Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:17, курс лекций

Описание работы

Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.

Файлы: 1 файл

Философия Конспект лекций.docx

— 445.14 Кб (Скачать файл)

Страдание обусловлено желанием: желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели. Это и есть вторая истина, "истина возникновения страдания".

Старость и смерть зависят от рождения. Рождение — причина, основание и источник старости и смерти. Однако рождение так же задано фактом предшествующего существования, как то — предшествующим ему. Эта цепь зависимых перерождений определяется совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека, то есть кармой. Карма может быть благой (пунья карма) и дурной (папа карма), что обусловливает участь человека.

Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождения от страданий — нирваны 4. Об этом говорит третья истина ("истина прекращения страдания"): страдание можно прекратить, освободившись от желания.

Четвертая истина, "истина пути", гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния и совершенствование в нравственности к медитации, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи), которое приводит к нирване.

В идеале все это исполнимо лишь в отречении от мира как полный отказ от убийства, лжи, воровства, вступления в половые связи, употребления алкогольных  напитков, участия в развлечениях, пользования комфортными сидениями  и постелями, использования денег, чревоугодия.

После смерти Будды его учение стало  развиваться в различных направлениях.

Школа Хинаяна представляет собой монашеский буддизм, который заботится о пути спасения для немногих избранных.

Махаяна, напротив, обращается к широким слоям верующих.

Особенности философской мысли древнего Китая. Основные школы.

Самая ранняя и наиболее распространенная классификация направлений китайской  философии представлена следующими течениями: школа Темного и Светлого начала (Инь-ян цзя); школа Пути (Даодэ цзя); школа конфуцианских ученых (Жу цзя); школа Закона (Фа цзя); школа Мо Ди (Мо цзя); школа Названий (Мин цзя).

Школа Темного и Светлого начала (Инь-ян цзя). Истоком китайского философствования является школа Инь-ян. Учение о том, что все космические события вытекают из взаимодействия универсальных мироустроительных сил инь (женское, мягкое, темное) и ян (мужское, твердое, светлое), базируется на древнейшем тексте китайской культуры "И цзин" ("Книга (канон) перемен"). Этот текст, восходящий к концу II — началу I тыс. до н. э., состоит из комбинации символов, представляющих все возможные сочетания инь (представленного прерывистой чертой) и ян (представленного непрерывной линией).

К V—III вв. до н. э. концепция инь-ян обретает философский статус, что принято связывать с деятельностью единственного представителя этой школы, имя которого достоверно известно — Цзоу Яня. Цзоу Янь развивает концепцию инь-ян как единое учение, соединяя ее с идеей о "пяти элементах" (у син).

Учение об универсальном дуализме мира и "пяти началах" всего сущего находит продолжение в классической китайской философии. Она представлена, прежде всего, двумя школами — даосизмом и конфуцианством.

Школа Пути (Даодэ цзя). Основным трактатом даосизма является написанная полулегендарным философом Лао-цзы книга "Дао дэ цзин" (ок. V—III вв. до н. э.). Она содержит "учение о правильном пути и добродетели". Основной категорией даосизма является дао.

Понятие дао многозначно. Дао — это субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, общества, человека. Дао — это способ развертывания в первоэлементы цикличности бытия. Дао — это вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, где не существует границ и разделений. Человеческая жизнь также рассматривается как часть космического пути природы. Преодоление иллюзии "собственного Я", слияние с космическим потоком дао дает мудрому бессмертие.

При жизни человеку следует придерживаться доктрины "не-деяния" (у-вэй). "Не-деяние" понимается в даосизме не как бездействие, но как отсутствие произвольной целеполагающей активности. Деятельность человека должна согласовываться с естественной спонтанностью миропорядка.

Школа конфуцианских ученых (Жу цзя). Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551—479 гг. до н. э.), который видел свою задачу в сохранении традиции старого предания. Конфуций не писал трактатов. Его идеи были позднее собраны его учениками в книге "Лунь Юй" ("Беседы и суждения").

Основная тема философствования Конфуция — отношения человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Конфуций не усматривал принципиальной разницы между такими институтами, как государство и семья. Управление государством описывалось им в семейно-родственных категориях (государь — "отец и мать народа", "государство — единая семья"), а социальные связи отождествлялись с межличностными. Конфуцианство сводит проблемы государства и семьи к проблеме человека, проблеме его праведной жизни и самосовершенствования.

Конкретному человеку Конфуций предписывает стремление к идеалу благородного мужа (цзюнь цзы), признаками которого является обладание следующими пятью основными качествами: 1) человечностью, 2) порядочностью, 3) знанием приличий, 4) мудростью, 5) лояльностью.

Проявить эти качества можно  лишь в отношениях с другими людьми. Эти отношения фундаментальны и  представляют собой связи пяти видов. Это связи между: 1) государем и подданным, 2) между отцом и сыном, 3) между старшим и младшим братьями, 4) между мужем и женой, 5) между друзьями. Таким образом, отношения между людьми имеют различные градации в зависимости от степеней родства и социальных ролей.

