Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Предмет философии исторично меняющийся, следовательно, меняется и круг философских проблем, которые она формировала, но среди них имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха старалась дать свои ответы. Николай Бердяев в свою очередь писал: 'Если философия возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения: Философия является частью жизни и опытом жизни, опытом жизни духа в глубинах философского познания'.

Содержание работы

Введение
Предмет философии. Основные элементы философского знания
Основные вопросы философии
Перечислите основания, по которым можно классифицировать концепции философии.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

философия вариант 1.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра  «Философии и социологии»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Философия»

 

Вариант № 1

 

 


Преподаватель: ___________________________________________

Студент 1 курса:


_______________________________________________________

(Ф.И.О.)


_______________________________________________________

(факультет)


_______________________________________________________

(№ личного  дела, № группы)

 

 

 

Липецк – 2013

 

Содержание

  1. Введение
  2. Предмет философии. Основные элементы философского знания
  3. Основные вопросы философии
  4. Перечислите основания, по которым можно классифицировать концепции философии.
  5. Заключение
  6. Список используемой литературы

 

 

Ведение

Корни философии скрыты в глубине тысячелетий. Зачатки философского мышления находятся в индийских Ведах (25-20 вв. до н. э.), в древнекитайской философии( 18-12 вв. до н. э.); в античной философии (в 6 в. до н. э.) философия форма духовный активность человек

Историю западной философии  ведут от античности. Она делится на периоды раннехристианской философии, философии средних веков, Возрождения, Нового времени. Затем выделяют период немецкой классической философии (XVIII -XIX вв.), обогатившей философскую мысль построением философских систем, период неклассической философии XIX с переходом к современности.

Термин «философия»  с греческого языка означает «любовь к мудрости». По свидетельству античных авторов слово «философия» впервые встречается у Пифагора (500-580 гг. до н. э.), слово «философы» у Гераклита Эфесского, глагол «философствую» — у Геродота; в значении, наиболее близком к современному смыслу, термин философия впервые употребляет Платон. Первоначально термином философия обозначали стремление к знанию вообще. Предметом философии могло стать все: быт и бытие, познание, этические нормы и правила и пр. Постепенно из философии стали выделяться отдельные частные сферы знания, на основе которых зарождались науки. Тогда философия стала пониматься как система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. А предметом философии стало всеобщее в системе «человек-мир», всеобщее, характеризующее целостное бытие человека.

Предмет философии исторично  меняющийся, следовательно, меняется и  круг философских проблем, которые  она формировала, но среди них  имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха  старалась дать свои ответы.

Николай Бердяев в  свою очередь писал: 'Если философия возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения: Философия является частью жизни и опытом жизни, опытом жизни духа в глубинах философского познания'.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет философии. Основные элементы философского знания.

 

Термин “Философия”–происходит из древнегреческого языка и обозначает любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. “Философ”– это человек, стремящийся к мудрости, к пониманию сути вещей.

Однозначное определение философии  устроило бы всех, но оно практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы 1о философии — опыт самопостижения»1. В ней приведены высказывания о философии более 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход: «Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель). «Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев) «Философские проблемы становятся такими, если они стремятся под луч одной проблемы — конечного смысла». (М. Мамардашвили). Во всех этих высказываниях прослеживается одна стержневая идея: философия предстает как мыслящее мировоззрение, вершинное выражение смыслов и ценностей, указание на цель нашего пребывания в мироздании.

Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления и на самостоятельности предмета философии. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности - природы, обществ, человека, материального и идеального, бытия и мышления. Предметом является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, а субъект как общее, как универсальная категория. В этом смысле философия рассматривает не только проблему “я”, но проблему соотношения этого “я” с другими “я.

Философия как форма  духовной активности возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления — с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его  отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего  этот мир. С течением истории наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в глубине философского знания лежала эта установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Основные элементы системы  философского знания.

По мере того, как философия в  историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг проблем, разрабатывала методы и способы осмысления, ставила цель и задачу, складывалась дисциплинарная структура философского знания. Уже античная философия, превращаясь в самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю структуру.

Этику и политику Аристотель относил к практической философии, риторику и поэтику - к творческой. Теоретические науки Аристотель ставил выше практических и творческих. У стоиков (IV в. д.н.е.) философия начиналась с логики. После логики шла физика (учение о природе), а после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой осмысленной жизни). Однако, протоаристотелевая структура знания стала основой дисциплинарной схематизации философии в ее будущей истории.

То, что античные философы называли физикой, в философии последующих  столетий получило название онтологии (учение о бытии, или о первоначале всего сущего). Онтология (от греч. Оntos - сущность и logos - учение) учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном разнообразными вещами. Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются. Поэтому люди издавна ставят вопрос: что делает их всех живущими, позволяет им взаимодействовать и соединяться. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность быть, существовать как множество, появляться, и возникло понятие Бытия.

Онтологические проблемы - это проблемы объективного бытия действительности, того нерушимого фундамента, над которым  выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств.

Для ранних греческих философов  поиски бытия - это поиски первовещества, из которой сделаны все без  исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, апейрон Анаксимандра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования оказалась актуальной в античном обществе (V-IV в. до н.э.), когда люди стали утрачивать веру в богов, начали разрушаться основы и нормы мира, главной реальностью которого были Боги и традиция. В противовес этому, философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии. Следовательно, человек находил в античном мире уверенность в том, что всё будет подчиняться некоторому порядку.

