Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:17, курс лекций

Описание работы

Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.

Файлы: 1 файл

Философия Конспект лекций.docx

— 445.14 Кб (Скачать файл)

Языком мифологии пользуются различные формы общественного  сознания, расширяя и по-новому толкуя мифологические символы. В частности, в 20 в. наблюдается также сознательное обращение некоторых направлений  литературы к мифологии (Дж.Джойс, Ф.Кафка, Т.Манн, Г.Маркес, Ж.Жироду, Ж.Кокто, Ж.Ануй, А.Камю, Ч.Айтматов и др.), причем имеет  место как переосмысление различных  традиционных мифов, так и мифотворчество – создание собственных поэтических  символов.

В XX в. миф понимается как способ мышления, необязательно связанный с язычеством. “Миф есть воспоминание о мистическом событии, о космическом таинстве” (В.Иванов). В мифе находят причастность бытию и религиозную веру. Присутствие мифа обнаружено на высших этапах культурного развития; признано, что образно-мифологическая форма изложения того, что открывается в духовном опыте человека, имеет ряд преимуществ перед рационально-философской. Но социальные мифы XX в. стали основным средством порабощения личного и общественного сознания, они не имеют ничего общего с духовным призванием человека и должны быть отвергнуты.

Некоторые особенности мифологического  мышления могут сохраняться в массовом сознании наряду с элементами философского и научного знания, строго научной логикой. При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения “социального”, или “политического” мифа (например, немецкий нацизм возрождал и использовал древнегерманскую языческую мифологию, а также сам создавал разнообразные мифы – расовый и др.), но в целом мифология как ступень сознания исторически изжила себя. В развитом цивилизованном обществе мифология может сохраняться только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.

Философия и религия. Религиозное мировоззрение. В первобытном обществе существовала тесная связь между мифологическим и религиозным мировоззрением. Религия возникла на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Возникновение религиозного мировоззрения связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности: общее понятие отделяется от обозначаемого предмета, превращается в особый предмет веры. Главный признак религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественное. Первоначально возникают племенные, затем национальные (например, существующие и ныне конфуцианство, синтоизм, иудаизм, индуизм) и мировые или наднациональные – буддизм (YI-Y вв. д.н.э.), христианство (I в.) и ислам (YII в.).

Сущность религиозного мировоззрения  в том, что в нем ядром является религиозная вера, религиозные чувства, религиозный опыт, система убеждений  и ценностей. Религия предполагает соответствующее поведение, образ  жизни, специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование  сверхъестественного, священного.

На основе мифологического, религиозного мировоззрения, зачатков накапливаемых знаний складываются предпосылки философского мышления.

 

1.4.Проблемное  поле философии. Философские категории  и универсалии культуры

Термин «философия» возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). Пифагор называл себя «философом». Он первым использовал слово «философ» для обозначения тех, кто стремится постичь мудрость, или истинное знание, достойно ведет нравственный образ жизни. Платон в своих диалогах писал о философии как любви (стремлении) к мудрости (см. диалог «Пир»).

В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая — из науки.

Философия существенным образом отличается от других систем знания тем, что она  постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете, назначении. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления.

Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет  философии, исторически изменялся  с развитием общества, науки, самого философского знания. Но все-таки, несмотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовавших философских учений признать единого предмета исследования, можно вычленить предметную область философии.

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.

Вторая философская тема — проблема человека, смысла существования человека в мире.

Третья важнейшая философская  тема — проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

И, наконец, четвертая философская  тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в «мире людей».

Ни одна из обозначенных философских  тем не может быть полностью изолирована  от другой. Они взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных  философских учениях отдается приоритет  той или иной философской теме.  

Возможность различных трактовок предмета философии заключена в сложности, многогранности самого предмета исследования.

В рамках же собственно философского знания уже на ранних этапах становления  началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские  дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно оформились следующие  разделы философского знания:

онтология — учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;

аксиология — учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

праксеология — учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

антропология — философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;

социальная философия — раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Универсалии культуры и  философские категории. Язык философии. Ускорение социального развития присуще современной техногенной цивилизации. Этот тип развития все больше порождает общества рисков и обострения глобальных кризисов. Заговорили об устойчивом развитии, значит, пролонгации базисных ценностей техногенной культуры. Но существует иной сценарий, который связан с изменением базисных ценностей техногенной культуры, когда постиндустриальное информационное общество рассматривается не как очередной этап техногенной цивилизации, а как переходная стадия к новому типу цивилизационного развития. Тогда следует ожидать радикального изменения базисных ценностей (смыслов мировоззренческих универсалий) техногенной культуры. Такие изменения можно интерпретировать как возможную духовную революцию, соизмеримую с той, которая произошла в эпоху Возрождения. Философия должна создать необходимые предпосылки, критически осмысливать ценности современной техногенной культуры и вырабатывать новые мировоззренческие идеи.

Когда общество динамично, когда наступают  переломы в социальной жизни, когда  меняется образ жизни, человеческие связи и коммуникации, способы  отношения к природе – вот  тогда философия становится не просто абстрактным теоретическим занятием, а совершенно практическим делом.. Она  нужна для того, чтобы отыскать новые основы человеческой деятельности и тем самым преодолеть кризисы, которые периодически возникают  в развитии общества [11. – С.7].

