Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:20, реферат
Размышления о природе общества и человека почти столь же стары, как и сама философия. Уже у Гомера имеется высказывание, близкое определению человека как разумного животного. Однако ранние греческие философы (VI–V вв. до н. э.) еще не выделяли человека и сферу социального из общекосмической жизни: космос, общество и индивид считались подчиненными действию одних и тех же законов и нередко рассматривались как зеркальные отражения друг друга.
Ясперс правильно подчеркивает, что видение настоящего в такой же степени зависит от восприятия прошлого, как и от прогнозирования будущего. Однако то будущее, к которому он устремляет свой взор – будущее единого человечества, – является чересчур отдаленным, чтобы о нем можно было сказать что-то определенное. Даже в Западной Европе, где объединение государств идет наиболее интенсивно, трудно предсказать, чем завершится начавшийся процесс интеграции.
Объединение человечества не может опираться, полагает Ясперс, на какую-то новую религию или на одну из существующих мировых религий. Действительно, как показывает история, религии, объединяя людей в пределах каких-то регионов, решительно отделяют регионы с разными религиями друг от друга. Надежда на объединение разных религий иллюзорна. К тому же религия и в капиталистическом, и тем более в тоталитарном обществе утрачивает свое решающее влияние на умы, чувства и действия людей. Основу единения человечества Ясперс видит прежде всего в философской вере, являющейся одинаково значимой для всех людей и основывающейся не на откровении, а на опыте. Однако остается неясным, что представляет собой эта вера и что является ее предметом.
Ясперс поддерживает идею X. Ортеги-и-Гассета, что одна из ключевых особенностей современной истории в том, что на ее арене действуют уже не столько народы, сколько массы. Анализируя поведение современных масс, Ясперс выделяет ряд его черт, называемых им архаическими, и тем самым сближает человека массы с человеком архаического общества. “Люди часто недовольны своим существованием,– пишет он,– и обвиняют обстоятельства, в которых ищут единственную причину, вместо того чтобы искать ее в себе самих. В них действует инстинкт ненависти, а также воодушевления, но прежде всего инстинкт воли к власти как таковой. Несмотря на то, что они не знают того, что им уже следовало бы знать, а также чего они, собственно, хотят, они выбирают, действуют, как будто это им известно. Опрометчивое заключение сразу же ведет от ничтожного знания к неистинной безусловности фанатизма”'. На этой почве возбуждения сил бессознательного возникают большевизм и фашизм.
Верно описывая массу и отмечая внутреннюю, психологическую
ее близость тоталитарным обществам, Ясперс
вместе с тем необоснованно сближает человека
массы, т.е. современного человека, с архаическим
человеком, жившим многие тысячелетия
назад. Как будет показано далее, высокоинтегрированная
масса является, подобно армии, церкви
и т.п., коллективистическим сообществом
и как таковая родственна тоталитарным
обществам, также являющимся по своей
природе коллективистическими. Дело не
в том, что современный человек все еще
несет на себе “родимые пятна” архаического
человека, обнаруживающие себя в массе,
а в том, что коллективистические черты
человека массы роднят его с человеком
тоталитарного общества. Коллективистические
устремления лишь условно можно назвать
архаическими, учитывая то, что архаическое
общество являлось примитивно-
Главные опасности XX в., анализируемые Ясперсом,– это опасности, связанные с установлением современного коллективистического (тоталитарного) общества. Оно превращает народ в массу, особенно подверженную воздействию пропаганды, легко возбудимую и фанатичную. Это общество выдвигает в качестве одной из основных своих задач создание нового человека, не обремененного моралью и совестью, не нуждающегося в свободе и вполне удовлетворенного своей ролью винтика в государственной машине. И наконец, именно современное коллективистическое общество последовательно и грубо проводит идею тотального планирования, начинающегося с планирования экономической жизни и распространяемого затем на все другие стороны жизни, включая так называемую частную жизнь членов этого общества.
Рассмотрение многообразных и зачастую несовместимых друг с другом социальных учений хорошо показывает, что социальная философия никогда не имела никакой парадигмы (образцовой теории), а, напротив, всегда являлась ареной ожесточенных споров. И сейчас социальная философия представляет собой множество несовместимых друг с другом, конкурирующих между собой теорий. Они различаются делением истории на основные этапы, истолкованием главных линий прошлого развития и представлениями о ведущих тенденциях будущего развития.
Когда заходит речь о социальной философии, каждый раз приходится уточнять, какая из многочисленных ее версий имеется в виду, иначе разговор рискует оказаться пустым.
Но то, что социальная философия существует и, надо думать, всегда будет существовать в форме множества разнородных, не сводимых даже в расплывчатое единство концепций, не снижает ценности философского осмысления общества и его истории. Оно дает если не ключ к пониманию общества и человеческой истории, взятой в ее целостности, то ту связку ключей, в которой может оказаться и тот, который откроет путь к такому пониманию.
Список используемой литературы.