Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:17, курс лекций

Описание работы

Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.

Файлы: 1 файл

Философия Конспект лекций.docx

— 445.14 Кб (Скачать файл)

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

 

РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ  В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

Лекция 1. Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия»

(1 час)

1.1.Образы философии в  истории культуры. Поиски определения  философии.

1.2.Роль философии в  жизни человека и общества.

 

1.1.Образы философии  в истории культуры. Поиски определения  философии.

Обыденные представления  о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем  понятное на непонятном языке». Порой  философию сводяи к «гимнастике  ума» или энциклопедии, в которой  есть ответы на все случаи жизни  от А до Я. В повседневной жизни  философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях»  и не желающего заниматься конкретным делом.

Немало саркастических стрел  выпущено в философию художниками  слова. Для грибоедовского персонажа  Фамусова философствование имеет значение гастрономическое. В гоголевском  «Ревизоре» карикатурно изображен  судья, который «своим умом дошел  до вопросов мироздания». Чехов однажды  заметил, что в России «все философствуют, а философии нет».

Одной из причин такого рода представлений о философии является то, что они сформировались на основе житейских наблюдений, а не глубоком изучении ее основ. Отчасти вину за это несут и те философы, которые  прикрывают свое «бегство от действительности»  эзоповским языком и схоластическими  рассуждениями.

Поэтому чрезвыйчайно важно  прояснить сущность философии, ее происхождение, приблематику и функции. Философия  теснейшим образом связана с  мировоззрением человека, а ее истоки уходят глубоко в историю человечества и коренятся в мифологии.

Термин «философ» впервые  ввел в обиход Пифагор, понимая под  ним «любовь к мудрости», а  затем Платон стал интерпретировать философию как любовь к «мудрости-истине». Ибо мудрость, с его точки зрения, и состоит, прежде всего, в стремлении к познанию истины, к достижению гармонического равновесия между душой и разумом. В стремлении к такому состоянию, когда «внося во все успокоение, следуя разуму и постоянно в нем пребывая, созерцая истинное, божественное и непреложное и в нем обретая для себя пищу, луша полагает, что так именно должно жить, пока она жива…».

Эрос как образ философии. Российский философ В. Асмус пишет  о том, что в диалоге Платона  “Пир” рассматривается вопрос о  связи знания с чувственностью. “Правильное  мнение” толкуется как постижение, занимающее середину между знанием и чувственностью. Знание и чувственность в “Пире” сближаются до слияния, до неразличимости. Но это их сближение дано не столько как результат философского анализа, сколько в образах мифа. Мифологическим воплощением середины представлен демон любви и творчества Эрос. Сын Богатства и Бедности (Пороса и Пении) Эрос совмещает в себе качества отца и матери. Он ни бессмертен, ни смертен, ни богат, ни нищ, стоит посредине между мудростью и невежеством [см. Пир. 203 B – 204A].

Особенность «Пира”, делающая этот диалог новой после ступенью в развитии вопроса о знании, как это прекрасно показал проф. А.Ф. Лосев, в том, что единство знания и чувственности дано в“Пире” не как “застывшее” и “фиксированное”, а как единство в становлении: бессмертное и смертное, вечное и временное, идеальное богатство и реальная скудость, знание и чувственность, красота и безобразие – соединились здесь в одну цельную жизнь, в одно совокупное порождение, в один самостоятельный результат, в одно становящееся тождество. При этом, как подчеркнул А.Ф. Лосев, становление, о котором говорит “Пир”, происходит главным образом в сфере знания. Эрос “Пира” – это “Эрос” познавательного и созерцательного восхождения; поучение Диотимы – поучение о том, какой путь познания необходим для того, чтобы достичь интуиции прекрасного, а сама эта интуиция в значительной мере характеризуется как интуиция ума, интеллектуальная. Воспитание чувств, которым сопровождается познавательное восхождение, образует, если так можно выразиться, лишь сопутствующий “обертон”. Становление, изображенное в “Пире”, - становление знания.

Философия - это способ самопознания человека. Возникновение философии  характеризует новый этап в развитии духовной культуры общества, в котором  начинает формироваться новое, отличное от мифологического и религиозного, отношение к окружающему миру, к самому человеку и его мышлению. Это отношение носит теперь уже  не столько духовно-практический, сколько  теоретический характер, что связано, прежде всего, с рефлексией.