М.Мамардашвили отмечал, что философия  – рефлексия над предельными  основаниями культуры. В.С.Степин развил мысли М.Мамардашвили, определив  основания культуры как систему  мировоззренческих универсалий  или категорий культуры (в нашем  случае – парадигмы культуры). Это  те жизненные смыслы, которые заключены  в понимании человека, его деятельности, природы, пространства и времени, причинности, справедливости, свободы, истины, добра, зла и т.д. Они выступают своеобразным системообразующим фактором культуры.

Существуют три основные функции в культуре и социальной жизни универсалий: 1) они обеспечивают селекцию, отбор и включение в поток культурной трансляции постоянно развивающегося жизненного опыта; 2) эти же мировоззренческие универсалии усваиваются людьми в процессе обучения и воспитания и становятся категориальной структурой их сознания; 3) они же в своем сцеплении и взаимодействии задают некоторый целостный образ человеческого жизненного мира, который называется мировоззрением. Мировоззренческие универсалии определяют не только осмысление человеком мира, его рациональное постижение, но и переживание человеком мира, эмоциональные оценки различных аспектов, состояний и ситуаций человеческой жизни. Смыслы универсалий в этом аспекте предстают как базисные ценности культуры.

Универсалии культуры не локализованы в какой-то одной сфере культуры, они пронизывают всю культуру, проявляют себя в языке, обыденном  сознании, искусстве, художественном мышлении, научном познании. Они сложны по своей содержательно-смысловой структуре. В них есть несколько уровней смысла :

общечеловеческий (как своеобразный инвариант по различным культурным традициям), весьма абстрактный, фиксирующий  основания любого человеческого  бытия;

уровень смыслов, выражающий особенности той или иной культуры соответствующей исторической эпохи;

уровень, выражающий личностные и социально-групповые интерпретации  универсалий культуры, репрезентирующий мировоззренческие установки личности и социальных групп (классов, сословий, кланов и т.п.).

Система универсалий культуры представляет собой своего рода предельно  обобщенную программу социальной жизни. На ее основе возникает и с нею  согласуется огромный массив конкретных программ человеческой жизнедеятельности, составляющих «тело» культуры – знаний, предписаний, образцов деятельности, поведения  и общения, верований, ценностных ориентаций и т.п. Через посредство этих конкретных программ, которые закрепляются и  транслируются в культуре в виде разнообразных семиотических систем, универсалии определяют тот или  иной тип социальных связей, образ  жизни, типы личности, отношение человека к природе, особенности человеческих коммуникаций.

Универсалии культуры обеспечивают воспроизводство того или иного  типа общества и предстают как  его культурно-генетический код. Они  функционируют как своеобразные гены социальных организмов.

Философия – рефлексия  над мировоззренческими универсалиями, базисными ценностями культуры. Философия  проблематизирует смыслы здравого ума  эпохи, выявляет универсалии, выясняет их смыслы, выносит их на суд разума, критически анализирует и порождает  их новые смыслы. Процедуры рефлексии  должны включать и конструирование  новых смыслов универсалий.

В.С.Степин считает, что нужно  критически отнестись к традиционным смыслам мировоззренческих универсалий. Трансформация универсалий культуры в философские категории, когда  создаются новые жизненные смыслы. Первоначально в виде смыслообразов, затем в процессе их дальнейшей рационализации, они превращаются в понятия предельной степени общности с относительно строгими определениями. Понятия позволяют  сконструировать соответствующие  теоретические идеальные объекты. Философия таким способом может  открывать новые признаки категорий  и затем обосновывает их, опять-таки обращаясь к анализу различных  сфер культуры.

Философское исследование, связанное с постановкой теоретических  задач и оперированием категориями, как особыми теоретическими конструктами, позволяет выйти за рамки универсалий  своей культуры и генерировать их новые смыслы.

Категории философии  и универсалии культуры не тождественны, хотя часто обозначаются одними и теми же терминами.

1) философское познание  упрощает и схематизирует универсалии  культуры; многие аспекты жизненных  смыслов, особенно тем, которые  связаны с эмоциональным переживанием  мира, выпадают из философского  анализа и отходят на задний  план. 2) не все признаки, зафиксированные  в определениях философских категорий,  изоморфны признакам универсалий  той культуры, в которой философия  разрабатывала свои идеи. Философское  познание способно генерировать  новые мировоззренческие смыслы и тем самым вносить мутации в культуру, подготавливая кардинальные изменения социальной жизни. Причем философия осуществляет эту работу не только в эпохи социальных кризисов, а систематически, заготавливая заранее идеи, которые могут понадобиться в будущем.

Эти идеи включаются в поток  культурной трансляции как своего рода дрейфующие гены. Занимаясь профессиональной работой, философ часто адресует открытые им новые категориальные смыслы будущему. Какому будущему – он заранее  не знает. Но когда возникают переломные эпохи, эти идеи могут обрести  практическую актуальность. Тогда они  становятся своеобразным генератором  и катализатором соответствующей  публицистики, художественной критики, литературных произведений, новых религиозно-нравственных, правовых идей, внедряемых в социальную практику. Новые категориальные смыслы погружаются в основания культуры. Они обрастают эмоциональным  содержанием и переплавляются в  новые смыслы мировоззренческих  универсалий.

Информация о работе Лекции по "Философии"