Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

1. В настоящее время существуют многочисленные классификации противоречий в бытии и познании. Выделяются внешние и внутренние; формально-логические (от которых надо избавляться, ибо из них I следует все, что угодно) и диалектические (которые надо всесторонне анализировать и конструктивно разрешать); основные и произвольные; антагонистические и неантагонистические противоречия и т.д.
2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории: «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».
3. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым.

Содержание работы

1. Принцип взаимодействия противоположностей.
2. Принцип взаимоперехода количественных и качественных изменений.
3. Принцип отрицания отрицания.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 29.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Содержание

 

  1. Принцип взаимодействия противоположностей.
  2. Принцип взаимоперехода количественных и качественных изменений.
  3. Принцип отрицания отрицания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           1. Принцип взаимодействия противоположностей.

 

    Этот закон  выражает самую суть процесса  развития. Его в марксизме даже  именовали «ядром диалектики».  На то есть несколько причин.

 

    Во-первых, даже самое беглое и поверхностное рассуждение на обыденном уровне показывает, насколько фундаментальную роль играют противоположные свойства, тенденции и аспекты окружающего нас мира: свет и тьма, рождение и смерть, высокое и низкое, правое и левое, мужское и женское, прошлое и будущее, любовь и ненависть, свое и чужое. Анализ этих пар бинарных оппозиций, их своеобразное осмысление и разрешение составляют внутренний мотив развертывания любого мифа и целых мифологических систем у различных народов.

 

    Во-вторых, научный анализ окружающего мира с самого момента зарождения рациональной человеческой мысли приводил к следующему важному выводу: структура и динамика как космического целого, так и индивидуального человеческого существования с необходимостью выводят на фундаментальные пары противоположностей, очерчивающие крайние точки, как бы логические пределы того, что мы можем о различных формах и проявлениях бытия помыслить, к чему нам надо стремиться и чего избегать. Это противоположности плоскости и точки, покоя и движения, ассоциации и диссоциации атомов, ассимиляции и диссимиляции веществ, наследственности и изменчивости, личного и общественного, войны и мира, доброго и итого, достойного и недостойного. Здесь нетрудно видеть, что эти базовые пары категорий лежат в фундаменте всего спектра наук -- от логики и физики до политологии и педагогики.

 

    В-третьих, философская мысль всегда обращала внимание на значение взаимодействия противоположностей в бытии и познании. Начиная с Платона философский разум, в отличие от рассудка, связывался со способностью к диалектическому мышлению, исследующему различные взаимоотношения, в которых могут находиться основополагающие противоположности мировой жизни. Не только борьба противоположностей, но их ритмическое чередование и взаимный переход друг в друга постепенно выдвигаются в центр философского внимания.

    В настоящее время существуют многочисленные классификации противоречий в бытии и познании. Выделяются внешние и внутренние; формально-логические (от которых надо избавляться, ибо из них I следует все, что угодно) и диалектические (которые надо всесторонне анализировать и конструктивно разрешать); основные и произвольные; антагонистические и неантагонистические противоречия и т.д. Однако главным в исследовании противоречий развития являются не классификации, которых может быть огромное количество, а прежде всего сами механизмы разрешения противоречий. Сформулируем в I этой связи несколько ключевых тезисов относительно сущности и механизмов разрешения диалектических противоречий, опираясь на те результаты, которые были получены в различных диалектических исследованиях XX в.

    Под диалектическим противоречием следует понимать взаимодействие противоположных свойств, сторон, процессов в системе, которые выступают источником и движущей силой ее развития.

    Противоречия действуют на всех структурных уровнях бытия как в его материальных, так и в духовных измерениях, причем нигде и никогда не существуют в единичном виде (разве что в голове познающего субъекта), а представляют собой генетическое и функциональное единство, где разрешение одних противоречий может быть средством основанием для разрешения других, более общих системных противоречий.

    Диалектические противоречия могут разрешаться различными путями. Возможна победа одной из противоположностей над другой, что, впрочем, никогда не оставляет неизменной и саму победившую противоположность, ибо вся система переходит в новое качество. Типичный пример - победа в военном конфликте какой-то одной из сторон или победа медицины над какой-нибудь ранее неизлечимой болезнью. Другой весьма типичный способ разрешения противоречий -- диалектическое снятие обеих сторон противоречия в рамках новой системы или нового качественного состояния системы возникшей в результате разрешения противоречия. Борьба рабов и рабовладельцев завершилась крахом рабовладельческой системы и появлением новых субъектов исторического творчества в рамках феодальных отношений. Волновая и корпускулярная теории света, долгое время боровшиеся друг с другом, оказались снятыми в рамках единой корпускулярно-волновой теории.

     Однако одной из важнейших форм разрешения диалектических противоречий является опосредствование, гармоническое взаимопроникновение его сторон в каком-то третьем звене, объединяющем оба противоположных начала. На важность разрешения противоречий через опосредствование обращал внимание еще Ф. Энгельс. «Диалектика, которая признает  наряду с «или-или» также «как то, так и другое» и опосредствует противоположности, -- является единственным в высшей инстанции методом мышления, соответствующим нынешней стадии естествознания», писал он в своей знаменитой «Диалектике природы».

    Такое опосредствование сторон противоречия означает не его разрешение-устранение, а развитие обеих его сторон, выявление тех потенциальных движущих сил, которые были заложены в исходном, непосредственном взаимодействии сторон противоречия.

    Опосредствование противоположностей заключается не только в появлении конкретных (материальных или идеальных) третьих членов, в которых сочетались бы характеристики обеих противоположных сторон. Важный эвристический смысл идеи опосредствования диалектических противоречий состоит в том, что функцию третьего члена часто выполняет другое диалектическое противоречие, разрешение (или не разрешение) которого способствует (или препятствует) разрешению основного противоречия.

