История античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Философия появилась в конце VII — начале VI в. до н. э. не на материковой части Греции, а в колониях, именно в Ионийских колониях на побережье Малой Азии. Во второй половине VI в. до н. э., примерно в третьем поколении философов, центр философии переместился из восточных колоний в западные, в южную Италию (так называемую Великую Грецию) и Сицилию, где жили дорические племена. Причины этого перемещения имели внешний характер: персидские войны привели к уничтожению городов Ионии, прервав ее научный расцвет, и вынудили греков к поиску нового центра для науки. Три принципа основания философии в древней Греции:

Содержание работы

1.Возникновение греческой философии……………………………………………..6
Мифогенная концепция происхождения античного мышления.
Диалектика Древнегреческого мифа.
Эпические истоки предфилософии. Личность Гомера и его творчество.
Представления Гесиода о природе, мире и космосе.
Гносеогенная концепция происхождения античного мышления
2.Ионийская философия. Милетская школа………………………………………14
Натурфилософия и физика как размышления о природе и Космосе.
Философское учение Фалеса Милетского о первоначале.
Учение Анаксимандра. Апейрон как генетическое и субстанциальное начало.
Натурфилософия Анаксимена.
Значение и роль натурфилософии милетцев в античной культуре.
3.Философские учения Пифагора Самосскоого. Пифагорейцы. ...........................18
Личность и учение Пифагора в истории философии. Пифагорейство и его историческая судьба.
Учение о числе как основе мира. Нумерология.
Учение о душе. Этическая и социальная доктрина.
Ранние пифагорейцы.
Числовая гармония мира. Музыкально-числовой Космос Пифагора.
4.Италийская философия. Элеаты………………………………………………….27
Учение о космосе как о целостном континууме.
Мифопоэтический взгляд Ксенофанта Колофонского на сущее.
Учение Парменида о Едином.
Диалектика Зенона Элейского. Апории Зенона.
Значение элеатов в истории философии.
5.Философское учение Анаксагора………………………………………………..…33
Анаксагор в истории философии.
Проблема бесконечных космосов. Разум и организация космоса.
Анаксагоровское учение о гомеомериях.
Психология и теория познания у Анаксагора.
6.Философия Гераклита Эфесского………………………………………………….36
Личность Гераклита в истории философии.
Диалектика Гераклита как учение об изменяющемся общематериальном континууме.
Логос Гераклита как принцип организации становящегося космоса.
Трагический пафос философствования как отличительная черта философии Гераклита.
7.Философские учения Эмпедокла………………………………………………….39
Личность Эмпедокла в истории философии.
Учение Эмпедокла о космосе как о живом организме.
Любовь и Вражда как организующие принципы мироздания.
Первые итоги физики как элементно-аналитических представлений о мире.
8.Философия атомистов……………………………………………………………….42
Истоки и смысл античного атомизма.
«Большой Мирострой» Левкиппа.
Философские представления Демокрита о мироздании. Геометризм и функциональность Демокритова атома.
Проблема пустоты. Учение о движении. Структурно-континуальный космос атомистов.
«Трактат о цветах» Демокрита.
Значение греческого атомизма в истории мышления.
9.Философия софистов…………………………………………………………………49
Софисты как первые учителя мудрости в античности.
Софистика и софизмы. Диалектика как искусство спора.
Этика, теория познания, вопросы политики у софистов.
Обращение софистов к проблеме человека.
Значение софистов в истории философии. Реставрация софистики в эллинизме («Вторая софистика»)
10.Философия Сократа…………………………………………………………………58
Проблема Сократа в истории философии. Познание как благо. Критика софистики.
Мудрость как высшая нравственность. Этика Сократа. Проблема воспитания. Представления о человеке, добродетели, свободе и счастье.
Сократизм как философия познающего субъекта. Теология, Диалектика Сократа.
Значение Сократа в античной философии («Аристократизм» Сократа и критика недостатков полисной демократии).
11.Ранняя античная медицина…………………………………………………………64
Мифогенная концепция врачевания. Асклепий.
Гиппократ и «Корпус Гиппократа». Метофизическое и физическое единство болезни человека и мира природы. «Священная болезнь».
Трактат «О природе человека». Теория четырех стихий.
Медицинский и философский дискурс в античности.
12.Философское учение Платона. Введение в платоноведение. ……………….....71
Сократ и Платон. «Платоновский вопрос» в истории философии.
Система платоновской философии. Сократические сочинения Платона.
13.«Ранний Платон» ……………………………………………………………………77
Анализ учебных диалогов Платона.
«О справедливости».
«О добродетели».
14.Платоновская концепция субъекта………………………………………………..80
«Алкивиад первый».
Выяснение вопроса о справедливости.
Роль наставника в воспитании.
Понятие о справедливости коренится в душе.
Необходимость заботы о справедливости в связи необходимостью заботы о себе.
Философия и политика.
15.Критика софистической концепции воспитания……………………………….. 87

