Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:17, курс лекций

Описание работы

Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.

Файлы: 1 файл

Философия Конспект лекций.docx

— 445.14 Кб (Скачать файл)

Еще одно значительное достижение Ренессанса — это подготовка и формирование методологии научного познания. Подлинным переворотом, оказавшим наибольшее влияние на формирование научной картины мира, был переход астрономии от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира. Николай Коперник предложил астрономическую модель планетной системы, в центре которой находится Солнце (греч. helios, лат. sol — солнце). Эта гелиоцентрическая система противоречила господствующей геоцентрической системе (лат. gaea — земля), восходившей к Аристотелю, Птолемею и признававшейся Церковью.

Таким образом, эпоха Возрождения  характеризуется началом становления  буржуазного общества, первоначальным накоплением капитала за счет вытеснения цехового производства мануфактурным, обезземеливанием крестьян и колониальными  захватами. Развитие промышленности стимулировало  рост интереса к наукам, изучающим  свойства физических тел и формы  проявления природных сил (прежде всего, астрономии и физики). Все это  ослабляло жесткое давление на сознание людей религиозных заблуждений  и лженаук (алхимии, астрологии и  т.п.).

На этом фоне возрождался  интерес к гуманистической по своему существу античной культуре. Средневековый  теоцентризм сменяется антропоцентризмом. Философия из служанки богословия превращается в науку о человеке и его  предназначении.

Мыслители Ренессанса (Монтень, Роттердамский и др.) выстраивали  свои концепции человека исходя из гуманистических начал, предусматривающих  уважение к человеку и его достоинству, веру в его силы и любовь к нему, создание условий для его свободного, гармоничного развития.

Человек объявлялся высшей ценностью. Он должен был обладать независимостью и самостоятельностью. Его индивидуализм  связывался с реализацией личных благ, автономией по отношению к  общественной среде, с самоутверждением и свободой воли. Человеку предназначалось  жить в согласии с природой, совершенствовать свои врожденные склонности к добру  и счастью, требующие высокого напряжения моральных и интеллектуальных сил.

Благородство личности человека, ее успех определялся не социальным положением, а ее способностями и  целенаправленным воспитанием. Это  воспитание, по Монтеню, должно отвечать следующим требованиям:

быть светским и свободным, не стесняемым жесткими рамками, которые  ставит учитель или всякого рода регламентации;

формировать не столько ученого, сколько просвещенного человека, который способен обогатить и  украсить себя изнутри;

работать не только на развитие памяти, но и разума, и совести; призывать  к делам, а не словам, прививать  привычку трудиться терпеливо и  не упорствовать в заблуждениях;

не только не мешать и  не вредить учащимся, но и изменять их к лучшему, придавая особый вес  и особую значимость гуманитарным дисциплинам.

Философы эпохи Возрождения  большое внимание уделяли нравственным проблемам. Этику, которая, по их мнению, должна лежать в основе воспитания, они рассматривали натуралистически, полагая, что всякая добродетель  является результатом познания естественных условий жизни человека. Она утверждает любовь и оптимистическое отношение  к жизни, умеренность и скромность, стремление к трудовой деятельности и духовному обогащению. Вместе с  тем, добродетель несовместима с  жестокостью, злом и страхом, религиозной  нетерпимостью.

В трактатах представителей культуры Возрождения проводилась  четкая демаркационная линия между  знанием и верой: знание доступно рациональному обоснованию, вера –  прерогатива религиозного откровения.

Основным философским  методом критики религиозных  догм считался скептицизм. Уместно  в этой связи привести известный  афоризм Монтеня: «Философствовать – значит сомневаться». Смысл этого  афоризма заключается в том, что всякий поиск истины осуществляется с опорой на опыт и разум, а не на авторитеты, в том числе авторитет Священного писания.

Идеалы гуманизма стали  духовной основой новой философии  природы и философии социума. Коперник и Галилей создали модель Вселенной, в соответствии с которой  Земля, совершая движение вокруг Солнца, обращается и вокруг собственной  оси. Ьруно выдвинул идею о бесконечности  Вселенной, ее самодвижении, несотворимости и неуничтожимости. Он обосновал  пантеистическую концепцию, согласно которой Бог «растворен» в  природе, а не возвышается над  ней.

В этот же период мыслители, занимающиеся проблемами общества, стали  объяснять развитие социальных отношений  естественными законами, выведенными  из разума и опыта (Макиавелли, Кампанелла, Мор).

