Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:17, курс лекций

Описание работы

Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.

Файлы: 1 файл

Философия Конспект лекций.docx

— 445.14 Кб (Скачать файл)

Философское познание выступает  особым самосознанием культуры, которое  активно воздействует на ее развитие. Часто идеи и проблемы, сформулированные в философии, конкретизируются и  видоизменяются в процессе культурной трансляции, поэтому проследить их философские истоки не всегда просто. Для этого нужен специальный  анализ.

Философия моделирует возможные  изменения универсалий культуры как системной целостности (а  именно так они функционируют  в той или иной культурной традиции).

Культура селективно выбирает из классических философских систем то, что ей было необходимо в тех  или иных ситуациях социального  развития.

Неклассический подход (Хабермас) обнаруживает, что между разумом  и бытием есть посредник – деятельность и язык. То, что увидит философский  разум в бытии, определено характером его укорененности в это бытие. Он не является беспредпосылочным разумом  и имеет социокультурную обусловленность. Поэтому невозможно построить абсолютно  истинную философскую систему, поскольку  каждая такая система даже в своих  прогностических компонентах детерминирована  особенностями культуры своей эпохи  и с силу этого ограничена.

Мировоззренческие универсалии  составляют основания культуры той  или иной исторической эпохи. Категориальные структуры культуры обеспечивают селекцию человеческого жизненного опыта  и включают его в поток культурной трансляции.

Есть скрытые часто  неосознаваемые жизненные смыслы, которыми руководствуется человек в своей  жизнедеятельности. Эти смыслы составляют содержание мировоззренческих универсалий культуры. Они фиксируют шкалу ценностей, обеспечивают понимание мира, его осмысление и переживание.

Философия не только хранилище знаний о парадигмах культуры (универсалиях культуры), и потому, так или иначе  всегда обращена в прошлое; напротив того, она обращена в будущее, ее главная практическая задача – исследование перспектив, участие в разработке и экспертизе социальных и культурных проектов. Без этого философия  способна превратиться в компонент  замкнутой вырождающейся культуры, стать разновидностью интеллектуальной игры.

 

 

 

 

1.5.Взаимосвязь  философии и науки, искусства,  морали, религии

Философия и наука. Этапы взаимоотношения философии  и науки.

Философия – тип рационального, критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой.

Философию объединяет с наукой стремление к построению знания в  теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Зарождение философии исторически  совпадает с возникновением начатков научного знания, поиском исходных и конечных начал, принципов бытия  и познания. Первоначально все  знание объединялось под эгидой философии, поэтому философия в древности  считалась наукой наук. Первой исторической формой науки стала натурфилософия – философия природы, ее умозрительное  истолкование.

Этапы взаимоотношения философии  и науки:

    1. античность, средние века, эпоха Возрождения: начало процесса дифференциации знания, отделение от философии отдельных наук – математики, физики, астрономии, медицины, появление специальных приемов, методов частных наук. Особенно это происходило в эпоху Возрождения. В последующем развивались небесная механика, химия, биология. Частные науки – на основе эмпирических исследований, эксперимента. Общетеоретические вопросы решала философия и это часто носило умозрительный абстрактный характер, выводы философии вступали в  противоречие с фактами. Это приводило к противопоставлению философии и частных наук.
    2. XYII – первая половина XIX в.: дифференциация отдельных наук, разграничение сфер исследования философии и частных наук, их размежевание.
    3. C 30-х гг./cередины XIX в. – по настоящее время: разрыв науки с философской традицией.

Возрастание роли философии  в связи с увеличением вненаучного  и паранаучного знания, необходимостью  защиты научной рациональности, гуманистических  ценностей.

Критериями научного познания выступают: рациональность, объективность, системность, интерсубъективность. Рациональная область философии, философские системы (например, Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля и др.) удовлетворяют этим критериям. Однако философия в целом не относится к одной из отраслей научного познания, т.к. в основе философствования присутствует образно-интуитивная основа (например, у Платона, Кьеркегора, русских мыслителей). В отличие от науки, философия не основывается на принимаемых всем сообществом, т.е. общепринятых истинах, методах, языке, не утверждает свои знания на эмпирических данных, экспериментах, фактах, измерениях и т .д.

Исследование исторической динамики предмета философии, ее проблемного  поля, сравнение философии с мифологией, религией, наукой, искусством, мировоззрением позволяет сделать вывод о  том, что философия не сводится ни к одному из этих феноменов человеческой культуры однозначным образом. Такое  сведение означало бы неоправданное  снижение существа философии, заключение ее в узкие рамки.

М. Хайдеггер подчеркивает двусмысленность, специфицирующую философию: философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой; философия кажется похожей на мировоззренческую проповедь, тоже не будучи ею. Философская мысль всегда есть мышление, охватывающее «заодно и понимающего человека, и его бытие — не задним числом, а так что первого нет без второго, и наоборот. Нет никакого схватывания целого без захваченности философствующей экзистенции». В силу этого философия представляется чем-то таким, что, во-первых, каждого касается и до каждого доходит, и, во-вторых, является предельным и высшим 1.

Хайдеггер пытался осмыслить суть философии, философского вопрошания путем  истолкования и осмысления романтического изречения известного поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Философия  может быть подобной тягой, когда  мы, философствующие, повсюду не дома. Очевидно, быть дома повсюду, значит быть всегда, и главное, в целом. Это «в целом» и его целое мы называем миром. Нас всегда зовет нечто как целое, бытие в целом, к которому и тянет нас в нашей ностальгии. Философская истина есть по существу истина человеческого присутствия в мире. В судьбе человеческого присутствия укоренена истина философствования. Философия позволяет человеку поднять собственное присутствие и присутствие других до плодотворной вопросительности. Правда такого понимания есть нечто последнее и предельное. Поэтому философия — это всегда противоположность всякой успокоенности и обеспеченности, изгнание из повседневности, она подобна вихрю, который находится в самом существе человека, его присутствии, подобно воронке, затягивающей человека в свою середину, чтобы именно таким образом он смог понять свое присутствие. В этом суть истинного настоящего философствования, готовность к опасности философии.