Файлы: 1 файл

Istoriya_Antichnoy_filosofii.doc

— 599.00 Кб (Скачать файл)

 

высшее сословие: только мудрые могут  нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).

сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней  безопасности государства (сословие воинов).

сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).

 

Правители-философы в ходе 50-летнего  образования, совершенствуют свою особую одаренность. Мудрость должна объединиться с властью, в их лице. В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена.

 

Диалог выстроен так, что кажется  разбором идей справедливости и блага  — как основополагающих для автора идей — на примере государства как пригодном для анализа и в то же время достаточно высоком и общем.

 

Платон выделил семь типов государства:

 

1.идеальное "государство будущего", которого пока не существует  и в котором отпадет необходимость  в государственной власти и  законах

 

2. монархия — справедливая власть  одного человека;

 

3. тирания — несправедливая  власть одного человека;

 

4. аристократия — справедливая  власть меньшинства;

 

5. олигархия — несправедливая  власть меньшинства;

 

6. демократия — справедливая  власть большинства;

 

7. тимократия — несправедливая  власть большинства, власть военных  вождей, армии.

 

Поскольку тирания, олигархия и  тимократия - несправедливые формы  гос-ва, а демократия - редко бывает справедливой и, как правило, вырождается  в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

Платон выдвигает собственный  план государственного устройства:

 

1) все население государства  (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;

 

2) работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим  трудом, создают материальные блага,  могут в ограниченных размерах  владеть частной собственностью;

 

3) воины занимаются физическими  упражнениями, тренируются, поддерживают  в государстве порядок, в случае  необходимости - участвуют в военных  действиях;

 

4) философы (мудрецы) - разрабатывают  философские теории, познают мир,  учат, управляют государством;

 

5) философы и воины не должны  иметь частной собственности;

 

6) жители государства вместе  проводят свободное время, вместе  едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

 

7) не существует брака, все  жены и дети общие;

 

8) допускается и приветствуется  труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые  идеи своего проекта, допустив небольшую  частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана  были сохранены.

17.5 «Здоровое» и «больное» государство.

Здесь различаются две фазы развития: первоначальная, простая общественная структура, сложившаяся из самых  необходимых профессий, — эту  структуру Платон называет здоровым государством. И вторая — разбухшее  больное государство, возникшее в условиях все возрастающей роскоши и благосостояния. В нем живут не только крестьяне, строители, булочники и портные, но и целая армия людей, интересующихся лишь излишествами. Неизбежным следствием такого разбухания государства — ведь самые здоровые государства как раз и процветают в стесненных условиях — было стремление к расширению его территории. Происходило это за счет того, что государство отрезало кусок от земель соседей и присваивало его себе. Этим объясняется возникновение войн, которые всегда были обусловлены экономическими причинами.

17.6 Воспитание стражей. Быт стражей.

Воспитание стражей по установленной  законом системе — революционное  новшество, приведшее к необозримым  историческим последствиям. Именно на нем в конечном итоге базируется стремление современного государства авторитарно управлять воспитанием своих граждан. Особенно с эпохи Просвещения и Абсолютизма именно к этому стремятся государства с различными конституциями. Безусловно, в самой Греции, в Афинах, на воспитание граждан в какой-то

мере влиял демократический  дух государственной конституции. Но только в Спарте, по свидетельству  Аристотеля, воспитание граждан осуществлялось государством и его властными структурами. Ссылка Аристотеля на пример Спарты свидетельствует о том, что и он, как Платон, настаивал на государственном воспитании. Вопрос об организации общественного воспитания и о формировании органов управления Платон будет позднее рассматривать в «Законах». В «Государстве» этот вопрос остается где-то на периферии. В этом произведении он проявляет исключительный интерес к содержанию образования и пытается наметить его основные направления.

