Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:17, курс лекций
Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.
Лекция 6. Модуль 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси (2 часа)
6.1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период Средневековья.
6.2.Социально-философские
и гуманистические идеи в
6.3.Философия и развитие
белорусского национального
6.4.Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях.
6.1.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период Средневековья
В истории философской мысли Беларуси выделяют несколько периодов, в основном мало связанных между собой преемственностью традиций, сменявших друг друга в силу внешних, главным образом политических обстоятельств.
В качестве важнейших периодов можно выделить следующие: 1) распространение идей ренессансного гуманизма и реформации (XVI—XVII вв.); 2) преобладание схоластической философии (XVII — первая половина XVIII вв.); 3) распространение философии просвещения (вторая половина XVIII — первая половина XIX вв.); 4) распространение народно-демократической идеологии (вторая половина XIX в.); 5) гегемония марксистско-ленинской идеологии (20-80-е гг. XX в.); 6) современная философия конца XX – начала XXI в.
6.2.Социально-философские
и гуманистические идеи в
Начало распространения идей ренессансного
гуманизма в Беларуси связано, прежде
всего, с деятельностью Франциска
С середины XVI в. на территории Великого княжества Литовского развернулось движение Реформации, оказавшее значительное влияние на общественную мысль. Видным идеологом одного из течений Реформации — антитринитаризма 17 — был Сымон Будный (1533—1593). Он отверг догмат о божественной природе Христа, называя «вздором софистов» утверждения, будто Бог мог родиться из своего собственного естества. Христос, по мнению С. Будного, выдающийся пророк, но все же смертный человек. Ему не следует поклоняться как Богу, и догмат о Троице несостоятелен. Наряду с этим С. Будный отрицал догмат о бессмертии души. Далее он пришел к отрицанию Бога как личности и истолкованию его как безликого творящего начала.
В конце XVII в. наиболее известным схоластом в Вильно прослыл В. Тылковский (ок. 1624—1695). Крупнейшее сочинение В. Тылковского — девятитомная «Занимательная философия» — систематизированное изложение учения Аристотеля в истолковании Фомы Аквинского.
Среди преподавателей средневековой схоластики выделялся профессор Виленского университета М. Смиглецкий. По принципиальному для схоластической философии вопросу об универсалиях М. Смиглецкий придерживался позиции реализма. Наряду со схоластическим реализмом, в Виленской академии получил распространение и умеренный номинализм. Его сторонниками были И. Кимбарас, Г. Станиславский, С. Крюгер, К. Вежбицкий.
Значительный след в истории белорусской и русской культуры оставил Симеон Полоцкий (Самуил Петровский–Ситнианович, 1629—1680). Полоцкий полагал, что мир создан Богом. Мир основан на двух началах — материальном (земля, вода, воздух и огонь) и духовном. Человек причастен к обоим началам. Природа подобна книге, которую человеку следует изучать; бытие Бога недоступно чувственному восприятию, значит, Бога нельзя познать, но в него нужно верить. С. Полоцкий высоко оценивал роль философии в жизни людей, полагая, что она лечит людские нравы, учит справедливой жизни, помогает правителям мудро управлять державой.
Во второй половине ХVIII в. в Речи Посполитой распространилась так называемая "эклектическая философия» — сочетание схоластики с идеями новоевропейской науки и философии. Переход от схоластики к философии Нового времени проявился во взглядах профессора Виленского университета Бенедикта Добшевича (род. в 1722 г.). Как и схоласты, он много внимания уделял логике, но связывал ее уже не столько с теологией, сколько с наукой, считая ее фундаментом всех наук, в том числе и философии.
Начиная с Б. Добшевича схоластическая философия в Литве и Беларуси стала заметно утрачивать свои позиции.
Идеи просветительской философии стали распространяться в Великом княжестве Литовском во второй половине XVIII в. Видным сторонником просвещения был Казимир Нарбут (1738—1807). Принимая позицию деизма, он стремился к освобождению философии от схоластики и богословия. Вместе с тем он полагал, что истинные знания не противоречат религии. В воззрениях на общество К. Нарбут придерживался теории общественного договора.
Важную роль в распространении идей Просвещения в ВКЛ сыграл Иероним Стройновский (1752—1815). В гносеологии И. Стройновский придерживался позиции сенсуализма, высоко ценил философские системы Локка и Кондильяка. Социальные воззрения И. Стройновского основаны на теории «естественного права». Он считал, что законы, устанавливаемые в обществе, должны приближаться к естественным. Нравственный порядок он рассматривал как часть мирового порядка.
Концепцию генезиса мышления и языка разрабатывал Аниол Довгирд (1776—1835). Логика, по мнению Довгирда, предшествует философии в генетическом и методологическом плане. Самой же логике предшествуют опытные знания. Еще до открытия законов логики люди использовали их на практике, поскольку опирались на «естественную логику», а потом уже появилась «искусственная логика», т. е. логика как наука, основанная на опыте и обобщениях. Возникновение и развитие мышления, как полагал Довгирд, обусловлено общением и совместной деятельностью людей. Мышление человека неразрывно связано с языком.
В конце XVIII — начале XIX вв. наряду с просветительскими воззрениями получили распространение идеи романтизма. Влияние романтизма проявилось в эстетических взглядах Леона Боровского.