Школа Закона (Фа цзя). Теоретики легизма — Гуань Чжун (к. VIII—VII вв. до н. э.), Цзы Чань (VI в. до н. э.), Ли Кэ (IV в. до н. э.), Шан Ян (IV в. до н. э.) — оппонируют конфуцианцам по вопросам характера государственного устройства. В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Конфуцианской категории ли (традиции) легисты противопоставляют принцип фа — единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. В отличие от традиции, закон не имеет сакрального характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблюдение которых должно обеспечиваться суровой системой наказаний, образовывают основание государства. Гарантом управления на основе закона является ши. Этот термин легисты использовали для обозначения как насилия, так и самой власти. Согласно доктрине легистов, отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в ослаблении народа.

Школа Мо Ди (Мо цзя). Восходящий к Мо Ди (V—VI вв. до н. э.) моизм представляет иную, ориентированную на благополучие народа, точку зрения на государство и государственное правление.

Критикуя жестокость властей, Мо Ди причиной всего дурного в мире считал недостаток общечеловеческой любви. Если же в Поднебесной будет господствовать всеохватная любовь, то царить будут мир и благополучие. Всеобщее благо, согласно моистам, является высшим принципом политического действия. Эта идея была оформлена в трактате "Мо-цзы" в виде своего рода "девиза" школы Мо Ди: всеобщая любовь и взаимная выгода.

Школа Названий (Мин цзя). Проблему соотношения "имен" (мин) и "реалий" (ши) решала и такая школа китайской философии как Мин-цзя (Школа имен, номиналисты). Вокруг проблематики соотношения "имен" (мин) и "реалий" (ши) и формируются философские построения номиналистов.

 

2.2.Характер древнегреческой  культуры и особенности античной  философской традиции. мысли. Этапы  развития древнегреческой философии

Античную философию в  целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.

  1. Космоцентризм. Большинство философов этого период

основой всего сущего считали  Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно  видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божественен).

  1. Многие античные философы пытались найти единую и

неделимую первооснову мира (у Фалеса это вода, у Гераклита  – огонь, у Демокрита – атомы  и т.д.).

  1. Античная философия не проводила четкого различия между

фактом бытия и смыслом  бытия (Парменид и др.).

  1. В этой философии были заложены основы диалектики,

обосновано положение  о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого является единство и «борьба” противоположностей (Гераклит, Зенон и др.).

  1. В философии этого периода были раскрыты особенности форм

познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется  законам логики. Чувства не являются источником знания, их область лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).

  1. Античная философская антропология исходила из враждебности

души и тела, которую  может преодолеть разлитая по всему  миру любовь, стремящаяся ко всему  прекрасному, совершенному, справедливому, мудрому (Платон). Античная философия  не знала понятия «личность”, философы Древней Греции имели дело с обобщенным, а не индивидуальным бытием человека, социальность которого вытекает из его  природы. Он – центр культуры, ее активный творец (софисты); его призвание  – познавать и совершать добро (Сократ).

  1. Значительное внимание в философии этого времени уделялось

проблемам нравственности. В истории античной философии  наибольшую известность получили:

рационалистическая мораль Сократа (источник благодетели - знания);

релятивистская мораль Протагора (мерило нравственного поведения  – субъективные представления человека);

идеалистическая мораль Платона (в основе поведения человека –  нравственные идеальные атрибуты: любовь, дружба, красота и др.);

реалистическая мораль Аристотеля (детерминанты нравственности – знания, хотения, умения);

натуралистическая мораль Сенеки (критерий нравственности – законы природы и разума).

  1. В античной философии было разработано учение об идеальном

государстве. Так, Платон, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят – философы, охраняют – воины, производят материальные блага – ремесленники. Только последние  могут владеть собственностью, так  как им необходимы стимулы к труду.

В идеальном утопическом  государстве Платона утверждается единомыслие, жесткое разделение труда. Богатство и бедность одинаково  презираются, поскольку ведут к  порче людей и социальным возмущениям.

       9. Мыслители  античности создали проекты идеальной  системы образования. В этих  проектах предусматривалось, что  управление образованием осуществляется  государством (обществом) в соответствии  со своими интересами, а не  частными лицами по своему  произволу. Предназначением системы  образования считалось воспитание  разумного, добродетельного человека, восполнение того, что недодала  ему природа.

Таким образом, античная философия  стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней  начинают складываться основные философские  направления, формируется картина  мира, основанная на вере в видимость, «кажимость”.

Источником возникновения греческой  философии послужила мифология. Для философских воззрений греков, в отличие от мифологических, характерна уверенность в том, что космос — гармоничное целое, возникшее из хаоса благодаря логосу (уму, естественному порядку, принципу строения мира), что мир познается разумом, и разум должен быть главным "авторитетом" в решении человеческих проблем.

Возникновение философии в Древней  Греции связано с тем, что у  греков сложился полисный тип организации общества, для которого характерна демократия, а она предполагает принятие решений на основе свободного и равноправного обсуждения общих проблем. Навыки демократического обсуждения и принятия решений способствовали развитию рационалистического характера греческой философии.

Наиболее влиятельные  и известные учения, философские  школы и направления Древней  Греции и Древнего Рима:

  1. Философия досократиков (YII-Y вв. до н.э.)
  2. Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
  3. Пифагор, школа Пифагора и др.
  4. Гераклит
  5. Элейская школа – Парменид, Зенон

Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит

  1. Философия классической эпохи (Y-IY вв. до н.э.)

2.2. Софисты – Протагор, Горгий и др.

2.3. Сократ

2.4. Платон

2.5. Аристотель

3. Философия  эллинистической эпохи (конец  IY-II в. до н.э.)

Информация о работе Лекции по "Философии"