17.7 Вопрос о семье и имуществе у стражей.

, Чтобы достигнуть единомыслия  и сплоченности двух высших  сословий, образующих вместе класс стражей государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта. "Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий". Продовольственные запасы стражи получают от третьего сословия в виде натуральных поставок. Денег у стражей нет. Жить и питаться они должны сообща, как во время военных походов. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей.

Образ жизни третьего сословия Платон освещал под углом зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда. Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п. Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни общества, Платон тем не менее выступал за ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно замкнутого, самодостаточного государства. Производственную деятельность земледельцев и ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность возвышения богатых над стражами. Преодоление в обществе имущественного расслоения - важнейшая социально-экономическая особенность идеального строя, отличающая его от всех остальных, порочных, государств. В последних "заключены два враждующих между собой государства: одно - бедняков, другое - богачей".

17.8 Военный вопрос у Платона.

Во время военных действий национальное самосознание становится для Платона источником новых этических норм. Он излагает ряд принципов, которые сейчас воспринимаются как законы международного права. В современных условиях войной принято считать борьбу между государствами с различными нациями, а правила ведения войн основаны не на государственном праве отдельных народов, а на международных договоренностях. Для греков война всегда была войной между греческими государствами, пока они сохраняли свою политическую свободу. И хотя в их войны нередко вмешивались другие нации, война против какой-то одной нации была исключением. Поэтому, формулируя правила ведения войны, Платон в первую очередь имеет в виду войны греков против греков. Эти правила в тех ограниченных рамках, в каких они создаются, не основываются на межгосударственных договорах. Правила ведения войны у Платона предназначены прежде всего для идеального государства, и он даже не предполагает, что их будут применять другие

государства. Эти предписания существуют скорее как часть военного кодекса, который он кладет в основу воспитания стражей.

17.9 Слияние власти и философии.

В общетеоретическом плане речь идет о соединении философии и  власти, что может, происходить двояко: либо по причине какой-нибудь необходимости, «которая заставит этих немногочисленных философов – людей вовсе не дурных, хотя их и называют теперь бесполезными, – принять на себя заботу о государстве», либо «по какому-то божественному наитию не будут охвачены подлинной страстью к подлинной философии сыновья нынешних властителей и царей либо они сами. Считать, что какая-нибудь из этих двух возможностей или они обе – дело неосуществимое, я лично не нахожу никаких оснований», - пишет Платон. Уважительно относясь к божественным первоосновам мира, Платон, между тем,  не ограничивается упованием исключительно на божественное наитие или случай, хотя в его философии случай играет до известных пределов самостоятельную, конструктивную роль. Кроме того, взятые на себя философами заботы о государстве не есть результат некого автоматизма, или само собой разумеющееся для всех деяние. В обществе, как мы видели, существует нерасположение к философии и виновниками его «бывают те посторонние люди, которые шумной ватагой вторгаются куда не следует, поносят людей, проявляя к ним враждебность, и все время позволяют себе личные выпады – иначе говоря, ведут себя совершенно неподобающим для философов образом» . Однако выход из положения есть, и Платон усматривает его в средствах убеждения. Если люди поймут, что философы говорят правду, они перестанут негодовать и выражать недоверие утверждению, «что никогда, ни в коем случае не будет процветать государство, если его не начертят художники по божественному образцу». В «Государстве» Платон делает акцент на необходимость разъяснения, рассматривая обращение к разуму как наиболее надежное средство. Преобразование осуществляется философами на разумных началах (разум дает образец совершенства) и методами, обращенными в первую очередь к разуму, ведь «доказательства – это и есть преимущественно орудие философа».

Определив два варианта начала преобразований, Платон все же склоняется ко второму  – приобретению властью философского качества, а не к обретению философами власти. Именно в плоскости приобретения властью философского качества идут его рассуждения. Философия должна занять господствующие позиции при помощи наличной власти, а не ее смены. В дальнейшем эта власть должна сделать возможными необходимые шаги по строительству «идеального государства». Идея  греческого философа  абсолютно ясна. Среди властителей могут встретиться философские натуры, и «достаточно появиться одному такому лицу, имеющему в своем подчинении государство, и человек этот совершит все то, чему теперь не верят». Итак, мы можем констатировать, что оптимальным источником реформ, с точки зрения Платона, является просвещенная власть в лице правителя.