    Таким образом, опосредствование сторон противоречия другим противоречием - ключ к пониманию их системного действия в качестве движущей силы развития. Приведем соответствующий пример. Так, существует объективное и всеобщее противоречие между общенациональными и частно-корпоративными интересами в сфере экономической жизни. Понятно, что на уровне законодательных органов и исполнительной власти должны быть найдены такие общегосударственные юридические, политические и хозяйственные формы его опосредствования, которые бы гармонизировали и синтезировали эти интересы. Однако такое опосредствование навсегда получит только бумажное решение, если это всеобщее и движущее противоречие социального и экономического бытия не будет разрешено на уровне десятков, сотен и тысяч своих особенных форм в различных отраслях производства, на вполне конкретных фабриках и фирмах. Это означает, что в сфере всеобщего противоречия оказывается практически каждый живой и экзистирующий субъект социального творчества, а целостная система его разрешения может быть представлена в виде огромного ветвящегося древа противоречий, где всеобщее, преломляясь в особенном, определяет единичное, но, в свою очередь, зависит от разрешения этих особенных и единичных противоречий.

    Подводя итог анализу диалектических противоречий и путей их разрешения, подчеркнем творческий характер диалектики, отсутствие в ней раз и навсегда данных решений. Все, что было изложено выше, лишь общая диалектическая схема, а вот ее приложение и наполнение - это уже бесконечный процесс, ибо никакие скачки и противоречия, никакие отрицания никогда не повторяются буквально, а каждый раз требуют самостоятельного творческого анализа и волевых усилий познающей и действующей личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принцип взаимоперехода количественных и качественных изменений.

 

    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории: «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок»

    Качество есть обнаружение определенности объекта (процесса) через совокупность его признаков. Существование качества возможно на основе дискретности как принципа структурной организации материи. Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов или процессов, и одновременно фиксирует, что нечто обладает спецификой, благодаря которой оно есть данное конкретное образование. Наиболее крупные «блоки» качественных различий - между основными видами материи и соответствующими им формами движения.

    Качество предметов обнаруживается через их свойства, т.е. «грани» предмета, обусловливающие его различие или сходство с другими предметами и проявляющиеся во взаимодействии с ними. При изменении условий отдельные свойства предметов меняются или исчезают совсем. Различают актуальные (реализованные) и потенциальные, носящие скрытый характер, свойства.

    Количество - философская категория, которая характеризует темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивности свойств объектов или процессов.       

    Количество измеримо либо вычислимо средствами математического знания. Провозглашенный Галилеем (1564 - 1642) принцип количественного подхода к явлениям выступает методологическим фундаментом точного естествознания, предпосылкой научно-технического прогресса. Д.И. Менделеев считал, что наука начинается там, где начинается измерение. Процесс математизации особенно усилился с развитием ЭВМ. Чем сложнее явление (в области политики, нравственности, эстетического восприятия мира и пр.), тем труднее подвергнуть его изучению количественными методами. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» подчеркивал, что в биологии и в истории общества, в отличие от точных наук, количества не могут быть четко измерены и прослежены.

    Аналогично рассуждают некоторые современные авторы, которые утверждают, что такие феномены и процессы, как «национально-культурные традиции, верования, подсознательное . зачастую . не вкладываются . в количественно исчисляемые статистические столбцы или математические формулы» И все же, объективно количественная сторона у сложных объектов имеется, хотя она не выражается в точных количественных параметрах.

    О культурных традициях у того или иного этноса, вероятно, можно опосредованно, приблизительно судить, например, по числу людей, придерживающихся определенных ритуалов, о религиозной вере - по количеству людей, соблюдающих посты, о нравственности человека - по числу его добрых поступков и т.д.

    Названные количественные ориентиры, конечно, дополняются и другими показателями. Количественные отношения, помимо измерений, также улавливаются использованием сравнений (выше, интенсивнее и т.п.).

    В процессе развития количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в соответствии с изменением температуры, давления и других факторов, превращения одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома), а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений.

 

    Качество и количество - это противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов, что выражается понятием меры. Ничего слишком, все хорошо, что в меру, утверждал Хилон. Пользуйся мерой, настаивал Фалес. Платон видел в тезисе «ничего сверх меры» синоним мудрости. Гегель определил меру как единство качественного количества. Мера возникает благодаря двойному переходу (качества в количество, количества в качество). Мера - такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Во многих явлениях (особенно социальных и духовных) положение границ интервала является нечетким и трудноопределяемым.

    Мир и его фрагменты характеризуются единством относительной исчерпаемости и неисчерпаемости (бесконечности), а развитие есть единство непрерывности (изменений в границах меры) и прерывности (изменения самой меры).

    Гегель установил, что действительное целое есть результат вместе со своим становлением. Ф. Энгельс указывал, что существенным моментом развития является опосредование противоположностей, когда «все различия сливаются в промежуточных ступенях, все противоположности переходят друг в друга через посредство промежуточных членов». Промежуточность есть свидетельство объективной текучести вещей, вечного становления всего сущего. Между старым и новым качеством находится переходное состояние вещи, объекта. Оно представляет собой нечто специфически единое, целостное, системное по отношению к обоим смыкающимся полюсам (старому и новому качествам). Одновременно оно неустойчиво, внутренне раздвоено происходящим обострением борьбы нового и старого. Для переходного состояния характерна ситуация относительного равновесия противоположных полюсов. В рамках переходного периода противоположности существуют одновременно, взаимодействуя как две структуры в одном «организме», системе (так, по поводу экономики переходного периода Ленин писал, что «в данном строе есть элементы, частички, кусочки и капитализма, и социализма»).

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"