Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:17, курс лекций
Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.
В силу критического отношения неклассической философии к рационализму происходит, в частности, переосмысление новоевропейского рационализма, в результате чего расширяются рамки рациональности. Научную рациональность ряд исследователей начинает рассматривать лишь как одну из разновидностей множества специфических типов рациональности (вненаучная, на уровне обыденного познания и естественного языка, религиозная, художественная и т. д.).
Происходит изменение
В рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте — переходе от философии сознания к философии языка. На смену анализу субъект-объектных представлений приходит исследование отношений между языком и миром, выдвигая на передний план коммуникативную роль и функцию языка (лингвистическая философия, структурализм, постструктурализм).
4.2.Философия жизни. А. Шопенгауэр. С. Кьеркегор. Фр. Ницше. Философия марксизма.
Одним из идейных истоков
философии жизни была философия
Шопенгауэра, которую нередко называют
философией волюнтаризма. Артур Шопенгауэр
(1788-1860) – немецкий философ. Один из
первых, кто пытался синтезировать
западную и восточную философии.
Его учение представляет собой философский
пессимизм, причина которого в понимании
трагичности существования
Наиболее важные работы: «Мир как воля и представление”, ”О воле в природе”, ”О свободе человеческой воли”.
В своей философии Шопенгауэра закрепил дуализм Канта, отождествив «вещь в себе” с мировой волей, а явление – с представлением о ней. Шопенгауэр понимал волю как «абсолютно свободное хотение”, не контролируемое разумом и не имеющее ни причин, ни оснований. Воля приравнивалась к «неисповедимым силам”, связанным с космической первоосновой мира. Разум, с его точки зрения, подчинен воле (рациональное следует за иррациональным). Тем самым классической философии с ее культом разума был противопоставлен волюнтаризм.
Шопенгауэр исходит из понятия жизни как непрерывной борьбы между состраданием (любовь) и преобладающими над ним силами эгоизма и злобы. Самое большое несчастье человека состоит в том, что он вынужден жить в обществе, в котором эгоизм становится злобой, а естественные влечения приобретают извращенную форму.
Общественный прогресс не в состоянии решить это противоречие, так как цена го настолько велика, что лишает его всякого смысла. Шопенгауэр отрицает какую-либо моральную ценность общества, отдавая предпочтение индивидуальной этики, элементарной нравственности, основанной на чувствах, а не на философских абстракциях типа категорического императива Канта.
Воспринимая мир как сострадание, человек, по мнению Шопенгауэра, должен изжить, а, следовательно, умертвить волю к жизни. Если нет желаний, - нет и воли, нет представлений, нет мира, нет сострадания. Жизнь человека превращается в ничто.
Еще одна ветвь философии жизни может быть представлена работами Ницше, который понимает под философией личное творчество отдельного мыслителя, выражающее его субъективность.
Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или тяга всего живого к самоутверждению. Он презрительно отзывается о простом человеке и возвеличивает прирожденных «аристократов духа”. Простые люди никчемны, слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать. Они следуют «стадному инстинкту” и могут лишь подчиняться.
“Человеку массы” у Ницше противостоит сверхчеловек – существо высшего биотипа, не принадлежащее ни к одной расе и взращенного элитой общества. Находясь вне всяких моральных норм, вне добра и зла, сверхчеловек с особой жестокостью преодолевает тотальную ложь земного мира.
В соответствии с нигилистическим
отношением к жизни, Ницше призывал
к «переоценке ценностей”, к замене
морали рабов в христианско-
Неоевропейскому рационализму Ницше противопоставил чувства и инстинкты, обеспечивающие волю к власти. Он полагал, что разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, ибо имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни.
Главной целью познания Ницше считал овладение миром, а не установление истины, которая тождественна заблуждению. Заблуждение и ложь необходимы, поскольку утешают толпу и помогают аристократам духа самоутверждаться.
Реакцией на упадок европейской культуры была идея Ницше о вечном возвращении. По его мнению, космические силы имеют предел. Они способны на многие комбинации, но, в конечном счете, происходит лишь повторение того, что уже было. Следовательно, ни о каком прогрессе говорить не приходится.
К философии жизни относится и учение датского философа – Серена Кьеркегора (1813-1855), которое основывается на том, что действительность не может быть отождествлена с мышлением, поскольку она немыслима. Единственная действительность – это существование, не имеющее ничего общего с мышлением. «Быть – это, значит, существовать”, что для Кьеркегора означает чувствовать, переживать, страдать, стремиться к чему-то.
Серен Кьеркегор впервые сформулировал антитезу «экзистенция - система”, имея ввиду систему Гегеля.