Для средневековья бытие равно Богу, потому, что именно Бог согласно с религиозным представлением все творит и во всё вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в. проблема бытия рассматривалась как проблема материи с простором, временем, движением и причинностью.

Второй раздел философского знания - теория сознания и теория познания (гносеология). Теория познания имеет свои истоки в стародавних философских учениях. Уже у античных мыслителей возникли вопросы о том, как человек сдерживает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет - можно ли вообще познать истину. По их мнению, если мы будем целенаправленно развивать свое теоретическое мышление, то обязательно подружимся с истиной.

Теория сознания - более поздняя, нежели гносеология, дисциплинарная область  философского знания. Она рассматривает сознание как особую действительность, специфический регион бытия, где законы иные, нежели природная реальность. Особо фундаментально идеи теории сознания начинают развиваться в конце XIX - начале ХХ столетия. Возникает учение феноменология, которое прямо ставит своей задачей изучать внутреннюю определенность сознания, то, что делает ее отличной от внешнего мира.

Третий раздел философии - логика, методология, философия науки и  научного познания (эпистемология). Логика и методология разрабатывают наиболее эффективные способы и правила мышления, чтобы ученый уверенно шел вперед, а не блуждал в сумерках. Методология формулирует принципы, проявляет нормы и идеалы, которыми руководствуется ученый в познании мира. В ХХ столетии установилось множество методологий: позитивистская, диалектическая и т.д. Каждая из них - это целый континент идей, книг, теоретических споров. Обращение к философии открывает возможность расширить методологический кругозор, формирует культуру мышления, которая отвечает современному уровню науки. Методологическая проблематика рассматривает место и роль науки и ученых в жизни общества.

Четвертый раздел философии, который  сформировался ещё в XVIII в. - это  философская антропология и философия  культуры. Философская антропология выясняет место человека в мире, устанавливает его особенное качество. Она пытается выявить общие моменты и законы биологического, психического, духовно-исторического и социального развития человека. 'Кто мы, куда идем, где наше место и назначение во Вселенной?' - вот вопросы, которые занимают разум философов - антропологов. И с этими вопросами тесно связана тема культуры, которая в первую очередь является "мерой развития самого человека". Философия изучает культуру как вторую природу человека, как мир человеческих смыслов и ценностей. Локальное и универсальное в культурах, природа и взаимоотношения культуры и цивилизации, культуры и свободы - это круг проблем философии культуры.

Крупным и традиционным разделом философии  выступают социальная философия и философия истории. Социальная философия рассматривает организацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоотношения между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отношений. Философия истории обращает внимание на проблему движущих сил истории, ее источников, целей, начала и конца.

Следующий угол зрения философии - философия  политики и философия права. Классическая политическая философия вытекает из Сократа и Платона. Ими четко  сформулирована главная цель политической философии: жизнь каждого человека протекает в обществе; ни один человек не может избежать участия в политике; и только через это участие лежит путь к философии, мировоззрению и способу жизни, то есть к определенному идеалу человека.

С философией политики связанна философия права. Она изучает  наиболее общие теоретико-мировоззренческие  проблемы правоведения и государства (взаимоотношения права и власти, права и закона, положение права  в иерархии социальных ценностей).

Давним и традиционным предметным звеном философии есть философия религии. Для религии характерны культ и действия по установлению контакта с высшими силами. Но помимо культа и обрядности, она имеет собственную мировоззренческую сторону, вокруг которой и продолжаются философские споры. Философия религии в широком смысле –это совокупность философских установок по отношению к религии, философских размышлений о его природе и отношение к миру и человеку. Кроме религиозной философии существует эзотерическая философия (тайная, закрытая для непосвященных). Издавна в разных странах возникали тайные общества, где искатели истины отдавались сложным духовным практикам, медитировали, проходили испытания, чтобы им открывались тайны. Полученные переживания оформлялись в теорию, которую и называют эзотерической философией.

Два последних раздела  в мире философии - этика и эстетика.

Этика - это философская  теория моральности, которая изучает, характер, натуру человека и как  они соотносятся с представлением о надлежащем. Этика интересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми, какова природа морали, добрая и зла, что такое дом, совесть, вина, почему ответственность - неотъемлемый спутник свободы.

И, эстетика - это теория прекрасного. Она, как философская  дисциплина анализирует прекрасное в жизни, в искусстве, задается вопросом, где пребывает красота, старается выяснить внутренние законы прекрасного.

Наконец сказать, что  многочисленные гуманитарные науки  тесно связанны с философией и  переплетаются с ней: гуманитарная психология, история, этнография, литературоведение, филология.

 

 

 

Основные вопросы философии

 

Для понимания специфики  философии большое значение имеет  понимание ее "основного вопроса", особенности соотношения предмета и основного вопроса. Каждый философ выделяет те вопросы, которые он считает основными для себя и для всей философии. "Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - писал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию"2. Основной вопрос философии, следовательно, это ценностно-смысловая доминанта философии как "жизненного разума". Основной вопрос философии раскрывает смысложизненную направленность философии, ее стремление найти пути к решению основной человеческой проблемы - "быть или не быть". Различные формы ответа на основной вопрос, различные аспекты его решения позволяют сформулировать некоторые принципы классификации философских концепций. "Философы, — пишет Ф. Энгельс, — разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы..., — составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма" 3.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"