Резюмируя вышесказанное, можно  сделать вывод о том, что философия эпохи Возрождения базировалась на следующих принципах:

антропоцентризм и гуманизм;

            признание способности к творчеству  природной сущностью человека;

необходимость осмысления мира через осмысление человека, как единства телесного и духовного;

доминирование эстетического  над рациональным и этическим  в понимании действительности.

 

3.2.Философия Нового времени.  Эмпиризм. Рационализм

В Новое время на передний план выдвигается требование научиться  читать и понимать «книгу Природы». Освобождаясь от «идеологического контроля»  церкви, философия начинает испытывать все большее влияние со стороны  естествознания и математики. Подчеркивается практический смысл познания: знание необходимо для того, чтобы найти в нем опору для изменения мира, приведения его в соответствие с желаниями и стремлениями человека. Знание есть сила, дающая человеку власть над природой (Фр. Бэкон). Человек утверждает себя в качестве властелина мира.

При этом общая ориентация на практическую эффективность, полезность научного знания в философии Нового Времени была реализована в двух вариантах:

1. Эмпиризм (Френсис Бэкон, Джон Локк,  Джордж Беркли, Дэвид  Юм);

2. Рационализм (Рене  Декарт, Блез Паскаль, Бенедикт  Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц).

1. Фундаментальные характеристики  эмпиризма — его негативное отношение к предрассудкам и стремление к имеющему чисто опытное происхождение беспредпосылочному знанию. Эмпиризм признает чувственный опыт источником знаний и утверждает, что все знание основывается на опыте.

Основоположник эмпиризма – Френсис Бэкон. Согласно Бэкону, подлинная (эмпирическая) наука должна не предвосхищать, а «истолковывать» природу, принимая ее такой, какова она в действительности есть.

Для этого Бэкон предлагает тщательно  очистить ум от всего, что может помешать ему созерцать чистый и ничем  не замутненный источник истины — природу, как она существует сама по себе. Отсюда вырастает его знаменитая программа очищения сознания от заблуждений, или «идолов», которых он насчитывает четыре вида.

1) Идолы рода — заблуждения, которые свойственны всем людям, поскольку происходят из природы человека и выражаются в естественной ограниченности чувственного восприятия.

2) Идолы пещеры, — индивидуальные заблуждения, возникающие из-за того, что каждый человек видит мир со своей точки зрения, как бы из пещеры, ограничивающей его поле зрения.

3) Идолы рынка — заблуждения, возникающие из неточности нашего языка, который не всегда ясно и однозначно обозначает исследуемый предмет.

4) Идолы театра — это, с одной стороны, результат гипостазирования понятий (когда теоретический конструкт принимается за действительный объект, подобно тому, как иногда литературный герой принимается за реальную личность), а с другой, — вера в ложные авторитеты.

Чтобы избавиться от «идолов», Бэкон  требует строго руководствоваться  предлагаемым им экспериментально-индуктивным  методом.

Вторым крупнейшим представителем эмпиризма Нового Времени был  английский философ Джон Локк. Согласно Локку, человек появляется на свет подобным чистой доске (tabula rasa), и его разум не содержит в себе никаких априорных (доопытных) образований. Все содержание сознания образуется исключительно благодаря чувственным впечатлениям.

2. Рационализм признает приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания. Рационалисты исходили из того, что вся познавательная деятельность должна быть организована в соответствии с некими фундаментальными «врожденными идеями», которые выступают как универсальные предпосылки самой возможности познания.

Основоположником рационализма считается Рене Декарт. Согласно Декарту, главная задача философии — научить человека в полной мере использовать те умственные способности, которыми он располагает.

Декарт начинает построение системы достоверного знания с очищения разума от всего недостоверного и сомнительного. Я могу сомневаться в чем угодно, полагает Декарт, кроме самого акта мышления. «Cogito, ergo sum» («Я мыслю — следовательно, существую») — только это знание достоверно.

В составе мышления Декарт выделяет два компонента: мыслящее и мыслимое — того, кто выступает основой (субъектом) мышления, и то, что составляет содержание (объект) мысли. В результате бытие расщепляется на две самостоятельные субстанции: протяженную — телесную, но лишенную сознания, и мыслящую — обладающую сознанием, но лишенную протяженности.

Основным орудием познания Декарт считает разум. Чувства он рассматривает, скорее, как орудия жизни, а не познания. Они не раскрывают истину, а лишь сигнализируют человеку о том, что  его окружает.