Рефлексия (от позднелат. reflexion – обращение назад) в широком смысле слова – процесс мышления субъекта, направленный на осмысление собственной деятельности и ее результатов.

Иначе говоря, философия  возникает как распространение  мысли с той или иной узкой  области конкретно-науного знания на область, охватывающую мир в целом, в том числе и самое мышление, вместе с его рационализацией.

Духовными источниками философии  служат «рациональные зерна», заложенные в мифологии, религии и начатках наук (математики, физики, астрономии и  медицины). Именно противоречивое единство мифологического и религиозного мировоззрения и научного метода явилось предпосылкой появления  философии, которая в своем поступательном развитии приобрела только ей присущие черты:

    1. Ее исходным пунктом и целью является человек, его место в мире и отношение к этому миру.
    2. Она изучает предельные основания мироустройства.
    3. Основным средством познания является умозрение и интуиция.
    4. Ее эмпирическая база познания – частные науки и общественно-историческая практика.
    5. Она сочетает в процессе изучения действительности онтологический, теоретико-познавательный, ценностный и другие подходы.

Учитывая сказанное, можно  дать следующее определение философии.

Философия – это специфическая форма духовной культуры, связанная с постижением умозрением сущности мира и человека, его места в этом мире, отношения к миру и смысла жизни.

Таким образом, как теоретически обоснованная квинтэссенция конкретно-исторического  типа культуры философия выражает глубинные  фундаментальные основания человеческого  бытия в природном и социальном мире, а также важнейшие характеристики духовной жизни и самосознания личности и общества.

Нескончаемый спор между  мыслителями о том, что представляет собой философия, какова ее ценность в культуре и в чем состоит  ее предмет, ведется фактически с  момента ее возникновения. Существует вполне обоснованное мнение, что этот спор или критический диалог является сутью самой философии и характеризует ее как уникальную форму духовно-теоретической рефлексии над важнейшими основоположениями культуры. Философия, действительно, уникальна в том смысле, что она перманентно проблематизирует свой предмет, и разные ее представители предлагали существенно различные интерпретации целей и задач философского познания. Так, например, Платон полагал, что философия есть познание сущего, вечного и непреходящего. Согласно Аристотелю, она представляет собой исследование причин и принципов вещей. И. Кант задачей подлинного философствования считал обоснование абсолютных границ всякого возможного знания. По мнению Гегеля, философия есть мыслящее рассмотрение предметов. Б. Рассел определял ее как вид умозрения, Х. Ортега-и-Гассет – как поиск целостности мира и превращения его в Универсум.

Итак, философия многолика, и невозможно совместить разные ее образы и понимания. Поэтому трудно не согласиться с мнением Б. Рассела относительно того, что единственный способ выяснить, что такое философия – это заняться ею. Конечно, трактовка целей и задач философии во многом определяется личностью философа, его духовными ориентациями, социальными и культурными традициями, обусловившими то или иное понимание философского мышления. Вместе с тем  всегда существовали такие вопросы, которые с необходимостью предполагали использование возможностей философского размышления в поисках ответа на них. Они получили название метафизических или мировоззренческих вопросов и составили инвариантную часть предмета философии, определив наиболее устойчивые приоритеты ее проблемного поля.

 

1.2.Роль философии  в жизни человека и общества

Философия теснейшим образом  связана с мировоззрением, но не совпадает с ним; она является его общетеоретической основой. Мировоззрение в широком смысле – это общая противоречивая модель мира, в которой переплетаются  рациональные и эмоциональные, жизненно-практический опыт и научное знание, рассудок и предрассудки, мифология и религия. Философия же, выделяя всеобщее и  необходимое, присущее миру как целому, проникает в его глубинное  начало, ставит вечные вопросы бытия. Конечен или же бесконечен мир? Развивается  он или остается в своей основе неизменным? Если мир развивается, то существуют ли закономерности этого  развития? Почему и как человек  может познавать окружающий мир? Может ли человек познать самого себя? Что он есть по своей сути? Что  есть истина? Что такое добро и  зло? Что такое счастье и можно  ли его достичь? Что есть жизнь  и смерть и возможно ли бессмертие?

Среди этих вопросов центральным  для философии является вопрос об отношении человека к миру.

Традиционно в литературе этот вопрос трактовался в духе новоевропейской  традиции через призму субъект-объектных  отношений. В результате человек  во всех его ипостасях был сведен к безличному субъекту познания, а  объект –к вещно-материальному миру. Это давало повод для упрощенной формулировки центрального вопроса  философии как отношения сознания (духа) к материи.