Основные произведения: «Или - или”, «Страх и трепет”, «Повторение”, «Понятие страха”, «Болезнь к смерти”.
Существование, субъективность
(по сути, - это страсть), являясь основой
бытия, подчиняется законам
На эстетической стадии ценой
отказа от обретения «истины” своего
существования достигается
Этическая стадия – это стадия добродетели. Самоопределение личности осуществляется на основе морального закона, который обладает статусом категорического императива. Мотивацией поведения здесь является не влечение, а выбор, обусловленный осознанным долгом. На этой стадии отчаяние продолжает углубляться и человек все больше убеждается в том, что противоположностью греха является не добродетель, а вера.
На третьей – религиозной стадии человек осознает значимость своей личности, принимает страдание как принцип индивидуального бытия и тем самым приобщается к богу, подлинному существованию, в котором вера, страдание, отречение от мира есть благо.
Таким образом, если разум приводит к отчаянию, то вера спасает от него, утешая человека и давая ему надежду. Именно в этом состоит суть основополагающего тезиса религиозного экзистенциализма Кьеркегора.
Философия марксизма (Маркс, Энгельс). Философия диалектического материализма возникла в середине XIX века. Предпосылками ее возникновения были:
экономические (промышленная революция в Европе XVIII-XIX в., означавшая переход от ручного к машинному труду);
социально-политические (появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными политическими требованиями);
философские (идеи немецкой классической философии, особенно, философия Гегеля и Фейербаха);
естественнонаучные (открытия в области естественных наук: эволюционная теория Дарвина; учение о клеточном строении организма; закон сохранения и превращения энергии).
К наиболее характерным чертам марксистской философии можно отнести следующие:
1. Диалектический метод
рассматривается в неразрывной
связи с материалистическим
2. Исторический процесс
истолковывается с
3. Не только объясняет
мир, но и разрабатывает
4. Диалектико-материалистические
взгляды связываются с
Марксу принадлежит открытие
материалистического понимания
истории. Согласно его концепции, общество
развивается естественным путем
от одной общественной формации –
к другой. Характерные особенности
каждой из этих ступеней развития определяются
способом производства. Общество, где
властвует товарное производство и
частная собственность, порождает
эксплуатацию и насилие. Его преобразование
с целью уничтожения
Соратником Маркса был
Энгельс. Фридрих Энгельс (1820-1895) родился
в Германии. В соавторстве с
Марксом написал «Манифест
Основными его философскими работами являются: «Диалектика природы”, «Анти-Дюринг”, «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” и др.
Вместе они разрабатывали основные идеи исторического материализма и материалистической диалектики. Большой вклад Энгельс внес в исследование проблем рабочего движения. Определенный интерес представляют его работы в области развития идеологии народного образования. В частности, он предлагал строить систему образования с учетом следующих принципов: всестороннего развития индивида, равных возможностей получения образования, коллективизма, соединения обучения с производительным трудом.
Философия марксизма в
русской мысли представляет собой
многоплановое явление, вобравшее
и отразившее всю сложность процесса
развития России на рубеже двух веков.
Одна из ее особенностей – практическая
направленность, связанная с задачей
изменения общественно-
Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи был Плеханов. Он был народовольцем, но в 1883 г. порывает с идеологией и практикой народничества и создает марксистскую группу «Освобождение труда”.
Плеханов становится первым
пропагандистом и теоретиком диалектического
материализма в России. В своих
работах он много внимания уделял
вопросам материалистического понимания
истории, проблемам исторической необходимости
и свободы, диалектике взаимоотношений
общественного бытия и
В теории познания Плеханов отстаивает принцип познаваемости мира и существование объективной истины и резко критикует русских махистов за их представления о мире как субъективной реальности.
В понимании истории Плеханов
разделяет взгляды Маркса, считая
развитие производительных сил всеобщей
причиной общественного движения, изменение
которых обусловливает
Дальнейшее развитие философия марксизма получает в трудах Ленина. Теоретическая разработка Лениным проблем социального развития была неразрывно связана с практикой революционной деятельности. В его работах анализируются вопросы, связанные с пониманием роли народных масс и личности в истории, классов и классовой борьбы, социальной революции, сущности государства, закономерностей становления социализма. В своей теории культурной революции он обосновал необходимость воспитания человека, способного не только овладеть культурными ценностями, но и творить их.
В конце XX – начале XXI века марксизм развивается на почве неклассической философии Ю. Хабермаса, С. Жижека и др.
4.3. Основные исторические
формы позитивистской
Философия науки. Одним из ведущих направлений философии XX века является философия науки — совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и, как правило, единственным предметом анализа выступает научное знание.