 

3.3.Философия Просвещения:  человек, общество, разум

Теоретический базис философии Просвещения, философии XVIII века, — либеральная теория религии и государства, эмпирическая теория познания. Инициатором этого движения был Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ, 1694—1778), а его дальнейшее развитие связано с деятельностью кружка ученых-«энциклопедистов» 11.

Для просветителей характерно убеждение  в том, что причина всякого  зла и несчастья человека в  невежестве. Преодолеть зло можно  только, избавившись от невежества, просветив разум. Просветители полагают, что для достижения истины необходимо взаимодействие чувства и разума. Все существующее: знание, мораль, религиозная вера, но также и система политического управления, структура хозяйственных отношений, сословная организация общества, — все должно быть подвергнуто беспощадному суду разума, и только то, что будет оправдано этим судом, имеет право на существование. Королевская власть, католическая церковь, система сословных привилегий — все это должно быть уничтожено как неразумное, и наоборот, то, чего не существует в реальности, но что соответствует требованиям разума, должно быть создано: республиканская форма правления, рациональный культ Верховного Существа, а главное — должна быть установлена система, обеспечивающая свободу и равенство всех людей.

Философия Просвещения отрицает существование  сверхъестественного, божественного  мира; существенной чертой этой философии  становится атеизм. Их отношение к церкви характеризует призыв Вольтера: «Раздавите гадину!». Энциклопедисты резко выступают против дуалистического взгляда на мир, против разделения человека на высшую и низшую части (душу и тело), против дуалистического взгляда на жизнь, согласно которому, помимо земных целей и благ, существуют трансцендентальные (потусторонние) высшие цели и блага.

Разум в идеологии Просвещения занимает место высшего судьи, высшей инстанции критического анализа. Сам же разум оказывается вне критики, поскольку над ним нет уже никакой более высокой инстанции, которая могла бы подвергнуть критическому анализу его решения. Таким образом, приговоры разума остаются окончательными и безапелляционными. С точки зрения идеологов Просвещения, разум является единым, универсальным и общим для всех людей, во все времена. Поэтому культура, которая должна быть построена на принципах разума, является единственно возможной рациональной культурой. Уверенность в силе разума соединялась у них с уверенностью в неуклонности исторического прогресса.

Руссо (1712—1773), который, хотя и был одним из активнейших членов кружка, в своих взглядах выражал глубокое сомнение по поводу безграничной веры в прогресс, осуществляемый через разум. Согласно Руссо, цивилизованная жизнь связана с нарушением естественного равенства людей, а потому выступает источником всякого зла и несправедливости. Деревенская жизнь ближе к природе, а потому больше соответствует естественным устремлениям человека, не испытавшего развращающего влияния большого города. Наблюдая антагонизм цивилизации и морали, Руссо делает выбор в пользу морали, полагая, что ради сохранения моральной чистоты стоит отказаться от благ цивилизации. Отсюда следует радикальное отрицание любого общественного устройства, поскольку естественной жизнью Руссо признает только индивидуальное существование человека, а всякую организацию считает порождением не природы, а цивилизации.

Вразрез с общими установками просветителей  Руссо полагает, что сущность человеческой натуры наиболее полно выражается не в разуме, а в чувстве. В своем  «Рассуждении о неравенстве» Руссо  исходил из того, что идеальным  состоянием человека является первобытное  состояние.

 

3.4.Немецкая классическая  философия: общая характеристика. Философия И. Канта. Диалектическая  философия Г. Гегеля

Немецкая классическая философия – определенный период в развитии немецкой философской мысли с середины 18 до середины 19 вв., представленный такими фундаментальными системами, как критика чистого разума И. Канта, наукоучение И. Г. Фихте, трансцендентальный идеализм Ф. В. И. Шеллинга и диалектическая логика Г. В. Ф. Гегеля. При всех различиях между ними, эти мыслители, так или иначе, развивают кантовскую идею об определяющей роли мышления по отношению к бытию, поэтому в истории философии их обычно рассматривают как представителей единой традиции немецкой классической философии.

Свою исследовательскую программу Иммануил  Кант (1724—1804)  формулирует в виде трех фундаментальных вопросов: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?» и «Что я должен делать?». Решение этих вопросов, по его мысли, должно подвести нас к ответу на четвертый — главный вопрос: «Что есть человек?».

Информация о работе Лекции по "Философии"