии не возникло. В то же время мысли Канта и Гегеля не раз оказывали влияние на англ, философию: гегельянцем является, напр., Дж..Х.Стирлинг. Делались самые различные попытки синтеза идеализма и биологизма (в этой связи примечательна книга Д.Г.Ригчи «Darwin and Hegel», 1893). Неогегельянцами являются Фрэнсис Герберт Брэдли, Бернард Бозанкет и Д. Мак-Таггарт (1886-1925). Психологию как биологически обосновываемую теорию сознания продолжали развивать, в частности, Джеймс Уорд, Дж. Ф. Стоут (1860-1943), Ч. Э. Спирмен (1863 – 1945), а также Уильям Мак-Дугалл. Наконец, как самостоятельные явления в англ, философии наиболее известны прагматизм Ф.К.С.Шиллера и неореалистическая школа (см. Неореализм), наиболее видным и влиятельным представителем которой являлся Бертран Рассел; он объединял в себе острый ум логика и математика, афористические мысли и гуманные, пацифистские идеи. В период между двумя мировыми войнами Рассел был наиболее популярным из англ, философов. Наряду с ним следует назвать Дж.Д.Хикса (1862-1941), Дж.Э.Мура и Ч.Д.Броуда (род. 1887). Из неореалистической школы вышли представители англ, онтологии: Сэмюель Александер, склонявшийся к пантеизму, платоник Алфред Норт Уайтхед, представляющий эволюционистский теизм, Джон Лэрд, А. Э. Тейлор и др. Крупным представителем философии религии является X. Даусон. Философский биологизм представляет Дж. С. Хаксли. Выдающимся представителем философии истории в Англии являлся А. Дж. Тойнби (1889-1975). Экзистенциалистская философия не представлена в современной англ. философии ни одним достойным упоминания философом: для англ, научной мысли существование не является философской проблемой.
АНИМИЗМ (от лат. anima – душа) – у примитивных народов вера в существование душ и духов как причину явлений природы, вера в одушевленность всей природы, вера, на которой покоится естественная религия; в метафизическом смысле – мировоззрение, согласно которому душа возводится в принцип жизни. Г.Э.Шталь («Theoria medica», 1737), а также Парацельс и Кар дано, которые сводят жизнь к душеобразному динамическому «духу» («Spiritus»), подобно Аристотелю, считали душу ваятельницей тела. Анимальный – животный, свойственный животным; в переносном смысле – связанный с инстинктом кормления и половым инстинктом («анимальные потребности»).
АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич (род. 1733 – ум. 1788) – рус. просветитель, философ. После окончания семинарии Троицкой Лавры и Московского ун-та был профессором логики, метафизики и математики этого ун-та. Автор философских трудов «Слово о том, что мир сей есть ясное доказательство премудрости Божией и что в нем ничего не бывает по случаю» (1767), «Рассуждения из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания» (1769), «Слово о свойствах познания человеческого и средствах, предохраняющих ум смертного от различных заблуждений» (1770), «Annotationes in logicam metaphysicam et cosmologiam» (1782), «Слово о разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих» (1783) и др. Существующие религиозные верования считал порождением невежества, страха и богатого воображения древних людей, которые не могли объяснить многие явления природы и все непонятное приписывали сверхъестественным силам. Долгое время служили учебниками для учащихся его «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия» и «Теоретическая и прикладная тригонометрия».
АНОМАЛИЯ (от греч. а – отриц. частица и nomos – закон) – отклонение от нормы, от общей закономерности. Равнозначно: анормальность.
АНОМИЯ (от греч. а – отрицательная частица и nomos – закон) – понятие социологии, введенное франц. социологом Э. Дюркгеймом и обозначающее любые виды «нарушений» в ценностно-нормативной системе общества. Среди них выделяют «вакуум», или отсутствие, пробных норм, неэффективность их влияния как средства воздействия на социальное поведение, их расплывчатость, а также противоречивость между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, позволяющими обладать средствами достижения этих целей. В результате аномии часто слабо регулируются в обществе безграничные по своей природе человеческие желания, и отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивидов несчастными, ведет к проявлениям девиантного поведения. Понятие «аномия» более всего подходит к различным переходным состояниям общества (периодам революций, реформ, эпохам «перестроек» и т. д.).
АНСЕЛЬМ (Anselm) Кентерберийский (род. 1033, Аоста, Пьемонт – ум. 21 апр. 1109, Кентербери) – видный теолог-схоласт и философ; с 1093 – архиепископ. В споре об универсалиях выступал на стороне реалистов, учил, что в общих понятиях дается сущность вещей. В теологии пытался дать рациональное объяснение догматам веры в духе выдвинутого им положения: Credo, ut intelligum (я верю, чтобы познать). Покоящаяся в самой себе, подлинная истина тождественна Богу. Познание истинного есть проявление истины. Ему принадлежит онтологическое доказательство бытия Бога. Соч.: «Proslogium» (содержит онтологическое доказательство); «Cur deus homo?» («Почему Бог стал человеком?»).