Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:17, курс лекций
Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.
Философское познание выступает особым самосознанием культуры, которое активно воздействует на ее развитие. Часто идеи и проблемы, сформулированные в философии, конкретизируются и видоизменяются в процессе культурной трансляции, поэтому проследить их философские истоки не всегда просто. Для этого нужен специальный анализ.
Философия моделирует возможные изменения универсалий культуры как системной целостности (а именно так они функционируют в той или иной культурной традиции).
Культура селективно выбирает из классических философских систем то, что ей было необходимо в тех или иных ситуациях социального развития.
Неклассический подход (Хабермас)
обнаруживает, что между разумом
и бытием есть посредник – деятельность
и язык. То, что увидит философский
разум в бытии, определено характером
его укорененности в это бытие.
Он не является беспредпосылочным разумом
и имеет социокультурную
Мировоззренческие универсалии составляют основания культуры той или иной исторической эпохи. Категориальные структуры культуры обеспечивают селекцию человеческого жизненного опыта и включают его в поток культурной трансляции.
Есть скрытые часто
неосознаваемые жизненные смыслы, которыми
руководствуется человек в
Философия не только хранилище знаний
о парадигмах культуры (универсалиях
культуры), и потому, так или иначе
всегда обращена в прошлое; напротив
того, она обращена в будущее, ее
главная практическая задача – исследование
перспектив, участие в разработке
и экспертизе социальных и культурных
проектов. Без этого философия
способна превратиться в компонент
замкнутой вырождающейся
1.5.Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии
Философия и наука.
Этапы взаимоотношения
Философия – тип рационального, критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой.
Философию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением начатков научного знания, поиском исходных и конечных начал, принципов бытия и познания. Первоначально все знание объединялось под эгидой философии, поэтому философия в древности считалась наукой наук. Первой исторической формой науки стала натурфилософия – философия природы, ее умозрительное истолкование.
Этапы взаимоотношения философии и науки:
Возрастание роли философии
в связи с увеличением
Критериями научного познания выступают: рациональность, объективность, системность, интерсубъективность. Рациональная область философии, философские системы (например, Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля и др.) удовлетворяют этим критериям. Однако философия в целом не относится к одной из отраслей научного познания, т.к. в основе философствования присутствует образно-интуитивная основа (например, у Платона, Кьеркегора, русских мыслителей). В отличие от науки, философия не основывается на принимаемых всем сообществом, т.е. общепринятых истинах, методах, языке, не утверждает свои знания на эмпирических данных, экспериментах, фактах, измерениях и т .д.
Исследование исторической динамики
предмета философии, ее проблемного
поля, сравнение философии с
М. Хайдеггер подчеркивает двусмысленность, специфицирующую философию: философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой; философия кажется похожей на мировоззренческую проповедь, тоже не будучи ею. Философская мысль всегда есть мышление, охватывающее «заодно и понимающего человека, и его бытие — не задним числом, а так что первого нет без второго, и наоборот. Нет никакого схватывания целого без захваченности философствующей экзистенции». В силу этого философия представляется чем-то таким, что, во-первых, каждого касается и до каждого доходит, и, во-вторых, является предельным и высшим 1.
Хайдеггер пытался осмыслить суть философии, философского вопрошания путем истолкования и осмысления романтического изречения известного поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Философия может быть подобной тягой, когда мы, философствующие, повсюду не дома. Очевидно, быть дома повсюду, значит быть всегда, и главное, в целом. Это «в целом» и его целое мы называем миром. Нас всегда зовет нечто как целое, бытие в целом, к которому и тянет нас в нашей ностальгии. Философская истина есть по существу истина человеческого присутствия в мире. В судьбе человеческого присутствия укоренена истина философствования. Философия позволяет человеку поднять собственное присутствие и присутствие других до плодотворной вопросительности. Правда такого понимания есть нечто последнее и предельное. Поэтому философия — это всегда противоположность всякой успокоенности и обеспеченности, изгнание из повседневности, она подобна вихрю, который находится в самом существе человека, его присутствии, подобно воронке, затягивающей человека в свою середину, чтобы именно таким образом он смог понять свое присутствие. В этом суть истинного настоящего философствования, готовность к опасности философии.