17.10 Определение природы философской практики и назначения философа.

Необходимо формируется сословие философов-правителей. Причем не только как верхушка правящей элиты, но и  как непосредственный аппарат власти. Получается, что социология и политология Платона сливаются. Это оказывается одной из важнейших задач преобразований –  самореформирования (изменения содержания и статуса) государственной власти. Философы-правители не могут ограничиться собственным совершенствованием. Разрабатывая «набросок государственного устройства», они должны взять, словно доску, государство и нравы людей  и сперва очистить их, а уж потом вводить законы, т.е. приступать к созидательной деятельности. Стирая и рисуя вновь, они должны сделать человеческие нравы угодными богу, соответствующими тому, что справедливо, прекрасно, рассудительно . В аспекте социальной стратификации это будет институализация сословного деления общества. Средством создания прообраза человека, которому присущи богоподобные свойства, становится воспитание. Но оно относится к высшим сословиям.

17.11 Структура человеческого познания.

Наконец, в “Государстве” уже  без всяких аллегорий и иносказаний  описан

путь познания человека, в результате которого он может стать философом.

Причем пройти его может человек  любой, даже самый “дурной”. “Если  сразу же,

еще в детстве, пресечь природные  наклонности такой натуры, которые, словно

свинцовые грузила, влекут ее к обжорству  и различным другим наслаждениям и

направляют взор души вниз, то, освободившись  от всего этого, душа

обратилась бы к истине, и те же самые люди стали бы различать  там все так

же остро, как теперь в том, на что направлен их взор”.

    Важнейшей наукой, которая  может помочь на пути познания чистого бытия,

является арифметика. Она “ведет человека к размышлению, то есть к  тому, что

мы с тобой ищем, но только никто  не пользуется ею действительно как  наукой,

увлекающей нас к бытию”. А с помощью рассуждения и

размышления человек “пытается  разобраться, об одном ли предмете или о двух

разных предметах сообщает ей в  том или ином случае ощущение”.

Таким образом, у человека заработает мышление – то, что уже относится  к

области умопостигаемого, а не зримого. Далее долгий путь от становления  к

познанию истинного бытия человеку помогут пройти геометрия, астрономия

(“после плоскостей мы взялись  за объемные тела, находящиеся  в движении”, и, наконец, музыка, ведь можно обнаружить “числа  в

воспринимаемых на слух созвучиях”. Диалектика же “будет у нас

подобной карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно ставить иное

знание выше нее”. Именно диалектический метод “отбрасывая

предположения, подходит к первоначалу  с целью его обосновать; он потихоньку

высвобождает, словно из какой-то варварской грязи, зарывшийся туда взор

нашей души и направляет его ввысь, пользуясь в качестве помощников и

попутчиков теми искусствами, которые  мы разобрали”

 

17.12 Концепция образования, нацеленного на подготовку философов-правителей.

 Для управления государством нужны люди просвещенные и сведущие в истине, но не замыкающиеся одновременно в самоусовершенствовании. Рассматривая воспитание философов-правителей как важнейшую задачу основателей государства, Платон считает допустимым использовать принуждение. Необходимо «заставить лучшие натуры учиться тому познанию, которое мы раньше назвали самым высоким, то есть умению видеть благо и совершать к нему восхождение». Получив соответствующее воспитание, они должны будут заняться полезными делами. «Выдающихся людей он (закон – М.Т.) включает в государство не для того, чтобы предоставить им возможность уклоняться куда кто хочет, но чтобы самому пользоваться ими для укрепления государства». Воспитание для Платона есть, прежде всего, обучение искусству управления, формирование знаний, качеств личности, соответствующих высшим началам бытия. Очевидно, что это воспроизводящийся процесс, причем воспитание первой когорты правителей, означающее установление «идеального государства», имеет свою длительность, происходит постепенно, а не является разовым актом. Должно пройти время, в течение которого сложится сословие философов-правителей. Когда это произойдет, «тогда, – говорит Платон, – государство будет у нас с вами устроено уже наяву, а не во сне, как это происходит сейчас в большинстве государств, где идут междоусобные войны и призрачные сражения за власть, - будто это какое-то великое благо».

17.13 Созерцательные науки.

Информация о работе История античной философии