Таким образом, философия  может быть представлена на разных уровнях познания: научном, обыденном, художественно-образном и мифологическом.

Философия не может быть сведена  к субъективности. Например, Ницше утверждал, что философия  есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающая его субъективный мир. Философская  концепция субъективна по форме, но объективна по содержанию.

Философия и искусство. Философия  и наука зарождались в лоне художественно-образного мышления, мифологии, религии (например, образы Гераклита). Утверждение нового мировоззрения, т.е. различение логического и эмпирического, чувственного и разумного, мышления и ощущения, истины и мнения проявилось в философии Парменида, “отца  рационализма”: “существует мир  чувственно воспринимаемых вещей и  единый мир, постигаемый разумом”.

Исторически взаимоотношения  науки и философии, искусства  и философии не прерываются, а  усложняются.

Искусство - мышление в образах, философия и наука – мышление в понятиях. Искусство воздействует на научное и философское творчество. Аналитический и исследовательский  дух присутствует в различных  феноменах культуры и искусства.

Плодотворное взаимодействие науки, искусства, философии, истины, добра  и красоты. Для современной науки  познание истины любой ценой является слишком опасным, поэтому актуальным является проблема научной этики. Преодоление  духовного кризиса человечества – одна из главных задач философии.

 

Лекция 2. Модуль 2. Исторические типы классической философии (2 часа)

2.1.Становление философии  в культурах древнего Востока.

2.2.Характер древнегреческой  культуры и особенности античной  философской традиции. мысли. Этапы  развития древнегреческой философии. 

2.3.Классический этап античной  философии. Сократ. Платон. Аристотель.

2.4. Основные проблемы  и этапы развития средневековой  философии.

 

2.1.Становление  философии в культурах древнего  Востока

Философия как теоретическая рефлексия  о мире и человеке практически  одновременно возникает на Западе и  на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух автохтонных традициях — китайской и индийской.

Восточная мысль во многом сходна с античной. Эти системы мысли  имеют сходный генезис и общее  проблемное поле. Однако, сравнивая  восточную философию с западной, можно считать их философствованием  различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской  мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, но напротив, развивает, усложняет, легализует их, привлекая для этого логический аппарат.

Эта особенность древневосточной  философской традиции определяет и  специфику структуры философского знания на Востоке. Восточная философия имеет не только логико-дискурсивный, но и доктринально-догматический уровень, т. е. совокупность догматических положений, вытекающую из рефлексии о мире, а также уровень практический, т. е. методики регуляции сознания.

Однако и логико-дискурсивный уровень  восточных философских текстов  имеет свою специфику. Дискурс не всегда выстраивается доказательно, иногда рассуждения сменяются фрагментами  символико-метафорических сюжетных текстов, призванных не просто подкрепить мысль, но высказать ее. Это смешение специфически философского и дофилософского способов построения текста — не просто реликт мифологического мышления, но намеренное использование освященных традицией архаических историко-культурных форм выражения.

Точно так же и стилистика философского языка на Востоке возникает не вследствие разрыва с предшествующей традицией, но вследствие углубления таких понятий как "великий ком" (да куай), "небо" (цянь), "земля" (кунь) и т. д. до стилистики философского языка.

Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, идей и концепций. Он является произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.

Как в индийской, так и в китайской  традициях школа, в отличие от традиции античной, — не группа учеников-последователей, разделяющих систему взглядов своего учителя, но община, организованная по аналогии с семьей, имеющая общее тело, единую волю, единое намерение, единую ответственность. Ученик был вправе развивать идеи и корректировать тексты учителя.

Философия Древней Индии. Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники разнородных текстов — фрагменты древних мифов и мистерий, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).

Веды состоят из четырех отдельных  корпусов: "Ригведа" (сборник гимнов), "Самаведа" (сборник песнопений), "Яджурведа" (сборник жертвенных формул), "Атхарваведа" (сборник заклинаний).

Все эти тексты носят название шрути (услышанное), и считаются текстами откровений, услышанных древними мудрецами — риши.

В конце II тыс. до н. э. к ним добавились истолковывающие тексты (так называемые смрити, т. е. запомненное): брахманы, араньяки и упанишады.

Брахманы должны были объяснить смысл и цель жертв, а также правильное применение формул. Араньяки, поучения для лесных отшельников, непосредственно примыкали к брахманам.

Упанишады 2 представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства полагания Брахмана и Атмана и учение о карме и перерождении. Сансара — цепь зависимых перерождений — определяется кармой 3, совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.

С VI в. до н. э. начинается время классических философских систем. Принято различать ортодоксальные (или брахманические) системы мысли, признающие авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, отрицающие единственность авторитета ведических текстов.

Шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных систем, называемые астика, — это ньяйя и вайшешика, санкхья и йога, веданта и миманса.

К неортодоксальным системам (настика) причисляют буддизм и джайнизм.

Философия буддизма восходит к учению шрамана Сиддхартхи Гаутамы из сословия кшатриев (воинов), клана Шакьев. Она формируется как рефлексия на совокупность доктринально-догматических положений, высказанных этим мыслителем.

Буддизм выдвинул идею анатма, отсутствия души как цельного, вечного и неизменного начала.

Основа буддийского вероучения — четыре "благородные истины".

Первая, "истина страдания", — истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесно-душевное бытие человека.

Информация о работе Лекции по "Философии"