Между тем, этот вопрос не сводится к познавательному процессу, он носит  универсально-глобальный и онтологический характер. Это значит, что не сознание само по себе вступает в отношение  с миром, а человек как микрокосм (бесконечно-конечное существо) при  помощи сознания.

В то же время мир, противостоящий человеку, не исчерпывается вещно-материальными  феноменами, а представляет собой  совокупность всех форм бытия, включая материю. Иначе говоря, мир есть все, что реально существует. В этом свете отношение сознания к материи может рассматриваться в контексте более широких отношений «человек - мир».

Эти отношения имеют два  аспекта. Первый аспект связан с выявлением причины всего сущего (в том числе и самого человека). Второй аспект – с возможностью адекватного познания мира.

В зависимости от решения  этой проблемы в первом аспекте философов  можно условно разделить на идеалистов и материалистов. Первые считают, что причиной и основанием всего существующего является духовное начало: абсолютный дух, сверхъестественная бестелесная субстанция, Бог (объективные идеалисты) или сознание самого человека (субъективные идеалисты).

Вторые полагают, то началом  и основой всего существующего  может быть только материальная субстанция, которая является вечной, несотворимой и неуничтожимой (наивные материалисты – вода, воздух, земля, огонь, атом; метафизические материалисты – вещество в его  механическом измерении, диалектические материалисты – многообразная объективная  реальность).

Такое деление не означает, однако, того, что между двумя  направлениями в философии –  материализмом и идеализмом –  существует абсолютная противоположность. Наоборот, материализм и идеализм – это взаимосвязанные стороны  единого процесса развития философского знания. Каждая из них обусловливает  другую, каждая – существует лишь благодаря  тому, что существует ее противоположность. В определенном смысле оба философских  течения дополняют друг друга, ибо  за всю тысячелетнюю историю философии  каждое из них внесло значительный вклад в понимание человека, природы  и общества, оставаясь при этом на позициях либо материального, либо духовного начала.

Ответ на вопрос о возможности  познания мира может быть утвердительным или отрицательным. Большинство  философов полагают, что мир познаваем. Но есть мыслители, которые объясняют  невозможность познания мира либо ограниченностью  собственных познавательных потенций человека (скептики), либо объективной непознаваемостью вещей как таковых (агностики).

Говоря об особенностях философии, необходимо выделить и ее специфические  функции, к наиболее важным из которых  следует отнести гуманистическую, гносеологическую, интегративную, аксиологическую, социальную, культурно-воспитательную и методологическую.

Учитывая то, что в центре внимания философских проблем стоит  проблема человека в различных ее аспектах, становится ясным, что первостепенное значение среди всех выделенных функций  философии имеет, несомненно, ее гуманистическая функция. Она способствует осмыслению человеком своей собственной жизни, осознанию своего места в природе и обществе, выбору нравственных ориентиров, освобождению от «рутины повседневности». Она помогает человеку стать человеком.

Гносеологическая  функция философии состоит в том, что философия продуцирует, накапливает, обобщает, углубляет и трансформирует информацию о предельных основаниях бытия и его фундаментальных свойствах. Эта информация сохраняется и передается с помощью специально выработанных категорий высокой степени общности и абстрактности.

Аксиологическая функция  связана с тем, что она обосновывает ценностные нормы и идеалы, способствует формированию у человека представлений  об оценках и ценностях бытия, разрабатывает нравственные ориентиры, главными из которых являются добро  и справедливость, свобода и равенство,  красота и гармония.

Социальная функция выражается в том, что философия, анализируя общественное развитие, выявляет его общие и специфические закономерности. Она разрабатывает общетеоретическую модель социума и прогнозирует общее направление его развития, предоставляет человеку возможность разобраться в многообразных социальных отношениях, побуждает его к осознанной и целенаправленной деятельности.

Культурно-воспитательная функция заключается в том, что она способствует пониманию культуры как материально-духовного феномена, формированию собственной культуры человека, прежде всего, культуры мышления, которая связана с его активностью, направленностью на поиск истины, критичностью, готовностью вести плодотворный диалог с другими людьми и культурами.

Методологическая  функция состоит в том, что философия в целом (ее принципы, законы, методы, категориальный аппарат) выполняет роль фундамента, на котором формируются общенаучная и частнонаучная методологии.

Информация о работе Лекции по "Философии"