В 1817—1823 г. в Виленском университете действовала тайная организация «Общество филоматов» (любителей наук). В состав руководящего ядра общества входили: Юзеф Ежовский, Томаш Зан, Адам Мицкевич, Ян Чечет, Францишек Малевский, Казимир Пясецкий, Михаил Рукевич, Онуфрий Петрашкевич, Теодор Лозинский. Основой своего союза они провозглашали добродетель и труд. Ведущую роль в разработке важнейших программных документов организации играли А. Мицкевич и Т. Зан.
Своей целью члены общества объявили
самосовершенствование и
Видную роль в развитии белорусской общественной мысли сыграло творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807—1884 гг.).
Дунин-Марцинкевич полагал, что
необходимо совершенствовать человеческие
отношения путем просвещения
и нравственного воспитания. Важную
роль в этом способна играть литература
на белорусском языке, которая была
бы понятна как помещику, так и
крестьянину и изображала бы идеальное
состояние жизни, простые и доброжелательные
отношения. Он проповедовал братское единство
людей, простоту и «естественность»
жизни согласно многовековым патриархальным
традициям, противопоставляя их сложности,
нравственному хаосу и взаимной
вражде, царящим в городе. Белорусский
язык Дунин-Марцинкевич считал крестьянским,
простонародным. Беларусь не представлялась
ему самостоятельной в
6.3.Философия и развитие
белорусского национального
Развитие белорусского национального самосознания в начале XX века было предопределено заметными явлениями в общественно-политической жизни Северо-Западного края 18 во второй половине XIX века и, в первую очередь деятельностью Кастуся Калиновского (1838—1864), издававшего «Мужицкую правду», проповедовавшего идеи крестьянской революции, общинного социализма, национального освобождения; народнических групп, и газеты «Гомон», творчеством Франтишка Богушевича (1840—1900), Янки Лучины (1851—1897); распространением марксистских идей.
В начале XX в. на идейном поприще выступили газеты «Северо-Западный край», «Наша доля», «Наша нiва», большевистская газета «Звезда». Большую роль в развитии белорусской общественно-политической мысли сыграли литераторы Алоиза Пашкевич-Тетка (1876—1916), Янка Купала (1882—1942), Якуб Колас (1882—1956), сторонники идеи национальной автономии белорусского народа, его просвещения, общности и бесклассовости (И. Луцкевич, Ю. Верещат, Бурбис), большевистские пропагандисты и организаторы М. В. Фрунзе, А. Ф. Мясников.
Патриотизм, идеи свободы и национального самосознания составляют лейтмотив творчества классика белорусской литературы Я. Купалы. Поэма «Безназоўнае» (1924) стала попыткой Янки Купалы выявить и осмыслить идел национального государственного строительства. Через художественные образы сельского мужика Янка Купала открыл миру белорусов как народ, с его сложной историей и великими духовными чертами: свободомыслием, патриотизмом, жертвенностью, справедливостью, добром и красотой.
В 1921 г. небольшим тиражом в Вильно была издана работа Игната Абдираловича (И. В. Канчевский, 1896—1923) «Адвечным шляхам: Дасьледзiны беларускага светапогляду». В ней автор размышляет об историческом пути и культурном своеобразии белорусов, находящихся между Востоком и Западом и не принявших ни ту, ни другую сторону. Белорусам нужны «свои белорусские формы жизни», но при этом следует избегать «белорусского мессианизма». В творчестве адекватных форм жизни дух должен быть свободен от лозунгов и догм. «Истинной основой жизни может быть только творчество». Свободная, непринудительная кооперация должна служить ориентиром формирования человеческих отношений.
Систематические исследования и преподавание философии возобновляются спустя десятки лет 19 уже в Советской Белоруссии в 1921 г. благодаря учреждению Белорусского государственного университета и организации кафедры диалектического материализма.
В первые годы существования БГУ
видную роль играл профессор Владимир
В Белоруссии начиналась творческая
биография известного специалиста
в области истории философии Бе
В Минске довелось работать в последние годы своей жизни академику АН СССР Георгию Федоровичу Александрову (1908—1961), который был редактором и одним из авторов трехтомной «Истории философии», за которую он также был удостоен Государственной премии СССР.
6.4.Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях
В философских исследованиях 70-80-х гг. видное место занимают труды Вячеслава Семеновича Степина (р. 19.08.1934), специалиста в области теории познания, философии и истории науки, философской антропологии. Он окончил отделение философии исторического факультета БГУ (1956). В 1981—1987 гг. заведовал кафедрой философии гуманитарных факультетов БГУ, с 1988 г. - директор Института философии Российской академии наук. В 70-80-е гг. В. С. Степин внес значительный вклад в исследования проблем методологии науки и теории познания. В последние годы его внимание обращено, прежде всего, к проблемам соотношения универсалий культуры и философских категорий, проблемам диалога науки, культуры, религии и т.д.
Сегодня перед философской мыслью встают проблемы духовного возрождения белорусского общества, современного содержания традиционных ценностей белорусской культуры, осмысления трансформационных процессов всех сторон общественной жизни, процессов глобализации, идущих в современном мире. В контексте этих процессов необходимо сохранение национальной идентичности отдельных регионов, народов, культур. Обращение к ценностям национальной культуры, их актуализация в современной социально-культурной динамике – одна из серьезнейших задач философии. Решение экологической проблемы также входит в круг интересов национальной философской культуры. В белорусской духовной традиции сосредоточен оригинальный экологический потенциал, созвучный современным поискам идеала коэволюции общества и природы. Философско-социальные исследования должны способствовать поискам духовных основ консолидации современного общества, выявлению общегражданских ценностей и интересов, составляющих стержень национальной идеи и государственности.