Таким образом, философия может быть представлена на разных уровнях познания: научном, обыденном, художественно-образном и мифологическом.
Философия не может быть сведена к субъективности. Например, Ницше утверждал, что философия есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающая его субъективный мир. Философская концепция субъективна по форме, но объективна по содержанию.
Философия и искусство. Философия
и наука зарождались в лоне
художественно-образного
Исторически взаимоотношения науки и философии, искусства и философии не прерываются, а усложняются.
Искусство - мышление в образах,
философия и наука – мышление
в понятиях. Искусство воздействует
на научное и философское
Плодотворное взаимодействие науки, искусства, философии, истины, добра и красоты. Для современной науки познание истины любой ценой является слишком опасным, поэтому актуальным является проблема научной этики. Преодоление духовного кризиса человечества – одна из главных задач философии.
Лекция 2. Модуль 2. Исторические типы классической философии (2 часа)
2.1.Становление философии в культурах древнего Востока.
2.2.Характер древнегреческой
культуры и особенности
2.3.Классический этап
2.4. Основные проблемы
и этапы развития
2.1.Становление
философии в культурах
Философия как теоретическая рефлексия о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух автохтонных традициях — китайской и индийской.
Восточная мысль во многом сходна
с античной. Эти системы мысли
имеют сходный генезис и общее
проблемное поле. Однако, сравнивая
восточную философию с
Эта особенность древневосточной философской традиции определяет и специфику структуры философского знания на Востоке. Восточная философия имеет не только логико-дискурсивный, но и доктринально-догматический уровень, т. е. совокупность догматических положений, вытекающую из рефлексии о мире, а также уровень практический, т. е. методики регуляции сознания.
Однако и логико-дискурсивный уровень
восточных философских текстов
имеет свою специфику. Дискурс не
всегда выстраивается доказательно,
иногда рассуждения сменяются
Точно так же и стилистика философского языка на Востоке возникает не вследствие разрыва с предшествующей традицией, но вследствие углубления таких понятий как "великий ком" (да куай), "небо" (цянь), "земля" (кунь) и т. д. до стилистики философского языка.
Специфична в восточной
Как в индийской, так и в китайской традициях школа, в отличие от традиции античной, — не группа учеников-последователей, разделяющих систему взглядов своего учителя, но община, организованная по аналогии с семьей, имеющая общее тело, единую волю, единое намерение, единую ответственность. Ученик был вправе развивать идеи и корректировать тексты учителя.
Философия Древней Индии. Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники разнородных текстов — фрагменты древних мифов и мистерий, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).
Веды состоят из четырех отдельных корпусов: "Ригведа" (сборник гимнов), "Самаведа" (сборник песнопений), "Яджурведа" (сборник жертвенных формул), "Атхарваведа" (сборник заклинаний).
Все эти тексты носят название шрути (услышанное), и считаются текстами откровений, услышанных древними мудрецами — риши.
В конце II тыс. до н. э. к ним добавились истолковывающие тексты (так называемые смрити, т. е. запомненное): брахманы, араньяки и упанишады.
Брахманы должны были объяснить смысл и цель жертв, а также правильное применение формул. Араньяки, поучения для лесных отшельников, непосредственно примыкали к брахманам.
Упанишады 2 представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства полагания Брахмана и Атмана и учение о карме и перерождении. Сансара — цепь зависимых перерождений — определяется кармой 3, совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.
С VI в. до н. э. начинается время классических философских систем. Принято различать ортодоксальные (или брахманические) системы мысли, признающие авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, отрицающие единственность авторитета ведических текстов.
Шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных систем, называемые астика, — это ньяйя и вайшешика, санкхья и йога, веданта и миманса.
К неортодоксальным системам (настика) причисляют буддизм и джайнизм.
Философия буддизма восходит к учению шрамана Сиддхартхи Гаутамы из сословия кшатриев (воинов), клана Шакьев. Она формируется как рефлексия на совокупность доктринально-догматических положений, высказанных этим мыслителем.
Буддизм выдвинул идею анатма, отсутствия души как цельного, вечного и неизменного начала.
Основа буддийского вероучения
Первая, "истина страдания", — истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесно-душевное бытие человека.